04.06.11
весенние цветы - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

…Что такое музыка? Для чего она нужна? Развлечение это или серьезное занятие? Всякая ли музыка нужна? Классическая или современная? На эти и многие другие вопросы вместе с вами попытается ответить автор... Но каким образом возможно сделать это? Никакие самые изысканные слова о музыке не могут заменить самую музыку

Попробуем обобщить ряд моментов, очень характерных для нашего времени…

Наш век технократичен - изобретаются такие приборы, такая аппаратура, о которой наши предки и подозревать не могли. ПОСМОТРИТЕ, какая эволюция - патефон и граммофон со стальной или корундовой иглой, с механическим заводом, бьющиеся грампластинки…; первые электрофоны с алмазной иглой, небьющиеся виниловые пластинки…, и, наконец, чудо нашего времени – лазерные проигрыватели, компакт-диски, компьютеры и компьютерные CD-ROM. А магнитофонов-то сколько – выбирай на вкус: однокассетные, двухкассетные, студийные, стационарные, переносные, подслушивающие… миниатюрные. Ну, прямо прогресс, да и только - и никаких проблем!? Но читатели, знакомые с духовно-этическими учениями, хорошо знают, что вечно идет борьба между добром и злом, между силами светлыми и темными. Последние и здесь используют технический прогресс в своих низких целях. Включите на денёк радио или телевизор и … хлынет поток, заливающий всё и вся надрывно орущими парнягами или девицами не первой свежести… Не спросив нашего с вами согласия, обрушили на наши головы песни-однодневки, дешевые шлягеры, музыку «на злобу дня» типа «русская водка, что ты натворила...» и, наконец, соревнующиеся между собой рок-ансамбли всех мастей. Да и названия вокальных ансамблей и их сборников говорят сами за себя: “Ништяк, браток”, “Отпетые мошенники”, “Бабки есть, братва”, “Хиты по водочку”, “Хиты под самогончик”, “Хиты под коньячок”, “Оба на!”, “Блатные песни” - весь этот парад идиотов, непременно поющих, вернее визжащих о любви, является прямым вызовом Красоте. С помощью этой музыкальной псевдокультуры идет сейчас целенаправленное формирование массового сознания. Прямо просятся в статью слова Н.К.Рериха: «В воспитании ребенка все еще забыто развитие творчества. Сперва стараются внушить ребенку массу условных понятий. Сперва ему преподают полный курс страха. Затем ребенка ознакомят со всеми домашними ссорами. Потом ему покажут фильмы, где зло так изобретательно и блестяще, а добро так бездарно и тускло. Потом покажут детям все пошлые заголовки ежедневной прессы. Потом ребенка окунут в так называемый спорт, чтобы молодая голова привыкла ощущать удары по лицу и привыкла думать об ударах физических и о разбитых членах. Итак, сперва займут все время юноши, дадут ему наиболее пошлые и извращенные формулы. А потом он, засоренный и заржавленный, может начинать творить. Это одно из самых глубоких заблуждений» (Н.К.Рерих. Пути Благословения).

Как остро чувствуешь эти слова в наше время вопиющей безнравственности и повального бескультурья! Ведь это сказано о нас с вами! Это мы с вами годами погружались в мутные воды поп-музыки, годами целенаправленно шла проработка нашего сознания, своего рода зомбирование, кодировка - вслушайтесь в песни вашей молодости, и вы увидите теперь отнюдь не безобидные песенки, но ядовитое музыкальное зелье. Из нашего обихода почти начисто вытеснена народная песня. Задайте себе вопрос, кто из нас поёт русские народные песни? Даже музыканты-профессионалы знают их чуть больше простого смертного. А ведь если народная песня вытесняется из быта, то теряется генетическая связь с прошлым нашего народа, с его уникальной Культурой - духовным фундаментом нашей внутренней Культуры. Вместо неё, народной песни, нас щедро одаривают “лучшие”, “прославленные” и т.п… певцы, “звёзды мирового класса”, часто уже не поющие на русском языке, но на “престижном” английском… Они забыли или сознательно пренебрегли красотой языка русского… Сгущаю краски дальше - тем освежительнее будет для нас катарсис-очищение.

