22.12.12
Иллюстрация к сказке «Рикки-Тикки-Тави»

Многие, наверное, помнят и знают известную сказку «Рикки-Тикки-Тави» английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга, в которой описывается полная опасностей борьба храброго мангуста со змеями. Да, конечно же, в сказке молодой мангуст спасает индийскую семью от гибели. Но самая суть сказки вовсе не в этом. Суть этой сказки в образах героев и персонажей. Они невероятно емкие, понятные и запоминающиеся. Поэтому мы и обратились за нужными примерами к этой сказке. Именно языком этой сказки и этих образов мы решили поговорить о ЧЕЛОВЕКЕ и его праве жить – ЖИТЬ, как положено ЧЕЛОВЕКУ! А впрочем, давайте-ка вспомним содержание сказки.

 

Действие сказки разворачивается в доме ЧЕЛОВЕКА и на территории вокруг него. Это тоже глубокомысленный намек, а не просто описание фона повествования. Перед нами как бы «живые джунгли» человеческого мира и человеческого общества. Но можно понимать, одним из планов художественного восприятия, и просто как территорию обитания. В сказке эту территорию занимают родители с мальчиком и животные. Такая вот маленькая экосистема, в которой каждому жителю отведено свое место и своя роль. Давайте теперь разбираться последовательно.

Рикки-Тики-Тави был мангуст. А мангуст – это, если обратиться к зоологии, небольшое хищное животное с вытянутым гибким телом и короткими ногами, и водится он в тропических странах. К людям в сказке Киплинга мангуст попадает случайно в результате простого стихийного бедствия. Да и автор делает вполне выразительные намеки на то, что мангуст здесь – это художественный образ, который не следует перепутывать с биологическим прообразом. Вот, например:

«Нет на свете ничего труднее, как испугать мангуста, потому что он от носа до хвоста весь горит любопытством. “Беги, Разузнай и Разнюхай” – начертано на семейном гербе у мангустов, а Рикки-Тикки был чистокровный мангуст…»

За день он так набегался в доме людей, что у них к ночи о нем сложилось свое мнение:

« – Не нравится мне это, – сказала Теддина мать. – Что если он укусит ребенка?

– Не бойся, – сказал отец. – Эта зверюшка защитит его лучше всякой собаки. Если, например, вползет змея...»

Прежде чем говорить о животных, борющихся за место и право жить в человеческом мире и рядом с ним, поговорим все-таки о месте действия.

ДОМ ЧЕЛОВЕКА! Что это?

В широком восприятии это не только внешнее пространство действия, это еще и внутренний мир, и настрой героев сказки. Все в мире подчинено законам жизни, законам Лада! Между тем образ человеческого дома - понятие действительно емкое и разноплановое. Домом этим может быть внутренний мир и уклад жизни. А может быть сам дом, где живут люди. Так же это может быть работа, клуб, секция и даже страна. Масштаб этого образа совершенно произволен, если помнить, что вся Вселенная – наш дом. На чем-то сосредоточиться, что-то выделить можно только условно, в зависимости от задач, которые необходимо решить.

Итак, кто будет править в этом доме и на этой территории? Какие законы и правила будут задавать весь жизненный уклад, диктовать логику и правила поведения? Что будет преобладать в доме? Радость, законы любви и сотворчество или страх, осторожность и военная дисциплина, гарантирующая хоть какую-то сохранность жизни? Кто победит? На наш взгляд, сказка именно об этом. Теперь стоит вспомнить героев, их образы и поведение. Поэтому вернемся к сказке Киплинга.

Разведав окрестности дома, Рикки-Тикки решил:

«Неплохое место для охоты!»

И это не удивляет нас. Художник смотрит на мир глазами художника, а охотник – глазами охотника. Довольно скоро мангусту представился случай встретиться и с врагом. Это был Наг, огромная черная кобра.

«Когда треть его туловища поднялась над землей, он остановился и начал качаться, как одуванчик под ветром, и глянул на Рикки-Тикки своими злыми змеиными глазками, которые остаются всегда одинаковые, о чем бы ни думал Наг.

– Ты спрашиваешь, кто такой Наг? Смотри на меня и дрожи! Потому что Наг – это я...

И он раздул свой капюшон, и Рикки-Тикки увидел на капюшоне очковую метку, точь-в-точь как стальная петля от стального крючка…»

Мангуст и кобра; смелый отважный Рикки-Тикки и коварный безжалостный Наг. Поединок между этими героями решает судьбу человеческой семьи, человеческого дома, человеческой жизни. Напомним и подчеркнем, что это не только события вокруг человека, человеческой жизни и человеческого дома, это еще и определенный внутренний выбор, внутренние приоритеты самих людей.

