23.05.12
Королевич Елисей. - Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях".
(или О чем же рассказал А.С.Пушкин?)

Есть такая сказка: «БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ». Считается она по происхождению народной. Впервые ее записали немецкие ученые-филологи братья Гримм. Вернее, ее можно даже считать литературно обработанным вариантом народной сказки. Вроде русских народных сказок в обработке Александра Афанасьева. Сказка братьев Гримм опубликована в начале ХIХ века, т.е. раньше, чем произведение А.С.Пушкина с похожим сюжетом «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» (1833г.).

Сходство между двумя сказками настолько большое, что можно предположить знакомство А.Пушкина с немецким вариантом сказки. Более того, европейский вариант сказки (с Белоснежкой) как-то грубоват для восприятия, с элементами описанной жестокости и приземленного быта (в соответствии с европейским менталитетом). Пушкинский же вариант подан не только в высокой поэтической форме, но выигрывает даже с точки зрения содержания в ней Знания, в качестве «добрым молодцам урок», и своей близостью к древней Традиции. Поэтому нам здесь лучше будет иметь дело с пушкинским вариантом.

 

Естественно возникает и вопрос, о чем же нам рассказал на самом деле А.С.Пушкин? Понятно, что гениальные произведения многоплановы, но нас в данном случае не трогает символизм и расшифровка неких скрытых смыслов многочисленных деталей поэмы (такого характера публикации других авторов уже есть). Нас интересует, можно сказать, простая «сюжетная линия», чисто событийная сторона. Поэтому и читаем так, как написано, именно как рассказ о событиях и отношениях людей, останавливаясь в местах, которые притягивают наше внимание (с этой целью приводим цитаты, в расчете, что известная сказка знакома вам еще со школы). Например, вот на этом месте:

…Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Это только сегодня люди спорят, как же выйти замуж – «по любви или по расчету»? И при этом давно утрачены представления как о ЛЮБВИ (что имели в виду под этим предки), так и о РАСЧЕТЕ (а что же предки рассчитывали). Многие люди не понимают сегодня своих собственных чувств, не владеют ими и не умеют пользоваться. А считают, как правило, и вовсе не то, что считали предки. Раз дается такой «промах» мимо цели, люди и получают совсем другие результаты, если даже ожидают того же, что и предки. Отличие же в том, что предки сознавали, что они делают и для какого результата.

А между тем под Любовью предки в Древности разумели слаженность естественных чувств между людьми и тонкую гармонизацию взаимодействующих энергий, без всяких перекосов в любую сторону. Ведь даже сегодня понятно, к примеру, если при строительстве дома допущены просчеты, то дом быстро придет в негодность, если еще раньше не разрушится от внешних воздействий вследствие допущенного брака. Тем более предкам важно было не допустить даже малейшей ошибки в таких тонких материях, как чувства и отношения. Потому что дом можно выстроить заново (повторить). А вот жизнь проживается сразу начисто, без черновика. Тут ошибки чреваты тем, что сказываются они не только сейчас, на ошибающихся, но и в детях, вообще в будущих поколениях. Поэтому поговорки «стерпится-слюбится» или «любовь зла…» придумали в темное время утраты знаний о человеке и деградации людей. А в ладный период Любовь считалась божественным даром (не в религиозном плане, а в смысле естественного явления в природе человека разумного), со всеми ее природными закономерностями проявления, которые следовало очень хорошо знать, может быть, даже более точно и четко, чем сегодня свое мастерство саперу, идущему на разминирование. Короче, что тут расписывать всякими образами да примерами! Можно сказать прямо, что у древних предков Любовь и Расчет были неразделимы (соответственно, должно быть понятно, что они в первую очередь не деньги считали, как на некоторых современных свадьбах).

И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово…

Жениха и невесту буквально вычисляли, привлекая для этого накопленные знания и мудрость поколений, у кого с кем максимально слаженные отношения выстроятся и максимально здоровое потомство получится. И тут, во-первых, никто никого тогда насильно не женил и замуж не выдавал (ныне используемые источники сильно подпорчены в темные времена в угоду имущественным проблемам, собственности и наследования, дабы оправдать существующее сегодня жуткое для человеческих отношений положение вещей). И вопроса «с любовью» или «без любви» в Древности тоже не существовало, потому что человеки разумные с детства учились владеть своими чувствами, пользоваться их энергией осознанно. К тому же не ограничивались предки только «земным планом», а считали как бы «в объеме», достаточно хорошо представляя, кто для каких земных уроков рождается. Соответственно, они не просто понимали, что «браки заключаются на небесах», но и четко знали заранее, кто кому является суженым и в какое время должны случиться события. С этой точки зрения, можете представить катастрофическую ситуацию, когда вдруг Царевна пропала:

