Кто же не помнит еще со школы, как приходилось напрягаться, различая глаголы первого и второго спряжений, а потом составляя из них разные причастия?! Сколько времени и сил на это потрачено у каждого!
Вот было бы здорово, если бы не надо было запоминать эту сложную систему глаголов с разными там исключениями, новыми и старыми формами спряжений!
Сразу надо сказать, что сейчас, когда новые правила правописания прописаны на базе полуразрушенного языка (якобы «развитого» и «развивающегося» дальше!), разобраться в этом исключительно сложно, хотя можно находить закономерности и в этом процессе. Ведь в природе и разрушения тоже происходят не как попало, а по естественным законам. Да, разрушение происходит не противоестественно, а по законам природы, если при этом еще не привносятся людьми искусственные элементы хаоса (сами понимаете, ждать естественного разрушения или подорвать взрывчаткой – это совершенно разные вещи!). Отчасти вот это естественное разрушение и усложнение «системы», как изменение и процесс изменения, позволяет некоторым исследователям утверждать, что язык «развивается». Изменяется язык – это точно. А вот «развивается» ли – это еще вопрос? |
Но ведь было такое «золотое время», когда ориентировались в Живом Языке и Живой Речи исключительно на смыслы!
Может быть, ориентируясь на смыслы, можно хоть как-то облегчить понимание правописания в тех же глаголах или суффиксах причастий?
Вот, например:
Формальное правило |
Пример |
Суффикс -УЩ- (-ЮЩ-) - причастия глаголов 1 спряжения.
Суффикс -АЩ- (-ЯЩ-) - причастия глаголов 2 спряжения. |
идущий, пишущий, играющий, поющий
звучащий, дышащий, видящий, входящий |
Насколько вам в этой ситуации с суффиксами причастий поможет знание смыслов звуков речи А и У?
А |
У |
состояние, длительность, фиксированность, постоянство, повторяемость или регулярность… |
направление, направленное усилие или движение, принадлежность, отношение, связь и т.п… |
Конечно, чем больше чувствуешь смыслы, тем легче и проще ориентироваться. Но очень сомнительно, чтобы смыслы помогали в формальной ситуации (особенно если относиться к этому формально).
Если вам смыслы помогут и здесь, то очень хорошо!
Или вот посмотрите на следующую ситуацию:
Формальное правило |
Пример |
Суффикс -ЕМ- - причастия глаголов 1 спряжения.
Суффикс -ИМ- - причастия глаголов 2 спряжения. |
читаемый, обитаемый, осязаемый, уважаемый
видимый, родимый, мыслимый, постижимый |
И для сравнения здесь тоже повторяем таблицу по смыслу:
Е |
И |
действие самодостаточное, как свое собственное состояние или свойство, или разово… |
многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие. |
Или вот еще такая сложная ситуация с причастиями:
Формальное правило |
Пример |
Суффикс -АНН- (-ЯНН-) - причастия глаголов на –ать (-ять).
Суффикс -ЕНН- - причастия глаголов на –ить (-еть). |
задержанный (задержать), потерянный (потерять)
просмотренный (просмотреть), купленный (купить). |
Смыслы гласных А и Е чуть выше, в этой же главе, в таблицах уже даны.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4