26.10.11
Проекты » Живая Русская Речь » ЯзыкоЗнание » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Языковая практика: разгадка тайн русского словообразования
Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

Наша «предвыборная подборка» материалов продолжается. В качестве дополнительного материала по словообразованию в Живой Русской Речи и дополнения к сказанному о слове «ВЫБОР» в октябрьском номере журнала «ЗОВУ РИТМ» предлагаем фрагмент из книги «Культура Живой Речи» (РИТМ, 2010-2011).

От редакции

 

1. Смысл исторического чередования в корне БИР//БЕР//БР//БОР

 

 

Если поискать в современных научных источниках что-либо по теме как бы исторически обусловленных вариантов морфем (алломорфов) в словах, типа: «выБИРать – выБЕРет – выБРать - выБОР», то чаще всего придется столкнуться с информацией на уровне школьной программы, вроде:

«Здесь корень БОР, гласная О в котором чередуется с И, Е и нулем звука...»

И ничего по поводу того, ПОЧЕМУ так происходит! По мнению лингвистов «волшебный» их термин «историческое чередование» и должно явиться аргументом и объяснением этого вот «почему».

Надо сказать, что речь идет не об исключении из правила, а о рядовом явлении, которое часто встречается в качестве модели русского словообразования: «брать - беру – выбирать, срать – серу – высирать, драть - деру – выдирать…» и т.д. Тем не менее, ни «этимологи», ни «орфографы» удовлетворительных объяснений смысла такого рода чередования гласных в корне не дают.

А здесь нами предлагается посмотреть на эту тему с точки зрения моделей словообразования в концепции изначального осмысленного Живого Русского Языка и органической Живой Русской Речи. Это к вопросу практического применения восстановленных нами древних знаний о Языке и Речи. Если в современном языкознании нет объяснений многим феноменам и тайнам слов в современном русском языке, то многие из этих тайн легко разгадываются или находят объяснение в нашей концепции Живой Русской Речи в пространстве восприятия человека.

Например, в указанном историческом чередовании гласных И//Е//ø//О в корне БИР//БЕР//БР//БОР достаточно представить известную схему локализации гласных звуков по энергетическим центрам в пространстве восприятия человека (см. Живой Русский Язык, в частях: «осмысленная фонетика» и «словообразование и речь»).

Почему «выБИРать»? Потому что звук речи «И» в варианте корня «бИ-рА» имеет свой изначальный смысл «продолжения, воспроизведения» того, что имеется или дано. В связи со звуком речи «Б» (в смысле «всеобщности, целостности» воздействия), здесь получается как бы «удвоение» или «извлечение» из того, что есть, что дано («би-»). Можно сказать, что изначально данное состояние энергии («РА») в корне «биРА» через осмысленный слог «БИ» (в смысле хотя бы «удвоения», если пока отойти от других нюансов) показывает изменение, состоящее в том, что за пределами «РА» есть теперь такое же «РА», поэтому «Би-Ра», т.е. фактически получается удвоение или «двойное Ра». Поэтому в связи с приставкой «Вы-» (в смысле «потенциала преобразования, изменения», опять-таки пока абстрагируясь от других нюансов смысла) получается следующая картина с учетом того, что «И» - это звук речи седьмого центра. А седьмой центр представляется фактически как бы за пределами человека (над «макушкой»). Поэтому осмысленная трактовка (или, если хотите, перевод на современный) слова «Вы-Би-Ра…» будет выглядеть в виде такого приблизительного описания: «ВЫ - извлечь, достать, перейти в другое пространство, БИ – такой же объем, какой дан, но в другом месте (или обе части, т.е. и то, и другое), РА – изначальная энергия жизни». Откуда – тоже понятно: из данного РА. По поводу «извлечь, достать» тоже не должно быть сомнения, потому что фактически инверсия корня «бИра» содержит противоположный звуку «И» гласный звук речи «Ы» в смысле «невидимого, скрытого потенциала». И эта инверсия явлена нам, например, в слове «рЫба»: рыба достается из скрытой для глаз среды – воды, океана.