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Понятны его родительские чувства, а как же тут быть королевичу Елисею? Это только в наше темное для понимания человеческих отношений время можно допустить, что, мол, попереживает да женится со временем на другой. Потому что современный брак строится на почти полном отсутствии знаний о человеческих отношениях (в многоплановом «объеме») и привнесенной дезинформации, фактически в экстремально вредных для жизни условиях. Сейчас и понимание брака настолько отличается и даже сильно искажено, что мы вовсе не уверены в том, что нас в этом месте правильно поймут. А вот с точки зрения представления древних предков у героя другого выхода просто не было. Он не мог жениться на другой.

Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Кроме этого, нельзя не отметить общий сюжетный намек на события переходного периода от Древнего Лада к современным темноте и невежеству. В сказке это подано в форме странной смерти матери Царевны, а также последующих преследований с целью уничтожить со стороны новой царицы, царицы-мачехи, женщины, не владеющей Знанием в той степени, чтобы осознавать последствия своих действий, но при этом коварной и властолюбивой, добивающейся положения в обществе любыми путями, включая и преступления. Такой вот своего рода намек, что в переходе к деградации сыграла роль некая как бы «война» новоявленных женщин, которые для того, чтобы занять положение в обществе, готовы были на все. Они всеми правдами и неправдами, своими и чужими руками, включая технические средства и колдовство, стремились низвести, как своих конкуренток, традиционно уважаемых и ведающих женщин, на которых фактически держалось благополучие общества. Однако А.С.Пушкин на этом не акцентирует внимание. Сюжет сказки более касается судеб Царевны и королевича Елисея, потому что перед нами как бы повесть о настоящей любви.

Но ведь и невесту судьба ведет не вообще непонятно куда, а за ее жизненными уроками и восполнением недостающего, во-первых, для гармонизации ее внутреннего состояния и, во-вторых, для складывания отношений с женихом тоже. События выстраиваются так, что окольными путями она фактически добирает то, чего недоставало для гармоничного соединения с суженым.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь…

Обратили внимание, пес, приставленный охранять терем, сразу же, впервые увидев человека, принимает в Царевне то, что она «из своих»? Пес вовсе не избалованный и не глупый. В другом месте, если помните сюжет сказки, пес четко, - даже более, чем сама Царевна, - чует опасность:

Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса…

Или в другом месте так же:

…Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей…

Как видите, разница в приеме впервые увиденных людей очень большая! Однако не будем отвлекаться. На этом примере задержали внимание для того, чтобы показать, что Царевна в это время и в этом месте не случайная гостья. Настолько, что даже собака об этом знает! Таково устройство Древнего мира, от которого откололся мир современный.

Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно…

Конечно, так и выходит. Царевна здесь, в тереме, где она в первый раз, наводит порядок так, как будто она у себя дома. Да и ее здесь принимают сразу же за свою:

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися…
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица".

Сами понимаете, это уже выстраивание ОТНОШЕНИЙ. А к отношениям в ладной Древности подходили очень строго: никто там с кем попало не общался не потому, что это запрещалось, а потому что отношения строились сознательно и через ведание законов естественной жизни. Как бы фильтровалось все, какую информацию или энергию до какого предела впускать. Значит, тут все удачно сошлось! Как будто так и надо было.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей…
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

А это уже настолько близкие отношения, что даже возникает необходимость внести ясность. Не в том смысле, что они плохо соображают. Соображают они как раз хорошо, несмотря на то, что в Древности отношения просматриваются или считаются многопланово, на разных уровнях и с учетом конкретных приоритетов в то или иное время. Просто здесь они видят, что в сложившихся отношениях какого-то важного звена недостает. А отношения и внутреннее состояние человека, по представлениям древних, должны быть полными и гармоничными, в ином случае это не просто что-то недостаточное, что можно и стерпеть (как это понимали бы сегодня), а гораздо более серьезная вещь: состояние дисгармонии разрушительно как для здоровья самого человека, так и для его близкого окружения. Оно рано или поздно приводит к серьезным последствиям, если вовремя не принять нужные исправительные меры. Вот богатыри и пытаются хоть как-то восполнить имеющийся недостаток, по-своему скомпенсировать и в меру своих возможностей гармонизировать ситуацию.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: "Девица,
…Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою…"

И Царевна это понимает. Но, в отличие от богатырей, она еще точно знает, какого звена недостает в данном конкретном случае и открыто говорит об этом:

"Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
…Как мне быть? ведь я невеста…
Для меня вы все равны…
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".

Богатыри, наконец, с подачи Царевны увидели всю картину, т.е. еще и с женской стороны мировидения, и поняли свое место «в объеме» складывающихся вокруг Царевны отношений.

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
"Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил поклонясь, -
Коли так, не заикнуся
Уж о том"…

В реальном, природосообразном мире, каковым является мир предков, в отношениях решающее слово всегда остается за женщиной. Древний мир, хорошо знающий Природу и последствия нарушения законов Природы, не допускает никакого насилия не только в такой «доброй» ситуации с богатырями, какая описана у А.С.Пушкина. Древний мир не допускает насилия над женщиной даже в случае ее похищения и содержания в плену у какого-то там Кощея или Чуда-юда (даже как бы «злодеи» тогда знали и не хотели себе страшных последствий нарушения Закона): без ее доброй воли ничего не совершается. Знал об этом А.С.Пушкин, помнит об этом и народная традиция, если вы читали немало русских сказок и былин.

- …"Я не сержуся, -
Тихо молвила она, -
И отказ мой не вина".

Конечно, не вина. Современный мир этого не понимает, потому что на сегодня люди утратили «женскую сторону» Знания мира, Знания жизни. Сейчас все описывается либо в технической логике, либо с точки зрения «мужского» понимания, а женщин современный мир принуждает приспосабливаться к такому сильно искаженному положению вещей. В итоге, МИР ПРЕБЫВАЕТ В НЕВЕДЕНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧТО РЕАЛЬНО ПРОИСХОДИТ. Видит весьма плоско, только одну сторону, формальную, механическую, как бы «мужскую». И информация получается неточной, вследствие непризнания «женской» стороны мира, а значит, вследствие отсутствия «объема» необходимых данных. Соответственно, на неточное восприятие и реагируют люди неточно, т.е. поступают неверно и пожинают горькие плоды своих ошибок и своего неведения. И такое нарушение законов естественного жизнеустройства не может пройти без последствий как для самих нарушителей естественного закона, так и для среды, где это происходит, т.е. для современной технократической цивилизации. Такая цивилизация обречена по-любому, а вот начать новую жизнь посреди ее руин могут только те, кто владеет Знанием настолько, чтобы «дружить» с Природой, ладно с нею взаимодействовать! Никакой мужчина не может иметь женских знаний. Нужна полнота Знания, которое в Древности ценилось очень дорого (часто дороже, чем просто «полцарства»). Да и полнота Знания требуется не в любой комбинации. И королевич Елисей, несмотря ни на что, находит Царевну:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.

А.С.Пушкин не детализирует, каким образом произошло оживание Царевны. Но эти детали мы можем найти в сказке братьев Гримм:

«…Королевич приказал своим слугам нести гроб на плечах. Понесли они его да споткнулись о какую-то веточку, и от этого сотрясения выскочил из горла Белоснежки тот кусок отравленного яблока, который она откусила. Как выскочил кусок яблока, так она открыла глаза, приподняла крышку гроба и сама поднялась в нем жива-живехонька…»

Отравленное яблоко другого мира как бы лишило Царевну жизни: она онемела, осталась без Живого Языка, и оказалась полностью парализованной. Выглядела как живая (поэтому ее оставили, не похоронили), но была, с точки зрения настоящей Жизни, «мертвой». Смысл здесь в том, что ее организм остался цел, но в горле застряла основная помеха – «кусок отравленного яблока». Она не могла животворящее Слово молвить! Если понимать древнюю истину, что «вначале было Слово», и предки Живым Словом творили свой мир и свою жизнь, то вопросов не останется. А что является причиной «немоты» современных людей и какое им нужно потрясение, чтобы ОЖИТЬ, думайте сами.

В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

В нашу задачу входило только слегка приоткрыть то, что А.С.Пушкин не просто фантазировал, а использовал Знания, да и в сказке братьев Гримм народ хранил драгоценные зерна древней мудрости. В этой сказке на самом деле повествуется о настоящей Любви, основанной на Знании, и Отношениях, которые тоже рассчитываются на основе Знаний. Пускай это будет пока первой такой попыткой, но, кажется, даже отсюда понятно, что современное невежество в человекознании и естествознании не может осчастливить людей.

ЖИЗНЬ НУЖНО СТРОИТЬ СО ЗНАНИЕМ! Тогда будет совсем другое отношение и к людям, и к Любви, и к Жизни!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», июнь 2012

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1515