Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом…
…Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
А.С.Пушкин (1830)
Возможно, и прав Пушкин: для других имя ваше не столь значимо, как для вас лично. И вот почему.
Как-то в наших очерках о языке мы уже касались самого слова «ИМЯ», которое в транскрипции выглядит как «им`а»: совсем как в древнем звучании («ИМА»). Напоминаем (цитируем) тот текст (см. «Решение задач живого словообразования»):
«…«Има» понималось как «И Ма», т.е., по смыслу, как «продолжение, воспроизведение Ма», т.е. «явленное от изначального, т.е. рожденное» (от этого первоначального «И Ма» - происходят, видимо, современные понятия «имя, имение, иметь»)…»
А еще вы помните из наших работ по языку, что решающее значение в понимании смыслов слов имеют не буквы (не алфавит, не графика), а живые звуки в энергетическом пространстве человека. Без этого все теории о языке рано или поздно заводят любознательных в тупик и начинают кормить выдумками.
Наверное, поэтому в современном языкознании фонетика и орфоэпия являются второстепенными дисциплинами и нарочно оказываются на вторых ролях. Если их вывести на первый план, вдруг люди догадаются, что они не так учат свой родной язык! А так вроде как все довольны! У учащихся есть иллюзия «образованности» по части языка. У преподавателей есть иллюзия, что они «знают» свой предмет и делают полезное дело, учат людей «грамоте». И система при этом «стабильна»: «устои» сохраняются, какими бы искусственными, безжизненными они не были!
Представляете, что бы было, если вдруг однажды ВСЕ поняли, что у них с ЯЗЫКОМ (вернее, с головой, сознанием) не все в порядке, вернее – полный непорядок!? Хаос! Ни одного бы ученика на (таких, как сейчас) уроках языка, ни одного преподавателя (они все уйдут, чтобы не обманывать – одни насовсем, другие переучиваться)… А все остальные предметы окажутся под большим вопросом, т.к. все они изложены на искусственном (мертвом) языке, который не позволяет получить настоящее образование в естествознании (знании естества) для полноценной жизни…
Скажете, фантастика! Такого не может быть, пока есть те, кто ходит в школы (учиться и учить) и пишет служебные записки, приказы, инструкции и статьи. И пока есть вот эта искусственная технократическая цивилизация, зажимающая творческие возможности людей и не дающая раскрыться естественному потенциалу человека разумного.
Несмотря на это, даже сегодня немало людей все-таки понимает важность собственного ИМЕНИ для человека (отсюда распространенность попыток толкования «значения» каждого имени и «выбора» имени себе и детям согласно таким толкованиям).
Поэтому вернемся тут снова к энергетическому пространству человека, к его физике, потому что без естествознания, без знания реальной природы человека тайны устройства Языка не раскроются. Вот еще одна цитата из упомянутого очерка:
«…Имя в центре. Вот почему издревле настоящее имя человека имеет сакральное значение и смысл. Как суть, предназначение и точка отсчета. Каково имя – такова судьба!..»
Да, в энергетике человека, в пространстве восприятия «МА» действительно располагается в центре, как и «ЛА» («Лада»), например, потому что энергетика звука речи «А» соответствует четвертому центру. «МА» - это и рожденное, явленное («МАлыш»), и рождающее, рожающее начало («МАть, МАма»), и развивающееся, познающее и творящее начало (МАг, МАгия).
А от этого центра, от этого исходного начала каждый из нас как бы «продолжается» дальше, постоянно «растет», что как раз обозначается смыслом звука речи «И».
Чувствуете исходный смысл слова «И + МА»?
Ну, а поскольку в жизни много таких путей (т.е. «имен»), они все имеют свои уникальные опознавательные знаки (т.е. «имена», типа: Марья, Иван и т.д.), по аналогии, как и дороги (типа, «ярославское шоссе», «Москва-Воронеж», «Екатеринбург-Пермь» и т.п.).
Определяясь с ИМЕНем, человек органически, т.е. физически (пространственно-энергетически) и психически (сознательно-подсознательно) в смысловом (в т.ч. семантическом) поле становится на один из приемлемых для себя ПУТЕЙ и СПОСОБОВ жизни.
Еще одна цитата из упомянутой работы:
«…Отсюда же и вероятность смысла другой похожей оппозиции: «Имя» - «Имя Рекъ», тоже понимаемая как соотношение «внутреннего» и «внешнего». «Имя» - это сущностное, настоящее, сакральное, а «Имя Рекъ» (сейчас пишется просто «имярек» и считается устаревшим словом в значении «имени неизвестного или нарочито неназываемого лица в значении «некто», «такой-то»...») – это, по древнему смыслу, «имя реченное, объявленное», высказанное, внешнее, для всех, в отличие от сакрального, настоящего, выраженного в понятии «Имя»...»
Если понимать, что звуковое пространство человека (выраженное в строе изначальной Живой Речи) имеет определенные структурированные энергии, осмысленные каналы и потоки (типа ИМЯ), и конкретное то или иное осмысленное содержание в этом канале («Василиса» там, или «Емеля»), то должно быть ясно, что предки очень внимательно относились к ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА.
ИМЯ – это не вопрос «моды» или чьей-то прихоти. С древнейших времен для человека разумного определение собственного имени (самоназвание) характеризует физические параметры его жизненного пространства и носит сакральный смысл.
(из цикла: «Родные слова: возрождение утраченных смыслов». - Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. 2011г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», декабрь 2011