Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал "Золотые Врата Урала" с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

Выход
Золотое Времечко

Новости из Соликамска:

Людмилинская скважина Соликамска

Кто себе воздвигнет памятник?

"Мне показали герб города Соликамска, я спросила: "Что это за колодец?". А это, говорят, знаменитый соляной колодец, с которого начинается город, место, где была добыта первая соль камская. Интересно мне стало посмотреть на то место, которое изображено на гербе города. Показали мне его… А вы видели? Если да, то поймете мои чувства: сначала удивление (мои глаза стали круглыми, как тот колодец), затем смех над моими ожиданиями и действительностью, потом горечь и обида за герб Соликамска. Я ожидала увидеть что-то типа народного памятника, а увидела болото, старый сруб и лягушек, одиноко квакающих на пустыре... Г.А. ПЕРИНА, житель 3-го микрорайона".
Письмо нашей читательницы пришло как будто бы в ответ на желание редакции "Нашего Соликамска" попытаться всем миром возродить незаслуженно забытые исторические памятники города.
Газета "Наш Соликамск" объявляет акцию "Ренессанс-2003" по восстановлению, наведению порядка, облагораживанию, ремонту памятных мест Соликамска. Отрадно, что на первые же призывы редакции откликнулись соликамские краеведы и музейщики. Ну, им-то сам Бог велел. Очень тронуло желание производственников, предпринимателей, жителей города вложить собственные силы и средства в восстановление памятников.

Историки - "ЗА"!

Рассолоподъемная скважина с деревянной обсадной трубой была пробурена в 1906 году на Троицком солеваренном заводе. По занимаемой площади он соответствовал размерам сохранившегося сользавода в Усть-Боровой. В те времена и не предполагали, что именно Людмилинская скважина станет символом второго рождения Соликамска. Название "Людмилинская" объект получил от имени жены хозяина Троицкого завода И.В. Рязанцева - Людмилы. Сегодня Людмилинская скважина единственная из скважин (существовавших по берегам Усолки), которая сохранилась в своем первозданном виде.
- И в этом есть историческая справедливость, - подмечает директор Соликамского краеведческого музея Ольга ЛЕБЕДЕВА. - В начале двадцатого столетия в недрах Людмилинской скважины были обнаружены калийные соли, ставшие залогом благополучия Соликамска. Да и все Верхнекамское месторождение своему появлению и развитию обязано когда-то открытой на берегу Усолки скважине. То состояние и окружение, в котором сегодня находится памятник, умаляет его историческое значение. Облагородить символ города - для нас отнюдь не легкая задача. Но она вполне решаема, если к делу "Нашего Соликамска" подключатся неравнодушные горожане.

Строители: начинать с фундамента!

Вполне реальной, с точки зрения строителя, посчитал восстановление древних строений у Людмилинской скважины главный инженер ОАО "Соликамскстрой" депутат городской Думы Владимир ОШКАНОВ.
- Восстанавливать эти строения надо в том виде, в каком они строились 100 лет назад, - считает Владимир Дмитриевич. - Но прежде надо подумать о каком-то фундаменте под такое строение и об отведении из-под него воды, потому что в этом районе очень много родников. Я думаю, что проектировщики треста смогут оформить эскизные наброски и сделать для этого необходимые расчеты. Вот бы еще поинтересоваться в городской СЭС насчет состава воды в скважине. Тут можно не только историческую ценность восстановить, но и лечебную пользу найти.

Краеведы идут по следу…

- Проект создания экскурсионно-туристического объекта у Людмилинской скважины был создан еще 20 лет назад, - сообщил один из основателей туристического клуба "Полюс" турист и краевед Юрий Ефимович ЮДИН. - Делал его под руководством первого директора Музея соли Эвальда Везнера архитектор реставрационной мастерской Александр Кокшаров. В зону этого объекта входила Людмилинская скважина и родники, которые находятся рядом с ней. Планировалось также соединить их бревенчатой тропой. Следы этого проекта надо искать где-то в Музее соли.

"Привыкли руки к топорам"

Нашелся в городе и умелец, который имеет опыт строительства "под старину". Специалисты фирмы "Бревенчатое домостроение", которой руководит Игорь ГОЛОВ, уже делали часовню для одного уфимского заказчика.
- Мы собираем срубы русской и канадской рубки, - говорит Игорь Алексеевич. - Прямо-угольные, пятиугольные, ромбические - любые. А канадская рубка не что иное, как старорусский способ, известный в Европе под этим названием. Если будет проект или эскиз строения для Людмилинской скважины, то мы сможем помочь в строительстве этого бревенчатого объекта. Давайте план, материал, за нами дело не станет.

