27.02.13
Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2013.

(см. начало в номерах «ЗОВУ РИТМ» за январь и февраль 2013 года)

Наверное, в разговоре о том, что выберут дети, без наглядного примера трудно обойтись. Ведь даже в фильме «Убить дракона» есть это. Перед нами фактически открытый финал. Вопрос без ответа. Ответ - в будущем.

 

«Дракон и Ланцелот, олицетворяющие добро и зло, в толпе детей. Если смотреть только эту сцену - кажется, встретились два старых друга. А главное – нет между ними разницы…»

 

Вернее, почти нет разницы, если смотреть со стороны, неискушенным взглядом, обывательским. Смотришь и видишь – как будто два воспитателя с детьми. Они просто воспитывают. И кого выберет тот же обыватель (родитель по совместительству) для воспитания своего ребенка, тоже открытый вопрос. Кто из них для него смотрится выигрышней: Ланцелот, с какими-то красивыми фантазиями о будущем, или Дракон, со своими искусственными игрушками, которые родителю ребенка так хорошо знакомы по его собственному прошлому с драконьими порядками. В его глазах Дракон «социализирует» ребенка, адаптирует, готовит, как говорится, к «реальной жизни», которая сейчас. А не к какой-то там красивой, но всего лишь мечте, которая где-то там, в далеком будущем, мечте, о которой распространяется Ланцелот, сам весь какой-то почти не от мира сего и недовольный существующим порядком, к которому обыватели давно уже приспособились. Можно ли ему, Ланцелоту, вообще доверить ребенка!?

Вот так оно выглядит на самом деле - невежество и близорукость в вопросах воспитания. Вот так обыватели отдают своих детей дракону на воспитание, предавая их светлое будущее и обрекая детей на многие годы вперед поддерживать драконьи порядки. Ведь дракон ничему другому учить не будет, он готовит только обслуживающий персонал для себя, дракона. Очень осязаемо и очевидно, и с этим ничего поделать нельзя (ведь не поменять же этих жителей на других, более продвинутых, их просто негде взять и этих некуда деть).

По крайней мере, быстро ничего не получается. И каждый из нас видит за окном именно такую действительность. Дракон давно владеет и языком сказок, заманивая обывателя красивыми словами и образами для того, чтобы он отдал за дракона «голос» на выборах или даже душу. Откройте любую современную газету или пропагандистскую листовку, чтобы увидеть броские заголовки, типа: «Воля к жизни сильнее недуга» - в данном случае писали о поддержке мероприятий инвалидов. Надо понимать, что такая поддержка будет еще не один раз, пока существует такое понятие, как инвалидность. А уж дракон (или система) позаботится, чтобы инвалидность, как системный сбой, никогда не была ликвидирована, пока это во власти дракона! Дракону выгодно часть жителей поддерживать в инвалидном состоянии.

Позаботится дракон и о том, чтобы всегда были трудности у молодежи (с учебой, работой, жильем и т.п.), чтобы были трудности и у остального взрослого населения – коммунальные, производственные, личные… Иначе, судите сами, где же возьмет дракон «добрые дела» для доказательства собственной необходимости. Если порядок и благосостояние люди в состоянии поддерживать сами, то зачем им дракон? А пока существует запутанный клубок проблем, которые при существующем (драконьем) порядке не разрешимы в принципе (сама система их порождает), то дракон всегда «добрый». Позволяет любому жителю показать на любую имеющуюся проблему и решает ее. Ведь одна решенная проблема среди тысяч нерешенных погоды не делает. Система при этом остается незыблемой (с лозунгами «да здравствует наш добрый дракон»)!

Зато какая рекламная акция получается, какой «пиар»! Вот и мелькают газетные страницы с заголовками драконьих «добрых дел», вроде: «Сказка, ожившая на сцене» - когда дракон поддержал юных артистов в интернате для сирот. Или еще: «Семья стоит на первом месте» - конкурс для молодых семей с призами для похода в магазин, где, кроме дракона, и магазин имеет возможность прорекламировать себя, отдав в качестве подарка несколько непродаваемых компьютеров из давно затоваренного склада. Или вот: «Двадцать пять счастливых улыбок» - о том, как от дракона вручили новогодние подарки тем, кто обучается дома, т.е. детям с ограниченными возможностями здоровья… Газет таких – десятки (на самом деле – конечно же, больше, мы говорим только о тех, которые сами видели), примеров – сотни!..

