27.09.12
Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2012

Этот разговор стоит начать с маленького словообразовательного экскурса в родной язык. Сегодня мало кто задумывается о том, что слова «жить» (отсюда ЖИЗНЬ) и «спешить» (отсюда УСПЕХ) – это не одно и то же. Но принято считать, что «успех» для «жизни» - вещь хорошая. Почему?

А просто так, в силу обстоятельств современного рыночного периода такие вот значения приклеились к слову, а смыслы давно забыты. Мы тоже не будем говорить о смыслах здесь (для этого у нас есть отдельная тема: «Через Язык – к истокам разумной жизни»). Подчеркнем только очевидную близость понятий «успех» («успеть») и «спешить» - это родственные, однокоренные слова.

Нас больше интересует, а почему, несмотря на многочисленные предостережения, людей буквально НЕСЕТ куда-то, да еще с постоянным ускорением? Настолько, что люди не успевают адаптироваться, переварить, понять происходящее. Получается странная вещь: люди как-то пытаются вписаться в происходящие процессы, но не успевают. Только начинают приспосабливаться к чему-то одному, а череда следующих событий все сбивает. И вот так изо дня в день, из года в год. Все как-то второпях. Только для кое-какого обустройства, а для души – почти ничего! Настолько, что трудно это называть нормальной жизнью. Настолько, что люди часто только мечтают когда-то начать по-настоящему жить, а пока только как-то перебиваются, как на вокзале. Есть старая поговорка: ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ! Кто-нибудь посчитал, сколько людей и сколько поколений как-то вот так перебежали «поле» (от рождения до смерти), но так ни разу и не остановились, не пожили, не порадовались!? Только собирались.

Это говорит о том, что люди в какой-то момент упустили контроль над общественными процессами. Позволили общественному ОРГАНУ (общему совету) совместных дел и регулирования отношений людей ДЛЯ людей превратиться в «административный аппарат» НАД людьми и «механизм управления» людьми, т.е. в социальную МАШИНУ из людей для эксплуатации людей. Пока не будем доискиваться, получилось ли это в результате какой-то ошибки, трагедии, или людям насильно навязали «машину управления» ими (то, что сегодня - с лингвистической точки зрения неправомерно и обманчиво - называют словами «государство», «власть», «рынок» и т.д., словами, смысла которых люди не помнят). Отметим лишь, что этот искусственный механизм стал крутиться сам по себе, создавать искусственные процессы, в течение которых вольно или невольно стали попадать огромные массы людей. И сегодня с этим приходится считаться.

А были предупреждения? Конечно. Они есть сегодня, они были раньше. В качестве примера можно взять вот песню 60-х годов ХХ века и сказать, что не все слепо мечтали о «научно-техническом прогрессе», не все думали, что проблемы людей решит исключительно техника и технологии. Это мы о песне «ЭЙ, КУДА ЖЕ ВЫ СПЕШИТЕ» (муз.Б.Савельев – текст: Л.Дербенёв. исп.: или Аида Ведищева, или еще Вадим Мулерман). Песне, которую немало людей слушает и сегодня. Посмотрим на ее содержание?

 

«Высоко, высоко в небе светится звезда,

А под нею, а под нею мчатся поезда.

Вдаль по рельсам, бесконечно мчатся всё быстрей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..»

 

Достаточно характерны и глубокомысленны даже образы. Как символ необъятной Природы, как некий абсолют и жизненная опора, указаны небо и звезда (помните, почти так же в классической немецкой философии И.Кант отмечал основные источники своих воззрений: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»). И поначалу кажется даже романтичным, что где-то под небом, этим огромным живым пространством «мчатся поезда». За этой романтикой с тех 60-х годов и по сей день стоит загрязнение и разрушение среды обитания людей. Да и не настолько быстро они и мчатся по стране эти поезда, если между перегонами посчитать и частые простаивания на забитых и перегруженных путях (согласно статистике, средняя скорость ж/д перевозок получается не больше скорости какого-нибудь там велосипедиста). Может быть, с пассажирскими дела обстоят лучше?

Так что «все быстрей» не получается, а вот вопрос «куда же вы спешите» вполне резонный! Поэтому не будем пока говорить и о том, сколько людей сколько лет времени своей жизни кладут на то, чтобы в этой отрасли не только что-то двигалось, но еще и «мчались поезда». Да и песня призывает подумать о более конкретном и насущном:

 

«В чем причина, что случилось, кто виновен в том,

Что земляне разучились двигаться пешком.

