14.11.11

Наталия Зорина, руководитель проекта РИТМ, физик, педагог-психолог высшей категории, психотерапевт

 

Бытует мнение, что психология нужна тем, у кого есть проблемы. И что интересующиеся психологическими знаниями люди непременно с отклонениями. Возможно, что такого рода убеждения – это своеобразная защита от вторжения современной психологии практически во все сферы человеческой жизни. Но это лишь предположение.

А еще традиционная психология, изучая психологические особенности и проблемы людей, совершенно не использует понятия «норма». Говоря, казалось бы, об отклонениях, допускается, что есть что-то, от чего это отклонение и произошло. А значит, есть (или была) «норма», но в действительности это понятие даже не используется. Получается, что ВЫХОДА просто не предвидится. Все что-то решают, но совершенно не предполагается найти искомое решение. Выходит, что психологи просто увлечены процессом, просто увлечены проблемами, а человек служит лишь инструментом, вокруг которого все это разворачивается! Проблемами занимаются, но решать их даже не собирались! Представляете, что современный психологический подход даже не допускает такой возможности!

Но так было не всегда! Правда, тогда это, возможно, не называлось таким модным сегодня словом, как «психология». Но разве дело только в названии? Было время, когда существовало знание о ЧЕЛОВЕКЕ, его месте в природе и обществе. Время, когда знание о том, как вырастить человека, использовалось именно для того, чтобы те отклонения, которыми занимается современная психология, просто-напросто не допускать. И знание это использовалось людьми не в столь давние времена, как это принято представлять сегодня.

Перед родителями тогда стояла задача вырастить ЧЕЛОВЕКА, помочь ему раскрыть свои врожденные качества и получить знания, необходимые для реализации себя в обществе. Знания эти важные были органично вплетены в традиции и культуру народов и всегда носили свой неповторимый колорит. Детей тогда готовили к взрослой жизни не только мама и папа, не только родственники, детьми занималось общество, общность людей, община. Это был целый пласт культуры, позволяющий вырастить здоровых и полноценных взрослых.

И растили тогда мужчин и женщин, способных не только занять свое место в обществе, но и привести в этот мир детей, которые будут продолжать непрерывную связь традиций и времен. Ребенка не «воспитывали» в нашем понимании этого слова, не читали ему невероятное количество «пустых нравоучений» и «прописных истин». Ребенок рос САМ, органично вписываясь в окружающую среду, в окружающее общество, занимал свое место, опираясь на поддержку, опыт и традиции.

Только представьте себе, насколько это все отличается от того, что происходит сегодня, от того, что переживают, взрослея, современные дети! …

Хочется привести пример, который позволит хоть как-то представить себе те трагедии человеческих жизней, которые приходится видеть на консультациях, работая с людьми. И, возможно, хоть кто-то сможет с пользой использовать эту информацию в своей жизни.

Ну, допустим, как с Буратино! Вспомните сказочку известную. Правда, в сказке той «папа» Карло трудился один. Странно это, но, видимо, кому-то и так может видеться процесс «сотворения» «человека». В наши дни и такое отклонение от нормы и естества уже не новость. Чего только не случается сейчас с теми, кто мог бы выбрать путь ЧЕЛОВЕКОВ! Клонирование не воспринимается как явное нарушение природных законов. Просто есть обычный вопрос ВЫБОРА!

Выбор действительно есть у каждого, и он может быть разным. И делая свой выбор, люди получают вместе с этим и ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРА, последствия принятых решений. Удивляются, правда, чаще всего потом последствиям. Чему удивляются, не совсем понятно. Ведь последствия, словно плата в гастрономе. Выбрал - и будь добр рассчитаться на кассе. Просто и лаконично. В жизни так же. Хотя «счет» иногда задерживается.

Приходит такой образный «счет» к людям. И что? А вот тут начинаются вопросы и удивления. Довольно странно. Ведь на цену в магазине смотреть забывают не все, а о последствиях выбора забывают. Чему удивляться? Мир - нормальная СИСТЕМА, ПРОСТО ВСЕГДА ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РАВНОВЕСИЕ.

Но вернемся к примеру. Мы отвлеклись несколько от темы. Наш разговор в данном случае о воспитании, на другие процессы отвлекаться не будем.

Пример посвящен современному процессу воспитания. И говорить будем только о родителях, настроенных на позитив для своего ребенка. Хотя люди сегодня даже не «грузятся» тем, что понимание о позитиве у каждого свое.

Итак, есть дерево в качестве материала, и два «мастера» решили выстрогать из этого куска болт! Ну, захотелось так людям! Что тут сказать можно? Допустим, болты востребованы в обществе, или модно, чтобы был у каждого болт, ну или просто этим людям болты очень нравятся. Это уже не так важно. И не думалось им в тот момент о разумности существования деревянного болта в «мире». Решили и все! Ну, как боги же люди могут быть! Чего такого, когда ОЧЕНЬ хочется и раз все уже решили? Решили и выточили! Все уже реализовано. А потом выясняется, что нужно было не болт, а, допустим, ложечку делать. ПРОБЛЕМА! Как быть людям? И что теперь с болтом будет?

А что с болтом? НИЧЕГО!

Просто есть несколько вариантов - и все. И не все они будут зависеть от «выбора самого болта». Давайте попробуем рассмотреть некоторые возможности развития сложившейся ситуации.

Можно попробовать выточить ложечку из того, что есть. Маленькая выйдет ложечка, если удастся ее выточить. Ну, уж какая есть. Для чего она может пригодиться? Неясно. Ну, если только как украшение или в память об утраченных возможностях. Хотя бы и так.

Можно плюнуть и оставить все как есть! Болт так болт! Раз уж так вышло. Его можно хранить и среди ложек, как сувенир и как болт какое-то время использовать. Варианты возможны.