Наверное, найдется и такой житель, кто упрекнет нас тут в неком цинизме. Но мы только открываем газету и смотрим на примеры из СМИ, которые общедоступны и никто не скрывает, а наоборот, даже делает на этом себе рекламу! Это не мы циничны, которые указали на эти примеры. Это цинична драконья система, которая допускает (ограничимся перечисленными примерами) очень стесненные условия для начала семейной жизни для молодых. Настолько, что они быстро устают от трудностей и разбегаются. Или настолько не подготовлены к родительству, что современное общество имеет в мирное время детей-сирот больше, чем в войну, и среди них массу детей с ограниченными возможностями.

Кто же еще не понимает, что в ладно устроенном обществе с гармонично развитыми здоровыми людьми и дети были бы здоровы и счастливы каждый день, а не только тогда, когда раз-два в год приносят подарки (или подачки) «от дракона»!? Но такова пока современная действительность. Изменить эту ситуацию в корне мешает не тот дракон, который извне (его, как показывает фильм, можно убить). А более всего мешает тот дракон, который у каждого сидит внутри (он воспитан или встроен с малых лет) – сидит в сознании, бытовых привязанностях и привычках…

И это еще не говоря о самих детях, о том, что выберут дети, какое будущее!

 

Пробежимся напоследок еще раз по фильму. Вот судите сами:

 

«Ланцелот - странник, для него нет ничего важнее свободы, и, по его мнению, все должны так жить - быть свободными. Оказываясь в Вольном городе, он решает спасти жителей. Увлеченный своими идеями, он остается глух к голосам, которые предупреждают его, что ничего хорошего из этого не выйдет. Цель для Ланцелота убить Дракона, именно то зло, от которого надо освободить народ. Ему кажется, что вот сейчас он убьет Дракона, и наступит мир и счастье...»

 

Ланцелот такой, какой он есть в фильме, тоже прав: он из вольного мира, где все свободны и живут свободой, прекрасно зная, что это такое. Он не может смотреть равнодушно на несправедливость и жаждет освободить ущемленных людей.

Но в другом мире, где не знают даже глотка настоящей свободы и под ней подразумевают нечто совсем другое, из драконьих источников информации, он оказывается одинок и чужд, совершенно непонятным и к тому же как бы «диктатором», предписывающим жителям то, что для них совершенно непосильно (свободу, которую те даже не нюхали никогда)!

Дракона можно даже не убивать, он просто может незаметно уйти из города. И ничего не изменится, потому что в этом городе он уже растворен в сознании каждого и в существующем порядке (регламенте решения любого хозяйственного, бытового или личного вопроса). МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ ЛЮДЬМИ - В СОЗНАНИИ. Вот почему любая диктатура так озабочена пропагандой и школой. Вопросом воспитания верноподданных служителей. Ведь важнее всего подчинить и ограничить сознание (тогда люди сами будут охранять то, от чего нужно избавиться).

 

А если уже храбрый рыцарь Ланцелот убил дракона, то:

 

«Люди, не зная, как пользоваться свободой, начинают разрушать мир вокруг себя. И кто-то принимает в этом активное участие, а кто-то закрывает глаза. А потом появляется «новый Дракон» - система возвращается. И становится понятно, что «Вольный» город – это город рабов, которые уже никогда не смогут научиться уважать себя, окружающих, никогда «не убьют дракона в себе». Для этих людей совершенно не важно, кто на самом деле победил Дракона и под каким видом скрывается власть системы...»

 

Отсюда и упрек, получаемый Ланцелотом, в нелюбви к людям, нарушив их привычную череду дней и навязав им трудности адаптации к неизвестному. Что же ему сделать в таких условиях, когда:

 

«Люди сами ищут Диктатора, который будет приказывать им, организовывать их жизнь и… заботиться о них»?

