06.09.11
Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

(окончание. см. начало в 5-8 номерах журнала)

4.

…И, в заключение этой статьи, стоит остановиться на том, что же реально происходит с человеческим Языком и «Языко-Знанием» на стыке смены эпох. Ведь происходящие сегодня перемены касаются и сферы Языка.

Следовательно, и в области языкознания каждому лично придется тренировать способность различать новое, необходимое для жизни, от старого, уходящего, уже не нужного. На что вы будете делать ставку, на что опираться – на то, что будет сметено ветром перемен, или на то, что пригодится в обновленной жизни?!

К примеру, вам известно, в какое жесткое прокрустово ложе загоняется сегодня мысль любопытствующего и ищущего человека (в т.ч. и начинающих лингвистов), чтобы ищущий искал ответы на свои вопросы только в заранее отведенном «наукой» месте? Это даже не «борьба старого с новым», как кое-кому хочется утешить себя «достойным уровнем», а всего лишь такой простой эффект, когда каждый тянется к тому, что понимает и принимает, что ему близко и на что полагается. Один полагается на привычный с детства школьный учебник грамматики, а другой ищет, помимо этого, еще что-то, более надежное и эффективное. И сегодня пока всем не доказать, кто из них прав. ЖИВУЧЕСТЬ, ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛИТСЯ В ХОДЕ ДАЛЬНЕЙШИХ РЕАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В МИРЕ.

Обычно Языкознание (языковедение, лингвистику) представляют как одну из древнейших сфер знания человека. Это правда!

А дальше в нем сегодня бурлит буквально «философская каша» (разного состава у разных авторов) о «происхождении человека из обезьяны» (или у некоторых корректнее, в форме «выделения человека из животного мира») для оправдания происхождения языка из «нечленораздельных животных звучаний». Таков полный бред века деградации, когда читающие такого рода тексты понимают в языке не более пишущих о нем такого рода тексты, и вместе они поддерживают примитивный технократический миф, упакованный в оболочку «науки о языке». В таких заведомо ограничивающих рамках нельзя докопаться до сути, т.е. В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ XIX-XXI ВЕКОВ НЕЛЬЗЯ ПОЗНАТЬ ПРИРОДУ ЯЗЫКА И ЧЕЛОВЕКА.

Но кому-то, кто уже научился читать и писать, большего и не надо. Поэтому мы и говорим только для тех, кому хочется больше и кто может больше!

Если мы говорим о Человеке, как разумном существе (здесь речь о современном нашем представлении, а не о разнообразии жизни во Вселенной), то он не имеет отношения к известным из зоологии животным. И о его «выделении из животного мира» можно говорить только в рамках раскрытия четвертого (человеческого) центра, после третьего (животного).

См. Сказ о живых ступенях восхождения (в книге: Наталия Зорина. Властелин времени: истоки реальной жизни. Т.2. - Ростов-н/Д.: Феникс. 2006).

И СИСТЕМУ ОСМЫСЛЕННЫХ ЗВУКОВ человеческой речи, осмысленных слогов с четко обозначенными принципами осмысленного словообразования, гармонично и естественно вписанную в энергетическое и физическое пространство восприятия человека (см. наши работы «Живой Русский Язык» и «Живая Русская Речь») никакие «умные» «человекообразные» обезьяны не могли создать, т. к. даже современные «продвинутые» люди постигают эту живую, естественную систему с трудом. С трудом, потому что как раз современная общеобразовательная школа существенно содействует отторжению людей от природы.

В отличие от современных людей века деградации, Человек Разумный Золотого века не противостоял Природе и не отделял себя от Природы ни в практической, ни в познавательной деятельности. Он прекрасно знал свое место во Вселенной, прекрасно чувствовал все живое в Природе (настолько, что для понимания животных и растений, а также для «общения» с «себе подобными» он не нуждался в словах: тогда Слово имело другое предназначение!).

Поэтому понятие «язык как средство общения» - это больше феномен технократической цивилизации и всего лишь «инструмент» ограниченного, отчужденного от природы существа. Проецирование этого феномена в прошлое, наряду с надуманной примитивизацией истоков, производится с одной лишь пропагандистской целью - показать или оправдать существующее положение, что в отношении «прогресса» сегодня якобы стоим несравненно «выше предков»! А такой подход, как известно, напрочь исключает из мировоззрения современных людей Золотой век, т.к. в далеком прошлом, согласно такому подходу, кроме гениальных «обезьян», озабоченных созданием языка для своих потомков, никого и не было!