Лошадь больше не годится веку скоростей.

Эй, куда же вы спешите, эй!..»

 

«Двигаться пешком» - это лишь образ и символ всего утраченного людьми. А утратили люди действительно много. Большинство людей сегодня, после смены ряда поколений, даже не подозревает, как много утрачено!

А «лошадь» здесь - поэтический образ всего живого, можно сказать, всей Природы, данной человеку в помощь. Человек же, выходит, почему-то отворачивается от нее, Природы, соблазняется на что-то эфемерное. Гоняется, если обратиться к другим песням (для уточнения), за «птицей счастья завтрашнего дня» или «синей птицей, птицей удачи»…

Отсюда и актуальный вопрос: «кто виновен в том, что земляне разучились двигаться пешком», т.е. пользоваться своими естественными способностями и возможностями? Фактически стали существами с ограниченными возможностями. Знаете, как они называются официально, согласно действующему законодательству? – «Инвалидами»! Кто виновен в том, что люди в массе своей стали интеллектуальными и духовными «инвалидами», хотя у них руки-ноги вроде на месте?

КТО ВИНОВЕН? – САМИ ЛЮДИ?

Это же они выбирают себе путь и складывают свою жизнь. Из тех элементов, которые навалены на его пути так называемым «новым временем» (исторический период с XVII-XVIII веков). А раз они, люди, отказываются от своих естественных способностей и возможностей, становятся ограниченными существами, да еще взваливают груз забот о технократической цивилизации, которая их эксплуатирует и обманывает, они становятся слабыми и неадаптивными, постоянно попадающими впросак и в стрессовые ситуации от неожиданностей «технического века». Не об этом ли поется дальше в цитируемой песне?

 

«Что нам лето, что нам осень, что зари пожар,

Если каждый день заносит нас на виражах.

Мы забыли, как береза смотрится в ручей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..»

 

Встроившихся в машину технократической цивилизации, будто попавших в полную зависимость, до жути «заносит на виражах». Настолько, что они чаще всего ни о чем другом уже и не рассуждают. Только о том, как удержаться и как было страшно! И море эмоций! И когда случается увидеть кусочек Природы, это бывает как глоток воздуха для задыхающегося: полезно, приятно, но ненадолго. В тисках обстоятельств, снова надо «крутиться», как винтик или последняя шестеренка!

А если надо крутиться, что есть мочи, чтобы удержаться, есть ли шанс увидеть красоту Жизни, красоту Природы, их суть и смысл, то, что приносит подлинное наслаждение и удовлетворение? Ведь об этом напоминают слова песни:

 

«Кроме плит аэродрома и шоссейных лент,

Есть ещё над крышей дома медленный рассвет.

Есть задумчивые флейты ласковых дождей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..»

 

Ведь многие готовы согласиться с тем, что «у природы нет плохой погоды» и даже спеть эту песенку за праздничным столом, но у многих ли хватает времени не единожды насладиться «медленными рассветами» и навевающими задумчивое настроение «ласковыми дождями»? Или уже думать некогда? Особенно, когда такой скоростной режим дня регламентируется служебными инструкциями, правилами дорожного движения и действующим законодательством, за которым трудно уследить, потому что «думы» или «парламенты» всех уровней продолжают в производственных масштабах штамповать «законы», которым должны следовать «граждане» всех стран современной технократической цивилизации. Ведь обычному гражданину сейчас уже некогда читать сборники законов!

И все равно, как показывает практика, загнанные и уставшие от нескончаемой суеты этого искусственного мира граждане не желают расставаться c «благами цивилизации», которые для них уже давно стали «дорогими» во всех смыслах! Даже когда они встают поперек горла, цивилизованные люди свои немыслимые перегрузки от цивилизации глушат (компенсируют) разнообразными не менее вредными способами - алкоголем и наркотиками, пытаются найти спасение в дебилизирующих информационных, музыкальных и иных зрелищных процессах и тусовках. Сжаться в комок, стать маленьким-маленьким, незаметным, «как все», хотя это помогает мало. Организм преждевременно выходит из строя, и людей преследуют разнообразные заболевания. Ведь количество больниц и аптек растет не потому, что «научно-технический прогресс» приносит «изобилие и доступность лекарств», а потому что люди стали чаще и больше болеть от нечеловеческого образа жизни (т.е. от функционирования в качестве вспомогательного технического устройства для этой искусственной цивилизации, или попросту в качестве биоробота).

