13.12.10
Фото: Наталия Зорина

Автор:  Наталия Зорина, руководитель проекта РИТМ, физик, педагог-психолог, психотерапевт

 

Сегодня не только весь процесс воспитания, но и отношение к детям получаются вывернутыми, искаженными. Современные принципы воспитания фактически оторваны не только от конкретного ребенка, они не учитывают даже естества человеческой природы. Именно вследствие этого современный подход к детям и современное воспитание оказываются разрушительными не только для детей. Такой подход разрушителен и для жизни, и для всего человеческого общества.

Искалеченные однажды дети порой просто разрушают себя и все вокруг, компенсируя свои внутренние противоречия и травмы. Общество безуспешно борется с наркоманией и алкоголизмом, преступностью и насилием, а все это - лишь проявление и компенсация однажды полученных детских травм. Травм, ставших сегодня просто неутешительным диагнозом всего общества.

Не так просто разобраться в сложившейся ситуации. Как же тогда быть родителям? Существует ли решение? На что ориентироваться? Вопросов много, но этого не стоит бояться. Ведь ответы на эти вопросы уже есть. И если они есть, значит, и вы сможете найти их при желании.

Решение существует всегда, а ориентироваться необходимо на природу и все естественное. Это не всегда легко, ведь даже такие простые понятия как «природа» и «естественное», сегодня оказались слишком далекими и абстрактными для современных людей. Факт есть факт: приходится признавать.

 

Если говорить о современных людях и естестве, то для понимания и наглядности хочется предложить некий образ, который может помочь понять сложившуюся с людьми ситуацию и происходящее сегодня с каждым из нас.

 

Представьте себе здание храма, а в храме ДРЕВНЯЯ ИКОНА ИЛИ ФРЕСКА. Представили? Такое необычно кирпичное строение, облупившаяся штукатурка, старая краска, местами, может, и стена разрушена. И вот эта ДРЕВНЯЯ ИКОНА (ФРЕСКА) все же видна из-под отвалившихся со временем слоев чужеродного материала. Неприглядная картина, но вместе с тем понятная и знакомая практически всем сегодня. Ведь в наши дни много разных храмов реставрируется, люди пытаются вернуть некогда утерянное.

Ситуации разные и храмы тоже. А бывают даже случаи, когда под одной картиной, которую люди до этого знали, при реставрации вдруг обнаруживают совсем другую, неизвестную до этого.

Вот такой образ захотелось мне предложить для большей наглядности и понимания происходящего практически с каждым сегодня. Это образ нашего отношения к природе людей, отношения к человеку, детям, к жизни! А с каждым именно потому, что все мы испытали на себе современную систему воспитания, ставшую во многом противоестественной. И отношение к детям, разрушающее их природу, сегодня уже не удивляет. Не удивляет лишь потому, что другого пути люди сегодня уже не видят, не помнят, не знают!

Каждый из вас, естественно, представит и увидит нечто свое, знакомое, привычное и понятное только ему. И это замечательно! Но я этот образ беру для того, чтобы наглядно показать, что происходит в воспитании человека.

Если смотреть по аналогии, то здание храма – это тело, здоровье человека. Икона – индивидуальность человека, его от природы данные особенности. А вот поверх всего этого воспитанием накладывается, как нечто чужеродное, штукатурка, краски и т.д. Будто маляры, а не настоящие художники, при скором ремонте замазали, как придется, лишь бы хоть как-то вид внешний поддержать. Вот так вместо шедевров, заложенных самой природой, и имеем то, что обычно называют «халтурой».

А ведь это мешает жить, лишает нас всех подлинной красоты и радости. Ну и, в конце концов, это лишает людей их самих. Многие просто напоминают заштукатуренные шедевры, поверх которых что-то наспех намалевано! Под воздействием такого воспитания люди лишаются себя. А результат, естественно, плачевный. И самое ужасное, что люди порой могут даже не знать, какие они и кто, что могут, чего действительно хотят! А ведь без этого вряд ли возможно жить! А уж жить полно и счастливо - точно нельзя! Вот и вдумайтесь теперь в происходящее.