Дальше очень важный момент для всего рассказа (запомните эту мысль):

«Рикки стало страшно – на минуту. Дольше одной минуты мангусты вообще никого не боятся, и хотя Рикки-Тикки никогда не видал живой кобры, так как мать кормила его мертвыми, он хорошо понимал, что МАНГУСТЫ ДЛЯ ТОГО И СУЩЕСТВУЮТ НА СВЕТЕ, ЧТОБЫ СРАЖАТЬСЯ СО ЗМЕЯМИ, ПОБЕЖДАТЬ ИХ И ЕСТЬ. ЭТО БЫЛО ИЗВЕСТНО И НАГУ, И ПОТОМУ В ГЛУБИНЕ ЕГО ХОЛОДНОГО СЕРДЦА БЫЛ СТРАХ…»

Как еще красноречивей можно сказать о ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ?! Ведь этот вопрос – КТО ЗАЧЕМ НА БЕЛОМ СВЕТЕ – существует всегда, как бы кое-кто не пытался закрывать на это глаза.

И еще один момент, тоже немаловажный:

«Наг думал в это время о другом и зорко вглядывался, не шевелится ли трава за спиной у Рикки. Он знал, что если в саду появились мангусты, значит, и ему, и всему змеиному роду скоро придет конец…»

Само по себе схождение в одном месте непримиримых врагов уже предвещает войну. Действительно, кто заселит дом и его территорию? Кто будет задавать настрой этой природной экосистемы, окружающей и наполняющей человеческий дом - змеи или мангусты?

После первого же столкновения мангуста со змеями автор для продолжения сказки задает интриге загадочность и глубину. Вот они, соответствующие слова для этого:

«Когда тебе случится читать старые книги о разных животных, ты прочтешь, будто ужаленный змеей мангуст тотчас же убегает прочь и съедает какую-то травку, которая будто бы лечит его от укуса. Это неверно. Победа мангуста над коброй – в быстроте его глаз и лап. У кобры – укус, у мангуста – прыжок. И так как никакому глазу не уследить за движением змеиной головы, когда она хочет ужалить, этот прыжок мангуста чудеснее всякой волшебной травы…»

Что выбрать? Кто одержит верх в этом жизненно важном поединке, поединке между мангустом и змеями? Отвага и схватка за жизнь или страх и ожидание гибели? Согласитесь, ведь это не просто выбор в какой-то там сказке о животных. Этот выбор в наши дни стоит перед многими людьми.

А сюжет сказки обретает динамичность с началом новых приключений Рикки. Ведь не успел он отойти от встречи с двумя кобрами, так уже пришлось совершить первый здесь, в доме людей, «героический поступок» - сразиться с Карайт, пыльно-серой змейкой, которая «любит валяться в песке. Жало у нее такое же ядовитое, как у кобры, но оттого, что она маленькая, никто не замечает ее, и таким образом она приносит людям еще больше вреда».

Опасность существенная не только для людей, но и для мангуста, потому что «поединок с Карайт был еще опаснее для Рикки, чем сражение с Нагом, потому что Карайт такая маленькая, такая юркая и ловкая змейка, что если только Рикки не вопьется в нее сзади зубами чуть пониже головы, Карайт непременно ужалит его либо в глаз, либо в губу».

Рикки победил. Но этот поступок был «героическим» только в глазах людей, которые расценили победу мангуста как спасение их сына Тедди от ядовитой змейки. А что касается Рикки, то для него:

«…драться со змеями то же самое, что для Тедди кувыркаться в пыли – одно удовольствие».

Киплинг задает и соответствующую «философию жизни», распространенную среди людей (не забываем, что через образы животных, прежде всего, характеризуется социум и общественные нравы!). Так что перед нами на самом деле не просто диалог животных, а столкновение жизненных позиций, страхов и суеверий людей. Вот взять для начала хотя бы крысу Чучундру:

«У Чучундры разбитое сердце. Она хнычет и ноет всю ночь и все хочет набраться храбрости, чтобы выбежать на середину комнаты. Но храбрости у нее никогда не хватает.

– Не губи меня, Рикки-Тикки! – закричала она и чуть не заплакала.

– Кто убивает змею, станет ли возиться с какой-то мускусной крысой! – презрительно ответил Рикки-Тикки.

