19.12.10
Проекты » Статьи » Кладовая звезд Урала » "Всадники успевают не всегда..."

20 мая 1989 года закончена работа Алексея Нянина в Уральском государственном университете имени М.Горького по творчеству уральского писателя и педагога В.П.Крапивина, работы, фрагменты которой публикуются здесь, начиная с 3-4 выпусков «ЗОВУ РИТМ» 2009 года).

Конечно, сама публикуемая работа, как и книги В.Крапивина, не о том, что происходит сегодня в школе и вне школы с детьми. Там отражены 70-80-е годы ХХ века. Но у нас как раз и была задача на этот раз показать, откуда растут сегодняшние проблемы с воспитанием. Потому что понятно, что они возникли не вдруг и являются следствием ранее происходивших процессов в педагогике и литературе, системе образования и всей общественной жизни. Мы считаем, что важно и полезно знать свое прошлое, близкое и далекое!

От редакции

 

«ВСАДНИКИ УСПЕВАЮТ НЕ ВСЕГДА»,

или

ВНУТРЕННИЙ МИР ПОДРОСТКА

 

…Каким образом раскрывается характер Серёжи Каховского на страницах трилогии?

Не по годам зрелая рефлексивность подростка, отмечаемая критиками ( Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт. ), составляет одну из его сильных сторон. Она рациональна, помогает в критической ситуации делать нравственный выбор « на несколько ходов вперёд ». Когда на станции Роса физрук хватает Серёжу, чтобы насильно увести в лагерь и Нок выручает его, у него, никогда ещё не испытавшего на себе злую силу взрослого, остаётся горькое беспокойство: « Хорошо, что я не успел заплакать ». Не раз он испытывает потом обиду непонимания, которая стремительно нарастает и... Сначала решимость действовать и необходимость держат в напряжении, потом приходит расслабление, особенно когда кто-то поддержит и утешит, вместе с расслаблением жалость и сострадание к себе, бывшему в трудной ситуации, накатывают с такой силой, которая требует немедленной разрядки, выхода. Обида прорывается слезами: ну почему нельзя было сразу решить по справедливости, без обид! Даже в семье бывает такое. Самокопание, сомнения занимают в душе мальчика большое место. По сле того как хулиганствующие подростки избили на улице Митю Кольцова за сопротивление им, а бывшие при этом одноклубники трусливо бездействовали, Каховский мучительно раздумывает, а мог бы он, оказавшись на месте Мити, не струсить. Случай представился: ему пришлось сразиться с взрослым, вооружён ным ножом преступником. Капитан милиции оценил это по заслу гам: « Сергей, столкнувшись с преступником, вёл себя как насто ящий мужчина ». Казалось бы, какие ещё сомнения! Ан нет, в его « радости было беспокойство. Его сверлила мысль... о случайности ». И так всё время.

Стена непонимания и обиды, время от времени возникающая между Серёжей и окружающими, его рефлексивность, мечтатель ность и задумчивость как-то отдаляют его от действительности, ведут к вынужденному одиночеству, когда человеку больше при ходится общаться с самим собой, чем с другими. Из таких сос тояний подросток вынес убеждение: « Если человеку одиноко и страшно, кто-то должен оказаться рядом ». Сам он не ограничи вается ожиданием неведомых заступников, начинает по мере сил помогать одиноким и обиженным. Человек, по мнению писателя, « устроен так, что ему обязательно нужен приют ». И Серёжа ищет и находит его в разных местах, различных предметах. Но важнее всего для человека найти приют в людских сердцах. К тому же не всякий такой приют устроит Каховского: ему надо, чтобы ещё он сам смог приютить в своём сердце тех, кто бы приютил его, то есть речь идёт о взаимности.

А когда нет рядом друзей, Серёжа их придумывает: так появились в его жизни всадники и сказка о них, помогающая поддерживать силу духа, а при надобности и максимально мобилизовать и физические возможности подростка. Когда поздним ве чером четверо задержали Серёжу с маленькими Валерой и Стаси ком, ему стало страшно, но он преодолел страх. Так было, бы ло, было... На Сергея наступают: «мушкетёры» Совкова, физрук и сам Совков - в лагере, Дзыкины - во дворе, вооружённый преступник и хулиганствующие подростки - на тёмной улице. И то, что Каховский везде оказывается стойким и везде побеждает не благодаря физической силе (откуда она у пятиклассника!), а именно благодаря силе нравственной, не случай ность. У В.Крапивина добро побеждает зло, потому что добро, в конце концов, всегда сильнее, а зло одерживает верх только из-за временного количественного превосходства над качеством добра.

