27.11.12

Изменение слова по падежам, как вы все знаете еще из школьной программы современного русского языка, называется склонением.

Здесь тоже в наши задачи не входит попытка восстановления, как это было раньше. Как обычно, мы ищем хоть какие-то смыслы и живые ориентиры в современном состоянии русского языка. И рассматривать то же склонение будем преимущественно только на формах существительного, т.к. нам важно разобраться в смысле склонения, а не в имени существительном вообще).

 

К слову сказать, сейчас многие вещи заучивают формально, походя, не задумываясь над сутью. Например, когда говорят о существительных одушевленных и неодушевленных, сейчас довольно часто не вникают в то, что предки имели в виду в «одушевленности» - наличие души! Это только сейчас стали путать, где живое, а где неживое, а душа - для мертвой науки – это и вовсе категория несуществующая! Хотя и сейчас на практике известно немало примеров, когда говорится «что» даже о живых существах, например: Что там летит? – Муха. Что там летит? – Вертолет. Наверное, потому что полагается, что у мухи еще нет своей индивидуальной души.

Категория одушевленности важна для правописания окончаний в склонении существительных. Как вы знаете еще со школы, склонение существительных, обозначающих одушевлённые предметы, отличается от склонения существительных, обозначающих неодушевлённые предметы. У одушевленных совпадают формы винительного и родительного падежей:

Вижу кого? (вин.пад.) – мальчиков, мальчика, лошадей.

Нет кого? (род.пад.) – мальчиков, мальчика, лошадей.

А вот у неодушевлённых форма винительного падежа множественного числа (в мужском роде – еще и единственного числа) совпадает с формой именительного падежа.

Это что? (им.пад.) – самолёты, самолёт, муха.

Вижу что? (вин.пад.) – самолёты, самолёт, но муху.

Кстати, традиционно, с древних эпох, складывается так, что к одушевлённым относятся еще и названия таких вроде бы «предметов», которые не только представляются живыми, но еще, видимо, сверх того наделяются и иными свойствами, наряду с одушевленными. Например: одеваю кукол, делаю бумажного змея.

 

В Живой Речи (предложении) одно и то же слово может иметь разные окончания, потому что играет разную роль и по-разному связывается с другими словами. Такое изменение одного и того же слова, например, существительного считается изменением по падежам или склонением.

Падежей в русском языке осталось шесть (хотя в древнем состоянии Языка их насчитывают не менее восьми). Мы привыкли, что каждый падеж имеет определенное значение, отвечает на определенный вопрос, при помощи которого и распознается этот падеж.

 

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

кто? что?
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?

 

Падежи существуют не просто так. Падеж – это вообще-то, грубо говоря, как бы «падение, выбор» определенной формы из всех существующих со своим строго определенным окончанием.

А различение того, в каком падеже стоит слово, зависит от его роли в предложении. Поэтому морфология, в данном случае - склонение существительных, тесно связана с синтаксисом, здесь с синтаксисом предложений (членами предложений).

Итак, просмотрим сначала вкратце все падежи в связи с ролью существительных в предложении.

 

1. Существительные в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже чаще всего бывают подлежащим. Например: Пришла (что?) зима. Мальчики и девочки (кто?) вышли кататься на лыжах и санках.

Реже выступают в роли сказуемого. Например: Комар (что?) – насекомое. Деревня (что?) – не город.

А еще выступают в качестве обращения. Например: Людмила, пока!

Существительные в косвенных падежах (т.е. во всех остальных) чаще бывают дополнениями, а порой обстоятельствами или определениями.

 

2. Существительное в ВИНИТЕЛЬНОМ падеже чаще обозначает объект, на который воздействует глагол-сказуемое. Недаром у него и название соответствующее: «винительный» - «винить», оказывать воздействие с целью изменения. Например: Вижу (что?) цветущую яблоню. Люблю (что?) книгу.

А еще винительный падеж с пространственными предлогами, типа: в, на, под, за – дает направление действия:

идти в город (но: в городе), лезть на стену (но: на стене), попасть под ноги (но: под ногами), смотреть за реку (но: за рекой).

Обратите внимание на окончание: в приведенных примерах чаще звучит У или И. Гласные звуки, которые связаны с первым или седьмым центром (если касаться сферы действия) и имеют смысл активного и направленного воздействия (см. Живой Русский Язык. 1. Осмысленная фонетика).

 

3. А теперь о РОДИТЕЛЬНОМ падеже. Здесь формы более многообразны.

Следует различать существительные в родительном падеже: а) после глаголов и б) после других существительных.

а) Во-первых, родительный падеж обозначает предмет, на часть которого распространяется действие сказуемого. В этих случаях родительный падеж по смыслу похож на винительный. Например:

 

Вин.пад. (все)

Род.пад. (часть)

Взять тетради. Выпить молоко.

