23.12.10

из серии "УЧИМСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО И БЕЗ ОШИБОК"

1.2.1. Чередование А - О

 

Для осмысленного решения задач в русском правописании поначалу лучше сопоставить смыслы отличающихся звуков. Поэтому сразу же начнем с таких образцов сопоставления данных, которые приведены на основе материалов «Живого Русского Языка» и «Живой Русской Речи».

 

 

А

О

артикуляция

нелабиализованный, нижн. подъема и сред. ряда.

лабиализованный, среднего подъема и задн. ряда.

смысл

«начало, исток, источник», или «волновое расхож-дение во все стороны из одного центра»…

«основа объединения», или «факт слияния, соединения», или «охват, окружение, объятие, объем»...

динамика

голос вообще, ни-куда не направлен-ный, без усилия, или наоборот, во все стороны равно-мерно направленный

выделение сегмента в звуковом пространстве в направлении движения, или как начало движения

пространство

область груди и сердца, середина человека

область солнечного сплетения, т.е. ниже груди

другие хар-ки

цвет – зеленый,

нота - Фа

цвет – желтый,

нота - Ми

 

А теперь попробуем осмысленно решить первую задачу правописания, что и почему мы пишем сейчас на практике.

 

Перед этим, в качестве предупреждения, напоминаем, что современная орфография довольно часто регулируется искусственными правилами и не следует естественным речевым законам.

 

Но мы будем пробовать придавать смысл написаниям там, где это возможно, чтобы через осмысление понять, почему же мы все-таки пишем так, а не иначе. Ведь обычно правила нам только указывают (как директивы или приказы), но ничего не объясняют. Потому что современное языкознание преимущественно имеет дело с искусственной копией естественного языка, и соответственно предлагает фактические «подмены», как цивилизованную «норму».

Поэтому вопрос «почему» в орфографических правилах очень часто просто-напросто не ставится. Пишите, как сказано – и все. Можно не думать тем, кто ленится или не умеет!..

 

Итак, перед нами задача на осмысление правила правописания (орфографического правила).

Рассмотрим это на конкретном примере:

 

Корень

Правило*

Пример

гар- / гор-

В корне гар- / гор- под ударением пишется А , без ударения пишется О.

заг а р; заг о рел

(* - здесь и далее таблицы даются согласно современной орфографии. – прим.ред.)

 

А вот почему? Не объясняется. Предлагается только запомнить (т.е. стать «запоминающим устройством», предметом). Вам это нравится? Если «да», то можно дальше не читать.

Но если чувствуете себя Человеком, мыслящим Человеком, то попробуйте чувствовать себя «творцом», «законодателем» и самостоятельно осмыслить, чтобы не сомневаться и чтобы понимать строй Живой Речи, которому обычно и следует правильное письмо.

Ударение указывает на существенный для данного контекста слог (с голосом). Но начальные слоги в слове являются ключевыми для смысла, а последующие - уточняющими, конкретизирующими.

В первом случае, «ЗА-Г А Р» указывает на то, что «ЗА» «гаром», а корень «ГАР» понимается по смыслу, как: « Га-Ра » - «движение энергии», или «след солнца», «след солнечного воздействия». Фактически получается, что «ЗаГар» - это, по смыслу, «то, что после солнечного воздействия».

 

Вот здесь будьте внимательны (мы это больше не будем повторять!). Как раз речь пойдет об орфограмме, на которую современная русская орфография показывает пальцем, но не может объяснить, почему нужно написать так, а не иначе. Потому что современное правописание вольно или невольно лишено смысла и настолько следует только форме, будто ставится техзадание для компьютерного программирования.

Вот так сейчас и работают учителя: пытаются «запрограммировать» учащегося, как робота с чистым листом памяти, на правильное написание через повелевающее правило и попытки закрепить его упражнениями, выработкой конкретного навыка через автоматизацию (так и просится «роботизацию»)!

Но не через понимание и осмысление, не через чувствование в своем смысловом поле или живом пространстве восприятия.

А человек не является человеком, пока не думает и не доходит своим умом до искомого, пока не освоит задачу личным решением (пока решение не сделает своим вживую), поэтому его и назвали в древности «Человеком Разумным».

 

Итак, почему мы в данном случае должны писать «А», но не «О»?

