Статьи

- Проекты
Страница проекта - Кладовая звезд Урала
Страниц: 1

 

20 мая 1989 года закончена работа Алексея Нянина в Уральском государственном университете имени М.Горького по творчеству уральского писателя и педагога В.П.Крапивина, работы, фрагменты которой публикуются здесь, начиная с 3-4 выпусков «ЗОВУ РИТМ» 2009 года).

Конечно, сама публикуемая работа, как и книги В.Крапивина, не о том, что происходит сегодня в школе и вне школы с детьми. Там отражены 70-80-е годы ХХ века. Но у нас как раз и была задача на этот раз показать, откуда растут сегодняшние проблемы с воспитанием. Потому что понятно, что они возникли не вдруг и являются следствием ранее происходивших процессов в педагогике и литературе, системе образования и всей общественной жизни. Мы считаем, что важно и полезно знать свое прошлое, близкое и далекое!

От редакции

 

«ВСАДНИКИ УСПЕВАЮТ НЕ ВСЕГДА»,

или

ВНУТРЕННИЙ МИР ПОДРОСТКА

 

…Каким образом раскрывается характер Серёжи Каховского на страницах трилогии?

Не по годам зрелая рефлексивность подростка, отмечаемая критиками ( Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт. ), составляет одну из его сильных сторон. Она рациональна, помогает в критической ситуации делать нравственный выбор « на несколько ходов вперёд ». Когда на станции Роса физрук хватает Серёжу, чтобы насильно увести в лагерь и Нок выручает его, у него, никогда ещё не испытавшего на себе злую силу взрослого, остаётся горькое беспокойство: « Хорошо, что я не успел заплакать ». Не раз он испытывает потом обиду непонимания, которая стремительно нарастает и... Сначала решимость действовать и необходимость держат в напряжении, потом приходит расслабление, особенно когда кто-то поддержит и утешит, вместе с расслаблением жалость и сострадание к себе, бывшему в трудной ситуации, накатывают с такой силой, которая требует немедленной разрядки, выхода. Обида прорывается слезами: ну почему нельзя было сразу решить по справедливости, без обид! Даже в семье бывает такое. Самокопание, сомнения занимают в душе мальчика большое место. По сле того как хулиганствующие подростки избили на улице Митю Кольцова за сопротивление им, а бывшие при этом одноклубники трусливо бездействовали, Каховский мучительно раздумывает, а мог бы он, оказавшись на месте Мити, не струсить. Случай представился: ему пришлось сразиться с взрослым, вооружён ным ножом преступником. Капитан милиции оценил это по заслу гам: « Сергей, столкнувшись с преступником, вёл себя как насто ящий мужчина ». Казалось бы, какие ещё сомнения! Ан нет, в его « радости было беспокойство. Его сверлила мысль... о случайности ». И так всё время.

Стена непонимания и обиды, время от времени возникающая между Серёжей и окружающими, его рефлексивность, мечтатель ность и задумчивость как-то отдаляют его от действительности, ведут к вынужденному одиночеству, когда человеку больше при ходится общаться с самим собой, чем с другими. Из таких сос тояний подросток вынес убеждение: « Если человеку одиноко и страшно, кто-то должен оказаться рядом ». Сам он не ограничи вается ожиданием неведомых заступников, начинает по мере сил помогать одиноким и обиженным. Человек, по мнению писателя, « устроен так, что ему обязательно нужен приют ». И Серёжа ищет и находит его в разных местах, различных предметах. Но важнее всего для человека найти приют в людских сердцах. К тому же не всякий такой приют устроит Каховского: ему надо, чтобы ещё он сам смог приютить в своём сердце тех, кто бы приютил его, то есть речь идёт о взаимности.

А когда нет рядом друзей, Серёжа их придумывает: так появились в его жизни всадники и сказка о них, помогающая поддерживать силу духа, а при надобности и максимально мобилизовать и физические возможности подростка. Когда поздним ве чером четверо задержали Серёжу с маленькими Валерой и Стаси ком, ему стало страшно, но он преодолел страх. Так было, бы ло, было... На Сергея наступают: «мушкетёры» Совкова, физрук и сам Совков - в лагере, Дзыкины - во дворе, вооружённый преступник и хулиганствующие подростки - на тёмной улице. И то, что Каховский везде оказывается стойким и везде побеждает не благодаря физической силе (откуда она у пятиклассника!), а именно благодаря силе нравственной, не случай ность. У В.Крапивина добро побеждает зло, потому что добро, в конце концов, всегда сильнее, а зло одерживает верх только из-за временного количественного превосходства над качеством добра.

