25.06.12
Проекты » Наши первые статьи » Психология » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Коротко об одиночестве, или начинаем знакомиться с собой

Мы решили, не запутывая вас психологическими понятиями, показать реальную картину, связи и причины, а также глубинные корни психологических проблем, которые, на первый взгляд, не всегда заметны и понятны. С этой целью будем использовать образные зарисовки, порой шутливые. Надеемся, что так будет понятней.

Представьте себе двух детей, пришедших в этот мир: девочку и мальчика. Они родились и растут в разных семьях, но у них общий педагог-наставник, дама средних лет, размеров и способностей. Допустим, этот педагог любит своих воспитанников. Располагая своими методами, знаниями и личным жизненным опытом, она старательно делает все, что в ее силах, желая выпустить детей в жизнь максимально подготовленными. Да, такова почти идеальная ситуация. Но даже она таит в себе массу "подводных камней".

А мы рассмотрим не массу, а только один пример.

Например, на одном из уроков, готовящих детей к взрослой жизни, она старательно так объясняет детям (возьмем, для примера, наиболее понятную и знакомую сферу), где и как выбирать одежду и обувь для жизни. Из этого урока следует, что хорошая одежда должна быть 52-го размера, а обувь же 40-го размера, и покупается все это в магазине. Главное же в том, что она сама уже много чего по жизни перебирала и остановилась на этом варианте: и ходить ей во всем этом вроде бы удобно. Да и учит она этому детей с полной уверенностью и не один год, учила даже их родителей. И еще никому не приходило на ум пожаловаться.

В данном примере, размер одежды и обуви - это "правильное", с точки зрения педагога, решение. То, что это "решение" универсально и правильно, сомневаться не принято, так как оно, во-первых, подходит этой учительнице, во-вторых, в методическом пособии так записано, в третьих, в такой форме было удобно тому, кто это решение "открыл" и запустил в жизненную практику. Вот так людям с детства навязываются готовые решения и готовые рецепты (вместо того чтобы учить исследовать, думать и открывать свое решение для того, чтобы по-своему вписаться в этот самый социум). Но детей не учат ни понимать себя, ни подбирать нужное им. И думать не учат.

Да и как это возможно? Вы что! Это же не люди!..

По современным меркам, ЛЮДЕЙ НЕТ, а есть "заготовки" под людей (глина, чистый лист и т.п.). А чтобы вы сильно не ругались, мы уточним: везде говорится "человек", а подразумевается "заготовка", которую до человека еще нужно доводить, т.е. воспитать!

В самом лучшем случае (имеем в виду, так сказать, "индивидуальный подход", модный сегодня и в психологии, и в педагогике), это - "испорченные" наследственностью, воспитанием, средой, экологией и т.д. "деточки", из которых в дальнейшем, может быть, удастся вырастить, или выдрессировать (как выражаются педагоги), личностей, или хотя бы "приличных людей".

Лозунг: "будь человеком!" - это педагогический лозунг, подразумевающий, что в начале человека нет, а есть "заготовка" (может быть, ваш ребенок), которая, в ходе педагогического процесса, проделанного специально отведенными для этих целей образованными людьми, имеет шанс "стать человеком". Подчеркиваем еще раз - только после педагогического процесса! Важнее и нужнее этого процесса люди сегодня ничего не знают!

На людей, с самого рождения (даже с зачатия и раньше, так как делается это не одно поколение), "натягивают" готовые социально-педагогические шаблоны и матрицы, которые иногда слегка варьируются и трансформируемы. Ребенок (а затем и взрослый) должен делать и поступать "правильно" и только так, как удобно обучающему, который действует от себя или от имени утвержденной в высших инстанциях инструкции. Согласно всем этим документам, есть "объект воспитания", объект приложения педагогических усилий. А сам живой ребенок в ситуациях обучения и воспитания практически отсутствует, как индивидуальность и уникальное природное существо. Ему остается проявлять себя и обнаруживать себя лишь в моменты своего явного или скрытого протеста. Когда уже просто становится невмоготу. Но этот "бунт" мягко или жестко, но всегда подавляется. Обществу не нужны "граждане", которые не могут "шагать в ногу" и носить, как все нормальные люди, "52-й" и "40-й" размеры.

