25.11.12
Проекты » Живая Русская Грамота » ЯзыкоЗнание » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Правописание гласных в корне: Проверяемые безударные гласные

В этом пособии мы не намерены дублировать общеизвестные учебники по орфографии современного русского языка. Наша задача состоит только в том, чтобы дать осмысленные комментарии в случаях, когда написание обычно никак не объясняется. А обычно, как известно, дается только директивное правило орфографии с некоторыми примерами правильного написания. И, естественно, внимание нами обращается только на трудности написания (т.н. «орфограммы»). Потому что нет смысла давать объяснения там, где и так понятно и слышно, как пишется (например, гласные под ударением).

 

Примечание: Орфограмма - (от греч. orthos - "правильный" и gramma - "письмо") – написание согласно орфографическим правилам или традиции.

 

А еще мы ориентируем хотя бы на существующие нормы правописания потому, что устная речь сейчас разрушается ускоренными темпами. Огромное число людей сейчас все больше и больше говорит «приблизительно» и «кое-как» связывая слова.

Это мы к тому, что на самом деле никакого «развития» языка по природе быть не может.

За «развитие» давно уже выдается разрушение, в виде изменения.

А письменная речь в таких условиях, как более консервативное явление, оказывается ближе к древним звучаниям (хотя в последнее время разрушается и письменная речь и не всегда ее данные заслуживают доверия.

 

Итак, известно, что в корнях слов довольно часто встречаются безударные гласные. Если есть сомнения в правописании, то следует или подбирать проверочное (родственное) слово, где искомый звук находится под ударением, или же следует изменить слово так, чтобы проверяемый гласный в слоге оказался под ударением.

 

Например:

 

небеса (небо, небесный), озимь (зимний) – оземь (о землю), бородатый (бороды, бородка), запевать (запеть) – запивать (запить), примерять (примерный, мера) – примирять (мирный, мир), развеваться (веять) – развиваться (развитие), приведение (приведший) – привидение (видеть), старожил (старый житель) – сторожил (сторож).

 

Такой подход оправдывается не только морфологическим принципом, но и смысловым тоже. Потому что изменение тех или иных звуков влечет за собой и изменение смысла слова, или нюансов смысла.

Мы не можем, к примеру, вслед за современным искаженным произношением, писать «запИвать», если изначально нам по смыслу дано «запЕть» («ПЕть»), и, конечно же, будем писать морфологически и осмысленно: «запЕвать» (хотя слышим «и»)!

Пока мы даже не будем говорить о смыслах звуков речи Е и И. Даже без них все ясно!

В то же время, например, когда слышим «примИрять», то для точной передачи на письме (писать ли нам Е или И) следует определиться с контекстом, о чем речь идет: о мИре, или о мЕре. Потому что современная устная речь довольно часто еще дальше оказывается от смысла, чем даже более консервативная письменная речь.

 

Реальность такова, что каждый слог имеет свой строго определенный изначальный смысл (могут исторически, в разные эпохи, меняться только его смысловые и лексические значения). Поэтому как бы сейчас не произносили, необходимо на письме – для точности передачи информации – следовать образцам, которые передают смысл максимально точно. Особенно большое значение имеют гласные звуки.

(Примечание: см. на эту тему «Живой Русский Язык. Раздел 1. Звуковой строй языка (осмысленная фонетика).)

 

Однако не все так однозначно, как сказано в формулировке правила о проверке безударных в корне. Есть тут, конечно, и некоторые особенности.

Во-первых, если в корне пишется Ё, то в безударном положении в однокоренных словах пишут Е:

весенний (вёсны), увлекаться (увлёкся), звездопад (звёзды), испещрённый (пёстрый), гнездится (гнёзда).

 

Во-вторых, проверять безударные А – О в корнях глаголов совершенного вида нельзя формами несовершенного вида на ывать (ивать).

Например, в словах: затопить, проглотить, опоздать, раздвоить и других, гласная О проверяется однокоренными словами топит,, глотка, поздно, двое, хотя есть глаголы затапливать, проглатывать, опаздывать, раздваивать. (См. подробней в гл.1.8. Гласные в корне глагола.)

В-третьих, нельзя безударные А – О в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако) проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Они согласно современному языкознанию, считаются наследием старославянских корней, в которых принято всегда писать А.

 

В-четвертых, есть ряд иноязычных слов, на которых данное правило не распространяется. Потому что в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться, по современной интерпретации, якобы к морфемам различного происхождения.

Например, в слове аккомпанемент суффикс -емент считается французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- считают немецким; сравните: абонемент – абонировать, ангажемент – ангажировать.

Но если хорошо знать состав слов (виды суффиксов и приставок), трудностей в таких написаниях обычно не возникает.

 

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1586