(Продолжение. Начало в январском номере «ЗОВУ РИТМ» 2013г.)
Если коснуться в связи с В.Высоцким темы маленького человека и выноса мозга в современном обществе, принуждающем людей заниматься противоестественными вещами, то нельзя не обратить внимания на такую его песню, как «Баллада о маленьком человеке»:
«И трясешься ты в автобусе,
На педали жмешь, гремя костями, -
Сколько вас на нашем тесном глобусе
Весело работает локтями!
Как наркоманы - кокаин, и как больные,
В заторах нюхаешь ты газы выхлопные.
Но строен ты - от суеты худеют,
Бодреют духом, телом здоровеют.
Через собратьев ты переступаешь,
Но успеваешь, все же успеваешь
Знакомым огрызнуться на ходу:
"Салют! День добрый! Хау ду ю ду!"
Для созидания
В коробки-здания
Ты заползаешь, как в загоны на заклание.
В поту и рвении,
В самозабвении
Ты создаешь - творишь и рушишь в озарении.
Люди, власти не имущие!
Кто-то вас со злого перепою,
Маленькие, но и всемогущие,-
Окрестил безликою толпою.
Будь вы на поле, у станка, в конторе, в классе,-
Но вы причислены к какой-то серой массе.
И в перерыв - в час подлинной свободы -
Вы наскоро жуете бутерброды.
Что ж, эти сэндвичи - предметы сбыта.
Итак, приятного вам аппетита!
Нелегкий век стоит перед тобой,
И все же - гутен морген, дорогой!
Дела семейные,
Платки нашейные,
И пояса, и чудеса галантерейные,-
Цена кусается,
Жена ласкается,-
Махнуть рукою - да рука не подымается.
Цену вежливо и тоненько
Пропищит волшебник-трикотажник,-
Ты с невозмутимостью покойника
Наизнанку вывернешь бумажник.
Все ваши будни, да и праздники - морозны,
И вы с женою, как на кладбище, серьезны.
С холодных стен - с огромного плаката
На вас глядят веселые ребята,
И улыбаются во всех витринах
Отцы семейств в штанах и лимузинах.
Откормленные люди на щитах
Приветствуют по-братски: "Гутен таг!"
Откуда денежка?
Куда ты денешься?
Тебе полвека, друг, а ты еще надеешься?
Не жди от ближнего -
Моли всевышнего,-
Уж он тебе всегда пошлет ребенка лишнего!
Трое, четверо и шестеро...
Вы, конечно, любите сыночков!
Мировое детское нашествие
Бестий, сорванцов и ангелочков!
Ты улыбаешься обложкам и нарядам,
Но твердо веришь: удивительное рядом.
Не верь, старик, что мы за все в ответе,
Что дети где-то гибнут - те, не эти:
Чуть-чуть задуматься - хоть вниз с обрыва,-
А жить-то надо, надо жить красиво!
Передохни, расслабься - перекур!
Гуд дэй, дружище! Пламенный бонжур!
Ах, люди странные,
Пустокарманные,
Вы, постоянные клиенты ресторанные,-
Мошны бездонные,
Стомиллионные -
Вы наполняете, вы, толпы стадионные!
И ничто без вас не крутится -
Армии, правительства и судьи,
Но у сильных в горле, словно устрицы,
Вы скользите, маленькие люди!
И так о маленьком пекутся человеке,
Что забывают лишний ноль вписать на чеке.
Ваш кандидат - а в прошлом он лабазник -
Вам иногда устраивает праздник.
И не безлики вы, и вы - не тени,
Коль надо бросить в урны бюллетени!
А "маленький" - хорошее словцо,-
Кто скажет так - ты плюнь ему в лицо,-
Пусть это слово будет не в ходу!
Привет, Мак-Кинли! Хау ду ю ду! (1974)
А что изменилось для маленького человека за минувшие со времени создания этой песни почти 40 лет? Разве что более контрастно высветились на картине все детали, на которые прежде внимания не обращали. А сама песня будто о сегодняшнем – о выборах, магазинах, толкотне и беспросветности. Ему по-прежнему обещают светлое будущее, а оно все не наступает.
Может быть, таких людей специально разводят для именно такой действительности? Иначе как понимать то, что эти «маленькие человеки» никуда не стремятся, а просто приспосабливаются к тому, что для них кто-то там выстраивает. Может быть, серая эта действительность и есть «родина» или подлинное место обитания маленького человека?
Ну, в самом деле, представьте на миг, что это самое «светлое будущее», о котором говорит реклама и на которое мечтательно молятся эти маленькие, вдруг ни с того, ни с сего наступит! Что они будут делать, в этом самом будущем, со своей психологией маленького человека, представлениями о жизни? Ведь элементарная логика говорит, что «светлое будущее» - для СВЕТЛЫХ! Чтобы идти туда и войти в эту «светлость», надо как минимум светиться – сердцем, духом, помыслами! Не говоря уже о том, что масштабы нужны иные, богатырские и космические. Вот и получается, что все жалобы только на словах, а самом-то деле они никуда не идут и ничего для этого не делают, эти маленькие человеки. Сколько о них не пишут в литературе с XIX века, в России и на Западе, все неизменно. Маленькие люди все те же и все там же.
