25.11.12

До этого, во всех предыдущих работах (см. Живой Русский Язык, Живая Русская Речь), мы указывали, что звуки речи Ч и Ц очень похожи по смыслу.

И тогда, пока говорили о других важных вещах Живого Языка и Живой Речи, у нас не было необходимости как-то разграничивать эти близкие смыслы.

 

 

А теперь, когда эти звуки оказываются рядом как в устной речи, так и в письменной, впервые в нашей практике передачи знаний о языке возникает необходимость как-то их разграничить по их естественным (не нами придуманным, природным) признакам:

 

 

Ч

Ц

артикуляция и физическая близость

глухой согласный, состо-ящий из взрывного (смыч-ного) и фрикативного (ще-левого) элементов, передне-язычный, передненёбный, мягкий.

глухой согласный, состо-ящий из взрывного (смыч-ного) и фрикативного (ще-левого) элементов, передне-язычный, зубной, твердый.

сходный смысл

«субстанциональная или всецелая полнота душевной или психической жизнен-ности», как процесс, движе-ние, изменение с мощным энергетическим сопровож-дением или выбросом. Об-разно, это как конкретное наполнение чем-либо из многообразия возможного.

 

 

 

 

почти то же по смыслу.

ОТЛИЧИЕ

внутри структуры

(вид изнутри)

снаружи структуры

(вид снаружи, со стороны)

примеры

Чела, Челость, По челу…

Цель, Целость, Поцелуй…

динамика и пространство

у согласных нет четко определенного места в пространстве восприятия, как у сферы гласных звуков. Потому что гласные являются энергоносителями (энергосферами), а согласные являются модуляторами энергий.

См. Живой Русский Язык. Раздел 1.

 

Такие вещи среди согласных звуков Речи встречаются еще. Например, подобное по типу сходство, как смыслы Ч и Ц, наблюдается приблизительно в согласных Л (внутри, в структуре, вид изнутри) и Р (то же самое, но снаружи, со стороны или в сторону): Ла - Ра.

О гласных звуках после мягкого согласного шипящего звука Ч сказано в предыдущей главе. Здесь же речь пойдет о гласных после глухого твердого согласного Ц.

Сначала нам надо разобраться, чем отличаются звуки Ы и И? Потому что придется выбирать из двух этих вариантов:

 

 

Ы

И

артикуляция

нелабиализованный, верх. подъема и смешан. ряда.

нелабиализованный, верх. подъема и переднего ряда.

смысл

«рассеянной энергии, за-мирания, успокоенности силы, отторженной пока от динамических процессов»

«середина», и «соединение, соитие», и «продолжение, новое рождение», и «связь с предшествующим» и т.д.

динамика

приподнятый («пробуж-денный») и еще никуда не направленный («потен-циальная сила»).

источник энергии, ее движение, подъем и рост является все же свойством «И» (I или i).

пространство

«внутри», «за», «в тени»

область над головой от макушки и выше

другие хар-ки

цвет – черный, внутренний

«внутренний звук»

цвет – фиолетовый,

нота - си

 

Кстати говоря, еще раз о смыслах звуков речи – на основе звука Ы и т.н. звукописи:

Помните, в комедии Л.Гайдая «Операция Ы…» сцену:

- Операция Ы!..

- Почему Ы?

- Чтоб никто не догадался!

Это тот пример, который еще раз показывает, что естественные смыслы звуков – это не придуманные людьми значения, а как раз естественные вещи, которые люди, в меру своей способности чувствовать и считывать, улавливают и применяют. Отчасти это явление в поэтической теории получило название «звукописи». Звукопись - это частая повторяемость в одном месте похожих звуков в тексте. Звуковые повторы придают стихотворению особую музыкальность. А в языке физический звук воссоздается средствами «фонем», то есть «звуков системных и осмысленных» (а потом современные лингвисты почему-то систему оставляют в знаках, а объемный смысл удаляют…) Вот пример звукописи:

ЛюБЛю ГРОзу в начаЛе мая,
когда весенний пеРВый ГРОМ,
как бы Резвяся и иГРая,
ГРОхочет в небе гоЛубОМ. (Ф. Тютчев)

Явно «слышно» через звукопись стихотворения и молнии, и гром!