– Убивающий змею от змеи и погибнет! – еще печальнее сказала Чучундра. – И кто знает, не убьет ли меня Наг по ошибке? Он подумает, что я – это ты...

– Ну, этого он никогда не подумает! – сказал Рикки-Тикки. – К тому же он в саду, а ты там никогда не бываешь.

– Моя двоюродная сестра, крыса Чуа, говорила мне... – начала Чучундра и смолкла.

– Что же она говорила?

– Тсс... Наг вездесущий – он всюду...»

Вам это ничего не напоминает? Реальные страхи и придуманные - как в них разобраться и научиться различать? Не так это просто, особенно во времена массовой и массированной дезинформации людей и при таком сильном отрыве от всего природного и ладного. Сами понимаете, что люди уже давно и очень основательно заблудились и запутались. Отважные борцы и герои не только редкость, но и источник своеобразной угрозы для привычной жизни обывателя. Вот почему история знает примеры, когда обыватели сами же сдают своих спасителей, тех, кто несет им идеи другой, вольной и счастливой жизни. Ради своего и как бы «общественного» покоя (или за его иллюзию) обыватели сдают позицию за позицией (свои жизненные принципы, близких людей, друзей…), оказываясь в тисках т.н. Системы (которую, кстати, можно представить и в образе хищной змеи, которая обвивает жертву кольцами и душит). Система тоже навязывает свои правила, сковывающие волю и жизнь подневольных людей. И обыватель в таком обществе начинает дрожать от каждого шороха: «тише, Наг вездесущий

Затем в нашей сказке состоялся трудный ночной бой мангуста Рикки со змеем Нагом. И даже после победы он не успокоился, т.к. понимал, что впереди еще более серьезная операция против Нагайны, жены Нага, которая стерегла яйца, чтобы привести в этот сад большой выводок змей. Представляете, что это, когда на этой же самой территории змей будет не две, а несколько десятков! Поэтому мангуст не мог медлить. Он сначала узнал у птицы-портного Дарзи, где спрятаны змеиные яйца. Кстати, Дарзи тоже говорящий образ. В этой птице явственно угадывается определенный типаж современных людей. Вот смотрите по тексту:

«Дарзи снова повторил свою победную песню.

– Достать бы мне до твоего гнезда, я бы вышвырнул оттуда всех птенцов! – закричал Рикки-Тикки. – Или ты не знаешь, что ВСЕ В СВОЕ ВРЕМЯ? Тебе хорошо распевать наверху, а МНЕ ЗДЕСЬ ВНИЗУ НЕ ДО ПЕСЕН: НУЖНО СНОВА ИДТИ ВОЕВАТЬ! Перестань же петь хоть на минуту.

 – Хорошо, я готов замолчать для тебя – для героя, для прекрасного Рикки! Что угодно Победителю Свирепого Нага?

 – В третий раз тебя спрашиваю: где Нагайна?

…Ум у Дарзи был птичий, в его крошечной головке никогда не вмещалось больше одной мысли сразу… ДАРЗИ БЫЛ ВО МНОГОМ ПОХОЖ НА ВСЯКОГО ДРУГОГО МУЖЧИНУ…»

А ведь и в жизни так же. Мешают не только напуганные собственной тенью фантазеры, но и беспечные «идиоты», не желающие лишний раз задуматься о происходящем вокруг!

Но вернемся к сюжету сказки и ее образам. Найдя по подсказке Дарзи 25 змеиных яиц, из которых вот-вот должны были вылупиться крошечные кобры, способные потом убить мангуста или человека, Рикки уничтожил все, кроме последнего. А тем временем опасность нависла уже над людьми. Змея Нагайна в пылу охоты оказалась у веранды, где мирно завтракали люди: Тедди, его мать и отец.

Предупрежденный птицей, мангуст Рикки схватил в зубы последнее змеиное яйцо и помчался к веранде. Люди сидели неподвижно, а кобра уже подползла совсем близко к ребенку. И тут снова о том, а стоит ли доверять врагам. И змеям особенно! Ведь они, несмотря ни на какие обещания или их отсутствие, все равно будут преследовать свои цели и все равно не оставят жертву. Так и мстительная Нагайна:

« – Сын Большого Человека, убившего Нага, – шипела она, – подожди немного, сиди и не двигайся. Я еще не готова. И вы все трое сидите потише. ЕСЛИ ВЫ ШЕВЕЛЬНЕТЕСЬ, Я УЖАЛЮ ЕГО. ЕСЛИ ВЫ НЕ ШЕВЕЛЬНЕТЕСЬ, Я ТОЖЕ УЖАЛЮ. О ГЛУПЫЕ ЛЮДИ, УБИВШИЕ НАГА…

…Тут подбежал Рикки-Тикки и крикнул:

– ПОВЕРНИСЬ КО МНЕ, НАГАЙНА, ПОВЕРНИСЬ И ДАВАЙ СРАЖАТЬСЯ!