Но хуже всего то, что многие большие люди прогибаются и подстраиваются под них. Вместо того, чтобы вести этих маленьких в большую жизнь. Что-то они перепутали, эти большие.
О тех же заблудившихся людях, которые строят мертвый искусственный мир «для манекенов» поется в балладе, созданном в том же году. Не будем приводить все, а возьмем только несколько цитат. Ну, разве они умные, эти маленькие люди, которые строят все и строят неизвестно кому и зачем? Умные сначала должны вроде подумать, а потом делать. А эти? Вот как поет о них В.Высоцкий:
«Пусть лупят по башке нам,
Толкают нас и бьют,
Но куклам-манекенам
Мы создали уют.
Они так вежливы - взгляни!
Их не волнует ни черта,
И жизнерадостны они,
И нам, безумным, не чета…»
Манекены, понятно, ничего не делают. Поэтому люди, пашущие на манекенов, как заведенные машинки, как биороботы, могут и не увидеть ничего зазорного в том, чтобы порой поменяться местами.
«…Хочу такого плена,
Свобода мне не впрок.
Я вместо манекена
Хочу пожить денек.
На манекенские паи
Согласен, черт меня дери!..»
Это, наверное, о безмозглости тех, кто пашет за кусок хлеба и пустые обещания на мертвый мир искусственной цивилизации, чтобы помечтать о том, чтобы побыть манекеном, который ничего не делает и тоже без мозгов. Такая сатира – не в бровь, а в глаз современникам, ослепленным «научно-техническим прогрессом», который лишь для науки и техники (а не для людей), поэтому и зовется «научно-техническим». Как в издевку! Ведь «маленькие человеки» с маленькими мозгами все равно ничего не поймут. А жаль, что они такие маленькие, и даже этого не понимают! Не понимают, что в искусственном мире современной цивилизации всего два класса – манекены с витринной (показательной) жизнью и биороботы, производящие все необходимое для манекенов. Всего много в этом мире. Единственный дефицит – дефицит мозгов!
«Но, как индусы мы живем
Надеждою смертных и тленных,
Что если завтра мы умрем -
Воскреснем вновь в манекенах!
Так что не хнычь, ребята,-
Наш день еще придет!
Храните, люди, свято
Весь манекенский род!
Болезни в нас обострены,
Уже не станем мы никем...
Грядет надежда всей страны -
Здоровый, крепкий манекен» (1974).
В.Высоцкого критики часто осуждают (нет, не за смелую сатиру на современников и эпоху) за вредные привычки, к которым порой он проявлял пристрастие. Но кто-нибудь из них, критиков, может себе представить, остро осознавая все происходящее в этом безумном мире и будучи страшно одиноким даже в кругу, казалось бы, друзей и приятелей, КАКОВО это – ЖИТЬ в искусственном мире безмозглых манекенов и биороботов, столь же безмозглых и запрограммированных на ограниченное число операций в окружающей их действительности. С какими-то сказочными или несусветными представлениями о «будущем счастливом обществе», отстаивая которые они готовы горло друг другу перегрызть. Вот бы кое-кого из этих критиков закрыть на пару месяцев на складе с китайскими куклами! Интересно, можно было бы их чувства при этом сравнить с тем, что испытывал В.Высоцкий? Или у них тоже небольшие мозги, чтобы ОСОЗНАВАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ТРАГИЗМ ЭПОХИ?!
«Мир полон неудачниками
С топориками в руке
И мальчиками с пальчиками
На спусковом крючке!» (1974)
И как порой закипает кровь в сердце справедливой ненавистью, что это в те же дни не могло не вылиться в балладу «О ненависти» (1975):
«Погляди - что за рыжие пятна в реке, -
Зло решило порядок в стране навести.
Рукоятки мечей холодеют в руке,
И отчаянье бьется, как птица, в виске,
И заходится сердце от ненависти!»
Конечно, это касается не маленьких людей с их маленькими заботами, а тех, кто побольше и в состоянии осознавать происходящее в этом мире.
«Да, нас ненависть в плен захватила сейчас,
Но не злоба нас будет из плена вести.
Не слепая, не черная ненависть в нас, -
Свежий ветер нам высушит слезы у глаз
Справедливой и подлинной ненависти!
Ненависть - пей, переполнена чаша!
Ненависть - требует выхода, ждет.
Но благородная ненависть наша
Рядом с любовью живет!»
Среди критиков творчества В.Высоцкого встречаются и те, кто считает его творчество «разрушительным, несозидающим». Но не только полвека назад, а даже сегодня еще не все разрушено из того, что мешает осознать происходящее и начать созидать прекрасное. Есть время строить, и есть время расчищать площадку под строительство. Пусть некоторые это назовут «разрушением», но для нас, с нашей точки зрения, он как раз РАСЧИЩАЛ пространство под будущее строительство того, о чем ему страстно мечталось – О ЛЮБВИ, СВОБОДЕ И НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА с богатырским размахом души!
Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь
(Белое безмолвие. 1972).
(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», февраль 2013