Из этой же живой модели гласных звуков в пространстве восприятия нам известно, что звук речи «Е (или Э)» располагается в шестом центре со смыслом, который может быть передан в данном случае с нюансом «процесса, потока, течения» событий или явлений. Поэтому наше слово «вы-бЕ-рЕ» и переводится (если пропустить все подробности) в приблизительном смысле: «ВЫ – изменить потенциально, БЕ – в общем процессе, РЕ – течение, поток энергии». Смысл слова нам дает понять, что выбора (вернее, изменения или перехода) еще нет, идет только процесс определения в голове (в области шестого центра). О том, что корень «бЕръ» точно в шестом центре, говорит его симметричная в пространстве восприятия человека инверсия во втором центре «рЕбъ» (отсюда же и известное слово «РЕБенок», который пространственно формируется и появляется на свет в области второго центра). Такое положение не удивительно, т.к. словообразование в Живой Речи всегда осмысленное, органическое, конкретное, строится не абстрактно или где-то, а в пространстве восприятия самого человека и через его восприятие.

А вот в корне БР (выбрать, т.е. выБøРать) целесообразно считать, что в нем происходит редукция безударного гласного первоначального корня БОР (выБОР). Потому что смысл практически не меняется, а вот перераспределение энергии происходит, т.к. фактически редуцированный гласный звук присутствует и на конце слова «выборЪ», и при образовании глагола происходит усиление редуцированного гласного (теперь уже в роли явно слышимого глагольного суффикса), за счет ослабления корневого безударного гласного: «выБøРать». Энергетически обусловленное словообразование очень экономно в трате силы. Разница лишь в том, что в Древности при соблюдении полногласия слогов в словообразовании различали краткие и долгие гласные, а сейчас, при утрате смыслов звуков речи в словообразовании, происходит просто механическое выпадение звуков и искажение в озвучивании слов.

К этому надо лишь добавить, что слог БО осмысливается чаще как «энергетическое соединение», которое «везде». Поэтому оно часто принимало смысловое значение «божественности». К примеру, «Бо-Ра» - «божественный свет». Отсюда в глаголе «брать» (по-древнему, «Бо-Ра-Ти») – одно из основных смысловых значений «божественный свет привлекать, притягивать». В случае имени существительного «брат» (почти то же самое сочетание звуков, что и в глаголе «брать») древнее звучание восстанавливается иначе: Бо-Ра-То, где ТО показывает смысл «устойчивой связи», постоянной. Поэтому слово «брат» и стало издревле обозначением близких, дружеских отношений, и даже родственных (следовательно, неверны встречающиеся в современной литературе этимологические изыски, типа: «брат» - «борющийся, собирающий» и т.п., т.к. глагол «бороться» выводится из корня «БОР, БОРО», а не «БР»).

Понятно, что в ряду однокоренных слов при формальном подходе можно и запутаться в том, от какого слова какое происходит, но на то и существует смысловой аспект (или подход), позволяющий верно сориентироваться! Так же точно и четко, как в корневой системе разнообразной растительности! Когда есть четкое понимание природы словообразования (из каких корней что и почему происходит), то и производные слова распределяются по корневым гнездам иначе, исправляются встречающиеся на практике казусы и ошибки:

БЕР- бери, беременная (от БЕРЕМЯ, бремя), берег, прибрежный, бережность, беречь… В таких случаях, как «берег» и беречь», надо иметь в виду, что есть общий корень БЕР-, а есть дополнительные смыслоразводящие корни «Га» и «Чи», с помощью которых конструируются слова, достаточно далекие друг от друга по смыслу и значению.

А сам этот общий корень формируется из более простых слов (или корней) «БЕ» и «РА»: «БЕ – в общем процессе, потоке, который везде, охватывает все, РА – концентрированное состояние изначальной живой энергии». Что позволяет трактовать «Бе-Ра» в значении «силовое распространение влияния Ра». Отсюда же, например, и одно из древних образных наименований медведя: называя его словом «БЕР» (в полнозвучии «БЕРА»), имели в виду, что он на весь лес значимый, сильный зверь.

Этот пример имеет большое значение. И позволяет видеть, что при расшифровке древних смыслов важно отделять собственно смысл слова, независимо от тех или иных обиходных лексических значений, от того, кого или что конкретно обозначают этим звукосочетанием в то или иное время. Это проясняет многое и дает возможность не запутываться в природе древнего (изначального, а теперь русского) словообразования. Учитывать нужно и изменение характера звучания (изменения потока энергии), которое дает соответственно и смену смысла получающихся звуков: к примеру, если РА – в четвертом центре, то РО – в третьем, РУ – в первом, РЕ – в шестом… Точно так же и в вариантах корня БО//БЭ//БИ и т.д.

