04.04.12
Вид на промзону из окна городской больницы. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2012.

12 апреля мы вместе со всей страной отмечаем День космонавтики, смотрим в ночное небо со звездами и думаем о загадках Вселенной. Конечно, не забывая о нашей Земле! И вот у нас есть хороший повод вспомнить фильм «Отроки во Вселенной» и поразмышлять о его смысле!

От редакции

 

 

 

Фильм «Отроки во Вселенной» (1974) режиссера Ричарда Викторова по сценарию Авенира Зака и Исайя Кузнецова, как продолжение или вторая часть фильма «Москва – Кассиопея».

Аннотация к фильму:

«С планеты Альфа созвездия Кассиопея на Землю были посланы сигналы бедствия. В соответствии с проектом Виктора Середы туда отправляется экспедиция. Команда формируется из подростков не старше 14 лет, чтобы к концу полета экипаж составляли космонавты в самом расцвете сил. Но из-за безответственного поведения космического зайца Лобанова корабль оказывается у конечной цели значительно раньше намеченного срока. Экипаж юных астронавтов оснащен поистине уникальной техникой - тем не менее ему предстоит преодолеть множество сложных проблем и проявить исключительную изобретательность…»

 

На сайте кинофильмов нашлась такая рецензия на этот фильм от зрителя:

«Альфа-Кассиопея, она же Шедар хранит для членов экипажа «Заря» одну планету, на которой, как предполагается, живёт разумная цивилизация и которой угрожает неведомая ужасающая сила не то уничтожения, не то угнетения, не то вообще не пойми чего. Ясно одно: чего-то плохого. Решено отправить троих ребят на планету, чтобы те выяснили в чём же дело и в условленное время связались с кораблём, но этого не происходит…

Главная линия - линия роботов, хотевших сделать своих создателей «счастливее», на мой взгляд любопытна, так как роботы не расплавили мозги варианнцам, не подчинили их себе, как должно было ожидаться, нет; они просто хотели «усовершенствовать» своих создателей, а как - смотрите сами. Во всяком случае, формально, роботы ничего плохого не хотели, а варианнцы - ну, что сказать, не повезло. Причём заметьте. Конфликта, как такового, по сути, нету. Но проблема всё же есть…»

belek10lsch (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/42849)

Эта рецензия заканчивается последними словами фильма:

«Не пора ли на Землю, ребята?»

 

Следуя призыву из фильма, вернемся на Землю. Фильм снят в 1974 году, а мы его смотрим в 2012! Что же вокруг? Нас окружает технократический мир, стремительно разваливающийся прямо на глазах. Может, нас тоже пытаются «улучшать»?

 

И вот другой автор рецензии пытается смотреть на фильм 70-х годов ХХ столетия уже с точки зрения проблем людей начала XXI века:

«…Мораль, нравственность, чистота, интеллект - вот чего нынешняя американоидная власть лишила детей и подростков, подарив им вместо этого раннее сексуальное воспитание и святую веру в «великий» доллар. И хочется, с одной стороны, поступить так, как сегодня принято поступать - плюнуть на всё с высокой колокольни и предоставить миру загнивать самому по себе. Пусть себе детишки играют в дебильные кровавые игры, пусть в двенадцать лет смотрят в интернете порнуху и, подражая взрослым, начинают свои т.н. «отношения», пусть вместо того, чтобы копить знания, копят бабки на новый смартфон, чтобы потом по принципу классической спекуляции его выгодно продать и купить лучше, и пусть в этом рыночно-торговом стиле они потом проживут всю свою никчёмную жизнь, пусть. Но ведь так жаль усилий, затраченных настоящими художниками, режиссёрами, композиторами - людьми, которые все силы вложили в своё творчество, стараясь передать аудитории то чувство прекрасного, которое когда-то поразило их самих в самое сердце, передать страсть к постижению неизведанного, загадочного космического чуда под названием человеческая душа!..

