27.09.12
Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

(см. начало в номерах за август-сентябрь)

Продолжаем наш разговор об образовании, начатый в предыдущих номерах журнала.

Для начала приведем цитату из письма одной из наших читательниц. Нам очень близка и созвучна ее позиция. Действительно, новые условия жизни требуют совершенно нового подхода к образованию. Причем новый подход этот придется вырабатывать совместно, учитывая богатейший опыт и традиции нашего народа. Стоит учесть и опыт наших соседей, как позитивный, так и негативный, без этого, к большому сожалению, уже не обойтись! Цитата:

 

«…Я понимаю, что в новых условиях жизни потребуется новый подход к образованию. Главное – дать возможность детям самостоятельно мыслить. Я вижу, что в основе нового образования будет лежать Живой Язык и Живой Счет. Материалы на эту тему я в изобилии нашла у вас. А вот как все это организовать здесь, в Велесово? Теперь я четко понимаю: нам даны только мы сами! За нас наших детей так, как мы того хотим никто не научит. Пока не знаю, как все это будет. Но я обязательно найду ответ. Свой жизненный принцип сформулировала примерно так:

Надо быть, а не казаться.

Надо жить и улыбаться,

И творить собою Радость,

И дарить собою Свет.

Жить на свете очень просто –

Надо делать все по росту:

Задавать себе вопросы –

Получать на них ответ.

Очень хочется общаться с людьми, занимающимися вопросами нового образования, гармоничного, цельного, многогранного…» (Мурзакова Ольга, июль, 2012г.)

 

…По идее должно быть как? Вот, родился человек и стал осваивать мир и осваиваться в нем, овладевать необходимыми знаниями и раскрывать свои способности. И на каждом шагу ему в этом помогают близкие люди, подпитывают и воспитывают его. Ровно настолько, сколько необходимо, давая только то, что нужно, и не давая ему ничего непотребного и ненужного - как в еде, так и в знаниях. И это нормально! Разве можно пичкать близкого и родного человека, пользуясь его зависимостью, всем подряд и без разбора, под предлогом «общего среднего уровня», типа, авось из всего этого что-нибудь когда-нибудь пригодится? Для предков такое было недопустимо. Зато такое стало нормой в современных системах образования, превратившихся в сферу бизнеса и сегмент рынка. Детей заранее готовят в кадровый товар, как на невольничьем рынке, под красивой упаковкой профессиональной ориентации и профобразования…

У предков вообще было так, что они знали, где какие рабочие руки и голова потребуются и кому сподручно то или иное дело. И если находился кто потенциально способный, так его и готовили конкретно для этого места. Из таких совершенно конкретных вещей позднее выделились общественные сословия и сферы деятельности, типа: земледелия, производства орудий труда, военного дела и т.д. Сложились и уровни знаний и непосредственного опыта для каждого уровня и для каждой общественной ниши. Разумеется не в жесткой канонической форме, а с возможностью изменений в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Не будем все это подробно описывать (у нас сейчас другая тема), но те или иные элементы этой живой системы сохранялись достаточно долго и дошли до 20-30-х годов ХХ столетия. Но и разрушалась эта система долго, веками, постепенно и последовательно. Если в 20-30-е годы устремления людей и задачи государства в какой-то степени совпали, и люди откликались на мобилизационные призывы и шли учиться туда, куда по душе и что востребовано обществом, то уже в 60-70-е годы ХХ века пошло явное расхождение. И часто как раз под предлогом улучшения благосостояния людей. Декларировалось одно, на деле существовало другое.

Например, в образовании, раз мы говорим о нем, планирование обучения будущих кадров осуществлялось из рук вон плохо, потому что никто не знал, где какие кадры потребуются, пока партия не определялась со своими очередными стратегическими программами, которые носили преимущественно декларативный характер. Уже тогда каждое учебное заведение в разрешенных пределах жила сама по себе, а содержание предметов обучения постепенно сводилось в набор общей информации для всех (потому что все имели равные права знать именно эту порцию информации, независимо от того, существует это в реальности или нет). Такое вот усредненное образование для усредненного во всех отношениях человека в системе уравниловки. Своего рода тепличные условия. Кого-то это вполне устраивало, потому что гарантировало минимум почти в любом случае. А кого-то сильно стесняло. Потому что человек фактически не видел для себя пути восхождения по социальным ступеням в соответствии со своими знаниями и способностями.

На памяти начало 70-х годов, когда объявили очередную реформу образования. Если предыдущая учебная литература, так или иначе, основывалась на дореволюционных образцах и носила более-менее естественнонаучный характер, то последующая уже становилась все более абстрактной, с наукообразными текстами, оторванными от реальной жизни страны и людей. Получается, в жизни взрослые и дети живут одним, а в учебниках, книгах и СМИ декларируется совсем другое. Партийная идеология достижения светлого будущего для всех использовалась на самом деле откровенно и на всех уровнях для прикрытия приспособленчества, потребительства и т.п.