 

«Век событий и открытий дорог нам и мил,

Но, постойте, посмотрите, как прекрасен мир.

Мир с озёрами и длинным кликом журавлей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..»

 

В таких жестких условиях, наверное, все меньше и меньше тех, кто находит возможность наслаждаться «прекрасным миром», с озерами и журавлями! Но если они еще есть, у них, скорее всего, тоже возникнет такое желание, как в этой песне:

 

«И одно мне лишь одно мне хочется суметь,

Всю планету взять в ладони, взять и рассмотреть.

И сказать толпе огромной мчащихся людей:

Эй, куда же вы спешите, эй!»

 

Эту песню в нашей стране пели в 60-е годы ХХ века. Эту песню слушали в те годы миллионы людей нашей страны. Но еще одно (из многих) предостережение так и не было услышано. Люди, взрослые и дети, живущие в стране, поднимающейся из послевоенной разрухи, возлагали чрезмерные надежды на технический прогресс, хотели в машинах и во всевозможной технике, доходящей до механизации и автоматизации деятельности самих людей, видеть только положительное. И закрывали глаза на все возможные «минусы» и «губительные последствия».

И в таких условиях и наши люди были готовы на всевозможные лишения, чтобы сбылась их пропагандируемая всеми СМИ мира «техническая мечта», которая выражается в другой песне из кинофильма уже 1980 года «Приключения Электроника» (слова: Ю.Энтина, музыка: Е.Крылатова)

 

«До чего дошёл прогресс - труд физический исчез,

Да и умственный заменит механический процесс.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек…»

 

Пропагандисты почему-то молчали, а люди почему-то не хотели задуматься, а КАК это будет выглядеть в реальности – связка «человек и техника»? Многие десятилетия развития техники и технологий явственно демонстрируют, что в условиях «научно-технического прогресса» «физический труд» не исчезает, потому что «умная техника» требует ухода и заботы. Более того, производство сложной и умной техники оказывается дорогим удовольствием во всем мире, поэтому везде – особенно в рыночных условиях – оказывается выгоднее (дешевле) для обслуживания техники приковывать к ней всевозможными цепями (извините, стимулами) людей.

Все более очевидной становится факт, что не техника - для людей, а люди – для техники (даже когда они для «личного удобства» обзаводятся ею, они встраиваются в технологические процессы глобальной машины, которая их не отпускает, а переделывает под свои нужды). Очень мало тех, кто умно пользуется техникой для защиты от засилья этого искусственного мира, чтобы оставаться полноценным человеком. Основная масса предпочитает не думать (как раз этого добивается современная цивилизация), потому что люди специальным обучением, договорными обязательствами и инструкциями встроены, как сказано в песне, в «механический процесс» (поэтому «труд умственный» излишен, когда все шаги просчитаны). Многих людей устраивает, что их программируют, как технику, и содержат (порой даже комфортно) в технологических цепочках машины современной цивилизации. До тех пор, пока они могут быть надежными средствами или машинами (впрочем, об этом мы рассказывали много и повторяться не будем).

Хлопот у людей прибавилось, бежать приходится шустрее (может быть, даже под звуки песни со словами «Позабыты хлопоты, остановлен бег»), чтобы удержаться в системе, которая в любой момент может сбросить очередного ослабшего биоробота (то бишь, извините, сотрудника компании или рабочего завода) и заменить его другим, чем переобучать и лечить старого.

И в этих условиях оказывается максимально свободным как раз тот, кто не променял свой «умственный труд» на «механический процесс» и вложил его на полноценное свое развитие, чтобы в любом случае остаться наплаву – даже когда эта железобетонно-пластмассовая цивилизация начнет разваливаться и тонуть! А более всего вложиться в то, чтобы БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ВОЛЬНЫМ, который от души и со смыслом может петь:

 

«А теперь гуляй по свету, хочешь с песней, хочешь без».

 

Петь как живой человек, когда захочется, а не когда поставят в ряды исполнителей очередного хора в культурном мероприятии по случаю годовщины внедрения очередного технического средства для ограничения и упрощения людей.