 

Потому что только древний слог (или корень) « ГА » в слове «загар» указывает на «след», на «след воздействия солнечного» (« Ра »). Именно на его ключевую смысловую роль в слове указывает и ударение.

Если мы перепутаем и напишем « ГО », то по невежеству изменим смысл и передадим совсем другую информацию (в данном случае «заданный сектор»). Умные нас не поймут, а глупые могут как раз сделать так, как вы неправильно и передали.

 

А теперь почему в слове «заг О рел» нужно писать «О», а не «А»?

И здесь содержатся совершенно конкретные смыслы для умеющих видеть их.

Во-первых, глаголы указывают на действие, на процесс. Поэтому если мы напишем «заг а рел», то фактически разрушим данный глагол, сделаем из него логическую бессмыслицу. Только что, чуть выше, показали, что «га» - это «след», а следы не двигаются, следы – не процесс. Понятно?

Во-вторых, потому что звук речи «А» по природе своей статичный (сравните по данной ранее таблице звуки А и О ), указывает на состояние, а не на динамику. «А» - это начало звукового ряда, центральный звук, вокруг которого все в пространстве и движется, но сам он как бы не двигается, если не находится внутри динамической конструкции (это, например, как Солнце-Ра, при всем многообразии движений в околоземном космическом пространстве, остается в пределах плюс-минус известного расстояния от Земли).

В-третьих, на динамику, на процесс указывает подударный звук « Е » (т.е. « Э »), смысл которого как раз «поток, течение». Звук речи « О », в отличие от «А», тоже имеет свою «динамику»: звук « О » движется в определенном направлении (а не во все стороны, как А ). Вот и получается, что для нормального глагола в слове имеются два динамичных гласных: безударное «О» и подударное «Е».

В-четвертых, в корне мы явственно читаем «… гО-рЕ …» - по смыслу, Г - «сверху, свыше», О – динамичный (солнце движется) выделенный сектор (верх), Р - «энергия, солнце», Е – «поток, течение».

Речь идет о процессе «горения» под воздействием сверху. На процесс указывает звук О в слоге «ГО» в данном глаголе «заг О рел».

И только впереди стоящий слог (приставка) «ЗА», как ключевой слог, указывает, что глагол осмысливает не настоящий, а ранее бывший процесс или следствие указанного процесса («ЗА горел», т.е. «после горения»).

 

Теперь вы понимаете, что для видящего смысл происходящего процесса нет проблемы в написании точно обозначающего этот процесс слова? И нет никакого затруднения в написании ( нет орфограммы - при осмысленном подходе !). Для точной передачи информации существует здесь только один вариант написания. Если понимать смысл отличия звука А от звука О , то вообще не должно быть никаких проблем!

 

И еще один такой нюанс. Современная орфография, по причине своей примитивной формальности, или очень плоской логики (а не объемной, многомерной), из одного правила (или смысла) делает два правила.

Оказывается, рассмотренная задача относится только к производным от « гореть » словам. А вот если браться за другое гнездо, от слова « гора », - там якобы совсем другая история.

Корень «гор» пишется через «О» в любом случае: и когда проверяется ударением ( Г о ры, Г о рный, Г о рец ), и когда без ударения ( Гор а , Гор и стый ).

На самом деле, по смыслу мы тут имеем дело с одним и тем же древним корнем « ГОРА » (« Го-Ра ») – «свыше данность божественная» или «высокие соединения, или вершины сияющие, светлые». « Гореть » тоже – «энергетическое (солнечное) воздействие сверху, с вершин».

Для чувствующего смысл звуков речи почти «физически» в своем пространстве восприятия здесь никаких загадок нет: пока свет движется, падает сверху – «О», как только упал, превратился в след – уже «А», если находится где-то в недосягаемости, как солнышко, - тоже «А»!

Вот вам и гар- / гор -…

 

 

Корень

Правило

Пример

скак-/
скок-/

 

 

скач-/
скоч-

В корне скак-/скок- без ударения пишется а , под ударением – о.

 

В корне скач-/скоч- пишется а в формах глагола скакать и производных от него глаголов; пишется о в приставочных глаголах на –скочить.

ск а кать, ск а ковой; наск о к, соск о к

 

ск а чу, поск а чи; вск о чить, выск о чу, подск о чишь

 

При этом различаются в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать («начать скакать») и заскочить («зайти ненадолго»): заск а чу и заск а чи – заск о чу и заск о чи .