У предков никогда не бывало в этой области неточности: как опытный химик разбирается в химическом составе веществ в различных реактивах, так предки тонко ориентировались в энергетике звуков речи и смысле издаваемого ими звучания (смысле произносимых слов). Потому что это для них было столь же важно, как для химика важно не перепутать реактивы и не взорвать что-нибудь. Ведь через Слово Человеки Разумные принимали разумное участие в процессах Сотворения (и потому было важно, чтобы не было такого недоразумения, типа, «сделать хотел грозу, но получил козу»).

 

И в связи с таким вот «химическим» образом в сравнении, можно еще уточнить такой момент (для тех, кто запутывается в рисуемых буквах и произносимых звуках). Не важно, как рисуются символы химических элементов (формулу можно записать как угодно, хоть современными знаками таблицы Менделеева, хоть рунами или иероглифами), но вот реальный химический состав и дозу веществ нужно знать, чтобы получить нужное, не отравившись и не подорвавшись. Вот почему МЫ ПОСТОЯННО ГОВОРИМ О «РЕАЛЬНОМ ВЕЩЕСТВЕ» (О ЗВУКАХ РЕЧИ, ИХ ЭНЕРГЕТИКЕ И СМЫСЛЕ), а не о символах химических элементов в таблице (не о буквах и алфавитах, не о письменности и т.п.), которые вторичны, подвержены изменениям и весьма условны относительно «реального вещества» того же Слова. Если вы осмысленно владеете «реальным веществом» Языка, то вам не страшна никакая «чаромуть», как говорит П.Лукашевич, любого порядка в разрушении языков!

Вот перечень слов, в происхождении которых, с точки зрения современного языкознания, немало загадочного и непонятного:

БИР- соБИРать, уБИРать, сБИРается, сиБИРь, БИРюк, БИРюлька, БИРка…

БЪР- БРать, БРат, БРавый, БРага, БРама, БРазда…

БОР- БОР, соБОР, поБОР, БОРона, БОРода, БОРовик…

Если учитывать все вышесказанное, проясняются многие затруднительные моменты в этимологии и словообразовании. Вот несколько примеров.

В словаре Фасмера указывается одно из значений слова «БИРка», в виде «дощечка с зарубками», и по этимологии дается пометка «неясное слово». Конечно, неясное, если нет даже попытки выяснить происхождение слова! А мы чуть выше указали на изначальный смысл этого корня, связанное с «двойственностью» (Би-Ра). Представьте себе образ такой: есть собственно «Ра», а есть где-то рядом «Би-Ра», как дубль, отражение или даже просто знак, некое обозначение этого «Ра», в качестве указателя, определителя. Понятно теперь, откуда изначально родилось слово «бирка»? Точно таким же путем можно отбросить много пустых домыслов и «неясностей» в этимологии других слов с корнем «БИР».

Или с корнем «БР». К примеру, в словаре Фасмера удивляет дотошно составленный перечень форм слова «БРага» у разных цивилизаций и народов, с обозначением современных простых бытовых значений этого слова, близких к «жидкому пиву», при полном молчании или отсутствии даже попытки проникнуть в смысл слова. Между тем, физическая (или энергетическая) природа звуков дает верную подсказку: «БОРа Га» (т.е. Бор – это «бог», а Га – «путь, состояние»), в смысле «божественный путь, или божественное состояние» (например, эволюционирующего человеческого духа). И такое возвышенное, энергетически насыщенное состояние духа (уровня таких понятий, как «нирвана», «экстаз» и т.п.) только в современной деградирующей цивилизации могли сравнить с «алкогольными напитками»!..

 

Много несуразностей в словаре Фасмера и остальных современных этимологических словарях и с другими вышеперечисленными словами с рассматриваемым корнем БОР с чередующимися гласными. Но мы вам показали примеры и способ, в каком направлении нужно искать и анализировать. Дальше предстоит уже ваша самостоятельная работа.

И добрый вам путь в мир изначальных смыслов родных слов!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2011г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», ноябрь 2011

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1394