– ВСЕ В СВОЕ ВРЕМЯ! – отвечала она, не глядя на Рикки-Тикки. – С тобой я расквитаюсь потом. А покуда погляди на своих милых друзей. Как они притихли и какие у них белые лица. Они испугались, они не смеют шелохнуться. И если ты сделаешь хоть один шаг, я ужалю.

– Погляди на своих змеенышей, – сказал Рикки-Тикки, – там, у забора, на дынной гряде. Ступай и погляди, что сталось с ними.

Змея глянула вбок и увидела на веранде яйцо.

– О! Дай его мне! – закричала она.

Рикки-Тикки положил яйцо между передними лапами, и глаза у него стали красные, как кровь.

– А какой выкуп за змеиное яйцо?..»

Вот именно, змея может отвлечься от охоты только ради самого ценного, что у нее есть. Приключенческий сюжет стремительно развивается дальше. Напряжение борьбы нарастает. И вот перед нами сцена кульминации:

«…Рикки-Тикки знал, что он должен настигнуть ее, иначе все тревоги начнутся опять. Она неслась к терновнику, чтобы юркнуть в густую траву, и Рикки-Тикки, пробегая, услышал, что ДАРЗИ ВСЕ ЕЩЕ РАСПЕВАЕТ СВОЮ ГЛУПУЮ ПОБЕДНУЮ ПЕСНЮ. НО ЖЕНА ДАРЗИ БЫЛА УМНЕЕ ЕГО. Она вылетела из гнезда и захлопала крыльями над головой Нагайны. Если бы Дарзи прилетел ей на помощь, они, может быть, заставили бы кобру свернуть. Теперь же Нагайна только чуть-чуть опустила свой капюшон и продолжала ползти напрямик. Но эта легкая заминка приблизила к ней Рикки-Тикки. Когда она шмыгнула в нору, где жили она и Наг, белые зубы Рикки вцепились ей в хвост, и Рикки протиснулся туда вслед за нею, а, право, не всякий мангуст, даже самый умный и старый, решится последовать за коброй в нору…

Вскоре трава перестала качаться у входа в нору, и Дарзи сказал:

 – Пропал Рикки-Тикки! Мы должны спеть ему похоронную песню. Бесстрашный Рикки-Тикки погиб. Нагайна убьет его в своем подземелье, в этом нет сомнения.

И он запел очень печальную песню, которую сочинил в тот же миг, но едва он дошел до самого грустного места, трава над норой зашевелилась опять, и оттуда, весь покрытый грязью, выкарабкался, облизывая усы, Рикки-Тикки. Дарзи вскрикнул негромко и прекратил свою песню.

Рикки-Тикки стряхнул с себя пыль и чихнул.

 – Все кончено, – сказал он…»

 

Вот и все. Сказке на этом конец. Теперь о том, а ЗАЧЕМ ЭТО МЫ ВАМ РАССКАЗАЛИ? Для чего так подробно остановились на сюжете такой простой детской сказки и ее образах?

 

Во-первых, чтобы понимать существенную разницу ЕСТЕСТВЕННЫХ законов жизни (в Природе, во Вселенной) от ИСКУССТВЕННЫХ, придуманных и навязанных людям в технократической цивилизации (в том обществе, которое на сегодня выстроено на Земле). В современной цивилизации, в которой людям почему-то кажется, что они уже далеко от Природы (в себе, видимо, они уже ничего природного не видят от недостатка ума), отдалились на безопасное расстояние и могут жить противоестественно, нарушая законы Природы.

На самом деле они, конечно же, в меру своей противоестественности, получают и ответную реакцию природы (не только в виде каких-то больших катаклизмов, а прежде всего в форме разбалансировки механизмов естественного саморегулирования организма, а следовательно, приобретения целого букета болезней легкой или тяжелой формы проявления). Но не об этом речь в данном случае.

А о том, что, согласно природным законам, КАЖДЫЙ ИМЕЕТ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ! «Мангусты для того и существуют на свете, чтобы сражаться со змеями…» А для чего существуют люди? Для чего существует каждый из них по отдельности? СОГЛАСНО ПРИРОДНЫМ ЗАКОНАМ, а не по условностям, которые неведомо кем навязаны обывателю в форме «правил общежития» и т.п.