Навязанный ребенку (и любому взрослому) педагогически "правильный выбор" влечет за собой массу сложностей и неудобств, о которых педагоги предпочитают не думать. Вот так, слой за слоем, накладывают "педагогическую штукатурку", иногда оформляя ее в формы "красивой" маски. Но как бы эти "протезы" не маскировались, они никогда не оживут и не станут натуральными. Организм (и психика) человека их всегда осознанно или неосознанно будет отторгать! От них человеческая природа всегда устает, и всегда наступает момент, когда "становится невмоготу", как на горячей плите. Отсюда разнообразные немотивированные поступки, которые либо проделываются явно и социально опасно, либо скрываются, загоняются в подсознание и становятся источниками психосоматических и соматических заболеваний. Соединяясь в определенные "комплексы", эти "выборы" и "маски" постепенно перерастают в большие проблемы. Сначала это - проблемы ребенка и родителей, учителей и окружающих. Затем - проблемы семьи, коллектива и т.д. - до проблем общества и цивилизации. А как все просто начиналось: "сюси-пуси, какой славненький ребеночек, какая славная куколка!" Нарадоваться не могли, даже если этот "подарочек" был неожиданным и нежеланным… Продолжение следует! (ЦСкА. 17.09.2002)

* * *

 

Ребеночка просто не любили и не приняли, как следует.

А если вы хотите сказать "любили", то скажите, КАК это делалось, потому что абстрактной любви не бывает. Любовь всегда проявляется в комплексе конкретных действий и поступков, которые имеют такие же конкретные следствия. А если не любили так, как должно по природе человека, то, следовательно, и не узнали его со всеми особенностями и способностями, возможностями и потребностями.

Отсюда самая распространенная и самая типичная проблема - это проблема родителей и учителей с детьми. "У нас проблема с ребенком!" Об этом трубят везде, во всех школах и во всех СМИ! И как часто это приходится слышать психологам?! Как запущены эти взаимоотношения, когда обращаются к нам, психологам, это могут себе представить только хирурги, к которым в реанимацию доставляют людей после аварий! "Помогите исправить ребенка" и т.д.

Откуда все это? Ведь согласно педагогической теории, проблемы нет! Ведь и сегодня орут, что "все дело в надлежащем воспитании"!

Особенно в самом начале, и особенно в семье! Ничего не замечали. А если замечали, то думали, что все образуется. Да, от года к году все усложняется и усугубляется. Да, учителя уже получают непростую ситуацию. Но никак не останавливают ее, а усугубляют (исключения, конечно, возможны везде, и степень травм разная, но они связаны с особыми условиями, а мы пока говорим о типичной, т.е. массовой, ситуации). В общем, процесс травмирования, под флагом воспитания, продолжается весь период взросления и часто даже с выходом во взрослую жизнь не заканчивается.

Но в основе проблемы с ребенком - отсутствие любви к нему, нежелание его узнать и понять. Традиционные педагоги и родители даже не могут понять, что имеется в виду, когда говорят "узнать" ребенка: им говорили и они сами видят, что "еще ничего нет" и будет только то, "что они дадут" ребенку. Вот какая ситуация.

Проблема в том, что живого человека в ребенке еще не видят! И при этом говорят о какой-то "любви" к нему! Это ли не чудовищная слепота и ложь, всегда кончающаяся плачевно!

И проблема еще в том, что родители его ломают и меняют, как новую игрушку, вместо того чтобы самим учиться взаимодействовать с ним, помочь ему узнать себя (социализировать адекватно ту информацию, с которой он родился), а заодно самим узнать его. Помочь сориентироваться и найти в социуме то, что нужно именно ему. Научить его выбирать себе "одежду" и "обувь" (адаптировать его природные возможности к новым для него условиям жизни).

А узнав его, научить нового человечка адекватно, комфортно, мягко входить в этот мир, помочь вписаться в жизнь, не ломая ни себя и ни окружающих. Почти все конфликты, помимо сознательной агрессии и экспансии, происходят от того, что входят в мир и к людям, как бы ломая замки ломиком. Вот почему важно еще научить взаимодействовать с другими людьми.

Встреченный с любовью, заботой и вниманием родителями, а значит и этим миром, ребенок будет отдавать в мир и находить в этом мире эти же хорошие реакции. И наоборот…

Да, наш мир сложен. Мы все хорошо потрудились над тем, чтобы усложнить его. Но у с детства любимого и влюбленного человека не будет конфликта с собой. Внутренних проблем и противоречий в его ситуации нет. Принимая и понимая свои потребности, он будет легко, комфортно и адекватно (в соответствии с меняющейся ситуацией) входить и вписываться в окружающую его реальность. Зная свой "размер" и "вкусы", он будет легко выбирать себе одежду и обувь для жизни (может быть, любимый педагогами "52-й", а может быть и нет). Главное, он будет легко и комфортно ощущать себя в жизни, уверенно стоять на ногах и идти по жизни. Такому человеку будет естественно легко, радостно и комфортно. "Одежда", как атрибут внешнего мира, не будет причинять боли и неудобства, не будет вызывать отторгающую агрессию, отчаяние, потерянность...

