05.08.12
Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2012

Прежде чем начать разговор о новом подходе к образованию, необходимо уточнить взгляд на происходящее с образованием сегодня. На предпосылки и последствия. Мы все видим, что система образования меняется. Но не все из этих процессов являются следствием потребностей общества и самой системы. Часть этих процессов просто навязаны нашей системе образования. Причем навязана достаточно жестко и необоснованно. Ведь то, что в течение последних тридцати лет упорно многими именуется реформой российской системы образования, в действительности является всего лишь развалом системы, да еще и последовательным.

Если посмотреть в историю, то процесс развала образования в 20-м веке претерпевал различные этапы. С одной стороны, после революции 1917г. был взят курс на всеобщую грамотность, при этом происходило создание «нового человека – строителя коммунизма». В 20-30-е гг. использовалась масса методик и программ обучения. В конце 30-х годов был сделан поворот назад, к принятой в Российской Империи и усовершенствованной методике образования через целостное мировосприятие. При этом делался упор на классическую русскую литературу и искусство, патриотизм и семейные ценности. В школах было введено раздельное обучение, ежегодные переводные экзамены, строгая форма (включая фуражки и ремни для мальчиков). Были построены сотни новых школ, институтов и университетов. Именно такой подход обеспечил СССР небывалые научные и культурные достижения.

Более того, в 1952г. И.Сталин предложил ввести в СССР обязательное высшее образование, при сокращении рабочего дня до 5 часов. Оставшиеся 3 часа должны были уходить на учёбу.

Но в период т.н. «оттепели» все эти завоевания начали постепенно сводить на нет. Этот процесс развала сложившейся системы образования продолжили в позднесоветский период, в 70-80-е годы прошлого века и именно под предлогом реформы, под предлогом улучшения существующей системы образования. Чего же в действительности хотели те первые реформаторы, понять трудно. Бодрые лозунги и эмоциональное желание изменить - вот все, что осталось в памяти от тех первых реформистских шагов на пути разрушения прежней системы.

Системы, которая имела свою структуру и давала достаточно качественное образование. Системы, которая позволяла постоянно пополнять полученные базовые знания. Системы, которая давала не калейдоскопический набор разрозненных фактов из многих учебных предметов, а давала целостное мировосприятие, мозаичное, когда даже при отсутствующем куске мозаики можно по общему рисунку понять смысл. И совершенно естественным было то, что на всех этапах образования система эта была очень хорошо согласована.

Безусловно, систему можно было улучшать и развивать, но ее предпочли разрушить. А в 90-е годы разрушение продолжили. Продолжили с откровенной ориентацией на западные стандарты и принципы. Без учета местных условий (цивилизационных особенностей этой территории и людей, населяющих ее) стали механически переносить те вещи, которые сложились в других условиях в другой местности. Это само по себе является показателем сознания реформаторов, независимо от мотивов и понимания ими происходящего. Сознания, логически устроенного на механических и технических принципах, опирающегося на манипулятивные технологии. Поэтому стоит ли удивляться тому, что на заранее подготовленную в позднесоветское время почву завезли «семена» западной системы образования, будто по предварительному сговору сторон. А что это стало ощутимо заметно и болезненно для людей, так «реформаторы» сильно торопились, не дожидаясь, пока население свыкнется с нововведениями в образовании и других сферах (ведь тогда им нужно было вызволять из кризиса Запад, за счет разрушения нашей страны, за счет ее природных и людских ресурсов).

Вместо возврата к системе образования, дающей целостное миропонимание и широкую специализацию, позволяющую, допустим, выпускнику школы поступить в любой ВУЗ, а выпускнику института работать также и в смежных отраслях, постоянно повышая свой уровень (благодаря широкой программе обучения и заложенным базовым методикам ОВЛАДЕВАНИЯ знаниями), был взят курс на построение т.н. Болонской образовательной системы.

Эта принятая во всём мире система основана на изначальном, уже в школе, профилировании учеников посредством тестирования (вот откуда пришёл ЕГЭ!). После этого школьники уже получают разные типы среднего образования – одни могут пойти в ВУЗ, другие уже никогда. Студенты также готовятся по 2-х ступенчатой системе (бакалавр и магистр), при этом с очень узкой специализацией из-за крайне малого объёма полученных знаний.

Цель такой системы – не воспитание человека с истинным мироощущением, даже не просто хорошего специалиста, а формирование винтика в системе, робота, умеющего делать только одну операцию и не думать ни о чём. Ну и главное – это заработать денег на обучении! Хочешь хорошее образование – плати! А потом, когда твоя узкая специализация после новых технических решений никому не нужна – снова плати - за новое узкоспециализированное обучение!

Второй стороной происходящего является неразрывная связь системы образования и общества. Наша страна и все общество в целом переживают серьезные изменения, и это самым естественным образом отражается на образовании, влияет на него. Совершив этот трагический и весьма странный переход от одной общественно-экономической формации к другой, наше общество еще не осмыслило произошедшего и происходящего с нами.

