22.12.12
Фото: http://www.rm.tvrmogilev.by

Сразу же нужно сказать, что для этой статьи в качестве основы и наглядного материала решили взять фильм-притчу режиссера Марка Захарова «Убить дракона» (год создания - 1988, премьера - 1990). Фильм создан по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон» (1944).

 

Дело не в сюжете. Он вроде бы прост. Странствующий рыцарь Ланцелот попадает в город, в котором 400 лет правит некий жестокий Дракон. А интрига в том, что по какой-то причине БОЛЬШИНСТВО ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ СПАСЛИ ОТ ТИРАНА. Впрочем, это сейчас тоже никого не удивит: терпит же население современного общества все более ухудшающиеся условия жизни, усиление тотального контроля за их жизнью и даже играет в технические игры, сметая практически все, что появляется на рынке – от автомобилей до видеотехники. И даже не думает о последствиях.

Дракон, кроме всего прочего, еще повадился забирать из города лучших девушек. Ланцелот, спасая последнюю жертву Дракона, вызывает его на бой. Ланцелот с трудом, но побеждает Дракона, но, будучи тяжело ранен, скрывается.

В городе переполох. Властвовать некому. Но постепенно формируются новые порядки. Победу над Драконом присваивает себе бургомистр города, который ранее был просто его марионеткой.

Ланцелот позже возвращается в город, чтобы объяснить людям, что сама по себе смерть Дракона означает только то, что ПРИШЛО ВРЕМЯ КАЖДОМУ УБИТЬ ДРАКОНА В СЕБЕ. Но его попытка как-то продавить эту идею в массы оборачивается тем, что в глазах жителей города он сам воспринимается «новым господином», почти что «новым Драконом».

Увидев это, Ланцелот уходит от людей прочь.

В финале он видит детей, которые играют с Драконом. Дракон предлагает не продолжать битву при детях, но Ланцелот отказывается, поскольку теперь на кону новое поколение. Ланцелот, дракон и дети уходят вместе.

Вопрос открытый и, пожалуй, главный: И ЧТО ЖЕ ВЫБЕРУТ ДЕТИ, КАКОЕ БУДУЩЕЕ?

 

Тут же надо добавить и о том, что не случайно фильм обозначен как «по мотивам» пьесы. Поэтому фильм не является экранизацией, хотя достаточно близок к сюжету и смыслу пьесы. Различия вроде бы только во второстепенных персонажах и репликах. Но зато финал фильма по смыслу сильно расходится с концовкой пьесы.

Пьеса «Дракон» завершается тем, что у Ланцелота появляются друзья, и они вместе собираются уничтожать Дракона в душе каждого горожанина.

А вот в фильме «Убить дракона» Ланцелот произносит обличительную речь о том, что убить Дракона в своих душах жителям города придётся самостоятельно.

В пьесе Эльза, последняя, кого хотели в городе выдать за Дракона, а потом за Бургомистра, идет под венец с Ланцелотом. В финале свадьба.

А в фильме Марка Захарова Эльза, в конце концов, отказывает Ланцелоту.

Зато в фильме есть та часть, ради которой мы и затеяли весь этот пересказ.

В финале фильма Ланцелот в степи встречает живого Дракона, играющего с детьми. И понятно, что эти дети МОГУТ вырасти жителями нового Драконьего царства. Начало уже положено. Дети под его чутким руководством запускают в небо воздушного змея в виде «дракончика». Дракон хочет повременить с выяснением отношений: «Может, не сейчас? Всё-таки дети»! Ланцелот говорит: «Нет, сейчас»! И Дракон понимающе отвечает: «Ну, значит, теперь-то и начнётся самое интересное»!

ВЕДЬ ВПЕРЕДИ БОРЬБА ЗА УМЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Ланцелот, Дракон и дети, - все вместе уходят вдаль. Вопрос остается открытым.

Это уже сегодня, почти четверть века спустя, мы понимаем, что поколение первых зрителей фильма-предостережения Марка Захарова проиграло борьбу за умы подрастающего поколения. И «чудище» продажной бесчеловечной технократической цивилизации распространилось по нашей земле, дух наживы и паразитизма проникло почти во все щели.

Сегодня же мы видим, что «Дракону» не сладко: везде кризис и разложение. Рождаются НОВЫЕ ДЕТИ. И вновь вечный вопрос: ЧТО ЖЕ ВЫБЕРУТ НОВЫЕ ДЕТИ, КАКОЕ БУДУЩЕЕ?

 

К вопросу о том, ЧТО ВИДЯТ ДЕТИ ВОКРУГ, теперь (после общего обзора фильма) можно поговорить и подробней. А ситуация вокруг нас в мире ведь далеко не безоблачная, почти такая же, как это описано в фильме «Убить дракона» (можно сказать, в лучших традициях «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, где события далеко не лучшим образом тоже происходят в рамках одного города под названием Глупов). Немало рецензий и статей написано об этом фильме. Вот что говорится в одной из них о жителях города под драконьей властью:

«Неважно, что никто цыган давно в глаза не видел – так говорит Дракон. Этому учат в школе. Значит, так оно и есть! И в этом лучше не сомневаться. Ведь везде шныряют шпионы, они везде и всюду, любое неосторожное слово может стоить очень дорого… Безопаснее быть всем довольным. Ни о чём не думать, ни в чём не сомневаться…»

В общем, полное «кин-дза-дза»: все делают вид, что радуются! Вот в какой атмосфере пребывают жители города, нисколько не заботясь о том, что в таких нечеловеческих условиях растут их дети. А сравните это с тем, что происходит сегодня на улицах наших городов вкупе с реформами системы образования: веселее или так же? С чем растут современные дети (не из кино, а из жизни – наши, соседские, всей страны и мира)? Какое будущее нас ожидает, когда эти дети повзрослеют, а мы уйдем на пенсию?

