Редко встречающиеся глаголы первого спряжения.
Например, в словосочетаниях: «…устои, на которых зиждется наше благополучие…» и «…в их стройно зыблемом строю…», есть слова «зиждиться» и «зыбиться» (которые еще называют «изолированными»).
лицо и число |
Первое спр |
Первое спр. |
Первое спр. |
1 лицо ед.ч. |
|
зижд-усь |
зыбл-ю |
2 лицо ед.ч. |
|
зижд-ешься |
зыбл-ешь |
3 лицо ед.ч. |
хоч-ется |
зижд-ется |
зыбл-ет |
1 лицо мн.ч. |
|
зижд-емся |
зыбл-ем |
2 лицо мн.ч. |
|
зижд-етесь |
зыбл-ете |
3 лицо мн.ч. |
|
зижд-ются |
зыбл-ют |
неопред.форма |
хотеться |
зиждиться |
зыбить |
Слово «зиждиться» только на первый взгляд кажется каким-то «несуразным». На самом деле у этого слова очень даже привычный и знакомый корень «зид», который мы знаем по родственному слову «со-зид-ать» (у них и значения достаточно близкие. В данном случае имеет место чередование «д || жд» и получается «зижд-ется».
Корень слова «зыбить» (в значении, близком к «качать, волновать, колебать») тоже встречаем в знакомом прилагательном «незыблемый» и в существительном «зыбь». Здесь тоже появляется своего рода наращение, как и в слове «любить - люблю».
На примере «хотеться» нужно увидеть и понять, что существуют глаголы, у которых по смыслам и значениям не все формы употребительны в речи или они вовсе не практикуются.
лицо и число |
Первое спр. |
Второе спр. |
1 лицо ед.ч. |
учт-у, чт-у |
|
2 лицо ед.ч. |
учт-ёшь, чт-ёшь |
|
3 лицо ед.ч. |
учт-ёт, чт-ёт |
|
1 лицо мн.ч. |
учт-ём, чт-ём |
|
2 лицо мн.ч. |
учт-ёте, чт-ёте |
|
3 лицо мн.ч. |
учт-ут, чт-ут |
чт-ят |
Или вот от глагола «мучить» возможен вариант «мучит» (2 спр.) и от «мучать» (разг.) - «мучает» (1 спр.), но преимущественно все же употребляется в формах 2-го спряжения.
А вот в формах «мяукает»и«мяучит» (разг.) - наоборот, как 1-е спр.
Эти примеры относятся к одному виду. Поэтому их не надо путать с другими как бы похожими парами, которые относятся уже к разным видам, типа: решить (сов.вид) – решать (несов.вид). Естественно, они спрягаются по-разному.
Мы тут на простых примерах показали только смысл спряжения и как спряжение формируется.
А так, вообще в речи достаточно много разных сложных случаев, многие из которых получаются вследствие разрушенности языка и утраты прежних осмысленных связующих элементов речевого строя.
Есть ряд глаголов, лишенных спряжения, т.е. не имеющих личных форм (типа: обуять – обуяет, где других форм и нет фактически, или еще слыхать, видать и т.п.).
У части глаголов нет отдельных личных форм. Например, дерзить, дудеть, затмить, очутиться, победить, угнездиться, чудить, шкодить, – не имеют формы первого лица единственного числа.
Или нет форм единственного числа у таких глаголов, как: толпиться, сгрудиться, разбрестись.
В общем, не все так просто с усвоением Русской Грамоты на развалинах прежнего Живого Русского Языка и Живой Русской Речи.
Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009
Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4