Сначала напоминаем разницу между звуками А и О по их смыслам:
А |
О |
указывает на состояние, длительность, фиксированность, как бы постоянство, или многоразовость, частую повторяемость или регулярность «действия». Звук «А» не выделяет, и не разграничивает |
движется в заданном направлении, задает динамичный процесс, ограниченное, но направленное действие, указывает на динамику, подчеркнутость, краткость или разовость воздействия. |
Согласно современному правилу орфографии:
Гласная -О- пишется в корне глагола совершенного вида (проверяемая безударная гласная): опоздать (поздний), раскроить (кройка).
Гласная -А- пишется в корне соответствующего глагола несовершенного вида на -ывать (-ивать): опаздывать, раскраивать.
Это к вопросу об осмысленной, разумной организации Живой Речи.
Ведь ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО ВИДА по природе своей как раз передают смысл совершения действия (динамики, см. таблицу сопоставления А и О): раздвоить (двойка), расстроить (строй), уловить (улов).
Это мы напоминаем для того, чтобы видно было, что названия некоторых лингвистических терминов тоже имеют смысл:
Совершенный вид – значит, действие совершено. Значит, по логике смысла правописания, здесь требуется употребление звука речи О.
Разумеется, только в случаях чередования О – А. Потому что в других случаях другие правила (даже по смыслам).
ГЛАГОЛЫ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА по природе своей передают смысл незавершенности, продолжения и т.п. действия (динамики, см. таблицу сопоставления А и О): раздваивать, расстраивать, улавливать.
Несовершенный вид – значит, действие еще не совершено, либо оно продолжается. Значит, по логике смысла правописания, требует употребления звука речи А.
Это говорит о том, что даже не зная ничего о глаголах совершенного или несовершенного вида, только лишь по смыслу действия и смыслу звукового соответствия (символа) этого действия, можно определить правописание, т.е. правильно выбрать между А и О.
Ут…птать (что сделать?) – действие совершено.
Ут…птывать (что делать?) – действие продолжается, длится.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4