Позволю привести пример, который не всем покажется приятным, но зато наглядным. Вспоминается типичная деревенская картина. Как хорошо пройти теплым летним днем по деревне или селу! Вон идёт баба с ведром, вон вездесущие и неугомонные ребятишки, вон страж села – красавец-петух голосистый, собака забрехала, утки закрякали… вон покосившийся плетень. А какие избы – каждая с чудесной отделкой или резьбой – ставни, крыльцо, ворота, калитка, – загляденье! Но вот эту красивую и своеобразную полифонию дополняет еще одна – типичная для села картина - последний заключительный аккорд. Перед вами огромная грязная лужа. Не будем искать виновников её появления, лучше посмотрим на типичное… В этой хорошо прогретой грязной луже лежит… ну, конечно же, свинья, с пятачком, щетиной, хвостом-крючком. Грязная-прегрязная и.... наверное, очень довольная! Лежит себе и хрюкает… Приведённая мною картина имеет прямое отношение к нам с вами. Вокруг нас ещё до рождения нашего с помощью радио и телевидения организована… огромная лужа, а нас превратили – сознательно, разумеется, - в свиней. Ведь людей-свиней легче пасти, а при случае - можно и "зарезать", то есть убить в них все тонкие восприятия, а показать им их место – грязную лужу музыкальной галиматьи, поп- и рок-музыки, рэпа, музыки для рук и для ног…

Разве способны мы после этого к восприятию истинно Прекрасного?! Лежим мы годами... хрюкаем себе... Душа же, не получая нужной пищи, но лишь медленно действующий яд, остаётся пуста, она скучает и томится по Прекрасному. И человек, получающий ежедневные порции отравы, становится глух к хоральным прелюдиям Баха, где его душа могла бы оказаться в Беспредельности, Космосе, слиться с гармонией, Вселенной, вознестись вместе с этим композитором к Богу, т.е к миру Истины. Не слышит он и здорового оптимизма, шутки, задора в симфониях Гайдна. Остаётся безучастен к трагичнейшему «Реквиему» В.А.Моцарта. Не всколыхнут его сознание грандиозные симфонии Бетховена, зовущие к радости – «от мрака к свету, через борьбу – победе». Не взволнуют. Не будет он охвачен сочувствием к слепой Иоланте в опере П.И.Чайковского или к Одетте в его “Лебедином озере” – балете на все времена. И ещё многое другое ускользнет от слуха огрубевшего, эстетически глухого человека. Взамен всего этого - уже прошедшего испытание временем классического наследия - примчится музыкальный конь и принесет на хвосте своём всё, что угодно - шлягер, хриплый голос, пошлый текст - необходимые атрибуты псевдокультуры, но только не Красоту. И посмотрите - какая чудесная закономерность в жизни, и в музыке, в частности: там, где нет внутреннего содержания, где нет созидающей Красоты, там хорошо поставлена внешняя бутафория. Это мы видим, например, в подмене христианского вероучения внешними обрядовыми формами, когда-то имевшими глубочайший духовный смысл, не раскрывающийся нашему невежеству. Зато какая роскошь богослужения, какая одежда, свечи, ладан, благовония... а посмотришь на священника - скучно ему – ведь для него это часто просто работа, как у всех нас… Лишь редкие из них действительно святы и со словом, которое могло бы дойти до самых глубин нашего сердца. Зато какой храм-церковь, собор - истинное чудо! Но это чудо архитектуры на совести мастеров-умельцев, дух которых действительно возносился к Богу, потому и творили на века... а мы разрушали...

То же с музыкой. И тексты-то бывают на злобу дня и аппаратура у рок-музыкантов самая-самая что ни на есть... штатовская. И вихрастые с волосами до колен парняги, крепко сбитые, часами ублажают публику, горланя во все горло про президента, русскую водку, белых офицеров и прочее. «В зале овации, в зале экстаз» - орут все, содрогаются стены от включённой на всю мощь аппаратуры, от сальто-мортале рок-певца, от погруженной в дикость публики. Все испытывают... кайф. А потом, получив многочасовую порцию музыкального опиума, сваливают с рельсов трамваи, задевают прохожих, ломают скамейки, переворачивают урны, грабят, насилуют, лишь бы продолжить кайф, дать выход разбушевавшимся эмоциям. Такова “эстетика” - шум и гам многих современных рок-ансамблей, всех этих “рэпов и рэповцев”, “попсов и попсин”, определяющих вкусы молодого поколения… И поют-то, вернее озвучивают всю эту мерзость людишки весьма сомнительного интеллекта, бездуховные, нагло уверенные, что их песни ожидает большое будущее. Молодёжь, слушающая этот хаос, этот музыкальный хлам, отравляет весь свой духовный организм и при этом, покупая аудиокассеты с новыми хитами, добровольно платит за своё самоотравление...