 

Вы никогда не пробовали переосмыслить, переформулировать или даже отменить правило орфографии?

Попробуйте.

Скажите, например, что в словах с корнями «скак-» и «скач-» пишется А независимо от наличия ударения, потому что звук речи А в этих корнях передает смысл состояния, длительности, неограниченности происходящего: скАкать и скАкать, скАчу и скАчу!

А еще скажите, что в таких корнях вместо А пишем О в том именно случае, когда речь идет в смысле конкретного или выделенного действия, внезапного изменения или смены динамики процесса: наскОк, выскОчить, заскОчить!..

 

Бездумно заучиваемые правила орфографии легко заменить на осмысленное правописание !

 

Корень

Правило

Пример

мак-/
мок-/

 

 

 

 

 

 

 

мач-/
моч-

Корень мак- со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой А ; корень мок- со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой О.

 

В корне мач-/моч- всегда пишется О.

В глаголах на -ивать пишется А.

м а кать, м а кнуть (сухарь); вым о кание, м о кнуть

 

 

нам о чи, м о чить, вым о ченный

 

вым а чивать, см а чивать

 

У вас нет неожиданного предположения о том, что вот, наконец-то, впервые столкнулись с проблемой, настоящим исключением из нашего смыслового правила?!

Ну, как же! Смотрите, разве «макать, макнуть» - это не процесс, не динамика, когда мы вроде должны писать « О »?

 

Но, оказывается, если вглядеться и понять суть, «сбоя программы» смысла все равно не происходит. На самом деле, активный процесс идет только в случае « промокания »: в объекте происходит действие! Поэтому и пишем « О »! Поняли?

Если не очень, то посмотрим то же самое через звук «А» в данном корне: почему « макать ». А потому что в данном случае нет процесса, показывается только состояние того, что погружается. Простая физика: «погружение в жидкость» - это в данном случае пассивное состояние, т.е. пока не «промокнет», не утонет, не погрузится. Будете погружать насильно, толкать в жидкость – выскочит обратно. Утонет, только когда промокнет, когда пропитается и самостоятельно погрузится.

Понятно теперь, почему «состояние» и почему пишется «А»?

В итоге, не получилось у нас «исключения», как этого ни хотелось! Похоже, смыслы работают «железно», без исключений!

 

В глаголах типа « вымАчивать » пишется « А » по этой же причине: из-за осмысления состояния объекта рассмотрения.

« О », согласно смыслам, пишем только в случае целенаправленного действия: намОчить, мОчить !..

 

На этом у нас анализ случаев чередования в корне гласных А и О заканчивается.

__________

 

Вот, таким образом, закончили мы здесь работу с чередованием гласных А и О в корне.

И наступила пора сделать кое-какое хотя бы предварительное заключение, которое так настоятельно просится. Потому что в школе мы такое явно не проходили или еще не проходим. И то, что здесь узнали нового на практике Родной Речи и родных слов удивляет настолько, что в привычные рамки и понятия никак не укладывается! … … …

 

Неожиданные выводы:

Какой ОСНОВНОЙ ВЫВОД напрашивается даже из рассмотренного? Ведь его нельзя не заметить, т.к. об этом приходится говорить при анализе каждой анализируемой орфограммы.

Этот вывод заключается в том, что вместо заучивания десятка формальных орфографических правил достаточно усвоить смысл различения звуков речи А и О. Это первое и основное преимущество смыслового принципа правописания.

Следующее преимущество смыслового подхода заключается в том, что он активирует мыслительную деятельность и пробуждает скрытые способности человека, т.е. вскрывает то, что при формально-логическом подходе остается в дремлющем состоянии и атрофируется по причине невостребованности.

Смысловой подход даже на мелочах позволяет быть и оставаться всегда Человеком Разумным , а формальный подход делает из человека механическое запоминающее устройство.

… … …

(ЦСкА, РИТМ. - Екатеринбург, 2009г.)

 

ЗАКАЗАТЬ 3 брошюры серии «Живая Русская Грамота» или компакт-диск «Живая Русская Речь», на котором есть сверстанная, готовая к распечатке книга «Живая Русская Грамота» ЗДЕСЬ.

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=166