Нравственная сила - главная составляющая характера Сер гея Каховского, символизирующего силу добра. Истоки этой силы - в семье. У Каховских о матери Серёжи всегда говорят как о живой. Был случай, когда отец сжигал письма, написанные маме её другом юности Андреем Кожиным. А любопытному сыну ответил: « Чужие письма не читают без разрешения. Это нечестно ». А уроки заботливости о слабых? Тоже были. Иначе откуда взяться непонятному беспокойству после первой встречи со Стасиком Грачёвым: этот малыш, воспитываемый по-грачёвски, « был какой-то совсем беспомощный, весь перекрученный стра хом, и не осталось в нём ни гордости, ни капельки даже креп кого мальчишечьего характера ». Эта внимательность, чуткость рождались из общения отца с сыном. Трогательная сцена, ког да старший Каховский совсем ещё маленькому сыну говорит, что « настоящий мужчина никогда не дерётся с женщинами, это стыд но ». О честных и добрых отношениях свидетельствует письмо отцу, проникнутое чувством собственного достоинства: « Ты не думай, что я жалуюсь ...» И как оценить ещё мысли Сергея о рыцарской чести и доблести, если, по словам д'Артаньяна, она заключается не в умении владеть шпагой, а в самом человеке, и подросток в решающей схватке с Митей Кольцовым на первен ство по клубу чувствует, что противник устал, но он всей душой чувствует ещё и то, что победа Мите нужнее, и... проиг рывает. Самоотверженно, исключительно из высших побуждений.

Мальчик в том возрасте, когда в нём причудливо сочетают ся нравственный максимализм с нравственной зрелостью. Случи лось так, что он ударил Стасика за то, что тот припрятал, а потом отнёс нож преступника одному из ночных нападающих. Как молния, сверкнула в нём « мгновенная злость », но дело сделано - удар нанесён. Серёжа стыдится своей минутной слабости, испытывает к себе отвращение: чем же он после этого лучше отца Грачёва и тех же хулиганов на улице. А в лагере?.. « Сколько мужества и убеждённости нужно, чтобы назвать в таких условиях вещи своим именем и не испугаться, не отступиться от своей правоты, хотя бы против тебя были и власть взрос лого, и хулиганствующие директорские подпевалы, и молчаливый «нейтрализм» сверстников, не понимающих, как можно «бунтовать» в таких условиях » (Мотяшов И. Верность большому искусству. // Дет.лит. 1975. №8.).

Одна пощёчина, одно письмо... Пустяки? Но в жизни нет пустяков. Тем более в переломный подростковый возраст. Это - отношение, позиция. И герой « вовсе не однолинеен, он даже не совсем мальчишка в том несколько жёстком понимании, какое не редко придают этому слову сегодняшние подростки» ( Тубельская Г. (Рец.на «Всадники на ст.Роса»). // Лит.обозр. 1976. №6. ). Совсем уж по-взрослому рассуждает Сергей: « Кто же виноват, что среди людей попадаются такие дзыкины? Им наплевать на всех, кроме себя... И один такой может испортить жизнь многим хорошим людям… А всадники успевают не всегда ». Не зря дети любят книги В.Крапивина, им нужны такие вот зрелые герои, нужны способные поддерживать вокруг себя притягательную атмосферу доброты и честности.

Существенная черта крапивинского подростка - мечтательность, романтичность, способность « увидеть поэзию даже там, где, казалось бы, нелепо искать её» (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.). Маленькие и ребята постарше живут в более тесном и более населённом мире, чем взрослые. Они увлечены открытиями: ежедневно миллион открытий! Недаром Серёже « тайны, упрятанные в глубину земли, в заросли и камни, казались... живыми ». Романтикой первооткрытий прони зан каждый шаг подростка, каждый поступок. Даже в таких быто вых деталях, как кличка четвероногого друга (Нок куда романтичнее, чем просто: ще-нок!) и приобретение для него билета на поезд (как торжественный акт признания прав нового друга).

И как горько и больно бывает, когда вчерашние же подростки цинично растаптывают эти возвышенные порывы, как это делается юной проводницей в поезде, она, плюнув на всю эту романтику с билетом, просто не пустила в вагон: «хозяйка» вагона слишком трезво смотрела на мир и видела перед собой лишь лохматую бродячую собаку. Хорошо, рядом оказался Алексей Борисович, сказал своё слово, и у Серёжи тут же - новые мечты и надежды. Веришь писателю, когда он говорит: « Слово - удивительная вещь. Если скажешь «неудача» - кисло на душе делается. А если скажешь «приключение» - то сразу веселее ». Каждый раз с нетерпением и воодушевлением ждёт Серёжа и песню вожатого Кости, « и заранее начинала звенеть в нём радостная тревога. Будто могло случиться чудо, и всадники из песни готовы были вырваться на поляну и встать у костра ». Как Слово будоражит детское сердце! Костя, сам того не замечая, находит ключик к мальчишеской душе, и Серёжа готов теперь следовать за своим вожатым хоть на край света.

Большое место в жизни подростка занимает сказка, притом сказка собственного сочинения. Она, как квинтэссенция всего нравственного в подростке, становится компасом души. И сам писатель в другой повести пишет: « Все настоящие сказки про одно: как человек ищет человека » ( Крапивин В. Лётчик для Особых Поручений. // Крапивин В. Та сторона, где ветер. Лётчик для Особых Поручений. Свердловск.1975. ). Именно на этой основе она воплощается в жизнь, как у Серёжи, начиная от его герба (в клубе «Эспада») с всадниками, лучами солнца и кончая его жизненной позицией, чтобы самому стать Всадником, спешащим на помощь …

(Алексей Нянин. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»". (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). 1989г. )

 

Опубликовано в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ» 5-2009.

Страниц: 1
{block_attr}
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
ТворчествоКаталог
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизниКат
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторовКиСВсе очень важно
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУс
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляковver
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультацияspr
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат