26.10.11
Проекты » Благополучная семья » Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья » Как жить так, чтобы любовь не кончалась?
Алые паруса. Городской пруд Екатеринбурга. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011.

Однажды мы уже обращались к повести Л.Толстого «Крейцерова соната» (см. нашу работу «Назад в будущее. Кн.3. Воспоминания о жизни. – глава «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА»: КОММЕНТАРИИ О ЛЮБВИ». 2005-2006). Но тогда журнал еще только рождался, и материал не попал на его страницы. И вот выпадает случай снова обратиться к творчеству Льва Толстого. Но уже на страницах нашего журнала и через работу другого автора.

Автор - Наталия Любимова, известный психолог, кинезиолог, автор множества книг и публикаций по популярной психологии, кинезиологии, психотерапии. Живет и работает в Москве. С ее творчеством можно подробнее ознакомиться на ее сайте: www.positivecenter.ru

От редакции

 

 

 

 (или Психологический анализ произведения Льва Толстого "Крейцерова соната")

 

Извечные вопросы: любовь и ненависть, дружба и предательство, жизнь и смерть... Читая "Крейцерову сонату" Л.Толстого, погружаешься в банальную ситуацию, такой знакомый всем из жизни сюжет и задаешь себе извечный вопрос: как так происходит, что люди ищут друг друга всю жизнь, наконец, находят, встречаются и радуются каждой минуте, проведенной вместе. Женятся по большой любви, искренне желая вместе счастливо прожить всю жизнь. А по прошествии времени становятся чужими, ненавистными друг другу людьми, часто врагами, вплоть до смертоубийства, как это и случилось с героями "Крейцеровой сонаты".

Если вы не хотите проиграть подобный сюжет в собственной личной жизни, можно поучиться на чужих ошибках и, на всякий случай, "подстелить соломки" на будущее, чтобы не наступать на те грабли, которые поломали жизнь героям "Крейцеровой сонаты"...

Для этого давайте проанализируем последовательно весь сюжет и разберем - что же произошло с героями и как этого можно было избежать...

 

Вот как описывается общение жениха и невесты до свадьбы:

"…Время, пока я был женихом, продолжалось недолго. Без стыда теперь не могу вспомнить это время жениховства! Какая гадость! Ведь подразумевается любовь духовная, а не чувственная. Ну, если любовь духовная, духовное общение, то словами, разговорами, беседами должно бы выразиться это духовное общение. Ничего же этого не было. Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать. Говорить не о чем было. Все, что можно было сказать о жизни, ожидавшей нас, устройстве, планах, было сказано, а дальше что?"

 

Как известно, человек состоит из различных уровней, каждый из которых отвечает за свою сферу жизни. Условно в человеке можно выделить три основных составляющих: дух, душа и тело. Каждая составляющая отвечает за свою сферу жизни и играет свою определенную роль.

Очевидно, что героев "Крейцеровой сонаты" связывает физическое влечение, что само по себе может быть и не плохо. Герой произведения, разочаровавшись в чувственной любви, называет ее гадостью и обвиняет в том, что отношения впоследствии не сложились.

Исходя из здравомыслия, можно предположить, что все, что есть в человеке, в том числе и чувственность - для чего-то нужно Природе, иначе этого в нас и не было бы вовсе. Чувственное влечение играет, несомненно, свою важнейшую функцию, выбирая самого красивого (а следовательно - самого гармоничного и здорового) партнера для продолжения рода, самого сексуального партнера (а следовательно - самого энергетически наполненного, способного произвести больше других потомства).

При этом человек состоит не только из чувственных ощущений. Более высокие уровни человеческого существа не менее важны в человеке. И гармоничные отношения между мужчиной и женщиной строятся на всех уровнях, а не на каком-то одном из них.

 

Как говорил тот же Лев Толстой в другом своем произведении: "Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные несчастливы каждая по-своему..." Что же общего у всех счастливых семей?

 

Наблюдая за счастливыми семьями, можно отметить, что в них присутствует гармония и единство на всех уровнях. На духовном уровне это - общие взгляды, общие цели и интересы. Полное взаимопонимание и единство в отношении жизненных целей и ценностей. Это и уважение друг к другу, и взаимный интерес к духовному миру второй половины.

 

На уровне души (или сердечной чакры) - это дружба, человеческое тепло и общение, взаимная поддержка в трудных жизненных ситуациях. Это и открытость, и искренность, и доверие, и возможность делиться самыми сокровенными тайнами своей души. Это зона безопасности и комфорта, где ты можешь раскрыть свою душу и знаешь, что туда никогда не плюнут, что тебя всегда поймут, и поддержат, и примут таким, какой ты есть.

 

На уровне физиологии - это чувственность, нежность, страсть, взаимное влечение. Тут всем все понятно...

 

Когда все эти уровни гармонично выстроены в отношениях - создается прочная, устойчивая, самодостаточная система - та самая счастливая семья, о которой все мечтают, но редко кому удается воплотить эту мечту в реальность.

 

Давайте же вернемся к героям "Крейцеровой сонаты". Исходя из всего вышесказанного не трудно определить, что же с ними происходит. Очевидно, что их отношения строятся только на нижних центрах, а самого главного - дружбы, взаимопонимания, взаимопроникновения, человеческого тепла и общения у них нет. Этот уровень ими не создан и из-за этого все со временем разваливается...

 

А вот к каким умозаключениям приходит человек, разочаровавшйся в любви:

"- Так все женятся, так и я женился, и начался хваленый медовый месяц. Ведь название-то одно какое подлое! - с злобой прошипел он. - Я ходил раз в Париже по всем зрелищам и зашел смотреть по вывеске женщину с бородой и водяную собаку. Оказалось, что это было больше ничего, как мужчина декольте в женском платье и собака, засунутая в моржовую кожу и плавающая в ванне с водой. Все было очень мало интересно; но когда я выходил, то меня учтиво провожал показыватель и, обращаясь к публике у входа, указывая на меня, говорил: "Вот спросите господина, стоит ли смотреть? Заходите, заходите, по франку с человека!" Мне совестно было сказать, что смотреть не стоит, и показывающий, вероятно, рассчитывал на это. Так, вероятно, бывает и с теми, которые испытали всю мерзость медового месяца и не разочаровывают других. Я тоже не разочаровывал никого, но теперь не вижу, почему не говорить правду. Даже считаю, что необходимо говорить об этом правду. Неловко, стыдно, гадко, жалко и, главное, скучно, до невозможности скучно! Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их  и делал вид, что мне очень приятно. Наслажденье от куренья, так же как и от этого, если будет, то будет потом: надо, чтоб супруги воспитали в себе этот порок, для того чтоб получить от него наслажденье.

- Как порок? - сказал я. - Ведь вы говорите о самом естественном человеческом свойстве.

- Естественном? - сказал он. - Естественном? Нет, я скажу вам напротив, что я пришел к убеждению, что это не... естественно. Да, совершенно не... естественно. Спросите у детей, спросите у неразвращенной девушки. Моя сестра очень молодая вышла замуж за человека вдвое старше ее и развратника. Я помню, как мы были удивлены в ночь свадьбы, когда она, бледная и в слезах, убежала от него и, трясясь всем телом, говорила, что она ни за что, ни за что, что она не может даже сказать того, чего он хотел от нее. Вы говорите: естественно! Естественно есть. И есть радостно, легко, приятно и не стыдно с самого начала; здесь же мерзко, и стыдно, и больно. Нет, это неестественно! И девушка неиспорченная, я убедился, всегда ненавидит это.

- Как же,- сказал я, - как же бы продолжался род человеческий?

- Да вот как бы не погиб род человеческий! - сказал он злобно-иронически, как бы ожидая этого знакомого ему и недобросовестного возражения. - Проповедуй воздержание от деторождения во имя того, чтобы английским лордам всегда можно было обжираться, - это можно. Проповедуй воздержание от деторождения во имя того, чтобы больше было приятности, - это можно; а заикнись только о том, чтобы воздерживаться от деторождения во имя нравственности, - батюшки, какой крик: род человеческий как бы не прекратился оттого, что десяток-другой хочет перестать быть свиньями. Впрочем, извините. Мне неприятен этот свет, можно закрыть? - сказал он, указывая на фонарь.

Я сказал, что мне все равно, и тогда он поспешно, как все, что он делал, встал на сиденье и задернул шерстяной занавеской фонарь.

- Все-таки,- сказал я, - если бы все признали это для себя законом, род человеческий прекратился бы.

Он не сейчас ответил.

- Вы говорите, род человеческий как будет продолжаться? - сказал он, усевшись опять против меня и широко раскрыв ноги и низко опершись на них локтями. - Зачем ему продолжаться, роду-то человеческому? - сказал он.

- Как зачем? иначе бы нас не было.

- Да зачем нам быть?

- Как зачем? Да чтобы жить.

- А жить зачем? Если нет цели никакой, если жизнь для жизни нам дана, незачем жить. И если так, то Шопенгауэры и Гартманы, да и все буддисты совершенно правы. Ну, а если есть цель жизни, то ясно, что жизнь должна прекратиться, когда достигнется цель. Так оно и выходит, -говорил он с видимым волнением, очевидно очень дорожа своей мыслью. - Так оно и выходит. Вы заметьте: если цель человечества – благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь достижению этой цели мешает что? Мешают страсти. Из страстей самая сильная, и злая, и упорная - половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то пророчество исполнится, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить. Пока же человечество живет, перед ним стоит идеал и, разумеется, идеал не кроликов или свиней, чтобы расплодиться как можно больше, и не обезьян или парижан, чтобы как можно утонченнее пользоваться удовольствиями половой страсти, а идеал добра, достигаемый воздержанием и чистотою. К нему всегда стремились и стремятся люди. И посмотрите, что выходит.

Выходит, что плотская любовь - это спасительный клапан. Не достигло теперь живущее поколение человечества цели, то не достигло оно только потому, что в нем есть страсти, и сильнейшая из них - половая. А есть половая страсть, и есть новое поколение, стало быть, и есть возможность достижения цели в следующем поколении. Не достигло и то, опять следующее, и так до тех пор, пока не достигнется цель, не исполнится пророчество, не соединятся люди воедино. А то ведь что бы вышло? Если допустить, что бог сотворил людей для достижения известной цели, и сотворил бы их или смертными, без половой страсти, или вечными. Если бы они были смертны, но без половой страсти, то вышло бы что? То, что они пожили бы и, не достигнув цели, умерли бы; а чтобы достигнуть цели, богу надо бы сотворять новых людей. Если же бы они были вечны, то положим (хотя это и труднее тем же людям, а не новым поколениям исправлять ошибки и приближаться к совершенству), положим, они бы достигли после многих тысяч лет цели, но тогда зачем же они? Куда ж их деть? Именно так, как есть, лучше всего... Но, может быть, вам не нравится эта форма выражения, и вы эволюционист? То и тогда выходит то же самое. Высшая порода животных - людская, для того чтобы удержаться в борьбе с другими животными, должна сомкнуться воедино, как рой пчел, а не бесконечно плодиться; должна так же, как пчелы, воспитывать бесполых, то есть опять должна стремиться к воздержанию, а никак не к разжиганию похоти, к чему направлен весь строй нашей жизни. - Он помолчал. - Род человеческий прекратится? Да неужели кто-нибудь, как бы он ни смотрел на мир, может сомневаться в этом? Ведь это так же несомненно, как смерть. Ведь по всем учениям церковным придет конец мира, и по всем учениям научным неизбежно то же самое. Так что же странного, что по учению нравственному выходит то же самое?"

 

На самом деле люди счастливые, полноценные, а, следовательно, и психически здоровые гораздо проще относятся к жизни. С точки зрения здравомыслящего человека - жизнь прекрасна и смысл жизни - в самой жизни. В том, чтобы жить и радоваться жизни. Природа не создала ничего скверного, противоестественного, постыдного и все, что создала Природа - само по себе естественно и прекрасно.

Да, смысл жизни не только в том, чтобы плодиться и размножаться, но и в том, чтобы расти духовно, познавать мир и самосовершенствоваться. Но достигнув этого совершенства - жизнь не прекращается. Можно и нужно точно так же продолжать жить и радоваться жизни, только на более высоком, совершенном, качественно новом уровне.

Счастливые люди не ждут смерти и не ратуют за конец света. Напротив, они всеми силами борются за выживание человечества и делают все, чтобы этот конец предотвратить...

 

А вот как воспринимает чувственные отношения обжегшийся на любви человек:

"Половая страсть, как бы она ни была обставлена, есть зло, страшное зло, с которым надо бороться, а не поощрять, как у нас. Слова Евангелия о том, что смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею, относятся не к одним чужим женам, а именно - и главное к своей жене."

 

Как известно, если жизнь не сложилась и человек совершил преступление - он чувствует себя виноватым. Но ни одно живое существо не может долго жить с чувством вины. Чувство вины разрушает наш внутренний самообраз. Поэтому человек, чувствующий себя виноватым, неосознанно стремится переложить чувство вины на кого-то другого. Если переложить не на кого - тогда-то все идет в прок - стихия, Природа, философия, устройство человека - что угодно. Лишь бы оправдаться самому...

 

Давайте разберемся - что такое половое влечение и какова его сущность: благо или зло? Это хорошо или плохо?

Для разъяснений обратимся к истории. С древнейших времен все народы и все цивилизации почитали живую Природу и ее устройство как творение Создателя, уважали, почитали и восхваляли ее.

Сексуальная энергия, либидо считалось священной энергией жизни, неотъемлемой, божественной частью живой Природы, данной людям для продолжения жизни.

Между сексуальной энергией и жизнью люди ставили знак равенства, потому что она давала продолжение жизни.

В древние времена люди строили храмы в честь божественного фаллоса, дающего жизнь всему живому, устраивали празднества, мистерии и священнодействия.

 

Любому здравомыслящему человеку понятно, что чувственное влечение - не хорошо и не плохо. Это просто неотъемлемая часть живой Природы, то как устроена сама жизнь.

Это то, ради чего мы все приходим на Землю. И это одно из самых замечательных ощущений, которое испытывает человек, живущий на Земле. 

 

В древности люди вообще считали слияние полов священным актом, и считалось, что, сливаясь в оргазме, человек прикасается к божеству, становится единым с ним.

 

Откуда же столько злости и обвинений в отношении половой любви у героя "Крейцеровой сонаты"? Понимая, что происходит с этим человеком, разумно предположить, что это просто его обида на жизнь и следствие разочарования в любви.

Но виновата в его бедах не любовь, не чувственность сама по себе как таковая. Любовь - неотъемлемая часть живой природы, такая как она есть, и сама по себе не виновата абсолютно ни в чем.

Виноваты сами люди, которые научились строить отношения только на нижних центрах и ничего не создали на человеческом уровне.

Те же люди, которые мудро и правильно выстраивают отношения на всех уровнях, начиная с высших и заканчивая нижними - не испытывают никаких страданий. Ни в чем не обвиняют половую любовь. Любят, живут, наслаждаются жизнью, воспринимают секс как благо и священный союз. Так как задумала его сама Природа...

(продолжение следует)

Наталия ЛЮБИМОВА

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», ноябрь 2011

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1392