Недавно из Европы стали приходить сообщения о том, что многие люди будто сходят с ума. Одни требуют права заниматься сексом в общественных местах. Знаете, в парках, на пляжах, на площадях.. Они настаивают на том, что секс - неотъемлемое право человека, такое же естественное как дыхание и приём пищи. И в Голландии, кстати, люди добились этого права.. Другие требуют отменить такие непотребные выражения как «мать» и «отец». Дескать, такие слова унижают достоинства женщин и представителей сексуальных меньшинств… На государственном уровне о таких проблемах думают люди!..

Знаете, почему у них сейчас так? Потому что у них не было наших советских фильмов, каждый из которых по уровню воспитания личности превосходит все современные системы образования вместе взятые. Они ведь не летали «отроками» в глубины Вселенной, не прорывались «через тернии» к самым дальним «звёздам», не искали вместе с детворой всей страны «миелофон», всей душой помогая Алисе и её друзьям.. Даже оценивая серьёзное «недетское» творчество Тарковского, зарубежные специалисты не столько проникались его идеями, содержанием его фильмов, сколько привлекательным в коммерческом плане кинематографическим языком. Люди, которым важно побольше продать. У них сейчас так потому, что они бездуховны. А ещё лишены доброты…

Я надеюсь, что наши молодые люди не пойдут по стопам торгашей и спекулянтов, а напротив, выберут путь духовного самовоспитания и истинной, ненавязанной нам со стороны, Свободы, которая подразумевает не только отстаивание своих прав, но и ответственность за них перед будущими поколениями».

kostyamus (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/42849/)

 

А теперь разговор о том, ради чего мы вспомнили этот давний фильм. Ради чего привели отзывы зрителей.

В ситуации нашей современной действительности на Земле (хотя и сюжет фильма, в качестве антиутопии и предупреждения, моделирует возможное будущее современной нашей цивилизации) все несколько сложнее. При этом основные параметры совпадают!

Отличие же от фильма только в том, что в нашей действительности, вместо роботов из кинофильма, представлена ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, как одна большая машина или фабрика, якобы призванная осчастливить людей.

Только вот что получается в реальности, известно практически всем – и должностным лицам разного уровня, встроенным в огромную административную машину, и простым людям:

- У нас все делается так, чтобы человек не обрадовался!

Хотят ли люди счастья? - Многие хотят, как будто кроме этой цели ничего и нет! А общество, в виде сформулированных социальных программ в разных странах, разве против? Найдите страну, где официально провозглашена цель сделать людей несчастными! Нет такой.

В фильме «Отроки во Вселенной» с «цивилизацией счастья» ситуация простая. Роботы решили сделать своих создателей «счастливее» (по-машинному), высчитав некие общие параметры ощущения полного удовольствия. Человеческое счастье и состояние удовольствия, удовлетворения роботы связали, используя механическую, техническую логику. И уже не столь важно, откуда была задана установка, важнее результат. Механическое, формальное понимание счастья разрушительно для живого. Живое гибнет от такого «осчастливливания». В этом процессе разрушается сама суть жизни, ее природный смысл. Роботы стали внедрять «программу счастья» механически. Ни у кого не спрашивая, что такое счастье и как каждый желающий его понимает. Не говоря уже о том, что живые существа вроде людей, в отличие от роботов, имеют, помимо своих «хотелок», еще некую миссию, свою сверхзадачу или необходимость пройти определенные жизненные уроки…

Люди хотят счастья, общество (или цивилизация) не возражает, вроде бы все социальные институты созданы и сложены в систему как раз для этого, а получается так плачевно, что никто этому не рад!