Многие ученые и неученые теоретики как тогда, так и сегодня не учитывают того, что на Земле, как в едином организме, все, так или иначе, находится в процессе взаимного уравновешивания, как в сообщающихся сосудах. Поэтому, несмотря на наличие «железного занавеса», все то, что усиленно критиковалось как «издержки капитализма», через всевозможные щели и поры просачивалось на нашу территорию и подтачивало искусственно стерилизуемую зону «развитого социализма». Если бы система образования выполняла свои задачи полноценно, на естественнонаучной базе, то задача установления «железного занавеса» возникла бы не у нашей страны, а у Запада, чтобы огородить своих несчастных людей от влияния наших миллионных рядов счастливых и вольных творцов и деятелей, знающих свое место и свой путь. Они бы не смотрели с завистью на Запад, а брезгливо отворачивались от их «ценностей» для деградирующих.

Однако суть в том, что реально осуществлялась постепенная сдача позиций, отступление, равнение на Запад. И в силу разложения партноменклатуры и отсутствия здравых программ строительства народного хозяйства, нейтрализации западного влияния, и в силу естественных законов равновесия: все растущее давление всего западного сдерживать было фактически нечем, т.к. паритет в вооружениях в этой сфере «не работает» (если весь организм гниет, то трудно сохранить в здравии отдельный орган или участок тела). Даже хорошего качества послереволюционные учебники так или иначе копировали дореволюционные образцы лишь потому, что на то время еще не было ничего другого «похуже». В общем, «реформа образования» под Запад и «социалистические преобразования» вдогонку исчезающему вдали «коммунистической мечте» в 70-80-е годы задолго до распада СССР подготовили «котлован» (образ А.Платонова, 1930г.) для наполнения западными «ценностями»! И когда открыли шлюзы под предлогом перестройки и интеграции с Западом, это вызвало у советских людей шок и почти панику, подобно наводнению. Конечно, не обошлось без жертв и коварного обмана. За 20 лет «уравновешивания» с Западом (как в сообщающихся сосудах), отсюда смыло много чего нужного и намыло сюда много чего непотребного, отчего долго еще придется отмываться и чиститься.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что у нас теперь насаждается западная система образования, хотя почти все знают, что она никуда не годится, что она поведет в тупик, как привела в состояние глобального кризиса весь Запад и фактически весь мир.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫРАБОТАТЬ ИММУНИТЕТ, АДАПТИРОВАТЬСЯ В СУЩЕСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ, ВЫЖИТЬ И ПОСТЕПЕННО, ШАГ ЗА ШАГОМ, ВОЗВРАЩАТЬ УТРАЧЕННОЕ, приспосабливая его к новым условиям, уже современным и быстро изменяющимся. Против действия объективных законов шапкозакидательство и взрыв эмоций не годятся.

Нужно планомерно совершенствовать себя, фактически нейтрализовать вредное воздействие среды и искать возможности чистить и окультуривать загрязненную среду. Ориентироваться на детей в поиске выхода (дети еще не испорчены существующей социальной действительностью), поддерживать детей, одновременно оберегая их от разрушающего действия современного общества и адаптируя к самостоятельной деятельной жизни в этой среде.

 

Конечно, это пока общие моменты. Но без этого вы не будете готовы объединиться с другими, кто находит свои пути противостояния разрушению и деградации. И лишь когда наберется «критическая масса» чистого и здравого ВОЛНА ПОЙДЕТ ОБРАТНО естественным образом и неудержимо. Чистый поток здравого и человечного постепенно смоет грязь со всей Земли. Не за один день, а за определенный период времени.

 

В заключение, хочется привести один пример. Для русских людей и людей, знающих наш язык, говорящих на нем, образование - это не просто набор случайной информации, не «свалка». Для нас образование – это, прежде всего, образ, наполненный смыслом. Именно поэтому новый подход к образованию требует восстановления разрушенных образов, восстановления смыслов. Для полного понимания и пример хочется привести образный, объемный.

 

В нашем языке есть такое расхожее выражение: «С этим кашу не сваришь»! Ценится каша на Руси! Вот о каше и поговорим.

Скажем, есть у вас крупа для каши, но отчего-то смешана эта крупа с камешками. И каша нужна, и крупа хорошая. Да вот каши из такой крупы не сварить, камешки мешают. Несъедобной получится каша-то с камешками! А другой крупы нет. Вот и придется в таком случае для варки каши крупу полностью перебрать. От камешков мешающих избавиться. Трудная это работа и монотонная, да выхода другого нет. Каша нужна. Есть хочется!

Так и со знаниями и образованием нашим дело обстоит сегодня. Много в нем вредного и мешающего. Много мусора и лишней информации. Но есть то, что есть. Это уже никуда не выкинешь. Придется все это тщательно, буквально по зернышку, «перебрать» - здравое и полезное оставить, а от «мусора» всякого избавиться. Только тогда можно будет говорить о здравой и понятной основе нового образования, которое можно будет обогащать наследием предков и инновационными достижениями нового времени.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2012

 

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1575