29.08.12
Уэлнок и Мандевиль

Как-то неожиданно было увидеть такое, что сейчас видит весь мир. Наверное, у нас были наивные представления об Англии и организаторах летней олимпиады 2012 в Лондоне. Чтобы было ясно, о чем речь, напоминаем читателям, что в этой статье мы продолжаем тему, начатую в июльском номере журнала (см. «Старайтесь сохранять здравое») о нелепостях на больших, знаковых мероприятиях, типа ИННОПРОМа, или вот лондонской олимпиады.

 

Наверное, у нас и у организаторов прошедшей олимпиады в Лондоне представления о прекрасном сильно отличаются. Ну, не понимаем мы восторгов по поводу двух странных фигурок, принятых в качестве символов олимпиады, даже если они из каких-то там специально подготовленных к олимпиаде мультиков! Этим уродливым фигуркам далеко даже до произведений абстракционистов или сюрреалистов. Если авторы захотели переплюнуть Сальвадора Дали, то у них это не получилось! Мы смотрим и видим на картинке что-то бесформенное с намеками на конечности или руки и ноги. Допустим. А вместо лица у них что? Экран с черным шариком? Или это один глаз сплошной - вместо лица.

По поводу уродства мы вроде и не преувеличиваем (даже с нисхождением до мультяшных образов). Мы, к вашему сведению, в данном случае вовсе даже не обзываемся и не высмеиваем. А говорим нейтрально, в принятом лексическом значении, как это допускают наши нормативные толковые словари. Смотрите в любой доступный словарь, что там написано по поводу того, как следует оценивать то, что мы видим на картинке с символами олимпиады:

«УРОДСТВО 1. Прирожденный недостаток, ненормальность в строении какого-н. организма, преимущ. животного, делающий это строение резко непохожим на обычное. Физические уродства. У. часто является следствием болезни. 2. только ед. Безобразие, некрасивость, безобразная внешность. 3. перен. Что-н. нелепое, отвратительное, отталкивающее, ненормальное. Нравственное у. У. воспитания…» Толковый словарь Ушакова, 1935-1940.

 

«Ненормальность в строении, безобразие, нелепость…» - все это в картинке с олимпийским символом-талисманом налицо. В нашем восприятии это вряд ли является образцом красоты и симпатичности. Однажды нам (и нашим детям) по телевизору на всю страну уже навязывали нечто подобное в качестве педагогических образцов: мы имеем в виду фантастически нелепых и не от мира сего «телепузиков» (неужели в Англии воспитывают детей сплошь и рядом на каких-то ужастиках, чтобы они страстно мечтали о какой-то Мэри Поппинс, этой загадочной молодой даме с решительными манерами?). Возвращаясь к олимпийским символам, конечно, можно допустить, что такие вещи и у нас могут приниматься за что-то «нормальное» некоторыми людьми, насмотревшимися западных мультиков. Но все еще с трудом верится, что у англичан так плохо с эстетическими пристрастиями и идеалами красоты. Ведь все-таки родина Шекспира и Чосера, Чарльза Диккенса и Бернарда Шоу, Джека Лондона и Стивенсона!..

Насколько мы помним из истории олимпийского движения, олимпиады проводятся с четко поставленными задачами, известными всем и не допускающими двусмысленности. Вот, смотрите первый же основной принцип действующей олимпийской хартии (цитируем источник):

«Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам».

 

Когда смотришь на символ лондонской олимпиады 2012 года, он кажется насмешкой над словами олимпийской хартии о «достоинствах тела, воспитательной ценности, хорошего примера, социальной ответственности» и т.д. А заодно и насмешкой над несчастными калеками. Похоже, создатели символа, в погоне за прибылью (да, мы не забываем о бизнесе, потому что организаторы олимпиады извлекают ее на каждой мелочи, включая и мультсериал с этими уродливыми фигурками) решили объединить в одном символе здорового с больным, олимпиаду с паралимпиадой. Жадность и не до такого может довести! А нам вот, видимо, не дано понять, как в одном и том же создании можно одновременно представить здорового и больного?!

К тому же не покидает ощущение того, что речь идет о платье голого короля (или нас пытаются обвести вокруг пальца, называя белое черным и наоборот), когда мы читаем описание символа лондонской олимпиады:

«Нарисованные в форме капель, это – Уэлнок и Мандевиль. Имя одного из талисманов олимпиады 2012  происходит от небольшого городка Стоук Мандевиль в британском графстве Бакингемшир, в больнице которого зародились будущие Паралимпиады. А 2-й персонаж унаследовал название деревеньки Мач Уэлнок в графстве Шропшир, в которой спортивные игры начали проводиться еще с середины XIX столетия…»

 

Да. Целым полем больничных коек и сотнями медсестер нас удивили еще на церемонии открытия олимпиады. Но как-то не думали, что тема болезни и ненормальности обретет такое большое значение. Потому что девиз всего олимпийского движения мы хорошо помним: «Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее)». В нашем представлении больница и спорт все еще как-то порознь (да и в нашем государстве они все еще относятся к разным ведомствам-министерствам). Да и в паралимпийском движении обычно ценится не то, что прописано в девизе олимпийцев, а нечто другое – воля, преодоление недуга на пути к осмысленной жизни! Вот почему нельзя слить в один флакон две разные олимпиады!..