Машина цивилизации на всех конвейерах на всю свою мощь производит «блага», чтобы осчастливить людей! Теперь уже можно в каждом кармане по телефону и плейеру носить, в каждое ухо по наушнику воткнуть, а дома в каждой комнате панельные телевизоры, с сотнями каналов, как картины можно развесить. Умную кухню можно оборудовать, чтобы еда сама в рот лезла, а автомобили выбирай, какой хочется среди десятков видов! Так почему же люди несчастны? Растет преступность, наркомания, алкоголизм. Все время где-нибудь да идет война. Экология среды обитания людей с каждым годом все хуже. Но более всего худо то, что люди незаметно для себя становятся проще, как бы механизируются. Оно и понятно. Старая народная мудрость гласит: с кем поведешься…

Вот и тут, люди же сами встраиваются в машину технократической цивилизации. Они что же от большого ума, становясь большую часть дня то здесь, то там «деталью или узлом» МАШИНЫ (пусть и социальной, административной, производственной, служебной) думают оставаться полноценным человеком и не роботизироваться?

Речь не о том, чтобы на работу не ходить. Речь о том, чтобы с механическим разумно взаимодействовать, с учетом механических законов. Для чего приписывать качества живого технике и техническим средствам? И если люди добровольно механизировали себя, то это лишь их выбор, и об этом стоит знать.

Когда много приходится сидеть, хочется как-то потом и размяться. Когда входим в зараженную зону, облачаемся в спецодежду и одеваем противогаз. А почему люди, будучи живыми и имея природный организм, решили, что в рамках такого искусственного образования, как современная технократическая цивилизация, со всеми ее техническими штучками, можно обойтись без какой-либо КОМПЕНСАЦИИ за длительное пребывание в НЕЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ! Может быть, они уже опустились умственно настолько, что стали биороботами? И ими можно успешно манипулировать, задавать нужные «системе счастья» установки и уводить от ненужных (системе) мыслей?..

 

В такой ситуации не надо даже виноватых искать. Просто каждый выбирает то, что может: одному проще даются «механические решения», другому под силу сложные задачи живой реальности. Вот вернемся снова к фильму. Там же все достаточно четко обозначено! Цитируем:

«… - Зачем вы прилетели к нам?

Трудно было понять, кто из вершителей спросил это, кресла продолжали медленно двигаться вокруг ребят, казалось, что спрашивают все сразу и каждый в отдельности.

- Вы просили о помощи, - сказала Варька.

- Мы о помощи не просили.

- Просили, - сказал Павлик. - Мы приняли ваши сигналы.

- Сигналы были не наши. Что вы хотите?

- Мы искали в космосе разумных, - сказала Варька.

- Мыслящих, - подтвердил Павлик.

- Живых, - пояснил Лоб.

- Вы живые? -спросили вершители.

- Живые.

- Живые мечтают о счастье. Вы хотите быть счастливыми?

- Да, - сказал Павлик.

- Конечно, - сказала Варька.

- Ещё бы, - сказал Лоб.

- Вы будете счастливыми, - сказали вершители.

- Мы сделаем вас счастливыми.

- Сделаем счастливыми.

- Счастливыми...»

Как видите, программа роботам задана простая: ИЗМЕНЯТЬ ЖИВЫХ ПОД (ФОРМАЛЬНЫМ) ПРЕДЛОГОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ МЕЧТЫ. Конечно же, это делается заведомо ЧАСТИЧНО, в неких измеряемых параметрах, т.к. здравый смысл подсказывает, что НЕЖИВОЕ НИКОГДА ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПОКРЫВАЕТ СФЕРУ ЖИВОГО. Поэтому всякий, кто желает «механического» или «материального» счастья или благополучия, уже в этом месте вынужден ОГРАНИЧИТЬСЯ, уменьшиться до «неживого, материального, механического». Вот вам и ПЕРВЫЙ ШАГ К ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, первый отказ от живого и начало механизации живого. Потом у некоторых доходит уже до механизации (или, скажем мягче, рационализации) СОЗНАНИЯ. Это они перестают различать настоящее счастье от искусственного. Помните в фильме?

