До этого, во всех предыдущих работах (см. Живой Русский Язык, Живая Русская Речь), мы указывали, что звуки речи Ч и Ц очень похожи по смыслу.
И тогда, пока говорили о других важных вещах Живого Языка и Живой Речи, у нас не было необходимости как-то разграничивать эти близкие смыслы.
А теперь, когда эти звуки оказываются рядом как в устной речи, так и в письменной, впервые в нашей практике передачи знаний о языке возникает необходимость как-то их разграничить по их естественным (не нами придуманным, природным) признакам:
|
Ч |
Ц |
артикуляция и физическая близость |
глухой согласный, состо-ящий из взрывного (смыч-ного) и фрикативного (ще-левого) элементов, передне-язычный, передненёбный, мягкий. |
глухой согласный, состо-ящий из взрывного (смыч-ного) и фрикативного (ще-левого) элементов, передне-язычный, зубной, твердый. |
сходный смысл |
«субстанциональная или всецелая полнота душевной или психической жизнен-ности», как процесс, движе-ние, изменение с мощным энергетическим сопровож-дением или выбросом. Об-разно, это как конкретное наполнение чем-либо из многообразия возможного. |
почти то же по смыслу. |
ОТЛИЧИЕ |
внутри структуры (вид изнутри) |
снаружи структуры (вид снаружи, со стороны) |
примеры |
Чела, Челость, По челу… |
Цель, Целость, Поцелуй… |
динамика и пространство |
у согласных нет четко определенного места в пространстве восприятия, как у сферы гласных звуков. Потому что гласные являются энергоносителями (энергосферами), а согласные являются модуляторами энергий. См. Живой Русский Язык. Раздел 1. |
Такие вещи среди согласных звуков Речи встречаются еще. Например, подобное по типу сходство, как смыслы Ч и Ц, наблюдается приблизительно в согласных Л (внутри, в структуре, вид изнутри) и Р (то же самое, но снаружи, со стороны или в сторону): Ла - Ра.
О гласных звуках после мягкого согласного шипящего звука Ч сказано в предыдущей главе. Здесь же речь пойдет о гласных после глухого твердого согласного Ц.
Сначала нам надо разобраться, чем отличаются звуки Ы и И? Потому что придется выбирать из двух этих вариантов:
|
Ы |
И |
артикуляция |
нелабиализованный, верх. подъема и смешан. ряда. |
нелабиализованный, верх. подъема и переднего ряда. |
смысл |
«рассеянной энергии, за-мирания, успокоенности силы, отторженной пока от динамических процессов» |
«середина», и «соединение, соитие», и «продолжение, новое рождение», и «связь с предшествующим» и т.д. |
динамика |
приподнятый («пробуж-денный») и еще никуда не направленный («потен-циальная сила»). |
источник энергии, ее движение, подъем и рост является все же свойством «И» (I или i). |
пространство |
«внутри», «за», «в тени» |
область над головой от макушки и выше |
другие хар-ки |
цвет – черный, внутренний «внутренний звук» |
цвет – фиолетовый, нота - си |
Кстати говоря, еще раз о смыслах звуков речи – на основе звука Ы и т.н. звукописи:
Помните, в комедии Л.Гайдая «Операция Ы…» сцену: - Операция Ы!.. - Почему Ы? - Чтоб никто не догадался! Это тот пример, который еще раз показывает, что естественные смыслы звуков – это не придуманные людьми значения, а как раз естественные вещи, которые люди, в меру своей способности чувствовать и считывать, улавливают и применяют. Отчасти это явление в поэтической теории получило название «звукописи». Звукопись - это частая повторяемость в одном месте похожих звуков в тексте. Звуковые повторы придают стихотворению особую музыкальность. А в языке физический звук воссоздается средствами «фонем», то есть «звуков системных и осмысленных» (а потом современные лингвисты почему-то систему оставляют в знаках, а объемный смысл удаляют…) Вот пример звукописи: ЛюБЛю ГРОзу в начаЛе мая, Явно «слышно» через звукопись стихотворения и молнии, и гром! Звукопись придумали не поэты, они лишь используют естественные выразительные средства Живого Языка и Живой Речи. Потому что смыслы слов складываются из смыслов звуков (гром, грохот, гроза…)!.. Или другой пример: «…В есенинском стихотворении - выразительная звукопись. Шамканье и шепот передаются аллитерациями на шипящие: «Жует пахуЧий мякиШ тиШины, о ком-то ШепЧет, сгинувШем в ноЧи», сверкание золы - через аллитерации на свистящие и певучие сонорные звуки: «обНяв тРубу, СвеРкает по повети ЗоЛа ЗеЛеНая иЗ РоЗовой печи» (см. «Русская литература XX века». 11 класс. - 2000г.). Так вот к вопросу о звуке «Ы» и «чтоб никто не догадался». Изначальный смысл звука Ы как раз в «скрытости», его содержание «темно и невидимо», где-то внутри, в потенциале (см. Живой Русский Язык)… |
В общем, звуки в словах живут естественно!