Соленые свадьбы?

Соль подарила жизнь нашему городу, и неделю назад соль стала символом рождения новой семьи - Юрия и Надежды ЩИНОВЫХ. В истории современности супруги Щиновы будут значиться первой молодой парой, открывшей славную традицию посещать в день свадьбы исторический памятник города. 16 мая их свадебный кортеж прибыл к месту Людмилинской скважины. Здесь Юрий и Надежда приняли участие в древнем свадебном обряде, который провела для них архивный сотрудник музея Наталья МЕЛКОМУКОВА. "Чтоб хлеб-соль не переводилась на вашем столе, тогда и во всем доме достаток будет, - напутствовала супругов Наталья Валерьевна. - Познаете друг друга, когда вместе пуд соли съедите. Не покажется он столь горьким, если любовь ваша крепка". А чтобы чувства молодоженов становились прочнее год от году, сбрызнули они себя соляным раствором. Веря в магические свойства соли, старожилы поговаривают, что этот обычай вместе с любовью сулит удачу и благополучие, оберегает молодую семью от сглаза.

Попадем в историю?

Таким образом, на сегодняшний день для начала восстановления исторического ансамбля Людмилинской скважины необходимо приложение сил проектировщиков, лесозаготовителей, строителей, специалистов по химанализу. И просто крепких сильных рук, умных голов и заботливых сердец. Таких людей ищет газета "Наш Соликамск"

* * *

Соликамск Столетней давности

В 1909 году на средства Соликамского купца и городского головы Николая Михайловича Ксенофонтова была выпущена серия почтовых карточек с видами города. Издание осуществила московская фирма "Шерер, Набгольц и К". Съемкой руководил сам Ксенофонтов, и запечатленными оказались наиболее значимые, с его точки зрения, объекты и события. Тут и "Соликамский кремль", и "Городская управа", и "Мужской монастырь", и "Винный склад", и "Площадь Девятой пятницы"… Всего 26 видовых открыток, предназначенных для продажи как в розницу, так и набором.
Купить их можно было в Соликамске в магазине самого Ксенофонтова. Поскольку это были почтовые карточки, рассылавшиеся родным и знакомым в различные уголки империи, их можно встретить в самых удаленных населенных пунктах. Предполагается, что часть тиража осталась в Москве и разошлась там. Но каков был тираж - неизвестно.
Конечно, это не было новаторством. Мы знаем, что в начале XX века многие провинциальные города России удостоились чести быть запечатленными на фото и растиражированными. Соликамску тоже было что показать.
До сих пор "Ксенофонтовские карточки" востребованы и довольно широко известны - по многочисленным публикациям. Они являются уникальным историческим документом. Нет сейчас Спасо-Архангельской колокольни, нет Троицкого солеваренного завода, нет мельницы на Усолке и гостиных дворов. Канула в Лету ярмарка, изменились, перестроены, храмы. Поменялась сама планировка города, исчезли многие дома…
Соликамск 100-летней давности красив, интересен и трогателен - его уже нет.

Эксклюзив: Цифирная школа.

В 1723 году в Соликамске была создана первая школа. Петр1 просвещал Россию. В его указе соликамскому воеводе предписывалось: " Отвесть школу и выслать учению учеников… дать для отопления дров, к караулу школы выделить три человек солдат, бумаги в год три стопы, да в ноябре, декабре и инваре по десять свечей на день, кроме праздничных и воскресных дней". В эту школу детей отбирали независимо от сословия, верорятно, потому что не очень-то стремились к учению дворянские да купеческие дети. Не случайно упоминаются в государевом указе солдаты, в их задачи входило собирать учеников на занятия и караулить их во время уроков, чтоб не сбежали.
Учитель в школе был один - Степан Жеребцов, окончивший столичную артиллерийскую академию. Поскольку школа называлась цифирной, Жеребцову был дан наказ: "Учить тебе… арифметике , а именно: нумерации, аддиции, субстракции, мультипликации, дивизии, тройных правил, тройных возвратных, как без долей, так и с долями и десятичного счета и делению радикса квадрата и радикса кубуса; а который вышеозначенную науку обучит…учить геометрии и циркулярным приемам, потом тригонометрии, плоской плегометрии и штирометрии".
Чтобы не комплексовать перед умными предками, немногго расшифрую: "аддиция" - сложение, "субстракция" - вычитание, "мультипликация" - умножение, "дивизии" - деление.
Неизвестно, осилил ли кто-либо из соликамских детей эту науку полностью. После кончины Петра1 учеников в школе поубавилось. В 1726 году в докладе адмиралтейской коллегии Степан Жеребцов назван в числе других учителей, вернувшихся из цифирных школ, за недостатком учеников. Первая попытка оказалась не совсем удачной.