Это сколько же времени нужно искажать разумные представления о жизни и даже мифы разных народов, чтобы приписать неким богам «покровительство умению писать и читать»! Реальные боги вряд ли согласились бы с этим! И в современном хоре о «прогрессивности» и «благе» создания письменности почти не слышны отдельные здравые мнения, типа Платона, считавшего ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ - «катастрофой» для людей! Потому что Платон видел в письменности первые шаги к механизации мышления (по-современному, роботизации людей).

Но «чаромуть» (по выражению П.Лукашевича) касается не только языков, она существует в головах и все больше поражает сознание людей. Настолько омрачает ясность мысли и прельщает «преимуществами прогресса», что сегодня некоторые наши языковеды без тени сомнения гордятся тем, что «современное языкознание строится на ЕВРОПЕЙСКОМ опыте, греко-римской, средиземноморской традиции». А в ХХ веке оно буквально «обогатилось исканиями АМЕРИКАНСКИХ языковедов». Поэтому сегодня вполне «научно» и смотрим на РОДНОЕ РУССКОЕ СЛОВО - европейскими и американскими глазами! И даже не задумываемся о том, насколько это абсурдно! Потому что привыкли. И потому что не знаем (или забыли) богатое НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ. Своих родных предков, а не чужеземных и заморских!

Знакомство с такой вот чужой «историей» языкознания для начинающего лингвиста весьма чревато тем, что он может навсегда оказаться в плену ложных представлений о Человеке, Природе и Языке. Благодаря этому, он может еще долго ломать голову над вредными для здравого миропонимания вещами, типа: «что же такое предложение, лексическое значение, как язык связан с общественными процессами, как обеспечивает понимание воспринятых высказываний и производство новых, как соотносится с другими коммуникативными системами, чем человеческий язык отличается от систем сигнализации в животном мире…» и т. п. Вот что сегодня «научно»! Но при этом может так никогда и не почувствовать свою РОДНУЮ ЖИВУЮ РЕЧЬ, в качестве изначально ему присущей так же, как его глаза, уши, руки, чувства и мысли!..

Потому что современное русское языкознание («евро-американского» толка) ориентирует не на постижение СУЩНОСТИ И СМЫСЛА ЖИВОЙ РЕЧИ, а сходу направляет в сторону от нее (причем вовсе не важно, в какую сторону, лишь бы подальше). Иначе и нельзя понимать советы маститых лингвистов начинающим, типа: «отдавать себе отчёт в том, почему у разных авторов одно и то же явление может быть описано неодинаково, критически сопоставляя разные источники, научиться чувствовать движение лингвистической мысли и находить своё собственное место в этом познавательном процессе…»

Очень «социальна» наука, предлагающая найти свое место посреди разных авторов, состав которых может постоянно меняться. Значит, поиском «собственного места» можно будет заниматься всю жизнь! Абсурдность таких вещей не замечается, похоже, только потому что такого абсурда нагорожено слишком много!

 

А впрочем, куда деваться от законов естественного отбора и обновления т.н. «человеческого материала». ПЕРЕМЕНЫ НЕИЗБЕЖНЫ, они уже идут! И испытание «на прочность» пройдут как люди, так и та информация, которой они располагают.

Здесь нас не интересует, что же случится в ближайшей перспективе с таким кратковременным явлением (от силы век-полтора!), как «современное научное языкознание». Пускай это волнует его апологетов! И мы вряд ли вправе отнимать выбор у тех, кто предпочитает ТОЛЬКО такое языкознание, исключительно «научное».

А мы и не против современного научного языкознания! Мы даже можем сказать на своем опыте, что ЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА НИСКОЛЬКО НЕ МЕШАЕТ ВЫХОДИТЬ В ПОЗНАНИИ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛЫ ОЧЕРЧЕННЫХ ЭТИМИ ПРЕДМЕТАМИ РАМОК.

Развивается ли современное языкознание? По утвержденным стандартам современных наук, конечно же, «развивается»! Хотя при этом у населения неуклонно падает уровень владения языком и грамотность. Потому что формализованное языкознание не ориентировано на живых людей и работает само на себя («объективно»), а людям навязывается при этом абстрактный продукт такой науки - якобы «для грамотности, или образованности». Только вот «неблагодарные науке» люди плохо переваривают такую «грамоту» и на практике убеждаются, что она им не помогает «жить лучше»!

