27.11.12

В Древности типов склонений было больше, сейчас в современном русском языке их три - первое, второе, третье. Существование их обязано тому, что не все существительные склоняются одинаково. Они различаются  по падежным окончаниям единственного числа. В древности это имело глубокий смысл, а сейчас эти смыслы почти полностью утрачены.

 

К ПЕРВОМУ СКЛОНЕНИЮ относятся слова с окончанием -а, -я в именительном падеже единственного числа: война, земля, премия. Все они женского рода. Но есть и исключения, вроде слов, обозначающих лиц мужского пола: юноша, дядя, Петя. Или общего рода: лакомка, невежа

 

чис.

пад.

образцы

вариант

Ед.

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П

войн-а
войн-ы
войн-е
войн-у
войн-ой (-ою)
(о) войн-е

земл
земл
земл
земл
земл-ёй (-ёю)
(о)
земл

преми
преми
преми
преми
преми-ей (-ею)
(о)
преми

Мн.

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П

войн
войн
войн-ам
войн
войн-ами
(о)войн-ах

земл
земель
земл-ям
земл
земл-ями
(о)
земл-ях

преми
премий
преми-ям
преми
преми-ями
(о)
преми-ях

 

Примечания:

1. Творительный падеж имеет двоякие окончания: или -ой, -ёй (-ей) – войн-ой, земл-ёй, или (это более осмысленно!) -ою, -ёю (-ею) – войн-ою, земл-ёю.

2. У одушевлённых слов винительный падеж множественного числа совпадает с родительным падежом, а у неодушевлённых – с именительным падежом: Я видел кошек (одушевлённый предмет); я видел пирамиды (неодушевлённый предмет).

3. Сейчас считается, что при стечении двух согласных в конце основы в родительном падеже множественного числа в большинстве случаев появляется беглая гласная (земля – земель, доска – досок, сестра – сестёр, капля – капель). Но в изначальном языке все слоги были открытые, с гласными различной долготы, и стечение согласных было невозможно. Просто они со временем редуцировались, и как бы «восстанавливаются» (т.е. не исчезают) там, где сейчас возможны своего рода диссонанс, неблагозвучие в произнесении.

 

1. С точки зрения правописания, в единственном числе слова 1-го склонения могут иметь основу на твёрдый или мягкий согласный звук. После твердых согласных в окончаниях принято писать буквы а, ы, у, о; после мягких – соответственно буквы я, и, ю, е (или ё):

война – земля, войны – земли, войну – землю, войной – землёй.

 

2. Обратите внимание: безударные окончания принято писать так же, как и ударяемые (кроме окончаний после шипящих и ц).

По этой причине существительные на -а, -я в дательном и предложном падежах единственного числа всегда имеют окончание –е (вместо прежнего звука, который до реформ передавался через звук, близкий к известному «ять», хотя у нас нет гарантий, что еще раньше это окончание не звучало иначе):

к околице, к улице, к деревне, к харчевне, к чешуе, к статуе (ср. к земле);

об околице, об улице, о деревне, о харчевне, о чешуе, о статуе (ср. о земле).

В родительном падеже единственного числа те же существительные имеют окончания -ы, -и (причем в мягком варианте на месте -и раньше был один из утраченных теперь носовых гласных, и не факт, что утраченный звук правильно передают через –и,хотя среди оставшихся другого выбора теперь и нет, настолько уже все обеднено и разрушено в языке!):

от околицы, от улицы, от деревни, от харчевни, от чешуи, от статуи (ср. от земли).

 

3. У слов на -ия в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишется –и (кстати, это на самом деле тоже современная формальная приблизительность):

премия – из премии, к премии, о премии,

дивизия – из дивизии, к дивизии, о дивизии.

 

4. Слова с основой на шипящие (ж, ш, ч, щ) и ц в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ой (-ою), если ударение падает на окончание, или же -ей (-ею), если ударение падает на основу (это тоже современная формальная приблизительность вместо прежних звучаний через утраченный «юс большой»):

межой, ханжой, левшой, лапшой, парчой, свечой, рысцой, овцой, но

ложей, жижей, нишей, ношей, тучей, кучей, пущей, рощей, курицей, улицей.

 

Кстати, есть ли какой-то смысл в том, что окончание в творительном падеже у данных примеров разное (помимо формального объяснения через ударение): межА – межОй, лОжа – лОжей?

