В Древности типов склонений было больше, сейчас в современном русском языке их три - первое, второе, третье. Существование их обязано тому, что не все существительные склоняются одинаково. Они различаются по падежным окончаниям единственного числа. В древности это имело глубокий смысл, а сейчас эти смыслы почти полностью утрачены.
К ПЕРВОМУ СКЛОНЕНИЮ относятся слова с окончанием -а, -я в именительном падеже единственного числа: война, земля, премия. Все они женского рода. Но есть и исключения, вроде слов, обозначающих лиц мужского пола: юноша, дядя, Петя. Или общего рода: лакомка, невежа…
чис. |
пад. |
образцы |
вариант |
|
Ед. |
И. |
войн-а |
земл-я |
преми-я |
Мн. |
И. |
войн-ы |
земл-и |
преми-и |
Примечания:
1. Творительный падеж имеет двоякие окончания: или -ой, -ёй (-ей) – войн-ой, земл-ёй, или (это более осмысленно!) -ою, -ёю (-ею) – войн-ою, земл-ёю.
2. У одушевлённых слов винительный падеж множественного числа совпадает с родительным падежом, а у неодушевлённых – с именительным падежом: Я видел кошек (одушевлённый предмет); я видел пирамиды (неодушевлённый предмет).
3. Сейчас считается, что при стечении двух согласных в конце основы в родительном падеже множественного числа в большинстве случаев появляется беглая гласная (земля – земель, доска – досок, сестра – сестёр, капля – капель). Но в изначальном языке все слоги были открытые, с гласными различной долготы, и стечение согласных было невозможно. Просто они со временем редуцировались, и как бы «восстанавливаются» (т.е. не исчезают) там, где сейчас возможны своего рода диссонанс, неблагозвучие в произнесении.
1. С точки зрения правописания, в единственном числе слова 1-го склонения могут иметь основу на твёрдый или мягкий согласный звук. После твердых согласных в окончаниях принято писать буквы а, ы, у, о; после мягких – соответственно буквы я, и, ю, е (или ё):
война – земля, войны – земли, войну – землю, войной – землёй.
2. Обратите внимание: безударные окончания принято писать так же, как и ударяемые (кроме окончаний после шипящих и ц).
По этой причине существительные на -а, -я в дательном и предложном падежах единственного числа всегда имеют окончание –е (вместо прежнего звука, который до реформ передавался через звук, близкий к известному «ять», хотя у нас нет гарантий, что еще раньше это окончание не звучало иначе):
к околице, к улице, к деревне, к харчевне, к чешуе, к статуе (ср. к земле);
об околице, об улице, о деревне, о харчевне, о чешуе, о статуе (ср. о земле).
В родительном падеже единственного числа те же существительные имеют окончания -ы, -и (причем в мягком варианте на месте -и раньше был один из утраченных теперь носовых гласных, и не факт, что утраченный звук правильно передают через –и,хотя среди оставшихся другого выбора теперь и нет, настолько уже все обеднено и разрушено в языке!):
от околицы, от улицы, от деревни, от харчевни, от чешуи, от статуи (ср. от земли).
3. У слов на -ия в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишется –и (кстати, это на самом деле тоже современная формальная приблизительность):
премия – из премии, к премии, о премии,
дивизия – из дивизии, к дивизии, о дивизии.
4. Слова с основой на шипящие (ж, ш, ч, щ) и ц в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ой (-ою), если ударение падает на окончание, или же -ей (-ею), если ударение падает на основу (это тоже современная формальная приблизительность вместо прежних звучаний через утраченный «юс большой»):
межой, ханжой, левшой, лапшой, парчой, свечой, рысцой, овцой, но
ложей, жижей, нишей, ношей, тучей, кучей, пущей, рощей, курицей, улицей.
Кстати, есть ли какой-то смысл в том, что окончание в творительном падеже у данных примеров разное (помимо формального объяснения через ударение): межА – межОй, лОжа – лОжей?