Другой рецензент, сравнивая пьесу и фильм, тоже оценивает, прежде всего, жителей города:

«Пьеса хороша, но фильм намного глубже, а по смыслу чуть ли не противоположен. Народ Шварца - темный и глупый, но в целом незлобивый. Народ Горина - темный, глупый и бездумно агрессивный. Его стремление разрушать может сдержать только тирания…»

Действительно, надо признать, что фильм гораздо ближе по духу к нашей современной действительности, особенно после того, как страну погрузили в муть т.н. «рыночных отношений». У многих взрослых раздражение, агрессия вкупе с безразличием к последствиям и будущему. Что остается детям? Ведь мы здесь - через фильм «Убить дракона» - смотрим, разумеется, на то, что происходит сегодня, уже в XXI веке, в наших городах и селах.

Нам захотелось выделить здесь слова еще одного рецензента в другой статье:

«Фильм Марка Захарова «Убить дракона» - это сказка, развивающаяся ровно как ей и положено. Все составляющие для захватывающего сюжета - Дракон, Рыцарь, Прекрасная Дама, и угнетаемый город - вместе воедино составляют такие знакомые с детства истории. Только здесь все шиворот навыворот, и до конца просмотра меня не покидало ощущение хаоса. Народ города - темный, глупый и агрессивный, разрушающий все на своем пути, остановить его может только сила. Эльза - заложница системы, она и хочет вырваться, но не может. Ланцелот - живет в своих фантазиях, не слыша и не видя действительности, наивно полагает, что совершает благое дело. А Дракон – это сама система, поглотившая всех остальных героев..

Так и хочется добавить в этом месте, что реальность по своей бесчеловечности уже превзошла сказку. И эти серые будни вместе с ужасами преступной действительности в каждый миг штабелями укладываются в памяти современных детей «знакомыми с детства историями». Хаос, замеченный зрителем в фильме, в современной действительности только увеличивается в масштабах. И «заложников системы», и «идеалистов», и бегущих от реальности вокруг полным-полно. Просто сегодня за пределами фильма «дракон» называется иначе, да и это шито белыми нитками: любой зритель догадается, как и автор этой рецензии, что «дракон» - это «система, поглотившая всех». Самое горькое во всей этой ситуации, что никто не вспоминает о детях, как будто их и нет.

И в этой ситуации уместна цитата из еще одной статьи о фильме (мы нарочно обращаемся к разным авторам, хотя их мнения довольно похожи):

«Но что если Дракон вовсе не отвратительное гигантское пресмыкающиеся, при одном взгляде на которое становится ясно, что он враг всего человеческого. Что если Ланцелот вовсе не блистательный рыцарь, лучший меч королевства, который драконов на завтрак пачками ест. Что если и сам город хочет, чтобы его терроризировали, чтобы его угнетали и весьма доволен своим положением. Блестящая, весьма реалистичная антиутопия, построенная на многочисленных символизмах, что дает большой простор для мыслительной деятельности. Ведь жизнь гораздо сложнее, чем иной раз представляют в книгах. Ведь зло не столь явно и открыто, как дракон… ведь оно не сосредоточено в одном человеке, как думал Ланцелот в начале фильма, и что достаточно его убить и Дракон будет побежден. К сожалению это не так. И Ланцелот понимает, что Дракон живет в каждом человеке… и прежде чем пытаться победить Дракона в ком-то, надо победить его в самом себе…»

 

Теперь, после такой картины социальной атмосферы в технократическом обществе современности, картины, которую видят дети и впитывают в свои сердца, повторим и вопрос, который звучит практически у всех зрителей:

- «А нужна ли вообще свобода жителям этого города? Дракон, ненавидящий и презирающий людей, считает, что они свободы не достойны. Ланцелот, готовый идти в бой ради освобождения их от рабства, считает, что люди просто не знают, что это такое - жить свободно, думать свободно, говорить свободно. Но получив свободу сразу поймут её ценность. И будут жить свободно…»

- «В фильме отлично показано, что народу не нужна никакая свобода. Народ Горина не просто глуп и запуган, как у Шварца – ему нужен дракон, и он это прекрасно осознает…»

- «Проблема Дракона как таковая. Проблема маленького человека, готового стать рабом, едва только покажется кто-то, похожий на господина. И что удивительно - даже этот маленький человек, даже раб - носят Дракона в себе и тоже хотят для кого-то быть если не Драконами, то хотя бы дракончиками…»

Откровенно предавшие все человеческое, наверное, действительно не достойны свободы. Но большинство людей, конечно же, просто не знает о природе подлинной свободы, их представления не распространяются дальше ложных стереотипов об этом предмете, растиражированных всеми справочниками Дракона (то бишь порабощающей технократической системы).

Самое же печальное в том, что вот эти взрослые, которые сейчас водят своих детишек в драконьи учебные заведения, гоняются за драконьими «благами», вчера еще были как раз теми детьми, которые впитывали всю эту давящую социальную атмосферу, в которой кто с возмущением, а кто и раболепно выживали и пытались выжить их порабощенные родители, так и не избавившиеся от Дракона (прежде всего в себе!). С этим они выросли, это для них привычно. По-другому они не могут. По-другому они не помнят и не понимают. Их сознание сформировано Драконом, и в этом сознании, к сожалению большому, НЕЧЕМ осмысливать категорию «свободы»…

 

(продолжение следует)

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2013

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1648