Для этого надо сравнить между собой два ряда примеров. Тогда можно увидеть, что в окончании творительного падежа –ой получается смысл «четко выделенного ограничения» (свечой, овцой, межой), а в случае с окончанием –ей, согласно смыслу «Э», такой четкости нет: ограничение размытое, какое-то неопределенное (любой ношей, бесформенной тучей, неопределенных размеров рощей…)

 

Известно, что все гласные выражают определенные качества энергий в пространстве восприятия человека (см. Живой Русский Язык. 1. Осмысленная фонетика). Интересно в этом смысле взглянуть на падежи первого склонения с точки зрения энергетики гласных, пусть даже условно.

 

1 центр

2 центр

3 центр

4 центр

5 центр

6 центр

7 центр

(Вин.п)

йу

(Твор.п)

(утрачен.

Зват.п)

(Имен.п)

 

(Дат.п.

Пред.п),

(утрачен.

Зват.п)

-и (Род.п.) – извне

Примечание: -ы (Род.п.) – внутри, внутренний источник, причина

 

Сразу возможно эту схему, в связи с разрушенностью изначальной системы звукоразличения, признать довольно условной, приблизительной, но, тем не менее, кое-что осмысленное бросается в глаза. В Древности тут была какая-то «энергетическая» и «смысловая» закономерность в склонении по падежам (тем более и падежей в минувшие эпохи было не менее восьми, а может быть, и все девять!).

Тогда, если основываться на смыслах, и порядок падежей иерархически выстраивается иначе:

 

падеж

комментарий

-и (Род.п.) – внешний.

 

 

 

 -е (Дат. Пред.),

 

 

(Имен.п)

 

 

-о (-е) (утрач.

Зват.п)

 

йу (Твор.п)

 

 

 

(Вин.п)

 

 

-ы (Род.п.) –внутренний

1. (7 центр) Указывает пространственно на внешний источник, внешнюю причину (примеры: цели, земли, капли…), т.е. здесь внешний или сквозной звук И выступает как полное проявление противоположного, внутреннего Ы.

 

2. (6 центр) Указывает пространственно на перенос, передачу, на место или вектор направления внимания (примеры: погоде, природе, воде…)

 

3. (4 центр) Указывает на данность, первоначальное состояние, неизменность (примеры: природа, земля, влага…)

 

4. (3 центр) Указывает на выделение из общего (-о), обращение к слуху (-е) (примеры: Ладо, Боже…)

 

5. (2 центр) Указывает на создание, творение, инструмент или средство создания, качество создателя и т.п. (примеры: природою, землею, влагой…)

 

6. (1 центр) Указывает на конкретное активное и направленное воздействие (примеры: природу, землю, воду…)

 

7. (внутри, вне центров) Указывает пространственно на внутренний источник, внутреннюю причину (примеры: воды, природы, погоды…).

 

Пока эти результаты получены только на примерах первого склонения. Скорее всего, в других склонениях вероятны другие смыслы и закономерности. Иначе они, другие формы склонений, не выводились бы в другие типы склонений, и все было бы единообразно. Но этого не происходит. Даже сегодня мы имеем 3 склонения (раньше было больше).

Тем более, четко известно, что к первому склонению преимущественно относятся слова женского рода (а род влияет на тип склонения). В этом смысле, первое склонение можно условно назвать и «женским склонением».

 

И коротко о множественном числе первого склонения (т.к. тип склонения преимущественно определяется по формам единственного числа, а формы множественного числа более-менее однообразны, да и трудностей правописания в них меньше).

 

1. С точки зрения правописания во множественном числе у слов на -ия в родительном падеже на конце пишется -ий:

премия – премий, линия – линий, дистанция – дистанций.

 

2. У слов на -ья с ударяемым окончанием (семья, статья, свинья, судья) в родительном падеже множественного числа пишется -ей: семей, статей, свиней, судей.

 

3. У слов на -ья с безударным окончанием (ведунья, гостья, вещунья, певунья) в родительном падеже множественного числа пишется -ий: ведуний, гостий, вещуний, певуний.

 

4. У слов с основой на шипящие в родительном падеже множественного числа ь на конце не пишется: куч, рощ, луж, свеч, нош.

 

5. У слов на -ня с предшествующей согласной или й в родительном падеже множественного числа на конце не пишется ь: черешня – черешен, басня – басен, купальня – купален, песня – песен, бойня – боен.

Но есть тут и исключения, типа: деревня – деревень, барышня – барышень, кухня – кухонь.

 

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1630