07.09.13
Блеск и нищета порока

ПОРОК - недостаток, который может быть привычным или предосудительным, смешным или позорным, распространенным или скрываемым, самодовольным или трусливым... Понимаемый как отклонение от нормы, целиком и полностью зависит от определения нормы, как бы хороша или плоха она ни была. В высокодуховной среде под пороком понимают одно, в низкой бессознательной среде - совсем другое. И то, и другое может быть не понято “средним умом”.

Поэтому, как это ни прискорбно, приходится начать издалека.

* * *

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - это на практике непроизвольное и безотчетное, автоматическое или механическое существование, когда очевидное сливается с переживаниями, отношение к миру сознанием не контролируется. Обычно оно выступает в форме “сверх-я” (Супер-эго) и навязывает поведение, влияя даже на процессы осмысления мира и себя в этом мире привносимыми стандартами мышления и мировосприятия. Частая путаница в разграничении “Я” (эго) и “сверх-Я”, сознания и “сверхсознания” (все равно, что “бессознания”, лишь бы специалисты-рационалисты не спутали в данном случае с другой частью психики - “Ид”) возникает потому, что все нормы социального бессознательного (супер-эго) интеллектуализированы и рационализированы. И самой личности очень трудно разграничить, где она самостоятельна и мыслит сознательно, а где зависима и механически воспроизводит нормы бессознательного. Процессы “логического” суждения и в том, и другом случае строятся по одним и тем же алгоритмам.

Практика показывает, что сегодня “среднестатистическая” личность большей частью существует под тотальным контролем социального бессознательного, как результатом воспитания и социализации, традиций и привычек, шаблонов и стереотипов, законов и запретов, социальных мифов и фантомов, определенной жутко уродливой системой убеждений и знаний. Собственно сознание включается только при спонтанном творческом мышлении. А это практически означает следующее:

- в каждый данный момент ты бессознателен, пока не думаешь, не мыслишь;

- ты бессознателен, какие бы мудрости в тебя не были вложены, если нет мысленного творчества, а в основном идет прием и переработка, потребление и повторение давно усвоенного.

Если ты не знаешь свое “Я”, ты бессознательное существо и тобой вообще неизвестно какие силы играют. Ты не знаешь их происхождения и все сваливаешь на привычные формулы “объективного”. Если не отдавать себе отчета в происхождении той или иной информации или явления, что же они с тобой сделают? Куда заведут? И выберешься ли потом обратно?

* * *

В океане психики есть только тоненький “луч” осознавания (внимания, воли), затерянно блуждающий в пространствах других, в данный момент не осознаваемых структур и зон. В какой момент в какой зоне психики застревает этот “луч”, так ты и будешь думать и делать, понимать реальность и иметь соответствующее миропредставление. Вот почему обычный ум так ограничен и его надо расширять и углублять. Ограниченный ум порождает “чудовищ”, и очевидность - одно из них.

* * *

ОГРАНИЧЕННЫЙ УМ - с точки зрения психологии и психиатрии, это УМСТВЕННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОРОК.

ПОРОЧНЫЙ УМ СТРОИТ ПОРОЧНЫЙ МИР. В ПОРОЧНОМ МИРЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ.

Порочный ум обладает лишь ограниченным кругозором и никогда не видит всей картины жизни. Он даже не понимает, что является не “венцом” творения, а всего лишь одним из звеньев всеобщей ментальной структуры мироздания, со строго заданной функцией, за пределы которой пороку не дано выйти.

ЕДИНСТВЕННО ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ПУТЬ УМА - ЭТО УСТРЕМЛЕННОСТЬ К НЕПОРОЧНОСТИ.

* * *

Порочный ум в меру собственных способностей может описывать нижестоящие уровни сознательности, силу и слабость миропорядка неразвитых обществ, племен и примитивных социальных групп.