КАЖДОМУ ХОРОШО НА СВОЕМ МЕСТЕ, В СВОЕЙ НИШЕ. Только там каждый может выполнять свое естественное предназначение! И человек может выполнять свою миссию только в вольных условиях, а не в удушающих объятиях «змеи» (то бишь, извините, системы). Напоминаем, для Рикки «…драться со змеями то же самое, что для Тедди кувыркаться в пыли – одно удовольствие».

А ведь людям, довольны они или недовольны тем своим местом в цивилизации, где теперь находятся, УХОД ИЗ ПРИРОДЫ и ОТКАЗ ОТ СВОЕГО ПРИРОДНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ в любом случае ничего хорошего не сулят. При этом отдельные «личности», как известно, имеют массу проблем по адаптации в социуме и еще больше - со своим здоровьем. А в масштабах общества и всей цивилизации происходит деградация вида (homo sapiens), которая не компенсируется даже ускоренным развитием технических средств.

 

Во-вторых, многие еще со школы помнят из классики, что «рожденный ползать летать не может». Но при этом мало кто задумывается о том, ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ТЕМИ, КТО ПОЛЗАЕТ, ХОТЯ РОЖДЕН ЛЕТАТЬ! Это мы снова о естественном предназначении. И снова о том, а почему основная масса людей присоединяется к потребительскому обществу, которое уже фактически мало чем отличается от выкармливаемого на заклание стада: «ешьте и потребляйте, пока вас не впрягут или не отправят на мясо»!

Неужели у людей уже не осталось ничего животного (все настолько подавлено в организме, до состояния искусственного существа, «биоробота» какого-то), что даже инстинкт самосохранения не срабатывает? ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ С ЕГО ОБЩЕСТВОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ДЛЯ ТОГО И СУЩЕСТВУЮТ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ ВЫПОЛНЯЛИ СВОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕБЫВАЛИ В ТАКОМ СЛАБОМ СОСТОЯНИИ УМА И ТЕЛА, КОГДА ИХ МОЖНО ИМЕТЬ В КАЧЕСТВЕ, ИЗВИНИТЕ, ДОМАШНЕГО СКОТА, А ОНИ ПРИ ЭТОМ БУДУТ ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ЯРМОМ И ПОЛУЧАЕМОЙ ПИЩЕЙ, оправдывая свое жалкое положение теми «аргументами», которые им внушены в ходе воспитания и усыпления их разума.

 

В-третьих, все-таки перейдем от обывателей к ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМНОМУ, который знает свое предназначение. И которого никакими пряниками не заманишь в «темную» цивилизацию, в холодном блеске мертвого сияния огней одуряющей рекламы. Цивилизацию, которая отнимает все – разум, волю, здоровье, жизнь. А взамен – только ярмо повинностей и вредных удовольствий для прожигания впустую отпущенного на великие дела срока жизни.

Ведь достаточно у человека ОТНЯТЬ РАЗУМ, чтобы он добровольно поступился всем остальным, что у него есть и еще может быть. Поэтому и выстроена здесь, в технократической цивилизации, такая система воспитания и обучения, которая каждого с рождения берет в оборот настолько, чтобы у него никогда не пробудился его природный разум и чтобы он оправдывал свое нечеловеческое состояние тем «мировоззрением» и системой понятий, которые ему внушили с детства.

Интересно, а что нужно сделать, чтобы КАЖДЫЙ ВСПОМНИЛ ВСЕ? Или это страшно – однажды проснуться и убедиться в том, что практически вся жизнь отдана тому, ЧТОБЫ НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ? Что рожден был бороться ЗА ЖИЗНЬ, а на самом деле – по наущению каких-то «злых волшебников» что ли, или по собственной дурости – только противостоял жизни? И на склоне лет ДАЖЕ НЕ ПРИСТУПАЛ К ВЫПОЛНЕНИЮ СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ?

Вопросов много, но кому их адресовать? Ведь предавшие себя, потерявшие память и разменявшие человеческое достоинство на место в потребительском обществе не услышат. А сохранившие (или восстановившие) память РОЖДЕННЫЕ БОРОТЬСЯ ЗА ЖИЗНЬ и без нас делают то, что им предназначено от Природы!

Настало уже время ВСПОМНИТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ и БОРОТЬСЯ!

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", январь 2013

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1649