Далее в описании олимпийских символов Лондона нам говорят:

«Символы Олимпиады 2012  были разработаны ведущими британскими дизайнерскими группами при помощи фокус-групп с детьми и их родителями. «Мы создавали олимпийские талисманы для детей, – приводит прозвучавшие слова председателя организационного комитета Олимпиады 2012 в Лондоне лорда Коу BBC. – Они свяжут подрастающее поколение со спортом, здоровым образом жизни, они поведают историю наших 2012 Олимпийских и Паралимпийских игр, которой все мы так гордимся. Дети смогли научить нас многому, они не подкупились на всяких пушистых зверей, а хотели услышать интересную историю». Историю о вымышленных персонажах, которые появились из двух последних капель стали, из которой и создавался главный олимпийский стадион на востоке английской столицы, сочинил известный детский писатель Майкл Морпурго…»

 

Видите, как хитро все обставлено? Попробуйте покритиковать – сразу скажут, что это против детского творчества и детских ожиданий! Скрываясь за широкими и крепкими спинами детей, можно обыграть и протолкнуть любую несуразность. Детскую фантазию и детское внимание их опытные воспитатели давно приучились направлять, куда надо. Особенно когда речь идет о бизнесе. Это все известно даже из назойливой рекламы. Организаторы этого и не скрывают:

«Сегодняшние олимпийские талисманы - источник крупного дохода, и в ходе работы над созданием символов лондонский оргкомитет плотно консультировался со своими бизнес-партнерами. Но основную роль в появлении Уэнлока и Мандевиля сыграли всё же дети и их родители…»

Последняя фраза – чтобы дети не обижались, потому что сущность странного взрослого бизнеса им еще неведома!

 

Это еще не все. Мы ведь тоже были детьми, разными играми увлекались. А потом осваивали их снова вместе с детьми. Поэтому знакомы и с принципами Лего, и с принципами кубика Рубика. Умеем не только крутить-вертеть, а даже видеть пространственно, с разных ракурсов, даже не переворачивая физически. Поэтому мы думаем, что организаторы явно перестарались и даже заигрались с символикой лондонской олимпиады.

В данном случае мы по поводу олимпийской эмблемы-надписи на фигурках рассмотренных символов-амулетов. Странноватый и угловатый шрифт рисунка-надписи эмблемы напоминает картину «Сеятель» кисти Остапа Бендера! Ну, конечно, у нас никаких претензий к авторам. Ведь они нисколько не уклонились от норм создания олимпийской эмблемы. Просто придали значку свою изюминку! В олимпийской хартии так и сказано:

«Олимпийской эмблемой является составная композиция, в которой олимпийские кольца сочетаются с другим отличительным элементом».

Кольца на месте, а остальное уже на усмотрение фантазии организаторов.

 

Можно, конечно, и дальше продолжать. Но может быть, уже достаточно примеров?! Умные извлекут урок из этих гримас современной действительности, а иным уже и не помочь.

Очень жаль, что деградация технократической цивилизации докатилась не только до культуры и искусства, но и до вроде бы еще международных (а не только западных) мероприятий, как олимпиада.

Это, конечно, сугубо частное видение и мнение, но было крайне неприятно видеть в олимпийской символике толи простую безвкусицу, толи какой-то нелепый абстракционизм!

А еще о детях. Все это, кроме взрослых, смотрят ведь еще и дети. Никакими воспитательными аргументами не оправдывается здесь смешение педагогики для нормальных детей и педагогики для инвалидов и просто больных детей. К ним требуется совершенно разный подход как раз для того, чтобы не комплексовали ни те, ни другие. Разве только если не предположить, что на Западе, при таких темпах деградации, уже нет границы между этими разными педагогическими подходами и разными категориями детей!

ЕСЛИ ВСЕ ОПИСАННОЕ СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНО ДЛЯ ЗАПАДНЫХ ДЕТЕЙ, ТО ОЧЕНЬ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ВСЯ ЭТА ПАТОЛОГИЯ СТАЛА НОРМАЛЬНОЙ И ДЛЯ ДЕТЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ!

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», сентябрь 2012

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1570