 

Давайте не философствовать в этом месте, а смотреть трезво на существующую действительность. Когда говорят о фильме, рецензенты пишут примерно следующее:

 

«Как итог, происходит встреча Дракона и Ланцелота, Добра и Зла. Дракон, который отобрал у людей свободу, душу, разум, превратив их в послушных рабов. И Ланцелот, который, наконец, понял, что с взрослыми уже ничего не поделаешь, и от Дракона-Системы нужно защитить тех, кто сейчас готов принять любую точку зрения, кого можно превратить в кого угодно – детей…»

 

Не трудно ведь понять, что Дракон – это система эксплуатации и манипулирования людьми. Труднее осознать, что это та реальность, которая не просто в фильме, а уже в окружающей нас действительности, в каждодневных заботах каждого из современных людей. Люди настолько пропитаны информационной пищей системы и зависимы от нее, как наркоман от следующей дозы, или голодный от обеда и ужина, что совершенно не в состоянии критично осмыслить то, что с ними происходит. Только поглощают второпях и привычно занимают свои места, чтобы впрячься в ярмо и тянуть дальше воз с драконом.

С НИМИ, ВЗРОСЛЫМИ, УЖЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАТЬ. К сожалению, почти все из них уже потеряны для настоящей свободной жизни. Разве что единицы будут в состоянии выбраться из опутавших все и вся тенет. Практика показывает, что эти взрослые люди даже с настоящими знаниями (о свободе, здоровье и т.д.) обращаются так, чтобы доказать самому себе, что сегодня так не бывает, или что это просто выдумки. Или еще есть вариант ухода от действительности в мечты (о свободе, другой жизни и т.п.). В обоих случаях бывает тщетно разговаривать с ними о каждодневной работе над собой и детьми по «освобождению от дракона» и реальной «вольной жизни».

 

Вот и встает сегодня в полный рост вопрос, поставленный в фильме:

 

« - Ну, что, прохожий, все сначала? Может быть не сейчас? Все-таки дети…

- Нет, сейчас.

- Значит теперь и начнется самое интересное!..»

 

ЗА КЕМ ПОЙДУТ ДЕТИ? КАКОЙ МИР ВЫБЕРУТ, КАКУЮ ЖИЗНЬ?

Сложность ведь еще в том, что многим из детей действительно трудно отказаться от всего привычного, прежде всего, родительского, родного, к чему уже так привыкли и приросли, что это почти равнозначно разрыву с Родиной. И это еще не говоря о привычной улице, об окружающем порядке, общественной системе, к которой их почти насильно адаптировали с детства, через специальную систему воспитания. Трудно от всего этого отказаться. И ради чего?

Вот это и показывает, что жертвами дракона, помимо давно обманутых взрослых, станут еще немало подрастающих обманутых, которым каждый день твердили о «социализации» и «адаптации», «выходе в люди», но НИЧЕГО не говорили о возможности ДРУГОЙ жизни, ВОЛЬНОЙ.

 

«Очень реалистично, поэтому очень страшно. Фильм оставляет чувство незавершенности, будто так и будет все идти по кругу, и выбраться из этого круга невозможно. Но, пожалуй, маленькая надежда, что дальше все будет лучше – есть…»

 

Рассчитывать на то, что часть детей-бунтарей просто пойдет по другому пути, тоже особо не стоит, т.к. их будет мало. Но помогать им нужно. Помогать разобраться в системе ценностей, в знаниях – где настоящие, а где обманные. ЧТОБЫ ДЕТИ ВЫБРАЛИ! ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫБРАЛИ БУДУЩЕЕ (а не воспроизведение прошлого, тем более драконьего).

ЕЩЕ БОЛЬШАЯ НАДЕЖДА НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, когда люди будут вынуждены адаптироваться и пытаться выживать в новых, изменившихся условиях. Тогда они меньше будут цепляться за прошлое и за привычки, меньше будут обманывать детей.

И ДЕТЯМ ПРОЩЕ БУДЕТ ИДТИ В БУДУЩЕЕ.

 

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2013г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», март 2013-02-27

 

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1658