 

Теперь несколько слов о том, что же ожидает языкознание дальше.

Уже сегодня в технократическом обществе фактически доминирует не искусство красиво говорить и глубоко мыслить, а «бюрократический язык» (функционально-деловой стиль речи), язык документов и должностей, уровень грамотности для которых запрограммирован в машины, которые продуцируют эти документы. Поэтому в технократической цивилизации грамотность не востребована, тем более в изначальном смысле.

В перспективе же все искусственное в современном языкознании и современном русском языке, по мере развала технократической цивилизации, конечно, будет отброшено за ненадобностью.

Например, мы уже постарались показать (см. нашу работу «Живая Русская Грамота»), что в современной русской грамматике имеет смысл, а что даже сегодня не представляет практической ценности. Постарались показать некоторые вещи иначе, с точки зрения естествознания (а не заучивания несчастных «орфограмм»).

Далее, по мере здравого обновления жизни людей, будут исчезать «узкие предметы» (сотни и сотни современных наук), а все более будет востребовано универсальное опытное знание для ГАРМОНИЧНО ОБРАЗОВАННОГО ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА. Это значит, что ЯЗЫКОЗНАНИЕ все более и более будет наполняться живым смыслом и сближаться с ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ. Люди постепенно будут переходить на другой (конкретный и живой) режим постижения Знания. По современным меркам, это будет похоже на то, будто все понемногу становятся атлетами, йогами, магами в одном лице. И мир они будут воспринимать несколько иначе, чем мы сегодня. Такое мировидение все более и более будет напоминать мировидение Золотого века.

Как новая ситуация мировосприятия отразится на понимании природы человеческого Языка, мы постарались показать на доступных сегодня примерах из современного русского языка (см. наши работы: Живой Русский Язык, Живая Русская Речь).

В общем, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДВИЖЕТСЯ В НАПРАВЛЕНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (но это к разваливающейся технократической цивилизации отношения не имеет). Описать такую ситуацию на доступных сегодня примерах сложно. Но отдельные моменты отметить можно. Например, снова обретет ощутимо реальный вес такое выражение, как «молчание – золото»! Потому что Язык все меньше и меньше будет «средством общения» глубоко знающих Жизнь и Природу Человеков Разумных, которые почти без слов будут понимать не только суть всех явлений, но и друг друга. Соответственно, Язык все более и более будет возвращать себе изначальные функции, как инструмент сотворения и орудие деятельности в разумной Природе. В будущем мире (если сказать известными сегодня понятиями) почти что «йогов» и «магов» по уровню владения языком так же и выражение «энергетика слова» не будет поэтическим эпитетом, как сегодня, а будет элементом опытного естествознания…

 

Много еще можно приводить примеры и описывать «из будущего». Но практического значения такие «сказки» или «фантазии» пока что не имеют. Надо думать о реальных сегодня вещах!

Практическое значение сегодня имеет ВАШ ВЫБОР подхода к изучению русского языка, освоению РОДНОЙ РЕЧИ. Ведь именно сегодня каждый из нас выбирает МИР, в котором живет и собирается жить: уходящий или нарождающийся. Соответственно, выбирает и СПОСОБ познания человеческого языка, языкознание – то, которое необходимо в выбранном мире, в выбранной жизни!

Мы постарались описать в своих работах другое языкознание, дать живой, человеческий подход (вместо абстрактного, «объективного», т.е. фактически нечеловеческого), чтобы каждому через него уже сегодня самостоятельно возвращать себе утраченный «организм мышления». Образно говоря, уже сегодня учиться понемногу ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ так, чтобы открывать для себя все шире и шире ВРАТА БУДУЩЕГО, врата своего нового мира. Вашего мира, каждодневно созидаемого вами!

Ведь вы же будете учиться творить! И вы, конечно, помните:

«Вначале было Слово, и Слово было у Творца»!

Но для этого ЯЗЫК для вас должен стать не просто «инструментом мышления», как принято говорить сегодня, а должен стать как минимум настоящим и живым «ОРГАНИЗМОМ МЫШЛЕНИЯ».

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2011г.)

 

Публикуется в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», сентябрь 2011.

 

Чтобы получать такие материалы, подпишитесь на наши рассылки!

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1268