13.10.11

Мне часто говорят о том, что воспринимают меня как защитника детей. Видимо, в таком восприятии есть доля истины. Мне сложно спорить. Людям видней.

Но бесспорно одно – это то, что все мы «родом из детства» и в душе каждого взрослого живет ребенок. Тот маленький человек, который когда-то пришел на эту землю, чтобы вырасти и жить гармонично, красиво и счастливо. В работе с взрослыми людьми мне приходится постоянно помогать им, разбирая истоки различных проблем, вспоминать свое детство и тот опыт, на основании которого строится вся их взрослая жизнь. И нет ни одного случая, когда бы это ни было именно так.

Если говорить образно, то я помогаю взрослым людям найти в себе и разбудить того ребенка, которого когда-то не приняли и не поняли взрослые, помогаю выявить и раскрыть тот природный потенциал, который есть у каждого маленького человека, пришедшего в этот мир. И, разумеется, если у этих взрослых есть дети, то все разговоры о проблемах взрослых тем или иным образом сводятся к общению с детьми, воспитанию.

И вот когда взрослые, решившие разобраться со своими проблемами, начинают понимать и принимать себя, вспоминают себя в детстве, себя настоящего со всеми радостями и обидами, со всеми мечтами и разочарованиями, со всеми победами и поражениями, постепенно выстраивая мостик из настоящего в собственное прошлое, происходит то, что потерявшие связь с реальностью и естеством часто называют чудом. Происходит изменение восприятия мира.

Взрослые люди начинают иначе воспринимать мир. Поняв себя, они начинают понимать детей и не только собственных. Процесс их взаимодействия с детьми постепенно меняется. Люди начинают по-другому относиться к детям и воспитанию. Мир становится целым, большим и объемным, таким, каким он видится многими только в детстве. И в этом нет волшебства и мистики. Просто постепенно пропасть между двумя мирами - миром детства и миром взрослых - сужается и исчезает. Эта жуткая пропасть, возникающая однажды в жизни, как маленькая трещина, преодолима.

И человек возвращается в сказку. В сказку, когда мир был еще целым и большим. Возвращается в тот сказочный мир, в котором возможно все и все зависит от индивидуального желания и выбора каждого. В тот мир, в котором мечты и фантазии реализуемы и нет мешающих условностей и лишних правил. Это - мир природного естества и космической гармонии, из которого стараниями ослепших и потерявших себя взрослых мы выталкиваемся порой еще в раннем детстве. Мир, дорогу в который большинство людей так и не находят, проискав ее порой всю свою жизнь. Это - тот самый мир, который у многих ассоциируется с раем и различными чудесами, потусторонними силами и мистикой. Это - сказочный мир радости и красоты, в котором еще живут наши дети и в который возможно вернуться взрослым, если есть такое желание. И тогда все секреты воспитания сразу становятся намного понятнее и проще. Тогда дети перестанут восприниматься обузой и наказанием. Общаясь, дети и взрослые будут взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Я вовсе не защищаю детей. Просто мне интересно помогать взрослым, возвращать в свою жизнь тот чудный сказочный мир, в который их личную дорогу однажды разрушили. И тогда привычный и обычный воспитательный процесс, постепенно трансформируясь, превращается в диалог и партнерство, увлекательное и непрерывное, где обучаемые и обучающие порой меняются местами. И тогда уже известные правила и формулы воспитания вдруг начинают обретать свой истинный смысл, полноту и мудрость.

Например, общеизвестный воспитательный штамп о том, что у детей надо учиться, в действительности мало кому понятен. Чему именно можно учиться у детей и как это должно происходить? Часто такие взрослые начинают усиленно придуряться, кривляться, становясь идиотами даже в детских глазах. Разве этому учат нас дети?

Настоящее обучение у детей гораздо более многоплановое и разнообразное, чем простые игры и шалости. И порой это обучение помогает удерживать свой авторитет в требовательных детских глазах. Именно у таких взрослых, которые не боятся быть честными с детьми, не боятся показать свои слабости и незнание, учатся с удовольствием взрослеющие человеки.

Стать таким учителем для детей возможно. Решение за вами. Для начала давайте заглянем в этот сказочный мир детей. Я благодарна детям за то, что они меня впускают в свой мир.

Наталия Зорина, руководитель проекта, психолог, психотерапевт

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», 15 – 2006

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1367