26.11.12

Вот совершенно новая ситуация для разбора смыслов. Мы окончаний еще почти не касались, тем более трудностей падежных окончаний в склонении.

 

Формальное правило

Пример

Пишется -Ым (-Им) в творительном падеже мужского и среднего рода единственного числа (каким?):

Пишется -Ом (-Ем) в предложном падеже мужского и среднего рода единственного числа (о каком?):

 

 

мокрым, синим.

 

 

о мокром, о синем.

 

Пока мы не станем вникать глубоко, коснемся лишь таких отдельных случаев.

Современный предложный падеж (формально: падеж с предлогами) раньше (в древнерусском, и даже в условно «индоевропейском») считался местным падежом (по значению: при ком? при чем?).

 

(в качестве примечания: Название этого падежа, скорее всего, поменяли из-за утраты древних живых смыслов и современной тяги к формам, простоте и поверхностности.)

 

Вспомните для сравнения также и смыслы гласных О и Э:

 

Э

«река», «течение, поток», «эхо» и т.п.

самодостаточное, собственное состояние или свойство…

О

«светлый круг» во тьме, «что-то на фоне» и т.п.

ограниченное, но направленное действие, «слияние», или «охват»…

 

Для ориентации и действий на местности (по аналогии с местным падежом, «предложным»!), в отличие от других гласных, по своим смыслам О и Э вполне подходят.

Вот мы и выяснили, почему в предложном (местном) падеже используются в окончаниях по смыслу О и Е.

А сами смыслы О и Е нам уже давно известны.

 

А чем у нас по смыслу обозначается «Творение»? Процессуально оно проистекает из некого «потенциального, скрытого, невидимого состояния». А вы помните (см.памятку), что такой смысл у нас имеет звук Ы:

 

Ы

«черный ящик», «темная область», «непроявленность»

непроявленный потенциал, как данность, как просто наличие…

 

Думается, не надо лишних комментариев, почему именно этот гласный звук участвует в изменении слов в творительном падеже.

Звук И тоже не случайно присутствует в творительном падеже, сопровождая творение:

 

И

«ось», «вертикаль», «продолжение» и т.п.

воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие…

 

И, думается, теперь понятно, почему в творительном падеже используются в окончаниях по смыслу звуки речи Ы и И.

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1602