Имена: Д.Г.Мессершмидт

Немецкий ученый Даниил Готлиб Мессершмидт, по поручению Петра1, отправился в 1719 году изучать природные богатства Сибири. В первый раз он проследовал через Соликамск в свите посла Л.В.Измайлова, направлявшегося в Китай. Тогда в нашем городе он не задержался. Более шести лет Мессершмидт изучал Сибирь, вел дневник, собрал массу экспонатов.
На обратном пути, весной 1726 года, ученый остановился в Соликамске. Здесь его много заинтересовало - флора и фауна, полезные ископаемые; он наблюдал процесс выварки соли, сравнивая его с германской соляной добычей. И это все содержится в дневнике путешественника. Наконец, Мессершмидт определил географическую широту Соликамска. Здесь он провел почти 8 месяцев, радушно принятый соликамцами. 14 декабря 1726 года он покинул наш город и продолжил свое путешествие.


Музейные новости

Экспозиция, посвященная 390-летию Соликамского воеводства, открыта в краеведческом музее. Посетитель может познакомится с интерьером приказной избы, увидеть оружие XVII века, представить размеры воеводства и его историю. Значение Соликамского воеводства в общей государственной системе подчеркивает солидный список воевод, среди которых - князья, ближние стальники, думные дьяки - представители виднейших российских фамилий. На особом стенде - множество царских грамот соликамским воеводам. Подробно рассказана "биография" дома воеводы. Особой изюминкой первые посетители назвали специально изготовленные манекены в одеждах, соответствующих XVII веку. Они представляют воеводу, писца и двух стрельцов.

Курьезы: Бажовская коллекция.

Известно, что П.Бажов работал в газете "Уральский рабочий". В первые годы Советской власти страну захлестнуло желание высказаться: в газеты шел нескончаемый поток писем от читателей, которые были не очень грамотны. Писатель стал собирать "ляпсусы" и через некоторое время поделился своей "коллекцией" с читателями. Думаю, и в наше время это будет интересно.
"Говорит хорошо, но принципиальным тоном".
"Новый состав выбрали конкретно".
"Ребята довольно практически и делово подмечали недочеты, как-то: о массовой работе, об участии в клубной работе, но секретарь тов. Петухов в заключительном слове всех нахлобучил по голове, так раскричался на ребят, что даже некоторые чуть не убежали".
"Хочу остановиться на методах борьбы с тараканами, которые применяю в своем хозяйстве".
"Сначала изолировал богородицу под стеклом за 6 гривен, а потом святого Пантелея на кон поставил в 3 копейках, только не приняли, как вовсе он старый, ничего не разберешь - доска доской".
"Онулировал куму бороду, а своячине обе косы выдрал".
"Спец матерной биллектристики".
"Катил всех с высоты американских небоскребов".
"Был выброшен из окошка на улицу, чтобы не завести скандала".
"Избач - чебачьи шары носит значок КИМ и синяк под левым глазом, а сам завсегда пьяный на полные 100 процентов".
"Ел опилки, оправлялся углями, чтобы самовары греть".
"По просту сказать, не столь ревизовали, сколь учительшам пушной товар подминали".
"Старики разговаривают об огненных змеях, которые будто бы выпариваются из петушиного яйца, которое человек выпаривает за пазухой, а петухи несут яйца только тогда, когда проживают 3 года и не ознобит гребень, а потом этот змей таскает человеку разное добро: масло, яйца, золото, серебро".

МУЗЕЙ В СОЛИКАМСКЕ ЗАКРЫТ "ПО РЕШЕНИЮ МЭРА"

Музей Олейниковых стал первым объектом, которого коснулось реформирование. Заводчане предложили Семену Ивановичу разместить свои работы в Доме культуры магниевиков и здесь же предоставили художнику помещение для мастерской. Это предложение С.И. Олейников отверг, мотивируя тем, что залы ДК “СМЗ” не соответствуют условиям содержания картин. Художник настаивает на том, чтобы картины остались в прежнем здании и согласен передать помещение в собственность города.

24 марта руководством ОАО “Соликамского магниевого завода” был подписан приказ о ликвидации структурного подразделения завода “Дом-музей Олейниковых”. Художнику, Почетному гражданину города Соликамска со стороны предприятия было предложено в срок до 27 марта освободить помещение в связи с выставлением его на торги.