Ведь было-то как? Страна естественно нуждалась в переменах. Если бы их не тормозили и не подавляли инициативу людей, не мешали естественной самоорганизации людей, то процессы могли пойти совсем в другом направлении. Реально тогда всеми общественными процессами управляла партия, а население тем временем постепенно приобщалось к потребительскому образу жизни.

Если бы процессы воспитания и обучения подрастающего поколения в позднесоветской еще школе были подобающими, и выпускники школ и вузов продолжали подготавливаться к тому, чтобы строить свою жизнь и жизнь страны здраво и на здравых основаниях, то никакие западные ценности ни насильно, ни добровольно не привились бы на нашей почве. Никакое правительство и никакие министры не смели бы даже заикнуться о чем-либо западном в системе образования.

Вот так, через искусственно созданные условия естественную необходимость назревших перемен решили удовлетворить подменой - через западные образцы, так сказать приобщить советских людей к «цивилизации». А то, что советские люди, привыкшие к «тепличным» условиям жизни, изолированной от западного мира, испытали шок от навязанных перемен, это в запущенном давно процессе никого уже не волновало. Как не волнует и по сей день. Процесс т.н. «реформы образования» продолжается независимо от чьих-либо мнений, будто не люди принимают решение, а машина какая-то глухая и бесчувственная работает, перемалывая людские судьбы.

Приобщившись к цивилизации, мы оказались в условиях чуждых нам правил игры. А современная цивилизация – это фактически глобальный технопарк разных машин (в данном случае, мы имеем в виду не только технику, но и разнообразные социальные структуры - административные, корпоративные, общественные и т.п.). Она осуществляет отбор части населения и механизирует ее образ жизни (отчасти как бы роботизирует людей), чтобы «пристегнуть» к системе обслуживания технопарка. А остальные обречены на вымирание и условия дикого выживания (так предусмотрено в проекте «реформаторов» современной цивилизации).

При этом работников («рабов») намертво пристегивают к новому миру через внушение им религиозного бездумного поклонения как перед самой технократической цивилизацией «прогресса», её основой – деньгами и прибылью, её институтами – «демократией, правами и свободным рынком», так и перед её атрибутами – товарами и брендами, едой и системой развлечений, телевидением и новыми деструктивными общественными тенденциями.

Все это, конечно же, напрямую влияет на систему образования, на то, как она будет функционировать и на что она нацелена в отношении подрастающего поколения.

Для создания нового подхода к нашему образованию необходимо понимать, как все эти процессы в современном мире влияют еще и на образование. Что сыграло позитивную роль, а что деструктивную? Вроде бы все просто. То, что мы хотели перемен и лучшей жизни, и готовы были ради этого на многое, конечно, позитив. Эту энергию и этот энтузиазм направить бы в нужное русло, только этого не случилось. А что деструктивно? Так, люди, увлеченные т.н. «научно-техническим прогрессом» не захотели увидеть опасные подвохи и вред, которые несет с собой бездумное поклонение технике и технологиям (это ведь тоже признак ограниченности сознания, его отрыва от живой реальности, технизация). И до сих пор многие люди не желают даже подумать о том, что от любой техники есть не только польза, но и вред. Чего больше – это еще большой вопрос!

Но самой большой проблемой является вовсе не то, что с нами произошло и происходит за последние десятилетия. Проблема в том, что нам мешают трезво осмыслить происходящее, сделать необходимые выводы и извлечь конструктивный опыт. Нам навязывают массу противоречивой информации, навязывают директивные решения, отвлекая людей якобы на всенародные обсуждения. А административная система в стране тем временем становится все более неэффективной и жесткой, даже «мертвой», уже почти недееспособной. Ее эффективность, наверное, тоже мало кого волнует, раз во многих СМИ уже откровенно формируют у людей представление о том, что мы живем в колонии (значит, якобы нам эффективная администрация и правительство ни к чему). Фактически нас принуждают мириться с тем, что мы, как колонизированное население, не должны претендовать на самостоятельность и на что-либо стоящее во всех сферах жизни, включая и систему образования.

Поэтому, прежде чем рассуждать об учебных планах и предметах в школе, СНАЧАЛА НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИ. НА ЧЬЕМ ПОЛЕ И ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ВЫ ИГРАЕТЕ? КАКИЕ ВОПРОСЫ И В ЧЬЕЙ ЛОГИКЕ РЕШАЕТЕ? КАКУЮ ЖИЗНЬ ВЫБИРАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ. И СООТВЕТСТВЕННО, ДЛЯ СВОЕЙ СТРАНЫ!

Если в голове компот разнообразной противоречивой информации (который ещё и поддерживается специально СМИ), и нет видения дальше собственного носа, то и решения никакого нет. На такого уровня дискуссии и обсуждения реформ мы уже насмотрелись. Это пустая болтовня, выплескивание эмоций. Суть в том, что многие участники дискуссий и обсуждений давно определились и непоколебимо стоят на своем, независимо от того, на какой дороге (деградации или возрождения). Выбор ими сделан, и поменять это в состоянии только чрезвычайные обстоятельства.