Вот этот факт как раз и не учитывают в современной науке, в т.ч. языкознании (оговоримся точнее: учитывают, но только формально, без глубинного естественного смысла, на который мы постоянно стараемся обратить ваше внимание).
А теперь о других звуках, которые здесь нам еще встретятся.
Вы помните, когда звук И сравнивали с Е, мы с вами пришли к выводу о том, что звук И символизирует в словах многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или продолжающееся, длящееся неопределенно долго действие.
Итак, на основе всего этого получается, что:
Слог ЦИ преимущественно несет смысл: «всецелое средоточие» или «целостность, полнота среды, нового начала», что воспроизводится вновь и вновь, продолжается долго (Цикл, Цифра).
Слог ЦЫ преимущественно несет смысл: «всецелый потенциал» или «целостность, полнота содержания, вещественности», что никуда не направлено, не повторяется и не длится, а просто дано, просто есть (Цыган, Цыпка, Цыпки),
(см. Живой Русский Язык. Раздел 1.)
А теперь посмотрите на известное еще со школы правило.
Предлагаемое в современной орфографии правило читается примерно вот так:
После Ц пишется Ы:
1) в окончаниях слов: пловцы, птицы, смуглолицый.
2) в суффиксе -ын-: сестрицын.
3) в словах цыган, цыплёнок, цыпки, цыц, на цыпочках и производных от них.
В остальных случаях после Ц пишется И: циркуль, цирк, панцирь…
Неужели вот это правило всегда нужно механически учить наизусть, писать диктанты, чтобы запомнить?
Возможно ли по смыслу (звуков и слогов) понять, где после Ц нужно писать звук (и букву) Ы, а где - И?
Давайте сравнивать: формы, содержание, смыслы…
Приглядитесь внимательно к примерам на И. Везде в них что-то движется и меняется, воспроизводится и продолжается.
А вот в примерах на Ы после Ц? – Наблюдается действительно только какой-то неясный потенциал, конечно же, без движения.
Даже «цыц» никуда не движется! Неужели все так просто?
Увидели, как смысл звуков и слогов проявляется в правописании гласных после Ц?
И вполне теперь можно сориентироваться в правописании Ы и И после Ц по смыслу, если вдруг забудется часть заученного орфографического правила или какое-то слово на это правило!
Посмотрим теперь на другие случаи.
Орфографическое правило нам диктует следующее:
После Ц под ударением пишется О: цоколь, отцов, молодцом, облицовка, перцовый.
После Ц без ударения пишется Е: зеркальце, ситцевый, облицевать.
Исключения: цокотуха; палаццо, скерцо и другие иноязычные слова.
Не будем касаться исключений и иностранных слов, а сразу обратимся к гласным О и Е, между которыми приходится выбирать. В чем их смысл, и чем они отличаются по смыслу?
О |
Е |
звук «О» выделяет и разграничивает на фоне всего остального. |
самодостаточность, как состояние или свойство, или один раз. |
цокать, цокот, отцов |
целина, целевой, поцелуй |
Есть еще и другие гласные после Ц, согласно современной орфографии, но они много места не занимают, и мы такие искусственные для русского правописания явления не будем комментировать, типа:
После Ц буквы Э, Ю, Я пишутся в именах собственных иностранного происхождения: Друцэ, Коцюбинский, Цюрих, Лисицян.
Просто продолжим дальше.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4