Для этого надо сравнить между собой два ряда примеров. Тогда можно увидеть, что в окончании творительного падежа –ой получается смысл «четко выделенного ограничения» (свечой, овцой, межой), а в случае с окончанием –ей, согласно смыслу «Э», такой четкости нет: ограничение размытое, какое-то неопределенное (любой ношей, бесформенной тучей, неопределенных размеров рощей…)
Известно, что все гласные выражают определенные качества энергий в пространстве восприятия человека (см. Живой Русский Язык. 1. Осмысленная фонетика). Интересно в этом смысле взглянуть на падежи первого склонения с точки зрения энергетики гласных, пусть даже условно.
1 центр |
2 центр |
3 центр |
4 центр |
5 центр |
6 центр |
7 центр |
-у (Вин.п) |
-ойу (Твор.п) |
-о (утрачен. Зват.п) |
-а (Имен.п) |
|
-е (Дат.п. Пред.п), (утрачен. Зват.п) |
-и (Род.п.) – извне |
Примечание: -ы (Род.п.) – внутри, внутренний источник, причина |
Сразу возможно эту схему, в связи с разрушенностью изначальной системы звукоразличения, признать довольно условной, приблизительной, но, тем не менее, кое-что осмысленное бросается в глаза. В Древности тут была какая-то «энергетическая» и «смысловая» закономерность в склонении по падежам (тем более и падежей в минувшие эпохи было не менее восьми, а может быть, и все девять!).
Тогда, если основываться на смыслах, и порядок падежей иерархически выстраивается иначе:
падеж |
комментарий |
-и (Род.п.) – внешний.
-е (Дат. Пред.),
-а (Имен.п)
-о (-е) (утрач. Зват.п)
-ойу (Твор.п)
-у (Вин.п)
-ы (Род.п.) –внутренний |
1. (7 центр) Указывает пространственно на внешний источник, внешнюю причину (примеры: цели, земли, капли…), т.е. здесь внешний или сквозной звук И выступает как полное проявление противоположного, внутреннего Ы.
2. (6 центр) Указывает пространственно на перенос, передачу, на место или вектор направления внимания (примеры: погоде, природе, воде…)
3. (4 центр) Указывает на данность, первоначальное состояние, неизменность (примеры: природа, земля, влага…)
4. (3 центр) Указывает на выделение из общего (-о), обращение к слуху (-е) (примеры: Ладо, Боже…)
5. (2 центр) Указывает на создание, творение, инструмент или средство создания, качество создателя и т.п. (примеры: природою, землею, влагой…)
6. (1 центр) Указывает на конкретное активное и направленное воздействие (примеры: природу, землю, воду…)
7. (внутри, вне центров) Указывает пространственно на внутренний источник, внутреннюю причину (примеры: воды, природы, погоды…). |
Пока эти результаты получены только на примерах первого склонения. Скорее всего, в других склонениях вероятны другие смыслы и закономерности. Иначе они, другие формы склонений, не выводились бы в другие типы склонений, и все было бы единообразно. Но этого не происходит. Даже сегодня мы имеем 3 склонения (раньше было больше).
Тем более, четко известно, что к первому склонению преимущественно относятся слова женского рода (а род влияет на тип склонения). В этом смысле, первое склонение можно условно назвать и «женским склонением».
И коротко о множественном числе первого склонения (т.к. тип склонения преимущественно определяется по формам единственного числа, а формы множественного числа более-менее однообразны, да и трудностей правописания в них меньше).
1. С точки зрения правописания во множественном числе у слов на -ия в родительном падеже на конце пишется -ий:
премия – премий, линия – линий, дистанция – дистанций.
2. У слов на -ья с ударяемым окончанием (семья, статья, свинья, судья) в родительном падеже множественного числа пишется -ей: семей, статей, свиней, судей.
3. У слов на -ья с безударным окончанием (ведунья, гостья, вещунья, певунья) в родительном падеже множественного числа пишется -ий: ведуний, гостий, вещуний, певуний.
4. У слов с основой на шипящие в родительном падеже множественного числа ь на конце не пишется: куч, рощ, луж, свеч, нош.
5. У слов на -ня с предшествующей согласной или й в родительном падеже множественного числа на конце не пишется ь: черешня – черешен, басня – басен, купальня – купален, песня – песен, бойня – боен.
Но есть тут и исключения, типа: деревня – деревень, барышня – барышень, кухня – кухонь.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4