Культура Живой Речи: практикум и методика обучения. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. - РИТМ. Екатеринбург. 2011. - 132 c.
В отличие от известного в современном языкознании предмета обучения, который называется «культурой речи», наш практикум называется КУЛЬТУРОЙ ЖИВОЙ РЕЧИ. Потому что «живость» этого предмета заключается в том, что включает, помимо известных в современной науке формальных моментов, множество содержательных, «неформализуемых» факторов человеческого Языка и Речи, которые отчасти уже описаны в работах «Живой Русский Язык», «Живая Русская Речь», «Живая Русская Грамота», «Происхождение русского языка и речи» и т.д. Эта работа призвана дать уточняющие ответы на вопросы, которые возникают у тех, кто уже знаком с перечисленными нашими базовыми учебно-просветительскими пособиями и другой литературой.
Происхождение и смысловой разбор букв и слов, а также топография психического восприятия Пространства Смыслов Жизни Человеческой являются результатом моделирования процессов осмысленного речения в ходе исследований специалистов Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ).
Изначально было задано так: усваивать грамоту осмысленно, без механической зубрежки, и творчески, через личные открытия на практике.
Именно для облегчения задачи такого практического усвоения создано это пособие по «Культуре Живой Речи».
Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
- «ВОСТОЧНЫЙ» И «ЗАПАДНЫЙ» ВИДЫ «ЯЗЫКОЗНАНИЯ»
- ОСНОВЫ «ВОСТОЧНОГО» «ЯЗЫКОЗНАНИЯ»
- ЖИВОЙ ЯЗЫК – ЭТО НЕ «ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА», А МИРОВОСПРИЯТИЕ
- ДОПОЛНЕНИЕ ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ: 1) О РУССКОМ МАТЕ. 2) МОДЕЛИРУЕМ РЕЧЬ ИЗНАЧАЛЬНУЮ.
- ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ ЗАЧЕМ ЗНАТЬ ЖИВУЮ РЕЧЬ
- «КАНДИДАТ НАУК И ТОТ НАД ЗАДАЧЕЙ ПЛАЧЕТ…»
- ГДЕ ИСКАТЬ «ПРАЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»?
- ПРАВДИВЫ ЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА?
- ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ «РЕЛИГИЯ» И «ВЕРА»
- РУССКАЯ РЕЧЬ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЖИВОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
- ЯЗЫКОВАЯ ПРАКТИКА: РАЗГАДКА ТАЙН РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ:
1. Смысл исторического чередования в корне БИР//БЕР//БР//БОР
2. Другие примеры с корнем БИР//БЕР//БР//БОР
- КАКОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ?
- ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННОГО «ОРГАНИЗМА МЫШЛЕНИЯ»
- РОДНАЯ РЕЧЬ: О СМЫСЛЕ КОРНЯ «РУС»
- ПОЧЕМУ У «РУССКИХ» ЯЗЫК «РУССКИЙ»?
ВВЕДЕНИЕ
После обоснования базового курса (основ) нового подхода (живого и осмысленного) к усвоению Языка и Речи (см. список литературы) пришло время и для ПРАКТИЧЕСКОЙ части, включая и практическую МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ и повышения мастерства.
В отличие от известного в современном языкознании предмета обучения, который называется «культурой речи», наш практикум называется КУЛЬТУРОЙ ЖИВОЙ РЕЧИ. Потому что «живость» этого предмета заключается в том, что включает, помимо известных в современной науке формальных моментов, множество содержательных, «неформализуемых» факторов человеческого Языка и Речи, которые отчасти уже описаны в работах «Живой Русский Язык», «Живая Русская Речь», «Живая Русская Грамота», «Происхождение русского языка и речи» и т.д.
Что дает этот практикум, какие ожидаются результаты в ходе усвоения? Рассмотрим по порядку. Занимаясь систематически и углубленно, при соответствующем усердии и развитии способностей, можно получить для себя следующие
ОЖИДАЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ ГРАМОТНОСТИ. Все знают о т.н. «языковом чутье», но не знают, откуда оно и как работает. Этим можно пользоваться сознательно и системно! Наша литература и практические примеры показывают истоки многих неясностей, которые существуют в современном языкознании, и дают объяснение существующим правилам.
- ЗНАНИЕ ТАЙН ЯЗЫКА ПРЕДКОВ. На научной основе смоделированы древние или изначальные смыслы звуков речи и слов. И эти модели успешно применимы на практике современными людьми, пользующимися русским языком. Наша литература и практические примеры показывают истоки и дают разгадку многим лингвистическим тайнам и загадкам. Становится понятно, почему для предков язык был не «знаковой системой», а системой живых знаний, был реальным естествознанием и ключом к механизмам взаимодействия с природой.
- ЖИВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. Живая Речь состоит не из абстрактных слов, которые непонятно кем и когда придуманы. Живая Речь постоянно рождается и воспроизводится в осмысленном пространстве восприятия человека. Поэтому язык не «обезьяны изобретали», его «код» дан в природе изначально: эту кодировку «считывают» разумные существа, существа с развитыми (или раскрытыми) способностями восприятия. И соответственно «не видят» лишенные грамоты, дара живой речи, или те, у кого врожденные способности искажаются или атрофируются в ходе неестественного воспитания.
- СМЕНА ПАРАДИГМЫ ВОСПРИЯТИЯ. Это возвращение человеку живого, органичного и осознанного восприятия, вместо искусственно «разделенного», оторванного от природы, когда все вживую воспринимаемые явления описываются формально и условно. Это своего рода возвращение к истокам, врожденным способностям восприятия, к тому, что дает природа человеку для полноценного взаимодействия с ней.
- РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Ограничены и конечны только формальные вещи. Живые системы и живое восприятие не ограничиваются и открыты для творческого познания и совершенства человека. Через познание и овладение настоящей Живой Речью происходит раскрытие способностей. Пускай и запоздалое, но происходит. В естественных условиях полноценного взаимодействия с природой эти способности раскрываются своевременно и поэтапно в ходе гармоничного формирования зрелой личности.
- ЗАЩИТА ОТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ. Освоившего какую-либо искусственную систему знаков легко сбить с толку другой такого же порядка знаковой системой. Искусственные системы одинаково «ложны», и их продвигают в современной цивилизации только социальными приемами и средствами. А вот владеющего живым знанием и возможностями своего пространства восприятия никакие искусственные «значки» и их системы не трогают. Потому что у него Знание является одновременно и практическим Опытом, и реальным инструментом, средством.
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОГО МАСТЕРСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ. Знание природы Живого Русского Языка и Живой Русской Речи, их естественно осмысленного строя существенно повышают возможности осознанной ориентации в современном информационном пространстве, а следовательно повышают уровень личного мастерства каждого, в какой бы сфере человек не работал. А для тех, кто профессионально работает с языком, то, что мы даем, послужит для повышения их квалификации.
В общем, Живой Русский Язык строится по смысловому принципу для смышленых! Да и вообще. Русская Грамота изначально строится по смысловому принципу, чтобы стать смышлеными! Изначально было задано так: усваивать грамоту осмысленно, без механической зубрежки, и творчески, через личные открытия на практике.
Именно для облегчения задачи такого практического усвоения создано это пособие по «Культуре Живой Речи».
Справки и заказ по адресу: Z-Strekoza@narod.ru