Звукопись придумали не поэты, они лишь используют естественные выразительные средства Живого Языка и Живой Речи. Потому что смыслы слов складываются из смыслов звуков (гром, грохот, гроза…)!..

Или другой пример:

«…В есенинском стихотворении - выразительная звукопись. Шамканье и шепот передаются аллитерациями на шипящие: «Жует пахуЧий мякиШ тиШины, о ком-то ШепЧет, сгинувШем в ноЧи», сверкание золы - через аллитерации на свистящие и певучие сонорные звуки: «обНяв тРубу, СвеРкает по повети ЗоЛа ЗеЛеНая иЗ РоЗовой печи» (см. «Русская литература XX века». 11 класс. - 2000г.).

Так вот к вопросу о звуке «Ы» и «чтоб никто не догадался». Изначальный смысл звука Ы как раз в «скрытости», его содержание «темно и невидимо», где-то внутри, в потенциале (см. Живой Русский Язык)…

 

В общем, звуки в словах живут естественно!

Вот этот факт как раз и не учитывают в современной науке, в т.ч. языкознании (оговоримся точнее: учитывают, но только формально, без глубинного естественного смысла, на который мы постоянно стараемся обратить ваше внимание).

А теперь о других звуках, которые здесь нам еще встретятся.

 

Вы помните, когда звук И сравнивали с Е, мы с вами пришли к выводу о том, что звук И символизирует в словах многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или продолжающееся, длящееся неопределенно долго действие.

 

Итак, на основе всего этого получается, что:

Слог ЦИ преимущественно несет смысл: «всецелое средоточие» или «целостность, полнота среды, нового начала», что воспроизводится вновь и вновь, продолжается долго (Цикл, Цифра).

Слог ЦЫ преимущественно несет смысл: «всецелый потенциал» или «целостность, полнота содержания, вещественности», что никуда не направлено, не повторяется и не длится, а просто дано, просто есть (Цыган, Цыпка, Цыпки),

(см. Живой Русский Язык. Раздел 1.)

 

А теперь посмотрите на известное еще со школы правило.

Предлагаемое в современной орфографии правило читается примерно вот так:

 

После Ц пишется Ы:

1) в окончаниях слов: пловцы, птицы, смуглолицый.

2) в суффиксе -ын-: сестрицын.

3) в словах цыган, цыплёнок, цыпки, цыц, на цыпочках и производных от них.

В остальных случаях после Ц пишется И: циркуль, цирк, панцирь…

 

Неужели вот это правило всегда нужно механически учить наизусть, писать диктанты, чтобы запомнить?

Возможно ли по смыслу (звуков и слогов) понять, где после Ц нужно писать звук (и букву) Ы, а где - И?

 

Давайте сравнивать: формы, содержание, смыслы…

Приглядитесь внимательно к примерам на И. Везде в них что-то движется и меняется, воспроизводится и продолжается.

А вот в примерах на Ы после Ц? – Наблюдается действительно только какой-то неясный потенциал, конечно же, без движения.

Даже «цыц» никуда не движется! Неужели все так просто?

Увидели, как смысл звуков и слогов проявляется в правописании гласных после Ц?

И вполне теперь можно сориентироваться в правописании Ы и И после Ц по смыслу, если вдруг забудется часть заученного орфографического правила или какое-то слово на это правило!

 

Посмотрим теперь на другие случаи.

Орфографическое правило нам диктует следующее:

После Ц под ударением пишется О: цоколь, отцов, молодцом, облицовка, перцовый.

После Ц без ударения пишется Е: зеркальце, ситцевый, облицевать.

Исключения: цокотуха; палаццо, скерцо и другие иноязычные слова.

 

Не будем касаться исключений и иностранных слов, а сразу обратимся к гласным О и Е, между которыми приходится выбирать. В чем их смысл, и чем они отличаются по смыслу?

 

О

Е

звук «О» выделяет и разграничивает на фоне всего остального.

самодостаточность, как состояние или свойство, или один раз.

цокать, цокот, отцов

целина, целевой, поцелуй

 

Есть еще и другие гласные после Ц, согласно современной орфографии, но они много места не занимают, и мы такие искусственные для русского правописания явления не будем комментировать, типа:

После Ц буквы Э, Ю, Я пишутся в именах собственных иностранного происхождения: Друцэ, Коцюбинский, Цюрих, Лисицян.

Просто продолжим дальше.

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1591