Порочный ум может создавать множество наук, ни одна из которых не выходит за пределы возможностей порочного ума. А находясь внутри порочной системы, нельзя понять, что она порочна. Как люди примитивных обществ и групп не осознают порочности своего ума и образа жизни, так и наш хваленый интеллект, со всеми его научными достижениями, не сознает своей порочности.

ПОРОК НЕ СОЗНАЕТ СЕБЯ ПОРОКОМ. ПОРОК ВСЕГДА БЕССОЗНАТЕЛЕН.

* * *

Для порочного ума все, что лежит выше его разумения: “не имеет основания”, “выдумки”, непонятные “сказки”, “мистика”, “фокусы” и пр. Это так явственно замечают в людях те, кто порой приоткрывает для себя так называемый “невидимый мир”. Но нет предела для мысли, и познающему, открытому для познания, дорога “вверх” тоже открыта. Только открытое мышление и восприятие, только развивающееся сознание обозначит твой индивидуальный путь к счастью.

Нельзя пренебрегать и “порочным” знанием. Потому что назначение и смысл порочного ума - в создании для людей невыносимых условий существования, чтобы они долго не задерживались в “этом” мире, а шли, выполнив свою человеческую миссию, дальше и “вверх”. У тебя не такой уж широкий выбор, как иногда кажется. Словно в сказке, ты стоишь на распутье дорог, перед тремя направлениями:

1) либо опускаться (личностно деградировать),

2) либо удержаться на уровне (смиренно ориентироваться на обывательское приятие всех препон этого мира),

3) либо возвышаться (развиваться самостоятельно для открытия новых горизонтов познания и счастья).

* * *

Цивилизация заинтересована в том, чтобы ты не “выпадал” из системы ни “вверх”, ни “вниз”. Обществу нужен примерный гражданин, социально функционирующий обыватель. Индивидуальный интерес опасен для общества. Общество делает то, что нужно обществу, а не тебе лично.

Если ты хочешь делать то, что нужно тебе, продвигайся к самостоятельности. Разумеется, целесообразно делать это социально безопасными путями. Иначе общество найдет возможность “поставить на место” строптивого.

Обычно общество не мешает “потихонечку” продвигаться “вверх”. Это помогает удержаться на плаву обществу в целом. Общество больше пытается удержать тех, кто падает “вниз”, ведет асоциальный образ жизни и подрывает тем самым устои общества. Но тем не менее любое общество заканчивает свой путь в пороке, тысячелетиями не имея возможности давать людям приемлемый выбор и перспективу. Возможности общества и “среднего” ума ограничены собственным пороком.

* * *

Самый легкий, самый примитивный жизненный путь не принуждает думать или делать, кроме как страдать, когда о счастье не может быть и речи. Ученые давно уже выяснили и описали: ЧЕМ ПРИМИТИВНЕЕ ОБЩЕНИЕ, ТЕМ БОЛЕЕ ОБЩАЮЩИЕСЯ НАПОМИНАЮТ СТАЮ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Так образуются примитивные социальные группы и сообщества, как бы красиво они сами себя не называли.

ПРИМИТИВНЫЕ ГРУППЫ очень жестки и “материальны”, с самым что ни есть вульгарным “материализмом”. Они все похожи и всегда строятся по одной и той же схеме, по одним и тем же правилам, которые жестко заданы (и давно уже описаны). Внутри примитивной группы существуют закрепленные “роли”, неизменные, как бы они при этом ни назывались (“этикетка” или “вывеска” не имеют значения): главарь и авторитет, ведомые и забитые… …Такая ГРУППА держится на примитивной бессознательности и изгоняет непримитивных и сознательных. Все отношения регулируются неписаными “ЗАКОНАМИ”, которым подчиняются все, от главаря до забитого. Без них группа распадается. Вот лишь некоторые из таких “законов”:

1) любыми средствами показывать свое превосходство над другим,

2) но только тем, кто ниже по социальной ступени,

3) выдвигаются те, кто безнаказанно демонстрирует свою силу среди равных и тех, кто ниже,

