28.03.12

Тема воспитания детей всегда актуальна и при этом совершенно не имеет значения для людей, какое время на дворе! А уж если время необычное, то и актуальность образования, воспитания детей просто трудно оценить. Ценность и значимость образования возрастает в разы.

И, видимо, поэтому именно сейчас, в период «странных» перемен в нашей стране, упрямо и настойчиво разваливают свою систему образования и воспитания на государственном уровне. Мы не можем равнодушно смотреть на происходящее в этой сфере. Нам горько и больно видеть и понимать всю трагичность происходящего вокруг. «Творчество» и «новаторство» перешло все разумные границы! Что же в этой ситуации делать нормальным родителям и настоящим педагогам? Этот вопрос стоит все острее и острее.

Именно в этом ключе нам захотелось представить свой взгляд на происходящее в сфере обучения и воспитания детей. Может быть, это поможет родителям и мыслящим педагогам найти в сложившейся ситуации свои неповторимые и здравые решения.

Мы постоянно говорим читателям о том, что родителям необходимо четко понимать, кого они растят. Растят мужчин и женщин, или же бесполое существо, способное стать лишь «функцией» системы? Современный подход к воспитанию детей, как известно, фактически не учитывает половые особенности ребенка. А это основа здравости в воспитании, без этого о здравом воспитании говорить просто абсурдно!

А еще современным родителям стоит помнить и понимать, для чего им вообще могут быть нужны дети. Помнить и понимать, что только естественное и полноценное «детство» их детей гарантирует родителям спокойную и полноценную старость. В мире все взаимосвязано. Все так просто, естественно и разумно! А родители, воспитатели и педагоги умудряются заблудиться и в этих простых правилах. Заботясь о своих детях, родители просто-напросто закладывают свою жизнь в старости. «Что посеешь, то и пожнешь!» Этого правила еще не отменили.

Если система воспитания и образования выстроена с учетом и пониманием этих простых природных закономерностей, то вопросов принудительной «нравственной работы» с детьми просто не будет возникать. О нравственности начинают говорить (как о вероятных гарантиях), когда уже начинают терять исходные данные, ладные традиции и преемственность знаний. Когда все действительно ЛАДНО, благополучно, в моральных установках просто нет необходимости. И такая система воспитания действительно существовала. Она настолько мощная и разумная, что ее основ не смогли разрушить горе-реформаторы и по сей день.

Сейчас все еще идет повальное увлечение всем западным, хотя во многих сферах, в том числе и социальной, западные технологии показали себя у нас не с лучшей стороны. Видимо, западное для Запада, а у нас должно быть свое, исконное.

И оно, исконное, действительно было. Несмотря на большие разрушения в обществе, старое доброе до сих пор еще держится. Даже в системе образования. Наши люди живут как бы «двойными стандартами». С одной стороны, прилежно заучивают и пытаются внедрить в образование и воспитание официально рекомендуемые западные образцы. С другой стороны, видя, что они у нас либо «работают» плохо, либо и вовсе «не работают», почти инстинктивно начинают вспоминать и применять то доброе старое, которое прежде у нас существовало. Причем существовало веками.

Если здраво рассуждать, то в этом ничего плохого и нет. Например, если сравнивать с языками, то ничего плохого в том, чтобы учить иностранные языки, английский там, испанский или французский. Или даже несколько языков. Это даже хорошо может оказаться!

Но плохо, очень плохо, когда русский пытается стать французом, или украинец англичанином и т.п. Или же тщетны попытки одновременно быть французом, испанцем и англичанином. Просто, даже абсурдно. Потому что понятно, что это совершенно разные культуры и образы жизни. Разные корни. Всегда есть язык, на котором человек мыслит. Совсем не просто перейти «из одной культуры в другую». А в случае «потери корней» происходит маргинализация людей, культуры, образования и всей общественной жизни (кстати, маргиналы - это «лица и/или социальные группы вне характерных для общества рамок социальных отношений, норм, традиций»). Как говорится, ни свое не сохраняется, ни чужое не прививается! Вот так и «зависают» в промежуточном состоянии. Без опоры и ориентиров.

Примерно подобное происходит и в системе образования и воспитания. От своего педагогического опыта отказываемся и в то же время пытаемся беспорядочно копировать фрагменты западных педагогических технологий.

Вот почему, прежде всего, нужно сохранять трезвость и здравомыслие. Мы не выступаем против западного даже в педагогике и образовании. Только оно должно быть привнесено не взамен родного, исконного, а лишь в дополнение, как «иностранный язык» наряду с родным. Только тогда «иное» может привиться и пользу принесет. И только тогда сохранится родное! И только тогда возможно хоть какое-то развитие. Иначе такую страну ждет просто катастрофа, а люди без корней и родины будут деградировать. Уйдут от своего, не дойдут до западного, в силу ряда объективных причин, и просто зависнут в промежутке. На наш взгляд, ни один здравый родитель не пожелает своим детям такого жуткого тупика, без будущего.