«…- Я и так счастливый, - хмуро сказал Павлик. - Хотел лететь - полетел. Вот... прилетели...

- Счастливый? - сказал Лоб, - а они тебя сделают ещё счастливее.

- А я не хочу, чтобы меня делали счастливой, - сказала Варька. - Счастья надо добиваться самому...»

Механизировать (или рационализировать) возможно только ОГРАНИЧЕННОЕ сознание. И только ограниченное, упрощенное сознание соглашается на предлагаемое роботами или системой формальное «счастье», потому что оно не вмещает полноценное живое счастье и посему не понимает его объема и связанности со всей Природой. Ведь «счастье» предки понимали как «СО-ЧАСТИЕ, СО-У-ЧАСТИЕ» в природном, божественном во всей ЦЕЛОСТНОСТИ естественного бытия.

В фильме четко показано, что неживая СИСТЕМА УБИРАЕТ ВСЕ, ЧТО НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В ОГРАНИЧЕННЫЕ РАМКИ ТЕХНИЧЕСКОГО, ФОРМАЛЬНОГО. Все, что техника не в состоянии сосчитать!

«…- Фиксирую к ликвидации, - звучал металлический, бесстрастный голос вершителя, - склонность к состраданию… Чувство неудовлетворённости собой… склонность к доброте… склонность к любви… склонность к труду… склонность к дерзанию… способность к заболеванию аппендицитом, стенокардией…

Варька и Юля сидели в креслах, а над их головами на длинных штоках, спускавшихся с потолка, нависли металлические колпаки со множеством цветных проводов…»

И такая «селекция» или «прополка» проходит через всех людей, через все их науки и искусства, и даже через систему воспроизводства населения – воспитание, образование, медицину и т. д. «Незаконно» (или «ненаучно») все, что система не может сосчитать! В итоге получается (посмотрите внимательней фильм), что СИСТЕМА ЗАЩИЩАЕТ СЕБЯ ОТ ЖИВОГО. А предлагаемое системой «осчастливливание» - это всего лишь предлог для ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ живых и МАНИПУЛИРОВАНИЯ ими. А начинается все с малого, с благих целей!

«…- Мы с вами перенеслись на двести лет назад, - передал слова Старейшего смыслоуловитель. - Так выглядела наша планета.

И перед глазами ребят один за другим возникали всё новые и новые картины.

- Творческий труд приносил нам радость, - продолжал Старейший. - Мы были счастливы. Мы гордились своим искусством и своей наукой. Величайшим созданием наших учёных стал биотехнический робот-исполнитель, который освободил нас от примитивных трудовых процессов.

Ребята увидели исполнителей гасящих пожар, добывающих под землёй руду, укачивающих детей, строящих дороги.

- Вслед за роботом-исполнителем был создан робот-вершитель, способный не только управлять исполнителями, но и совершенствовать их.

Ребята увидели, как вершители меняют исполнителям головы, руки, заменяют какие-то блоки, расположенные в животе исполнителей…»

Но если процесс запустили (или иначе: если однажды впустили заразу), то это не может быть остановлено до тех пор, пока он не завершится (с заразой: либо организм погибнет, либо от заразы нужно избавиться, как от источника опасности и угрозы здоровью).

Этого не понимают, как правило, те, в чьем сознании преобладает механическое, или техническая логика. Им кажется, что техническое вполне может сочетаться с живым. Но поймите, нельзя быть «чуть-чуть беременным». Или вот смотрите на другом примере. Протез (как всякое техническое, искусственное, механическое) безногому ТОЛЬКО частично восполняет утраченное (частичное «счастье» – это вообще нонсенс!). Захромавший отказывается от костылей или палки, как только перестает хромать! ЗДОРОВОМУ во всех отношениях человеку не нужны костыли!

ЖИВОЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ В МЕХАНИЧЕСКОМ, ТЕХНИЧЕСКОМ, НЕЖИВОМ.