Может сложиться, что в процессе «коррекционного вытачивания» болт просто не выдержит и останется только труха, опилки. Тоже не редкий и совершенно не исключенный вариант.

Можно попробовать поискать еще способ «выкрутиться» из сложившейся ситуации. Так сходу представить не просто, но, возможно, варианты эти существуют в жизни.

Такой вот пример. И виноватых нет. ВСЕ СТАРАЛИСЬ, КАК МОГЛИ! ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ! А получилось… То, что получилось. И все это - просто реальность нашего современного воспитания, сегодняшнего подхода к жизни, отношение к детям и к самим себе! Вот и появилась такая современная «наука психология»! И задача у нее понятная и полезная. Задача ее заключается ЧАЩЕ ВСЕГО в том, чтобы разными способами «объяснять болтам и мастерам, их создавшим», что все «обычно и нормально», что «все как у всех» и «теперь с этим необходимо научиться быть»! И все эти трудности и «отклонения от нормы» - обычное явление, что со всем этим нужно жить спокойно. ЧТО «ЭТО И ЕСТЬ ЖИЗНЬ»! И все это оттого, что о норме не знают, не помнят, забыли, да и проще так, спокойней! ПРОСТО «КРИВО», КАК У БОЛЬШИНСТВА СЕГОДНЯ! А еще «стыдливо» прячутся от «нормальных ложечек» и «нормальных болтов», объявляя их случайными исключениями от всеобщей путаницы, неразберихи и идиотизма!

Представляете, как жизнь в перевернутом мире! ВСЕ НАОБОРОТ! НОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СТАЛА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, А «ИСКЛЮЧЕНИЯ» ЗАПОЛОНИЛИ МИР! «Отклонений» от нормы и естества так много, что мы невольно оказываемся, словно в перевернутом мире, словно в зазеркалье! Вот и начинают люди «равняться» на отклонение, на патологию! Как тут обойтись без психологии в ее СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ!

И работы у подобных психологов достаточно и будет становиться все больше и больше. Надо же кому-то «всех» поддерживать в допустимом состоянии и рабочей форме. И это вовсе не критика. Это просто констатация фактов.

Современная психология, на данном этапе своего развития, выполняет заказ общества, или, точнее сказать, определенной части общества. И это так же нормально и естественно, как изготовление протезов. Раз уж мы так сегодня живем, к чему «прятаться» и делать вид, что всего этого не существует вовсе?

Но для современной психологии и психологов, в силу сложившейся сегодня ситуации в обществе, естествознании (имеется в виду «общее состояние» всех наук), педагогике, существует еще один заказ, «завуалированный» под другие потребности. Этот заказ удачно дополняет заказ на компенсацию образовавшихся проблем и «изготовление протезов»! Заказ заключается в потребности людей, не реализованной людьми в детском и подростковом возрасте, потребности «принятия». Название потребности достаточно точно отражает суть «заказа» и всего комплекса проблем подавляющего числа людей.

Для собственной самоидентификации и самоопределения любому человеку важно, чтобы его принимали. В норме это должны быть родители, члены семьи и самые близкие люди (друзья, родственники). Такого рода принятие способствует нормальному формированию личности. Все это закладывается в самом юном возрасте и служит базовой основой личности. Это словно «фундамент», база, основа личности. Если этого не было дано на самых ранних этапах развития и формирования личности, то человек затем может искать подобные ощущения практически всю свою жизнь. Искать именно для того, чтоб «выверить» самую суть, основу своей личности, получить своеобразный фундамент, образную точку отсчета. Без этого важного момента и этапа человека в жизни будет «носить» словно верблюжью колючку по пустыне. Он может так и не начать жить, постоянно находясь в «изначальном» поиске.

Вот и приходят люди к психологам очень часто вовсе не проблемы решать: не до проблем им. Приходят за «ТОЧКОЙ ОТСЧЕТА», не данной родителями в детстве, приходят за ПРИНЯТИЕМ себя, своей жизни, своей личности. Вот и выполняют современные психологи этот странный скрытый заказ, компенсируют то, что не дали человеку родители. Вот и выходит, что современные психологи и психология просто-напросто компенсируют родительские недоработки и общую «кривизну» современного общества.

Но хочется напомнить, что так было не всегда, и у психологии могут быть совершенно иные задачи и функции. И сегодня нас интересует именно то напрасно забытое знание о человеке и обществе, тот совершенно иной психологический подход к ЧЕЛОВЕКУ!

Тот самый подход к человеку и обществу, который предполагает ЛАДНОЕ построение всех процессов в согласии с природной сообразностью. Тот подход, который позволяет раскрывать заложенные природой ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ возможности каждого. Тот подход, который позволяет забытое знание использовать на современном этапе развития общества и ЧЕЛОВЕКА.

А такой подход предполагает образованных, чутких и любящих родителей. Родителей, которые будут вести в этот мир ребенка, уже достигнув психологической зрелости, и поэтому смогут сократить число несчастных людей в будущем. Такие родители не будут транслировать свои проблемы, комплексы и неудачи на последующее поколение.

А еще такие родители не станут перегружать своих детей ложными знаниями, создающими детям очень серьезные проблемы в дальнейшем. Они, используя знания психологии, смогут отличить здравое знание от информации, которая может стать непроходимым завалом на пути юного человека к ЛАДНОЙ и СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ в естественной гармонии с миром и собой.

Совершенно не отказываясь от традиционных подходов современной психологии, мы являемся активными сторонниками совершенно другого подхода в психологии. Того психологического подхода к знаниям о человеке и обществе, который позволяет выстраивать свою жизнь, не воюя с природой и миром. И эти два подхода, существенно отличаясь между собой, совершенно не исключают друг друга.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июль 2009

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1408