Наших педагогов словно раздирает на части. Они сегодня пытаются преподавать по двум совершенно не согласованным между собой системам. При этом, внедряя новое, они фактически просто разрушают то, что было. Развития и движения не происходит. Нет в этом случае и преемственности, когда вместо одного предлагается совершенно другое.

Поэтому то, что наши педагоги и воспитатели делают пока вынужденно и почти неосознанно (своего рода «двойной стандарт») в целях выживания и предохранения от разрушения всей системы, нужно просто делать осознанно и здраво. Более того, сравнивая и сопоставляя, чтобы была открытая возможность выбирать лучшее и здравое. В этом случае, когда выбирается лучшее и здравое для детей, уже и неважно, западное это или исконное, свое.

Хотя опыт и знания прошлого, если в это вникнуть хорошо, показали, что современная цивилизация ничего лучшего, чем было у предков, дружных с природой и живущих в ладу, еще не придумала.

Даже если не забегать слишком далеко во временных рамках, брать, к примеру, не минувшие 300 лет фальши и искажений, а из них лишь самые последние 100 лет «перемен и поиска лучшей жизни». Даже на этом коротком временном отрезке картина будет видна отчетливо и понятно. Давайте рассмотрим ее только в рамках нашей системы образования.

Начнем с последних 25 лет реформ образования. За эти годы наше образование трансформировали и «усовершенствовали» настолько, что здравого и полезного для дальнейшей жизни в образовании практически не осталось. Может быть, только умение писать и элементарный счет как-то еще сохранились, да и те уже не избежали бестолковых «усовершенствований» в методиках обучения. Как тут не начать пить? А если серьезно, то решить проблему теперь могут только «случайные» знания родителей или очень знающие и опытные педагоги. Диплом сегодня - лишь видимость знания, его приходится подкреплять либо репетиторами, либо кем-то заменяющим их.

Современный выпускник нашей, почти полностью разваленной школы, является обладателем свалки информации, вываленной на него практически без всякой системы, порядка и смысла.

В противовес этому, наша система образования 30-40 лет назад представляла собой достаточно стройную систему. Именно поэтому выпускники тех лет до сих пор помнят то, чему их учили в школе, чего совсем невозможно сказать о современных выпускниках и школьниках. Стройная система знаний позволяет не только легче и эффективнее осваивать новую информацию, но и успешно пользоваться ей на практике. Современный же набор информации, вываливаемый на школьников, мало пригоден для практического применения. Он, скорее всего, пригоден лишь для выступления в телевикторинах знатоков, для разгадывания кроссвордов и т.п. Вот такой результат. Между тем вся система воспитания и образования наших предков была выстроена с учетом реальной жизненной необходимости ЧЕЛОВЕКОВ.

В настоящее время на новом витке, так сказать, инновационного творчества опытные педагоги начинают понимать, что эффективней всего попытаться как-то восстановить то ценное, что прежде было в разваленной «советской» системе образования. Хотя бы это! К чему далеко ходить? Начинать можно с близкого и здравого! С того, что пока еще не забыто.

В последних 20-25 годах экспериментов с образованием, как в зеркале, отражается то, как вообще разрушили и утратили многовековые традиции воспитания. Как сейчас дети фактически дезориентированы и вырастают без ориентиров в атмосфере постоянных педагогических экспериментов и нововведений, так и большинство людей современного общества дезориентировано и не владеет знаниями. Люди не знают толком физиологию человека, то, как гармонично выстраивать отношения с партнером и с детьми, как растить и воспитывать детей, зачем вообще это делать, что такое преемственность поколений и т. д. Всего объема НЕЗНАНИЯ современных людей тут и не перечислить. Места много займет.

К тому же утрачен и смысл того, что люди делают, для чего это делают. Потому что у людей целой картины нет, они оперируют только фрагментарным набором информации и опыта. И в таких условиях даже эрудит, имеющий намного больше информации, чем остальные, фактически не приспособлен к жизни, т.к. его знания абстрактны и оторваны от реальности.

Но даже такую абстрактную информацию еще можно оставить, если к нему добавить, как раз по «двойному стандарту», немного реальных знаний, живого опыта, того, что поможет в современной ситуации как-то решить проблему выживания и воспитания детей. Тех людей, которые смогут полноценно жить в современном мире. Тех, за кем будущее Земли!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. - 2009г.)

 

Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2009

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1488