Но остальным, кто за жизнь (настоящую, а не придуманную), от всевозможных помех придется избавляться, чтобы увидеть проблему и найти для себя решение. Для этого нужно опираться на определенные, как бы «стержневые» принципы целостного осмысления происходящего. Именно с этой целью нами и был заложен подход через «живое» и «мертвое»…

 

Говоря в своих текстах о «живом» и «мертвом», мы имеем в виду два пути развития современного общества и цивилизации в целом. Сегодня «мертвый» или условно технический путь развития открыто доминирует, а «живой» вполне официально словно загнан в подполье (вы это видите даже по школе, в которой на первом плане учебный распорядок и методики, расписание и поурочные планы, учебники и уроки, зарплаты учителей и нагрузки, а потом уже где-то там - дети: хотя все как бы делается для них, на самом деле действует простая техническая схема, за которую не выходят: рабочий (педагоги) – станок (школа) – сырье (дети). К сожалению, это так в технократическом обществе и его системе образования).

В результате сочетания многих факторов сама цивилизация и общество, как ее часть, развиваются по некому странному пути, представляющему условную «результирующую» двух этих направлений (и «живое» полноценно не может проявляться, и «мертвое» не в состоянии превратить людей совсем в роботов).

В итоге, СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПАРАЗИТИЧЕСКОЙ. И логика существования у нее как у паразита – высасывать и потреблять ресурсы (природные и людские), пока они есть. А там хоть трава не расти. Вот такие паразитические существа готовы либо погибнуть, либо другую планету искать, когда все ресурсы будут использованы. Никакого симбиоза, никакого восстановления использованного. В такой паразитической логике нет выхода. И такая цивилизация заведомо обречена.

НАДО МЕНЯТЬ ЛОГИКУ!

 

Разумеется, все это лишь условно-схематичное описание происходящего в наши дни с людьми и в обществе. Описание, которое, на наш взгляд, может помочь современникам достаточно трезво разобраться в происходящем и сориентироваться для складывания своего личного жизненного пути.

Мы уверены, что основной проблемой современных людей, источником их трагедий и разочарований являются именно ПУТАНИЦА и ПОТЕРЯ адекватных здравых ОРИЕНТИРОВ, мешающие четко найти и понять свое место в происходящем вокруг, выбрать, условно говоря, «направление движения», а также неумение интуитивно отличить истину от лжи!

Жить во всем этом людям становится все трудней и трудней. Трудно и здраво ориентироваться. Почти все природные процессы у людей современного общества «загнаны» в подсознание и усиленно подавляются. Цивилизация навязывает простые и механические действия, будто люди являются уже винтиками глобальной машины. И те, кто полностью вовлекается, т.е. становится частью и функцией этой социальной машины, фактически обречены: система их будет использовать, как деталь в любой машине, на износ, после чего они уже ни на что не годятся. Потому что жить осмысленно нужны другие знания и опыт, и жизнь человеческая на каждом этапе имеет свои особенности. Ее нельзя начать с определенного возраста, потом прервать, а затем вновь продолжить. А идущие в систему или сгибающиеся под ее давлением часто об этом не задумываются.

И в такой ситуации механизмы естественной саморегуляции организма действуют. А ладное мироустройство осуществляется почти всегда вопреки существующим у людей правилам, привычкам и общепринятым социальным нормам. Потому что в наши дни все живое поставлено практически в состояние «вне закона», вытеснено и разрушается. Восстановление здравого и ладного природного пути развития для людей, общества и цивилизации в целом требует не только понимания и осознания, но и серьезных усилий от каждого.

Относительно паразитической логики существования ЛОГИКА ЖИЗНИ И ЗДРАВОГО СМЫСЛА является как бы полярной. К примеру, не рубить деревья, а сажать, особенно плодоносящие, чтобы вокруг благоухали сады, и было изобилие плодов, чтобы ни у кого не возникало мысли продать хоть один плод, а все только и мечтали угощать друг друга, радоваться этому и радовать окружающих! А если и придется срубить хоть какое дерево или убирать павшее, то взамен посадить столько, сколько необходимо. Потому что окружающая среда – это не механический набор чего-то, а как бы живой организм, в котором все ладно взаимодействует. Убрав из естественного кругооборота какой-то элемент, можно запустить необратимый процесс ухудшения среды. Как видите из этого примера и по тем примерам, которые вы наблюдаете вокруг, современная цивилизация полностью враждебна земной природе и действует на уничтожение. И вдвойне плохо, что это делается руками самих людей. И вопрос, в каком месте у них при этом интеллект или там разум, которым многие гордятся, если им невдомек, что рубят сук, на котором сами сидят!

 

Два пути развития цивилизации предполагают и два пути развития образования. Современное образование работает на умирающую цивилизацию с паразитической логикой. Бывшее советское и российское образование последние годы усиленно «реформируют», разрушая и приводя к мировому уровню узкоспециализированной Болонской системы, паразитической логике и совершенно формальным критериям. Это уже очевидно для многих.

Новый подход к образованию нужно вырабатывать и создавать на основе первозданных истинных ценностей, незамутнённого мировосприятия, но с учетом реалий сегодняшнего дня, мудро и трезво сочетая потребности и возможности…

(продолжение следует)

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2012

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1562