Вспомните, а как учили и растили вас?

Навязывали свой 52-й размер? Или с любовью объясняли, как искать и находить нужный вам размер и почему нужно искать свой размер, а не брать любой, который в вашем случае давали?

Вспомните себя и свое детство. Уверяем вас, кое-что начнет проясняться.

У нас нет цели критиковать все и вся, особенно педагогику. Мы понимаем, что современная педагогика - это комплекс вынужденных мер по противостоянию разрушительным для личности и общества тенденциям. У нас свои заботы и задачи.

Просто задумайтесь, а как вы складываете свою жизнь, что вы ищете в жизни, чего вы добиваетесь? Всегда ли это необходимо именно вам? А в данной конкретной ситуации? Как вы себя с "этим" (тем выбором, которому вы научены, как образу жизни и деятельности) ощущаете?..

Возвращаясь к нашему примеру, всегда ли вам комфортно в вашей "одежде", соответствуют ли ее размеры и формы лично вам. Это для социума - "главное, чтобы костюмчик сидел"! А для вас главное - комфортно ли для вас сидит ваш костюмчик на вас?

Это и есть психологические проблемы и их внутреннее проявление.

Естественно, все эти ощущения как-то можно сгладить, отвлечься от них, как-то компенсировать и т.д. Мало ли всяких "болеутоляющих таблеток" можно напридумывать! Временно этот дискомфорт будет снят. А дальше вернется с новой силой. А куда ему деваться? Причина и следствие остаются и после прекращения действия "болеутоляющих" средств, или компенсирующего "анальгина". Ситуация, думаем, уже понятная вам. Алкоголизм, курение, наркомания ничего не напоминают? Таковы самые распространенные современные способы "решения" психологических проблем и их следствий…

А давайте теперь вернемся к нашей учительнице с милыми девочкой и мальчиком, к ее педагогике и ее уроку, ее обучению выбору "одежды 52-го размера" и "обуви 40-го размера". Включите воображение и… поехали. Или вы уже поняли, что так нельзя!?

Да, педагогика - занятие серьезное и основательное. Спорить с ней сложно, особенно деткам. Авторитет, против него не попрешь! Правда, дети пробовали - и спрашивать, и возражать, и спорить и т.д. Но ведь и педагоги не лыком шиты: они в этих делах опытные, знают как поставить на место глупых и еще не имеющих жизненного опыта детишек. Сейчас, мол, вас родители "одевают" и "обувают" во всех смыслах, и они же решают за вас все задачки. Думать вам пока незачем (это к тому, что размер им пока не подходит!), а вырастите и поймете, что "я, ваша добрая учительница, была права" (то есть 52-й размер будет вам как раз впору!). На этот счет у нее и опыт, и авторитет, и власть есть. Все понятно?

Вспомните свою школу и детство. Возможно, и у вас тоже были такие учительницы, чуть лучше или хуже. Продолжение следует. (ЦСкА. 17.09.2002)

* * *

 

 

Продолжаем наш разговор об одиночестве.

Задумывались ли Вы, почему проблема одиночества так распространена в нашем мире? Что это такое? И почему для одних одиночество - боль и мука. А для других - наоборот, радость и успокоение. Для третьих - желанная возможность задуматься о себе и жизни. И три таких одиночества вряд ли в состоянии понять друг друга. Вот почему когда говорят об одиночестве, нужно четко определить, что имеется в виду. Нам бы хотелось разделить эти, на наш взгляд, совершенно различные состояния. Хотя они все-таки тесно при этом связаны.

Но чаще всего встречается такая ситуация. Убегая от себя, непонятого и непризнанного, и от своих проблем, человек зачастую кидается в водоворот нескончаемого "общения", бурной суеты современной жизни. Когда человек находится в толпе, постоянной суете и гонке за какими-то не вполне ясными целями, любое одиночество как-то забывается, уходит на задний план, затушевывается. На то время, пока "общается". На первый взгляд, это - выход. И многие, к нашему сожалению, этим пользуются, но…

На самом деле, это не является выходом ни для одного вида одиночества.