4) правило “козла отпущения”, находить виноватого для успокоения всех…

* * *

Риск и опасность оказаться “внизу” стоит перед каждым. Это вытекает непосредственно из психологического закона: ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, НАДО ДВИГАТЬСЯ; ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД, НАДО ДВИГАТЬСЯ ЕЩЕ БЫСТРЕЕ. Вот почему, даже будучи средним “нормальным” и законопослушным гражданином, обязательно придется прилагать усилия, следуя за общественными переменами, приспосабливаясь к ним и занимаясь в какой-то степени самосовершенствованием: учебой, работой, самовоспитанием и повышением своего культурного уровня. Иначе неумолимо скатишься вниз, к примитивным реакциям, как бы “культурно и образованно” при этом ни реагировал.

* * *

“Серединный” цивилизованный мир не имеет подлинных смыслов понятий “разум” и “человек”. Социальное бессознательное закрепляет их за “интеллектуальным существом и превращает в обычный стандарт или штамп. Что толку теперь говорить, что разум - это единый ум, а человек - вечная мысль, когда и последующие слова искажены определениями до неузнаваемости. Социальная традиция затуманивает пробуждающееся сознание каждого интеллектуальными штампами, называя их “высшими наградами” за служение социальности в любой форме: ты - “личность”, “человек разумный”, “венец творения”! Все твое - здесь! Тебе некуда больше стремиться! Понятно? Никаких тебе других миров и сознаний!

Все “прелести” порочного ума проистекают из наличия “расщепленного” сознания, находящего опору в социальной бессознательности, как в неком “твердом” грубоматериальном образовании, на котором можно стоять, и отсутствия целостного мировидения. Отсюда и крайности, в которые “заносит” ограниченный ум, когда коренные вопросы бытия остаются без ответа.

* * *

Одна крайность заключается в том, чтобы однозначно признать тебя “одним из многих”, как “песчинка” в пустыне, чтобы “дробить” сознание и делить себя, до исчезновения, растворения в “массе”. В этом случае ты фактически “ничто” или “никто” (читай, “изгой”). Ты “субъект” в неком объекте. И соответственно занимаешь свою “нишу” в пространстве объекта, в котором твоя роль ничтожна. Кто же тебя заметит? Униженного и оскорбленного самим собой, зажатого в тиски: необходимости, собственности, цивилизации со всеми законами, моралью, религиями, наукой и культурой? Совершенно очевидно, что ты для чего-то вроде бы нужен, как очевидно иметь “часть” собственности в цивилизации, которая через это делает тебя своим пленником. Очевидно, что ты, по этой логике, частица чего-то. И счастлива ли ты, “песчинка”, своей участью? Счастлива ли своей сопричастностью к своему собственному изничтожению на пути отмены человека и сопричастностью к рабству необходимости?

Философия такого существования проста. Раб не мыслит себя без господина, возвышаемого до небес, и одновременно бога, низводимого до хозяина раба (“раб божий”). Рабов много, как и вещей. Вещей много, как и рабов. В этом круговороте относительности рабов и вещей нет никакой разницы между вещами, рабами и господинами: всегда кто-то через головы других протискивается вверх по социальной лестнице, чтобы глотнуть воздух цивилизованных благ, пока его не оттащат обратно и не сомнут в пучине людского водоворота рвущимися вперед. Это называется борьбой за выживание, какие бы цивилизованные формы она ни принимала. Самые святые понятия цивилизованных обществ пока - не мир и бог, а власть и собственность.

Законы цивилизации охраняют устои цивилизации, но не твои интересы. Мораль и культура, наука и религия - вот где твоя пустыня, или, наоборот, твои джунгли, когда ты “песчинка” и “один из многих”. Вот твоя пустота и миражи, когда ты ровным счетом ничего не значишь. