26.11.12

 Кто же не помнит еще со школы, как приходилось напрягаться, различая глаголы первого и второго спряжений, а потом составляя из них разные причастия?! Сколько времени и сил на это потрачено у каждого!

Вот было бы здорово, если бы не надо было запоминать эту сложную систему глаголов с разными там исключениями, новыми и старыми формами спряжений!

 

Сразу надо сказать, что сейчас, когда новые правила правописания прописаны на базе полуразрушенного языка (якобы «развитого» и «развивающегося» дальше!), разобраться в этом исключительно сложно, хотя можно находить закономерности и в этом процессе. Ведь в природе и разрушения тоже происходят не как попало, а по естественным законам. Да, разрушение происходит не противоестественно, а по законам природы, если при этом еще не привносятся людьми искусственные элементы хаоса (сами понимаете, ждать естественного разрушения или подорвать взрывчаткой – это совершенно разные вещи!). Отчасти вот это естественное разрушение и усложнение «системы», как изменение и процесс изменения, позволяет некоторым исследователям утверждать, что язык «развивается».

Изменяется язык – это точно. А вот «развивается» ли – это еще вопрос?

 

Но ведь было такое «золотое время», когда ориентировались в Живом Языке и Живой Речи исключительно на смыслы!

Может быть, ориентируясь на смыслы, можно хоть как-то облегчить понимание правописания в тех же глаголах или суффиксах причастий?

 

Вот, например:

 

Формальное правило

Пример

Суффикс -УЩ- (-ЮЩ-) - причастия глаголов 1 спряжения.

 

Суффикс -АЩ- (-ЯЩ-) - причастия глаголов 2 спряжения.

идущий, пишущий,

играющий, поющий

 

звучащий, дышащий,

видящий, входящий

 

Насколько вам в этой ситуации с суффиксами причастий поможет знание смыслов звуков речи А и У?

 

А

У

состояние, длительность, фиксированность, постоянство, повторяемость или регулярность…

направление, направленное усилие или движение, принадлежность, отношение, связь и т.п…

 

Конечно, чем больше чувствуешь смыслы, тем легче и проще ориентироваться. Но очень сомнительно, чтобы смыслы помогали в формальной ситуации (особенно если относиться к этому формально).

Если вам смыслы помогут и здесь, то очень хорошо!

Или вот посмотрите на следующую ситуацию:

 

Формальное правило

Пример

Суффикс -ЕМ- - причастия глаголов 1 спряжения.

 

Суффикс -ИМ- - причастия глаголов 2 спряжения.

читаемый, обитаемый,

осязаемый, уважаемый

 

видимый, родимый,

мыслимый, постижимый

 

И для сравнения здесь тоже повторяем таблицу по смыслу:

 

Е

И

действие самодостаточное, как свое собственное состояние или свойство, или разово…

многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие.

 

Или вот еще такая сложная ситуация с причастиями:

 

Формальное правило

Пример

Суффикс -АНН- (-ЯНН-) - причастия глаголов на –ать (-ять).

 

Суффикс -ЕНН- - причастия глаголов на –ить (-еть).

задержанный (задержать),

потерянный (потерять)

 

 

 

просмотренный (просмотреть), купленный (купить).

 

Смыслы гласных А и Е чуть выше, в этой же главе, в таблицах уже даны.

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1604