Когда одиночество - мука, оставаясь наедине с собой, человек, как правило, испытывает сильную тоску и боль, страх и отчаяние. На него тут же обрушивается лавина проблем, обычно сдерживаемая в повседневной жизни "плотиной" тысяч каких-то мелких забот и суеты. Да, способов забыться и отвлечься придумано много. Думаем, вы сами их знаете немало. Каждый составляет из них свой набор "болеутоляющих" средств. Это и поиск легких и быстрых развлечений, с использованием временно снимающих "блоки" и "комплексы" спиртного, а у современных молодых - помимо этого, еще и наркотиков. Это и уход в работу (отсюда понятие "работоголик"). Это и попытка забыться у телевизора, уткнуться в газету, в книжку или в грядку…

Конечно, все эти "способы" позволяют временно или внешне снимать ощущения дискомфорта и отчаяния. Но проблема тем самым не решается и обязательно возвращается с новой силой, и только усугубляет ситуацию в целом, как болезнь, которую загнали вовнутрь. С годами в такой тщательно запутываемой ситуации все сложнее и сложнее разобраться. Отсюда и наше сожаление, сожаление психологов-практиков, знающих как бы "изнутри" (по "истории болезни") множество примеров жизненных трагедий и катастроф. Помочь таким людям становится сложнее, а зачастую уже и практически невозможно.

Обычно, запутавшийся в своих установках и привычках, боли и отчаянии, социально-психологических ролях и следствиях того или иного поведения, человек просто перестает отличать, где он сам, а где его "роли" и "маски". Он буквально срастается с ними. Чаще всего с самого раннего детства. Как одежда с тяжело раненого человека, пропитанная кровью и грязью, снимается с кожей и тканями тела, так и человек, испытывающий сильную душевную боль и неудобство, просто отказывается разбирать и анализировать, где он и его кровное, а где наработанные им или навязанные ему привычки сложившейся жизни, установки и детские "записи" и страхи. Вот и получается, что проще весь этот комок боли оставить, как есть, не трогать и дальше продолжать мучиться, ожидая либо конца жизни, либо счастливого и чудесного избавления. При этом универсальными "болеутоляющими", напоминаем, становятся алкоголь и наркотики. Вот такая получается печальная картинка.

А ведь выход все-таки есть.

1) Двигаясь по пути уменьшения внутренней "боли", "отчаяния" и дискомфорта, можно постепенно найти свое решение, свой собственный путь. Но для этого надо знать, куда двигаться и зачем. Знать, что там действительно будет меньше "боли".

2) Как это сделать? Как уменьшить боль и отчаяние, дискомфорт и неуверенность в себе? Для этого необходимо знать причины, вызывающие эти явления. Способы уменьшить ваши страдания. А для этого необходимо понять, что их вызывает именно у вас и почему.

3) И, наконец, необходимо ваше личное, добровольное и осознанное желание измениться и изменить свою жизнь. Ваше желание перестать страдать и жаловаться. Ваше желание перестать мучить себя и других, задыхаясь при этом от своих боли и обиды, страдания и агрессии на мир…

Если все это про вас, то нам с вами в одну сторону.

Итак, почему все же одиночество? Что на самом деле имеют в виду люди, говорящие об одиночестве?

Практика показывает, что многие имеют в виду сложности в поиске близких по духу и взглядам людей. Близких, с которыми будет легко, спокойно и комфортно. А еще под одиночеством часто подразумевают непонимание и непринятие человека близкими родственниками и даже друзьями, со всеми теми, с кем связала жизнь. А еще открытое нежелание и неумение со стороны других принять и понять вас таким или такой, какой или какая вы есть на самом деле…

А какой (какая) Вы?.. Продолжение следует. (ЦСкА. 24.09.2002)

* * *

 

Но ведь вопросы возникают и к вам. Как найти близких и понимающих, если толком не представляете, кто вы на самом деле? А отсюда непонятно, кто вам нужен. А может быть, те, с кем хочется быть, на самом деле не те, кто нужен! Что вы хотите и любите в действительности, но все же не научились хотеть и любить, пройдя суровую и бестолковую школу детства и юности? Эти простые и легкие, на первый взгляд, вопросы таят в себе массу скрытых сложностей и открыто игнорируемых, но жизненно важных нюансов.

Проблемы возникают в самом раннем детстве и в последующем годами только растут и обрастают "болячками". Для их решения порой требуется кропотливая и сложная, и такая же многолетняя (как многолетняя запущенность) работа по разбору умопомрачительных и непроходимых "завалов" из установок, привычек и прочих продуктов вашего воспитания. С вашей стороны, для этого требуется долготерпение и разумная (т.е. полностью понимаемая и сознаваемая вами) любовь к себе. Кроме этого, принятие и грамотное понимание себя и своих потребностей. (При этом, исходя из практики многочисленных встреч с консультируемыми, мы понимаем, что для немалого числа людей эти "пункты" являются банальными, т.е. само собой разумеющимися, но никчемными звуками, за которыми ничего не стоит. Вот в каком состоянии у нас общество, несмотря на обилие психологической литературы самых различных направлений!). А как у вас с этим, с пониманием и принятием, с любовью к себе?..

Банально, общеизвестно, бестолково?! Или нет?

Например, как часто, не успевая вкусно и качественно поесть, насладиться вдоволь вкусом пищи, получить от этого максимальную пользу, несравненное удовольствие и не заработать при этом проблем системе пищеварения и всему организму, мы ограничиваемся перекусыванием на бегу вредными, недоготовленными и искусственными продуктами? Это любовь к себе?

Получаем большой вред, а оправдываем какой-то там стремительностью современной жизни и тем, что идем в ногу со временем. Но какое отношение к вашим еде и пищеварению имеют какие-то там скорости и какие-то времена?! В действительности, таким образом не идут "в ногу со временем", а отстают от него. Равняются на уходящее. "В ногу", получается, идут с уходящим с исторической арены суетящимся и все более "дичающим" большинством, которым манипулируют все, кому не лень, многие века. Это есть забота о себе?

Кстати, о еде. Часто ли вы позволяете себе есть то, что любите? Часто ли радуете себя своими любимыми блюдами, а не рекламными, моднейшими там "всякобургерами", с газированными красками и суповыми искусственными бульонами? Еще помните?..

Так и в психологических вопросах. Для понимания себя необходимо не только подражать окружающим (неважно при этом, всем или избранным), но и прислушиваться к своим внутренним ощущениям и переживаниям… И не только читать психологию, но заниматься собой психологически так же конкретно и материально, как пищей и процессом питания своего организма. Душа тоже не может без еды!..

…Думаем, ситуация узнаваемая. А истоки скрыты, напоминаем, именно в раннем детстве и юности. Именно тогда вы и стали впервые одиноки, впервые не поняты и не приняты родными и близкими. Вас, так или иначе, сознательно или просто по невежеству, не захотели или не смогли понять и принять родные вам мама и папа, бабушка и дедушка, учителя и другие вроде бы близкие люди. Это началось тогда и продолжается по сей день. Вы с детства и по сей день ищете себе подобных, ищете понимания и не находите. И так ищут все или многие, и не находят…

Причина же в том, что в раннем детстве и позже вам не дали времени и возможности узнать и понять себя, понять, что вам необходимо и кто вы. Не дали времени и возможности узнать и понять свои цели и потребности. Не дали и не помогали узнать это и постепенно начать вписываться в жизнь, входя в этот сложный мир. Вас, как и многих других, видимо, сразу начали учить и менять, ломать и делать "человеком". Одним словом, воспитывать…

И вот сейчас, как результат, вам сложно принять и понять себя и свои реальные потребности. Вам сложно найти близких людей и понимания окружающих. Вы не поняли себя и вас не могут понять другие…

Вы одиноки?

Если "да", то поиск себя настоящего можно начать именно сегодня.

Не стоит спешить и винить родителей и близких. Они за все это уже давно расплатились и сполна. И все это уже далеко позади. А вы начинайте движение вперед, к своему комфорту, постепенно вспоминая себя из прошлого, непонятого и непризнанного с детства (потому что, психологически, недорешенное следует дорешить, недопережитое допережить, осознанно "проработать"!). Хотелось бы при этом предостеречь вас от крайностей и стремления к "идеальным" ситуациям. На наш взгляд, "идеал" может помочь только "сверить часы" и понять реальность. Вашу реальность. Жить же приходится не в "идеальности", а реальности!

Жить лучше в реальности, а не в иллюзорных "идеалах", хоть и красивых. Принимая свое детство с его болью, обидой и непонятостью, вы простите и примете своих родителей такими, какими они были в той (прошлой) реальности. Тем более изменить их вам не дано. Принимая своих родителей, вы принимаете и себя, как родителя, сейчас или в будущем. Вам легче будет принять, а значит, и понять в дальнейшем свои ошибки и промахи, допускаемые уже со своими детьми. Ведь вам не стать совершенным в один миг, и тем более не сделать идеальную ситуацию для своих детей.

Принимая себя, как родителя, и свои ошибки и промахи, легче будет найти настоящее понимание самого себя и понимание со своими детьми. И даже не важно, какого они возраста. Естественно, лучше, если они еще малы, и еще - психологически - не поздно их любить. Но лучше их полюбить поздно, чем никогда. Вам самим легче станет принимать и понимать своих детей и т.д.

В общем, все взаимосвязано. Но об этом в другой раз. Продолжение следует. (ЦСкА. 24.09.2002)

 

(Глава из книги «XXI век и психология людей новой цивилизации». < Заказать книгу >)
© Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1538