Взять тетрадей. Выпить молока.

 

Вспомните, что мы говорили ранее о смыслах гласных. В именительном и винительном падежах понятно: молоко, оно и есть молоко! В конце звук О под ударением. Но в родительном почему меняется на А? Потому что гласный О обозначает по смыслу весь имеющийся объем. Звук А объем не обозначает, а показывает предмет, на который действуют (которое может быть незавершенным, частичным или длиться долго).

Во-вторых, родительный падеж обозначает предмет, воздействие на который отрицается. Например: Он сегодня ещё не читал газеты. Не пей водицы из лужи. Гласный звук Ы по смыслу показывает на нераскрытый потенциал, на непроявленность, на то, что объект еще не задействован.

В-третьих, после глаголов со значением избегать, бояться, ожидать, добиваться. Например: остерегаться (чего?) заразы (по смыслу Ы: «которой еще пока что нет»), бояться собаки (по смыслу И: «снова и снова»), избегать встречи (по смыслу И: «снова и снова» или «постоянно»), искать приключения (по смыслу А: «незавершенное действие»), добиваться успеха (по смыслу А: «незавершенность, длящееся действие»).

 

б) После существительных родительный падеж иногда обозначает предмет или лицо, соотнесенное с другим существительным. Например: куртка (кого? чья?) брата, листья осины, ножки младенца, рассказ очевидца, просьба отца, белизна снега, яркость освещения.

Родительный падеж обозначает еще измеряемый предмет. Например: стакан молока, литр вина, килограмм сахара.

Или еще родительный падеж после сравнительной степени обозначает предмет сравнения. Например: Лист бумаги белее (чего?) снега. Ты лучше (кого?) всех. Слон больше (кого?) бегемота.

А еще обозначает предмет, на который переходит действие. Например: хранение (чего?) овощей (ср. хранить овощи), битьё посуды (ср. бить посуду), достижение целей (ср. достигать цели) и т.д.

Родительный падеж обозначает и предмет определения другого существительного. Например: министерство (чего?) образования, командующий армии, сын полка.

Грубо говоря, родительный падеж часто выступает причиной (или источником) чего-нибудь: стакан (чего-либо) молока, выпей (чего?) молока.

 

4. С ДАТЕЛЬНЫМ падежом все довольно просто: он обозначает  предмет или лицо, для которого совершается действие.

Например: Радуюсь (чему?) хорошей погоде. Вручаю подарок имениннику. Даю яблоко (кому?) мальчику.

Смотрите на примеры: даже сами окончания существительных Е или У выражают по своему изначальному смыслу «направленность действия», как бы «передачу, перенос».

 

5. Существительное в ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже проявляется в разных значениях.

Во-первых, проявляется как орудие действия. Например: Рисую (чем?) кистью. Мазать хлеб (чем?) маслом, или же побито (чем?) градом, залито (чем?) водой.

Во-вторых, проявляется в качестве деятеля («творца» действия). Например: Деталь вытачивается (кем?) токарем (ср. Токарь вытачивает деталь). Двор освещается луной (ср. Луна освещает двор).

В-третьих, указывает на способ действия (как?). Например: Дым стоит (как?) столбом. Птицы летят (как?) стаей. Поезд мчится (как?) стрелой.

В-четвертых, служит иногда сказуемым (в значении именительного падежа). Например: Твой брат был мастером (ср. Твой брат был мастер). Это было шуткой (ср. Это была шутка).

И, в-пятых, порой употребляется в значении винительного падежа. Например: интересоваться (чем?) учебой, руководить (чем?) коллективом, заниматься (чем?) спортом.

Смотрите на окончания -ОМ (-ЕМ) и -ОЙ (-ЕЙ). По изначальному смыслу эти окончания очень даже характерны как раз для «творения» (или «сотворения»): М и Й обозначают своего рода «появление, рождение, возникновение, завязку». А вот гласные О и Е уже известны из предыдущих материалов. В общем, ОМ – это, по смыслу приблизительно «соединение творением». ЕМ – это, выходит, «продолжение творением»…

 

6. Существительное в ПРЕДЛОЖНОМ падеже практически всегда зависит от предлога, поэтому его как-то так вот взяли и «переименовали». Раньше этот падеж был МЕСТНЫМ. Потому что довольно часто связан как раз с местом (локализацией события).

Например: в городе (ср. в город), на стройке (ср. на стройку).

Или же: Думаю только о вас! Мечтаю о стакане кваса.

 

Есть, конечно, существительные, которые по падежам не изменяются, т.е. не склоняются.

Например: депо, пальто, пенсне, кофе, колибри, кенгуру; Гейне, Золя; у гражданина Гофмана, Пушкаревича, но у гражданки Гофман, Пушкаревич, аббревиатуры ООН, РФ, ЖКХ и др.

 

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1629