Чувствуют себя люди дискомфортно, плохо, противоестественно, а в чем причина зачастую понять не могут. Да и как понять? Что взять за эталон? Как понять правила и закономерности происходящего? Каждый же по природе своей уникален и неповторим. Вот и путаются люди, порой блуждая впотьмах и противоречиях целую жизнь!

 

Если следовать взятому за основу образу, то каждому придется понять, кто он и какой. Разобраться в себе, выясняя, где телесный храм, где ИКОНА ДУШИ, подлинник, а где лишняя штукатурка, краска, замазка и прочая халтура? Одним словом, отделить работу художников, создавших шедевр, от халтуры, халтуры горе-воспитателей. Что в нем самом от шедевра, естественного и ладного с природой и миром, а что лишнее, мешающее, разрушающее и уродующее?

И поняв это, разобравшись в себе, станет ясно, что убирать, а что оставлять? Что естественно, а что мешает жить и радоваться? Ну, просто совсем как с ИКОНОЙ! И задача эта как задача реставратора. Ведь лишнее приходится убирать, не нарушая природы и самого шедевра. Каждый же уникален!

Ну и, естественно, лишь сам человек может определить и решить, что для него естественно, а что нет! Что необходимо и будет помогать в жизни, а что противоестественно, и если не нарушить природы и ее замысла, то станет обузой, балластом, помехой в жизни. Разве это привычно для современного подхода к людям? Думаем, что нет! А уж о детях и говорить нечего. Ведь с их мнением считаться и вовсе не принято в наши дни. А хочется напомнить, что так было не всегда.

Если человек понимает, что в его жизни что-то не так! Что его, возможно, искалечили современные воспитательные подходы, принципы, воспитатели и окружающая противоестественная среда, то необходимо начинать работу над собой. И если есть желание и силы, то можно начать возвращать подлинный природный шедевр. Можно начинать возвращать себя! Необходимо просто начать убирать все лишнее, противоестественное, чуждое.

Все как с иконой, которая порой просто погребена под слоями чуждого материала. Для возвращения себя все лишнее приходится убирать. Приходится убирать и убирать (иногда многие годы кропотливого и непростого труда уходит на это). Я, работая с людьми, порой чувствую себя реставратором, который восстанавливает подлинные природные шедевры.

 

А ведь всех этих проблем и трудностей возможно избежать, если в процессе жизни и воспитания помнить о природе и естестве, если бережно относиться к ЧЕЛОВЕКУ и ЖИЗНИ! К любой жизни, без всякого исключения! Когда-то это все уже было и было нормально, естественно. Но потом люди стали противопоставлять себя природе и жизни, стали отказываться от естественного, стали разрушать себя и своих детей, разрушать природу и жизнь. Видимо, именно тогда и стало меняться воспитание. Забвение и утрата здравых подходов и подлинных жизненных принципов привело воспитание к противоестественному.

Ведь воспитание детей начинается не только до их рождения, но и до зачатия. На этом стоит весь природный процесс обновления жизни. Именно на этом основаны и лучшие традиции природосообразного воспитания, передаваемые из поколения в поколение с древнейших времен. Эти знания сохранялись разными школами и духовными учениями многих народов мира. С учетом древних традиций и данных естествознания строится и наш подход к воспитанию.

Сегодня весь процесс воспитания детей слишком искажен и усложнен. Все слишком далеко от естества, предусмотренного самой природой. Даже в процессе зачатия, беременности и родов будущие папы и мамы умудряются калечить своих малышей. И мы все почти привыкли к этому! Когда дородовой воспитательный и подготовительный период пройдены благополучно для всех, для рождения ребенка медицинские услуги могут быть не нужны. Естественный здоровый процесс в живой Природе вовсе не требует вмешательства медицины. Наоборот, в Природе это праздник!

Роды – это не трагедия, а огромной важности воспитательный процесс! Помним ли мы сегодня такие простые вещи? Понимаем ли? Не всегда! Сейчас, в хаотическом нагромождении различных теорий воспитания, молодым родителям, не имеющим добрых традиций естественнонаучного подхода, очень сложно ориентироваться в том, как действовать правильно, чтобы ни Младенец, ни Мать не пострадали в процессе от зачатия до родов. Признания многих рожающих женщин сейчас показывают, что врачи и знакомые слишком часто просто дезориентированы в вопросах обращения с ребенком, дают маловразумительные советы, от которых ребенку бывает только плохо.