Ситуация обернулась конфликтом для обеих сторон. Выступая на правах собственника здания Дома-музея и.о. генерального директора ОАО “СМЗ” Александр Субботин пояснил, что ликвидация подразделения завода “Дом-музей Олейниковых” продиктована объективной финансовой ситуацией на предприятии. В связи с чем руководством ОАО “СМЗ” была принята программа по сокращению непроизводственных затрат. Музей Олейниковых стал первым объектом, которого коснулось реформирование. Заводчане предложили Семену Ивановичу разместить свои работы в Доме культуры магниевиков и здесь же предоставили художнику помещение для мастерской. Это предложение С.И. Олейников отверг, мотивируя тем, что залы ДК “СМЗ” не соответствуют условиям содержания картин. Художник настаивает на том, чтобы картины остались в прежнем здании и согласен передать помещение в собственность города.

Однако, со слов Александра Субботина, в 2002 году руководство завода не раз предлагало администрации Соликамска безвозмездно взять на свой баланс помещение дома-музея, но конкретного ответа от властей так и не поступило. К сожалению, пока нам так и не удалось найти чиновника, который мог бы открыто прокомментировать ситуацию. Нейтральная позиция администрации, на чью поддержку так рассчитывал художник, крайне возмутила Семена Ивановича. От отчаяния он написал на дверях здания: “Музей закрыт по решению мэра”.

Cрок, за который Семену Ивановичу необходимо было освободить помещение, истек 27 марта. Утром этого же дня в Дом-музей прибыли сотрудники службы безопасности ОАО “СМЗ”. Дверь Семен Иванович не открыл. Работники завода, сорвав решетку, проникли в помещение Дома-музея через окно и стали настаивать на перевозке картин в ДК “СМЗ”. Отсрочка была продлена до 6 апреля. В прошедшие дни С.И. Олейников и его друзья искали помощи у губернатора области, депутатов ЗСО. Обратился художник и к Президенту страны. В тексте он подчеркнул: “… Я подвергся беспредельному глумлению со стороны нынешних промышленных воротил и их обслуги, при полном бездействии местных властей. Поэтому намерен отказаться от звания почетного гражданина города Соликамска. Мне стыдно носить это звание…”.

Свою позицию по этому поводу администрация города выразила в официальном обращении к руководству ОАО “СМЗ”:

“В наше время признание права собственности - дело достаточно серьезное. Но крайне не этично утверждать его жесткими силовыми приемами. Администрация города не предполагала, что те предупреждения, которые руководство завода направляло Семену Ивановичу, будут реализованы в такой грубой форме. О фактах нарушения прав человека в отношении почетного гражданина города С.И. Олейникова администрация направила обращение на имя прокурора города”.

Будоража общественность, страсти вокруг дома-музея Олейниковых не утихают и по сей день. Семен Иванович растерян. 25 марта ему исполнилось 73 года…

P.S.: 1 апреля состоялась встреча депутата ЗСО Г.П. Тушнолобова, мэра М.В. Богданова и и.о. ген. ди-ректора ОАО “СМЗ” А.М. Субботина, в ходе которой была достигнута договоренность о безвозмездной передаче здания выставочного зала в муниципальную собственность. Судьба музея будет решена позднее. Геннадий Тушнолобов сообщил об этом Семену Ивановичу.

На заднем ПЛАНЕ

Мы уже сообщали, что 24 марта руководством ОАО “СМЗ” был подписан приказ о ликвидации структурного подразделения завода “Дом-музей Олейниковых”. На сегодняшний день вопрос о судьбе Дома-музея остается открытым. Стороны не могут прийти к единогласному решению и, отстаивая свою позицию, приводят следующие аргументы:

Народный художник Семен Олейников: Я не намерен делить свою коллекцию на части и твердо убежден в том, что собрание картин должно остаться в прежнем здании. Музей изначально строился для нашего творчества, зачем сегодня его вымазывать грязью? Потеряв помещение выставочного зала, город оставит потомков без культурного наследия. Да и слава “Дома-музея Олейниковых” уже давно прочно ассоциируется с городом Соликамском.

Моя коллекция не является частной уже полтора года. 8 августа 2001 года мною было составлено завещание, в котором я все свое имущество оставляю городскому краеведческому музею. С документом был ознакомлен зам. главы администрации по социальным вопросам В.А. Лыткин. И заявлять публично, что мои картины частные, значит, не владеть информацией! Если я сегодня оказался вдруг не нужен городу, то пусть администрация скажет мне об этом открыто. Потеряю не я.

