25.11.12

Современная формальная методика преподавания приводит к тому, что многие никак не чувствуют и не осмысляют того, что они слышат и пишут. Поэтому одни спрашивают, а что же писать в окончаниях таких-то слов. А другие даже не спрашивают, считая вполне грамотным то написание, которое у них почему-то получилось.

 

А между тем существует такое орфографическое правило:

 

Пишется – в наречных предлогах со значением времени и причинности: в течениЕ, в продолжениЕ, вследствиЕ (отличать от наречия впоследствиИ).

Пишется – в существительных в предложном падеже: В следствиИ обнаружены ошибки. В течениИ реки были отклонения.

 

1) Формальный подход предполагает, что в тексте и так уже есть определенная логика, которую всякий пишущий должен видеть. Вот два примера:

- Они сидят в течениЕ сорока пяти минут.

- В течениИ реки было немало отклонений.

В одном случае перед нами наречный предлог:

- Они сидят (сколько?) в течениЕ сорока пяти минут.

Видите, что даже вопрос мы ставим к числительному, т.к. мы логически не можем ставить вопрос к предлогу, сам наречный предлог не является членом предложения. Здесь в течениЕпредстает как застывшая, неизменная форма, как наречие или предлог (или, в данном случае, наречный предлог).

В другом же случае перед нами существительное «течение» в предложном падеже:

- В течениИ (где? или: в чем?) реки было немало отклонений.

И вопрос можем поставить (где? или: в чем? - в течениИ), и стандартное окончание предложного падежа таких имен существительных известно (-И), как из «таблицы умножения» (то бишь склонения имен существительных).

В принципе, при простом логическом рассуждении, даже формального подхода (по логике связей между словами в предложении, или, по синтаксису: между членами предложения) вполне достаточно, чтобы увидеть правильное или логичное написание: Е или И.

 

Самое удивительное начинается тогда, когда люди пишут здесь с ошибкой! И возникают вопросы.

Они что, не думают, когда пишут? Как неисправная пишущая машинка или неправильно запрограммированная кнопка клавиатуры компьютера, которая вставляет то Е, то И.

Откуда «сбой»?

Хотя общий ответ, из современной школьной практики, конечно же, известен: «сбой» или «ошибка» возникает из-за систематической «роботизации» орфографических навыков учащихся.

В процессе выработки навыков происходит не только снижение внимания.

То, что заставляют писать бессмысленные (не актуальные в данный момент жизни учащихся) примеры, когда им не хочется отвлекаться на них, вызывает внутренний протест и оставляет негативный эмоциональный след, который впоследствии просто затирается в памяти, как «неприятный момент» для улучшения общего состояния организма и психики.

Но вместе с «неприятным моментом» затирается связанная с ним «орфограмма».

Вот так отчасти (есть еще другие причины) и происходит органическое (естественное) вытеснение даже полезной информации, если эта информация подается методически и методологически неверно, т.е. не как живому человеку, а как механическому созданию – от одного информационного «носителя» (любого) другому «носителю»…

В общем, одинаково важно не только ЧТО давать, но и КАК давать!

 

2) Смысловой подход предполагает, что в этих примерах уже само наличие разных гласных с разными изначальными смыслами исключает ошибку, даже вне контекста (вне предложения):

- в течениЕ (пишем Е, если хотим передать смысл чего-то самодостаточного, замкнутого, завершенного, разового, типа: «от сих до сих», или «за…»).

- в течениИ (пишем И, если хотим передать смысл продолжения, длительности, постоянного воспроизведения и обновления, процессуальности, наконец, потому что сама динамика продолжения требует связи с другими составляющими фразы или предложения…).

Понятно? Ведь это же просто!

Е – когда «все в нем самом», И – когда «длится и длится».

 

А вообще, конечно, пока это тоже трудно: когда в школе все формально, т.е. учат неправильно, а по смыслу – так и вовсе в диковинку!

Трудно сейчас стать грамотным! Ой, как трудно!

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1598