Петь как вольный человек. А тех, кто «встроился» и пожертвовал собой, трудно назвать этим словом (если они сами и хотят так называться, то загляните в служебную документацию и инструкции, как часто там слово «человек» заменяется другими терминами и встречается порой только в виде исключения). Но мы даже не об этом, а о жизни!

 

Жизнь, она только тогда жизнь, когда она по-человечески осмысленная и полноценная, разумная и развивающая духовно и физически.

Согласитесь, любой механический процесс, стереотип или автоматизм нас выдергивают из жизни и делают на какое-то время (на время выполнения той или иной операции на конвейере или того или иного действия согласно регламенту или инструкции, в которых за вас уже давно все продумано), мягко выражаясь, «бездумным существом». Кого-то ненадолго и периодически, а кого-то и на всю жизнь, особенно когда мыслительные способности постепенно атрофируются в связи с невостребованностью. Эти бездумные, механизированные часы и дни как-то трудно назвать «жизнью». Да и принято их давно называть «работой, службой, вкалыванием» и т.д. Жизнью до сих пор люди называют что-то, отличающееся от любой такой производственной «занятости».

Люди и хотят, по большому счету, в этих технопарках и технологических цепочках глобальной машины цивилизации «заработать НА ЖИЗНЬ». Фактически признают, что пока «зарабатывают», они еще не живут.

Но ведь и технократическая цивилизация не простаками изобреталась и запускалась: она, как машина, имеет свойство разгоняться и раскручиваться, ускоряться все больше и больше. До тех пор, пока ее не разнесет вдребезги. Но этого момента многие могут и не дождаться! Ведь машина их использует на износ, она так и задумана. И людям, уповающим на цивилизацию, невольно приходится ускоряться. Ускоряться, без надежды остановиться и отдохнуть. Цивилизация им не дает жить, цивилизация их принуждает спешить, крутиться, почти бездумно функционировать в системе…

Но, подумайте, вспомните шуточную песню из очень популярного фильма (что-то сегодня мы увлеклись песнями, наверное, у нас хорошее настроение!). Там есть слова:

 

«Если вы не живете, то вам и не умирать!..»

 

Современная технократическая цивилизация издевательским способом реализовала мечту людей о «бессмертии»: тот, кто бездумно функционирует в системе, ведь не будет думать о смысле и жизни (тем более о смысле жизни), а соответственно и о смерти! Как красиво и совсем не страшно: нет ни жизни, ни смерти! Совсем как у вещей! Вот такая получается служебная или техническая философия!

Ну, а так, чем больше времени уходит на «службу» или «работу», тем меньше, получается, жизни. Погружаясь в работу, в современных искусственных условиях люди перестают жить. Уходя в работу, получается, уходят от Жизни (хотя по инерции или бездумию продолжают называть жизнью то, что у них осталось, но изменилось в сущности).

А сегодня, в век скоростей, уже не просто уходят, а БЕГУТ ОТ ЖИЗНИ!

Но ведь от жизни бегут только к смерти!? Разве не так?

Поэтому та старая песня злободневна и сегодня. Давайте закончим нашу беседу этой песней, под музыку которой сложился наш разговор с вами! Чтобы предостеречь! Чтобы думать и чтобы жить!

 

«Высоко, высоко в небе светится звезда,

А под нею, а под нею мчатся поезда.

Вдаль по рельсам, бесконечно мчатся всё быстрей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..

 

В чем причина, что случилось, кто виновен в том,

Что земляне разучились двигаться пешком.

Лошадь больше не годится веку скоростей.

Эй, куда же вы спешите, эй!..

 

Что нам лето, что нам осень, что зари пожар,

Если каждый день заносит нас на виражах.

Мы забыли, как береза смотрится в ручей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..

 

Кроме плит аэродрома и шоссейных лент,

Есть ещё над крышей дома медленный рассвет.

Есть задумчивые флейты ласковых дождей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..

 

Век событий и открытий дорог нам и мил,

Но, постойте, посмотрите, как прекрасен мир.

Мир с озёрами и длинным кликом журавлей,

Эй, куда же вы спешите, эй!..

 

И одно мне лишь одно мне хочется суметь,

Всю планету взять в ладони, взять и рассмотреть.

И сказать толпе огромной мчащихся людей:

Эй, куда же вы спешите, эй!»

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2012

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1576