Мэр Соликамска Михаил Богданов: Сегодня в Соликамске в разных жанрах и направлениях работает более 60 художников. Большинство из них неоднократно становились участниками выставок не только в нашей стране, но и за рубежом. Поклонникам искусства хорошо известно творчество М.М. Потапова, А.И. Малышева, О.-М. Классен, О.Ф. Широковой, И.Г. Сусекова, Д.Н. Перминова. Их выставки проходили не только в Соликамске, но и в Екатеринбурге, Москве, Египте, Германии, Франции, Японии. Парадокс, но некоторые из этих мастеров в родном городе мало известны. В идеале хотелось, чтобы работы лучших соликамских художников были собраны под одной большой крышей. Заботясь о сохранении культурных традиций, сегодня необходимо поддерживать всех художников, ведь далеко не у каждого из них есть хорошая мастерская и, тем более, собственный выставочный зал.

В этом смысле, пожалуй, только С.И. Олейникову повезло, когда руководство магниевого завода в лице А.А. Щелконогова взяло художника под опеку, создало достойные условия для творчества, помогло иметь собственную постоянно действующую выставку. Новые времена внесли свои коррективы. Сегодня собственники вправе самостоятельно определять судьбу принадлежащего им объекта - здания выставочного зала. Со своей стороны администрация продолжает вести переговоры с руководством ОАО “СМЗ” о возможности передачи дома-музея в муниципальную собственность. Сегодня говорить о каких-то конкретных результатах пока рано, дело это долгое и сложное, требующее решения Думы. Продолжаются переговоры и с Семеном Ивановичем о передаче его художественных работ в муниципальную собственность.

Сегодня городской художественный музей, начало которому положила безвозмездно переданная коллекция художников Богоявленских, имеет довольно крупное собрание художественных произведений и готов экспонировать работы художников Олейниковых. Город постарается сделать все возможное, чтобы их творчество, официально став достоянием Соликамска, и дальше радовало жителей и гостей города.

Член совета директоров ОАО “СМЗ” Павел Детков: Программа снижения издержек на ОАО “СМЗ” обсуждалась на декабрьском заседании Совета директоров в прошлом году. В целом, такая программа необходима. Есть реальные возможности сократить издержки и расходы предприятия на 200 миллионов рублей в год. Единственный пункт программы, который вызвал трения на Совете, - это предложение руководства завода избавиться от объектов соцкультбыта: дома спорта, выставочного зала, профилактория. При голосовании пять членов совета - П.Детков, А.Щелконогов, А.Кузнецов, Г.Джулини и А.ДеСентХилер - высказались против ликвидации объектов соцкультбыта, но большинством голосов (десять против пяти) это решение было принято. На мой взгляд, доля средств, которые тратятся на содержание соцкультбыта, сравнительно мала и не окажет значительного влияния на финансовое положение завода (к примеру, содержание выставочного зала обошлось заводу в 2002 году в 250 тысяч рублей). Кстати, никто не может объяснить, почему в том же году, непрерывно жалуясь на недостаток средств, руководство завода истратило около миллиона рублей на строительство базы отдыха на озере Редикор.

И. о. генерального директора ОАО “СМЗ” Александр Субботин:

- В прошлом году предприятием были получены убытки в размере 137,5 млн. рублей. Бюджет 2003-го года ограничивает возможность содержания социальных объектов завода. В силу чего на ОАО “СМЗ” принята программа по сокра-щению непроизводственных затрат. И реформирование коснется, прежде всего, социальной сферы завода.

Дом-музей Олейниковых - это не пол, не стены и не потолок, а картины, которые расположены в здании. Большая же часть расходов предприятия приходится именно на содержание помещения (отопление, электроэнергия, ремонт), а не экспонатов. В 2002 году на музей потрачено 600 тыс. руб. При этом завод имеет еще один объект культурного направления - это ДК “СМЗ”, где и предлагалось художнику разместить свои работы и оборудовать помещение под мастерскую. Этот вариант руководством завода признан оптимальным.

В течение 2002 года мы неоднократно предлагали администрации Соликамска безвозмездно взять на свой баланс помещение дома-музея Олейниковых. Конкретных предложений от города не поступало. Ждать мы не можем. Как Семен Иванович является хозяином своих картин, так и акционерное общество обладает правом собственности на здание музея. Тем более, что никакими договорными обязательствами отношения завода и С.И. Олейникова на протяжении десяти лет подкреплены не были.

(г.Соликамск)

Золотое Времечко. 2003.

TopList Рейтинг ресурсов УралWeb Fair.ru Ярмарка сайтов be number one Rambler's Top100