А искусственная система обязательно достигает уровня понимания своей никчемности и начинает манипуляции по самосохранению, чтобы и дальше паразитировать на живом. Ведь это уже есть в фильме:

«…- Но роботы-вершители не остановились на этом. Они решили улучшить и нас, живых, сделать нас счастливыми, а для этого лишить нас тех качеств, которые мешали нам, как им казалось, обрести полное счастье, освободить нас от мук творчества, от чувства неудовлетворённости собой, от сочувствия друг другу. Они считали, что нам не нужны страдания, доброта, совесть. Мы не хотели такого счастья, но было уже поздно...»

Сегодня на Земле технократическая цивилизация худо-бедно функционирует. Система распространена практически на всей планете, и она местами не очень, а местами достаточно успешно манипулирует огромными массами людей с ИСКУССТВЕННО ОГРАНИЧЕННЫМ СОЗНАНИЕМ. Почти как в фильме (так что на сегодня пока роботы и не нужны, раз сами люди соглашаются исполнять их функции).

«…В сфере шара появляется «пункт осчастливливания». Мы видим, как на голову человека надевают металлический шлем с множеством проводов, ведущих к сложному агрегату.

Мы видим людей, покидающих пункты «осчастливливания». На их лицах бессмысленная, самодовольная улыбка.

- Доверив вершителям управление исполнителями, мы оказались беспомощными перед армией роботов, тем более, что вершители проявили удивительное коварство, - они создали «Зов» - такое чарующее сочетание звуков, что даже сильные из нас теряли волю и покорно шли на пункты осчастливливания. Тех, кому удалось избежать операции, они уничтожали...

А в сфере шара появляется опустевший город с веретенообразными зданиями, пустынные детские площадки.

- Абсолютно счастливые люди, - говорил Старейший, - бессмысленно проживали остаток жизни и умирали, не оставляя после себя потомства, потому что они были лишены чувства любви. Сейчас на нашей планете нет ни одного живого существа. И только роботы-исполнители, как двести лет назад, продолжают выполнять свою работу.

Мы видим исполнителей, убирающих улицы и комнаты, поливающих цветы, моющих стёкла и управляющих машинами...»

Картина кажется преувеличенной, если ее соотносить с тем, что сегодня происходит на Земле. Роботы создали «зов», современная система – тоже. Разве действие наркотиков, алкоголя, изменчивой моды и рекламных акций не является тем же самым инструментом подавления воли и здравого смысла? При желании можно найти массу фактов и подтверждений, на которых СМИ технократической системы не акцентируют внимание. Вопрос не в этом.

В ситуации фильма говорится, что «было уже поздно» спохватиться. И вы видите в фильме, для кого было поздно. ПОЗДНО ТЕМ, КТО НАСТОЛЬКО «РОБОТИЗИРОВАЛСЯ», ЧТО НЕ МОЖЕТ БЕЗ СИСТЕМЫ И ШАГА СДЕЛАТЬ. Поздно тем, у кого «робот» сидит уже в мозгах, в сознании. И вовсе даже НЕ ПОЗДНО ДЛЯ ДЕТЕЙ (ведь в фильме дети с их еще не роботизированным сознанием спасают жизнь на планете).

По фильму же видно, что НАЧАЛО ВЫХОДА из трагической ситуации ЛЕЖИТ В ПЛОСКОСТИ СОЗНАНИЯ каждого. Надо для начала перестать роботизировать сознание себе и детям. И надо постепенно, по капле (чуть было не вспомнилось чеховское: «выдавливать из себя раба») ВОЗВРАЩАТЬ СЕБЕ ВСЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ, ЗДРАВОЕ, РАЗУМНОЕ, чтобы быть полноценно счастливым человеком! Настоящее счастье доступно только (полностью, а не частично) ЖИВЫМ!

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», апрель 2012

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1496