21.11.11

Наталия ЗОРИНА

 

Отношения между людьми! Какие они сегодня? Да и есть ли вообще? Ведь все чаще и чаще эти важные отношения напоминают «театр одного актера». Люди сегодня даже в парах умудряются «общаться» лишь сами с собой, полностью выдумывая и партнера и все отношения с ним - с самого начала и до конца.

Насколько разумно называть подобную ситуацию «отношениями»? Ведь одиночество в наши дни носит просто катастрофический характер. И в силу этого многие стремятся хоть к какой-то иллюзии отношений и общения. Люди просто-напросто прячутся за любым водоворотом разнообразных «тусовок» - от собственного одиночества и фатальной всепоглощающей пустоты.

Словно в противовес этой сложившейся ситуации, общение и отношения в среде детей, оставшихся без попечения родителей, натуральные во всем. Там настолько правдивая и суровая атмосфера, что для фальши и «театральной» игры места, да и сил просто не остается. Дети вынуждены выживать и им совсем не до «спектаклей».

Оказавшись среди этих детей ты вдруг понимаешь, что среди них комфортно и легко. Суровая правда их жизни открыта и понятна. Они, ценя свою неповторимую индивидуальность, отстаивая ее порой самыми несоциальными средствами, ценят и уважают и других, их «территорию», принципы и особенности. А еще, в этом необычном мире есть место любви. Это редкое чудо поддерживают и берегут сверстники. Берегут с особым трепетом и интересом.

Вот реальная ситуация. Конец смены в лагере. Автобусы, прощание. Многие расстаются надолго, может быть, на целый год. А может и больше. Общая атмосфера складывается естественно таким образом, что все что-то делают, но не мешают паре, парню и девушке, которым нелегко расстаться. Их ждут два автобуса и еще много-много народу, которым тоже ехать. И все это бережно, естественно, без лишней суеты и акцентов. Это делают сами дети, а взрослые просто не вмешиваются. Естественно, влюбленные пары на особом счету. Но там достаточно уважительное отношение к любым парам.

Разумеется, без некой «театральности» и игры в любом общении не обойтись. Но театральность уместна во внешних взаимодействиях. Это разумно в обществе там, где отношения уходят далеко на второй план, либо отсутствуют вовсе. В этих отношениях основное место отведено форме и дежурной вежливости, так же, кстати, достаточно формальной. Но такой «театр» совершенно не подходит для внутреннего пользования. Не подходит лишь потому, что в принципе не предполагает личного отношения, настоящих чувств, переживаний.

Дети-сироты, оставшиеся один на один с миром, очень нуждаются в поддержке, понимании, личном. Вот и выходит, что им интересны, важны и нужны живые человеческие отношения, а не формальная и театральная социальная игра. Им нужно «внутреннее». Им нужно настоящее живое общение. И это совершенно естественно.

Например, в этой среде вдруг видишь совершенно естественные, непривычные для общества, отношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. В городе отношения заформализованы настолько, что доходит до цинизма. А тут вдруг видишь непроизвольную заботу мальчиков о девочках своего детского дома. Или наоборот, заботу девочек о мальчиках, без всякого принуждения к этому со стороны воспитателей. При этом происходит это тоже естественно, без путаницы и искажения половых ролей и функций…

Есть один немаловажный факт: теперь почти что общепринято разрисовывать все, что связано с жизнью детей-сирот, черными красками. Как правило, например, бытует жестко сформированное мнение, что детей бросили заведомо плохие родители. Ну, или другой вариант, что детей забрали у жутких родителей. Все одно. А заботливое государство и чуткие люди стараются им помогать, естественно, чем могут. Возможно, это нужно для примитивной пропаганды трагедий и столь же примитивной помощи таким детям. Чаще всего от них просто откупаются. Раз уж у них все так плохо, то должны радоваться тому, что дают, тому, что перепадает. Не сильно отличаются и установки воспитателей, педагогов этих детей. Они чаще всего так же слепо уверены, что спасают детей от плохих родителей и страшного мира.

Возможно, и я не была исключением. Мои представления о детях, оставшихся без попечения родителей, и их жизни не слишком сильно отличались от этого широко распространенного стереотипа. Но все изменилось самым серьезным образом после того, как я начала работать в этой сфере. Теперь я не только работаю с детьми-сиротами, помимо этого я еще веду семинары, мастер-классы для их воспитателей, руководителей кружков, тренеров.

Из множества взаимоотношений самых разных людей, о которых только что сказали, как о естественных, здесь даже складывается такая особенная среда, которую не всякий и выдержит, кто привык к формальным отношениям общества. Как правило, в этой среде остаются те педагоги, которые выдерживают суровые требования этой необычной детской среды. И тогда они здесь пользуются очень большим авторитетом. Разумеется, есть разные детские дома и разные коллективы. Но нормально существуют те, в которых среда общения складывается как в родовой общине. И авторитет успешного педагога здесь напоминает авторитет главы рода.

Все, что я увидела в процессе своей работы, меня поразило. Увиденное слишком сильно отличалось от общепринятого представления. Сравнив свой новый опыт и наблюдения с мнением людей, давно работающих в этой сфере, я поняла, что увиденное известно не только мне.

Да, мир этих детей не прост и, на первый взгляд, может даже отталкивать. В нем существуют свои законы и принципы. Но основной его особенностью является то, что в этом мире все по-настоящему, все всерьез. От этого все взаимодействующие с этим миром вынуждены подстраиваться под эти не всем привычные особенности. И именно этой «натуральностью» он оказывается намного естественней и ближе ко всему природному.

Представляете, здесь даже обычные среди мальчишек драки происходят без каких-то там цивилизованных искажений, чувствуется какое-то изначальное человеческое достоинство. Без смешения полов. Мальчики остаются мальчиками, девочки девочками. Самобытность каждого пола сохраняется естественней и натуральней, чем даже в считающейся «благополучной» части общества. А если команда в каком-либо состязании, то командная солидарность искренняя, настоящая. Там все эти отношения не выученные, а живые.

Говоря о ладе и естестве, много внимания мы уделяем практическому опыту людей, индивидуальным критериям как самым важным ориентирам на жизненном пути каждого. Поэтому происходящее в среде детей, оставшихся без попечения родителей, оказалось таким важным и интересным. Необычно и очень удивительно, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, сами находят или вырабатывают эти критерии и ориентиры. Они узнали жизнь без прикрас и лишних фантазий и именно в силу этого ближе к ладу, как способу жизни.

Нет смысла спорить о том, что проблем у этих детей много, но их проблемы имеют несколько иную природу, чем принято думать. Их «проблемы» чаще всего в «социализации». Многим известна искусственность современного общества, в которую невероятно сложно вписать естественные отношения и естественное поведение.

Мы привыкли считать «ненормальным» все, что связано с миром этих детей, считая нормальными только тех, кто растет в формально благополучных семьях. Но что есть современная «норма»? Ведь «нормальность» современного общества весьма условна и порой слишком эфемерна…

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2009.

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1417