Нравственная сила - главная составляющая характера Сер гея Каховского, символизирующего силу добра. Истоки этой силы - в семье. У Каховских о матери Серёжи всегда говорят как о живой. Был случай, когда отец сжигал письма, написанные маме её другом юности Андреем Кожиным. А любопытному сыну ответил: « Чужие письма не читают без разрешения. Это нечестно ». А уроки заботливости о слабых? Тоже были. Иначе откуда взяться непонятному беспокойству после первой встречи со Стасиком Грачёвым: этот малыш, воспитываемый по-грачёвски, « был какой-то совсем беспомощный, весь перекрученный стра хом, и не осталось в нём ни гордости, ни капельки даже креп кого мальчишечьего характера ». Эта внимательность, чуткость рождались из общения отца с сыном. Трогательная сцена, ког да старший Каховский совсем ещё маленькому сыну говорит, что « настоящий мужчина никогда не дерётся с женщинами, это стыд но ». О честных и добрых отношениях свидетельствует письмо отцу, проникнутое чувством собственного достоинства: « Ты не думай, что я жалуюсь ...» И как оценить ещё мысли Сергея о рыцарской чести и доблести, если, по словам д'Артаньяна, она заключается не в умении владеть шпагой, а в самом человеке, и подросток в решающей схватке с Митей Кольцовым на первен ство по клубу чувствует, что противник устал, но он всей душой чувствует ещё и то, что победа Мите нужнее, и... проиг рывает. Самоотверженно, исключительно из высших побуждений.

Мальчик в том возрасте, когда в нём причудливо сочетают ся нравственный максимализм с нравственной зрелостью. Случи лось так, что он ударил Стасика за то, что тот припрятал, а потом отнёс нож преступника одному из ночных нападающих. Как молния, сверкнула в нём « мгновенная злость », но дело сделано - удар нанесён. Серёжа стыдится своей минутной слабости, испытывает к себе отвращение: чем же он после этого лучше отца Грачёва и тех же хулиганов на улице. А в лагере?.. « Сколько мужества и убеждённости нужно, чтобы назвать в таких условиях вещи своим именем и не испугаться, не отступиться от своей правоты, хотя бы против тебя были и власть взрос лого, и хулиганствующие директорские подпевалы, и молчаливый «нейтрализм» сверстников, не понимающих, как можно «бунтовать» в таких условиях » (Мотяшов И. Верность большому искусству. // Дет.лит. 1975. №8.).

Одна пощёчина, одно письмо... Пустяки? Но в жизни нет пустяков. Тем более в переломный подростковый возраст. Это - отношение, позиция. И герой « вовсе не однолинеен, он даже не совсем мальчишка в том несколько жёстком понимании, какое не редко придают этому слову сегодняшние подростки» ( Тубельская Г. (Рец.на «Всадники на ст.Роса»). // Лит.обозр. 1976. №6. ). Совсем уж по-взрослому рассуждает Сергей: « Кто же виноват, что среди людей попадаются такие дзыкины? Им наплевать на всех, кроме себя... И один такой может испортить жизнь многим хорошим людям… А всадники успевают не всегда ». Не зря дети любят книги В.Крапивина, им нужны такие вот зрелые герои, нужны способные поддерживать вокруг себя притягательную атмосферу доброты и честности.

Существенная черта крапивинского подростка - мечтательность, романтичность, способность « увидеть поэзию даже там, где, казалось бы, нелепо искать её» (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.). Маленькие и ребята постарше живут в более тесном и более населённом мире, чем взрослые. Они увлечены открытиями: ежедневно миллион открытий! Недаром Серёже « тайны, упрятанные в глубину земли, в заросли и камни, казались... живыми ». Романтикой первооткрытий прони зан каждый шаг подростка, каждый поступок. Даже в таких быто вых деталях, как кличка четвероногого друга (Нок куда романтичнее, чем просто: ще-нок!) и приобретение для него билета на поезд (как торжественный акт признания прав нового друга).

И как горько и больно бывает, когда вчерашние же подростки цинично растаптывают эти возвышенные порывы, как это делается юной проводницей в поезде, она, плюнув на всю эту романтику с билетом, просто не пустила в вагон: «хозяйка» вагона слишком трезво смотрела на мир и видела перед собой лишь лохматую бродячую собаку. Хорошо, рядом оказался Алексей Борисович, сказал своё слово, и у Серёжи тут же - новые мечты и надежды. Веришь писателю, когда он говорит: « Слово - удивительная вещь. Если скажешь «неудача» - кисло на душе делается. А если скажешь «приключение» - то сразу веселее ». Каждый раз с нетерпением и воодушевлением ждёт Серёжа и песню вожатого Кости, « и заранее начинала звенеть в нём радостная тревога. Будто могло случиться чудо, и всадники из песни готовы были вырваться на поляну и встать у костра ». Как Слово будоражит детское сердце! Костя, сам того не замечая, находит ключик к мальчишеской душе, и Серёжа готов теперь следовать за своим вожатым хоть на край света.

Большое место в жизни подростка занимает сказка, притом сказка собственного сочинения. Она, как квинтэссенция всего нравственного в подростке, становится компасом души. И сам писатель в другой повести пишет: « Все настоящие сказки про одно: как человек ищет человека » ( Крапивин В. Лётчик для Особых Поручений. // Крапивин В. Та сторона, где ветер. Лётчик для Особых Поручений. Свердловск.1975. ). Именно на этой основе она воплощается в жизнь, как у Серёжи, начиная от его герба (в клубе «Эспада») с всадниками, лучами солнца и кончая его жизненной позицией, чтобы самому стать Всадником, спешащим на помощь …

(Алексей Нянин. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»". (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). 1989г. )

 

Опубликовано в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ» 5-2009.

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=article&to=art&id=60