Понятие «спряжение» происходит от слова «спрягать». В словаре Даля искомому слову дается следующее толкование: «СПРЯГАТЬ, спрягти, спрящи - что, кого с кем, сопрягать, соединять, совокуплять, сочетать, связывать узами…» Там же объясняется, что «Спряганье, спряженье, - действие спрягающего глагол».
При этом более употребительной стала на практике измененная форма слова (спряжение), а не исконная, более соответствующая смыслу (спрягание).
Кстати, так и разрушается язык – постепенными переходами к более невразумительным и менее внятным формам. |
Словом, спряжение – это изменение глагола, постановка его в нужную форму. В узком понимании, спряжение – это изменение глагола по лицам и числам (в широком понимании, к этому добавляют еще изменение глагола по наклонениям и временам).
Принято выделять два спряжения, которые отличаются окончаниями. В соответствии с ними одна группа глаголов относится к первому спряжению, другая – ко второму.
местоимение |
лицо и число |
Первое спр. |
Второе спр. |
Я |
1 лицо ед.ч. |
-у, -ю |
-у, -ю |
ТЫ |
2 лицо ед.ч. |
-ешь, - ёшь |
-ишь |
ОН, ОНА, ОНО |
3 лицо ед.ч. |
-ет, -ёт |
-ит |
МЫ |
1 лицо мн.ч. |
-ем, ём |
-им |
ВЫ |
2 лицо мн.ч. |
-ете, ёте |
-ите |
ОНИ |
3 лицо мн.ч. |
-ут, -ют |
-ат, -ят |
Например:
лицо и число |
Первое спр. |
Второе спр. |
1 лицо ед.ч. |
пиш-у, вед-у |
леж-у |
2 лицо ед.ч. |
пиш-ешь, вед-ёшь |
леж-ишь |
3 лицо ед.ч. |
пиш-ет, вед-ёт |
леж-ит |
1 лицо мн.ч. |
пиш-ем, вед-ём |
леж-им |
2 лицо мн.ч. |
пиш-ете, вед-ёте |
леж-ите |
3 лицо мн.ч. |
пиш-ут, вед-ут |
леж-ат |
Примечание 1: Глаголы во 2-м лице единственного числа (ты) заканчиваются на –ь (мягкий знак), глаголы во 2-м лице множественного числа (вы) всегда заканчиваются на -е.
лицо и число |
Первое спр. |
Второе спр. |
1 лицо ед.ч. |
чита-ю |
говор-ю |
2 лицо ед.ч. |
чита-ешь |
говор-ишь |
3 лицо ед.ч. |
чита-ет |
говор-ит |
1 лицо мн.ч. |
чита-ем |
говор-им |
2 лицо мн.ч. |
чита-ете |
говор-ите |
3 лицо мн.ч. |
чита-ют |
говор-ят |
Примечание 2: Обратите внимание на окончания первого спряжения: если в третьем лице множественного числа пишем -ут (-ют), то во всех остальных формах в окончании есть Е, кроме первого лица единственного числа.
Примечание 3: Обратите внимание на окончания второго спряжения: если в третьем лице множественного числа пишем -ат (-ят), то во всех остальных формах в окончании есть И, кроме первого лица единственного числа.
Поэтому мы вам напоминаем смысловую разницу между Е и И.
Глас. |
Смыслы |
И |
многоразовое, повторяющееся, или воспроизводящееся, или длящееся неопределенно долго действие… Например: говорИм, лежИте… |
Э |
действие самодостаточное, как свое собственное состояние или свойство, или разово… Например: читаЕм, пишЕм… |
Но теперь уже, после утраты смыслов звуков речи, ориентироваться при определении вида спряжения только на смыслы звуков И и Е трудно, потому что люди сейчас с детства, в виду сложившейся формы воспитания, не приучены к «объемной» и внимательной работе со словами через их восприятие самим собой, через личное пространство восприятия (даже толкования слов в современном словаре сильно искажены, т.е. имеют вместо смысловой трактовки – лишь терминологические определения).
Для определения спряжения существует определенный порядок. Поначалу стоит посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола. Если да, то гласный звук в окончании глагола оказывается в сильной позиции (четко слышится). В этом случае мы сразу же узнаем, что с окончанием -ут – это первое спряжение, а с окончанием -ат – второе.
Сложность в том, что безударные окончания обоих спряжений мы слышим и произносим одинаково, хотя пишем по-разному.
Если ударения на окончании глагола нет, то спряжение определяем двумя способами: 1) по суффиксу или 2) по глагольной теме.
Так вот, из глаголов с безударными окончаниями ко второму спряжению (-ат) относятся почти все на -ить (любить),
некоторые на -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, типа: лежать, стоять,
а также так называемые исключения (7 глаголов на -еть, и 4 на -ать):
«вертеть»; «видеть»; «зависеть»; «ненавидеть»; «обидеть»; «смотреть»; «терпеть»;
«гнать»; «держать»; «дышать»; «слышать».
Остальные глаголы с безударным окончанием обычно относят к первому спряжению (-ут), т.е. в эту группу входят глаголы: на -еть и -ать (-ять), -овать.
В том числе относят сюда и некоторые глаголы на -ить, но считается, что гласный «И» в таких глаголах входит в состав корня и при словоизменении (спряжении) чередуется со звуками «й» и «э»:
Например: «пить», «пью», «пьешь», «пьет», пьем, пьете, пьют.
Среди таких глаголов числятся: «лить», «шить», «бить», «брить» и другие.
Глагол же «стелить» используется в такой форме только в неопределенной форме, а его личные формы образуются от глагола «стлать», относящегося к первому спряжению.
Надо так же иметь в виду, что глаголы «бежать» и «хотеть», включая их производные, относятся к смешанному типу, т.е. эти глаголы разноспрягаемые.
В единственном числе глагол «хотеть» склоняется по образцу первого спряжения, а во множественном числе – по образцу второго спряжения (хочу - хочешь – хочет – хотим – хотите - хотят).
Глагол «бежать», в свою очередь, в единственном числе, в формах первого и второго лица, склоняется по модели второго спряжения, а в форме третьего лица множественного числа – по модели первого спряжения (бегу - бежишь – бежит – бежим – бежите - бегут).
Глаголы «есть» и «дать» и их производные при спряжении вообще имеют т.н. «архаические» окончания:
- ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
- дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
(не путать: даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают – от давать, 1 спр.)
Это почти все из современной информации о спряжениях, которые осваивают еще в рамках школьной программы.
* * *
Теперь о том, о чем в школе не говорят (и вообще еще нигде не говорят). Потому что в спряжении нам приходится иметь дело как с лицами (первое, второе, третье), так и с личными местоимениями.
Без их осмысления и соотнесения с пространством восприятия нам вообще нельзя, т.к. в ином случае придется, как сегодня, учить язык механически, без осмысления.
Смотрите сами, как окончания глаголов 1 и 2 спряжения распределяются по центрам:
1 центр |
2 центр |
3 центр |
4 центр |
5 центр |
6 центр |
7 центр |
-у 1-2 спр. -ут 1 спр. |
-у 1-2 спр. -ут 1 спр. |
ёшь, -ёт, -ём, -ёте 1 спр. |
- - -ат 2 спр. |
- - - - |
ешь, -ет, -ем, -ете 1 спр. |
-ишь, ит, им, ите 2 спр. |
А это еще нужно осмыслить.
Итак,
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4