Вот совершенно новая ситуация для разбора смыслов. Мы окончаний еще почти не касались, тем более трудностей падежных окончаний в склонении.
Формальное правило |
Пример |
Пишется -Ым (-Им) – в творительном падеже мужского и среднего рода единственного числа (каким?): Пишется -Ом (-Ем) – в предложном падеже мужского и среднего рода единственного числа (о каком?): |
мокрым, синим.
о мокром, о синем. |
Пока мы не станем вникать глубоко, коснемся лишь таких отдельных случаев.
Современный предложный падеж (формально: падеж с предлогами) раньше (в древнерусском, и даже в условно «индоевропейском») считался местным падежом (по значению: при ком? при чем?).
(в качестве примечания: Название этого падежа, скорее всего, поменяли из-за утраты древних живых смыслов и современной тяги к формам, простоте и поверхностности.)
Вспомните для сравнения также и смыслы гласных О и Э:
Э |
«река», «течение, поток», «эхо» и т.п. |
самодостаточное, собственное состояние или свойство… |
О |
«светлый круг» во тьме, «что-то на фоне» и т.п. |
ограниченное, но направленное действие, «слияние», или «охват»… |
Для ориентации и действий на местности (по аналогии с местным падежом, «предложным»!), в отличие от других гласных, по своим смыслам О и Э вполне подходят.
Вот мы и выяснили, почему в предложном (местном) падеже используются в окончаниях по смыслу О и Е.
А сами смыслы О и Е нам уже давно известны.
А чем у нас по смыслу обозначается «Творение»? Процессуально оно проистекает из некого «потенциального, скрытого, невидимого состояния». А вы помните (см.памятку), что такой смысл у нас имеет звук Ы:
Ы |
«черный ящик», «темная область», «непроявленность» |
непроявленный потенциал, как данность, как просто наличие… |
Думается, не надо лишних комментариев, почему именно этот гласный звук участвует в изменении слов в творительном падеже.
Звук И тоже не случайно присутствует в творительном падеже, сопровождая творение:
И |
«ось», «вертикаль», «продолжение» и т.п. |
воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие… |
И, думается, теперь понятно, почему в творительном падеже используются в окончаниях по смыслу звуки речи Ы и И.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4