Мне как-то ученица, вероятно, считающая меня за чудака, возразила: «И что вы всё о Красоте, спасающей мир, или о своей классике, ведь диско, поп- и рок-музыка снимают напряжение... - и прочее в том же духе -... Вы, старшее поколение, по-прежнему, нас не понимаете...» Напрасно я битый час приводил ей самые разные доводы о том, что ученые уже ставили опыты с растениями. И в комнатах, где звучала рок-музыка, растения значительно замедляли свой рост и даже отклонялись от репродуктора; в помещении же с классикой и индийскими рагами Рави Шанкара, напротив - раза в три ускоряли в росте и даже своеобразно молились на эту Красоту – обвивали репродуктор. Доказано также, что рок-музыка – это род наркотика - человек становится невменяемым... и опасным для окружающих своей агрессивностью. К тому же эта музыка касается самой низменной природы, питает её, действует лишь на самые низшие центры человека - сексуальные. А без должной культуры в этом вопросе нашу молодежь ожидает разврат, половые извращения. Мне возразят - «Но ведь не всякая же рок-музыка такова!» Да, но если у слушателя неразвитый эстетический вкус, отсутствует утонченность в восприятии истинных  духовных ценностей музыкального искусства, без постоянного самосовершенствования, то музыка не может открыть свои сокровища. Общий признак лжеискусства, псевдокультуры – это полное отсутствие Красоты, начиная от исполнения и кончая самой музыкой. Какая мука для музыканта слышать эту “музыку”; и почти невозможно при этом отделаться от навязчивых ритмов и быстро запоминающихся мелодий. Приходится иной раз перебивать это либо слушанием, либо пением знакомых классических мелодий, стараясь вытеснить непрошеных гостей...

Совершенно другой мир предстанет слушающему классику… Тревожное ожидание чего-то нового даже в известном сочинении. Звенит звонок, другой, третий. Гасится свет в зале, медленно, спокойно. Зал полон тишины и ожидания. Выходит дирижер. Короткое приветствие и снова тишина. Взмах дирижерской палочки... и через несколько минут Бетховенская симфония заставит вас забыть обо всём на свете - музыка зовет, музыка потрясает, музыка вдохновляет на лучшее. И никому в голову не придет выразить восторг криком, развернуть шуршащую обёртку шоколада или обменяться репликами с соседом - вас тут же одёрнут. Такова эстетика зала, где звучит классика – он охвачен всеобщим действом - восприятием истинной Красоты.

...Музыка зовет, музыка потрясает... Вот тот удивительно точный камертон, который скажет вам без всякой внешней бутафории, какое произведение перед вами. Такая музыка неизбежно изменит ваш мир - расширит кругозор, поведёт к другим видам искусства - к литературе, живописи, скульптуре - ко всему, что связано с Красотой. Ведь Великие Учителя Мудрости, не уставая, твердят: «Через Красоту подойдете, поймите и запомните», «Через искусство имеете Свет», «Тверди Красота даже со слезами, пока не дойдёшь до назначенного», «Молимся звуками и образами Красоты», «Россия процветет искусством». И в Учении Жизни указывается путь к постижению Красоты:

«Урусвати прекрасно образовала в себе музыкальность. Это качество проявляется как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком значении музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность. По выявлению Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса.

Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса. Каждый, выражающий музыкальность, жертвует не для себя, но для человечества, но для Космоса.

Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими мирами. Так мы в Обители Нашей, утверждаем красоту.

Даже служители тьмы отступали перед гармонией пения. Нужно познать все силы развития музыкальности…

Чувство сердечности ощущается не словами, но звучанием их. В гармонии не будет раздражения, злорадство не может существовать там, где дух возвышается. Не случайно в древности эпические заветы пелись, не только для механического запоминания, но и для вдохновения. Мы не утомляемся тоже по причине ритма и гармонии. ЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ нужно развивать с начальных дней» (из книги “Надземное”, п.42).

Оттеснить тьму можно только привнесением Света. Вспомним притчу об Акбаре Великом и его советнике Бирбале. Позвал к себе мудрый Акбар Бирбала, прочертил клюкой черту на песке  и заставил Бирбала укоротить её, не прикасаясь к ней. И прочертил Бирбал рядом с чертой другую черту – более длинную, тем самым укоротив прежнюю. Мудрость заключается в проведении более длинной линии. Согласно притче о мудром Акбаре, мы должны, как и его советник Бирбал, провести более длинную линию – совместным поднятием уровня нашей музыкальной культуры беседами о музыке, слушанием лучших сочинений, наполненных звучанием Красоты, стать сопричастными к сокровищам Прекрасного, столь щедро подаренным нам Светочами искусства. Сама жизнь заставляет нас сделать этот важный шаг. Только вместе сможем мы взобраться на новый уровень восприятия Прекрасного.

Владимир ЧЕРЧЕНКО (г.Геленджик).

Примечание: публикуется в сокращении.

 

Публикуется в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июнь 2011

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1139