Естественнонаучная практика ухода за ребенком проста в исполнении и не требует чрезмерных и пустых затрат. Природа, она устроена гармонично, без излишеств и экономно. Недаром близость к Природе благотворно влияет на самочувствие в любом деле, а не только в родах и воспитании!

 

Природосообразное воспитание позволяет сохранить и здоровье, и хорошее самочувствие как Матери, так и Младенцу. Природосообразное воспитание позволяет грамотно и комфортно вписаться в этот процесс Отцу и другим родным и близким людям. И чем дальше от Природы, тем больше у людей проблем и трагедий в сфере воспитания детей.

Опыт действительно показывает, что чем меньше вмешательства в воспитание детей со стороны современной технократической цивилизации, давно уже оторванной от Природы, тем лучше. Это подтверждается как современными инновационными педагогическими методиками, так и культурным наследием древних традиций.

В культуре воспитания детей минувших веков можно найти много ценного от грудного возраста до подросткового и юношеского.

Кроме этого, естествознание подразумевает не узкопредметный, а целостный подход к Человеку. Все отдельные науки – всего лишь разные стороны одной большой Реальности. Все данные из разных областей естествознания только подтверждают то, что природосообразное воспитание детей – это наилучший способ сохранения физического и психического здоровья детей и создания комфорта как родителям, так и детям.

Не только древние традиции, но и современная наука показывает, что ребенок помнит как свое рождение, так и обращение с ним родителей с младенчества. Младенец приходит как природное существо, и любые действия, не соответствующие Природе, травмируют его. А травмы оказывают негативное воздействие на степень полноценности и здравости развития ребенка и физически, и психически. Тут важна каждая мелочь.

Материнское естество должно подкрепляться огромными знаниями, чтобы избежать травмирующего детства и вырастить здоровых и гениальных детей! Но ведь есть еще и отцовское естество и природная роль отцов.

Сегодня это чаще всего просто упускается. Каким должен быть настоящий полноценный отец и в чем его роль? Мы просто забыли, что без отцовской роли матери не получится полноценно реализовать свою материнскую роль.

А ведь именно в детстве закладывается будущее взрослого человека. А мы сегодня продолжаем растить БЕСПОЛЫХ ЛЮДЕЙ, а не здоровых МУЖЧИН И ЖЕНЩИН.

Современные женщины сегодня слишком редко дозревают до готовности к материнству. Вместо создания полноценного брака, чаще всего они стараются взять на себя мужские роли, вытесняя мужчин из семей, конкурируя с мужчинами.

Мужчины же и вовсе потеряны: в современной жизни и семье они выбирают роль малоразвитого ребенка, постоянно требующего внимания и опеки.

Почему это происходит? Ответ прост и банален! Девочки и мальчики сильно отличаются по своей природе, психологии и физиологии. Они созданы, чтобы мудро, естественно дополнять друг друга, а им навязывается социальная конкуренция, что совершенно противоестественно. Разумеется, что и в детстве их воспитание должно принципиально отличаться. В таком случае все проблемы с половыми отклонениями исчезнут как несовместимые с природным естеством.

Дети, которые воспитываются природосообразно и естественнонаучно, обычно показывают отличные интеллектуальные и творческие способности. Они адаптивны и сильны, довольно комфортно вписываются в среду взаимодействия с людьми и в общение.

Наш опыт не разрозненный. Наш опыт целостный, комплексный. И поэтому позволяет обеспечивать системную подготовку родителей и процесс естественнонаучного (природосообразного) воспитания в современных условиях в течение всего периода от формирования пары и зачатия ребенка до его рождения и воспитания на весь период взросления, включая и подготовку выросшего человека к уже их родительству. Наш практический опыт позволяет говорить о том, что даже в сложившихся сегодня непростых условиях здравое решение существует.

Словом, мы сопровождаем весь жизненный цикл природосообразного воспроизводства и адаптации к современным условиям цивилизации, предоставляя необходимые знания как родителям, так и растущим детям.  

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – март 2010г.)

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=106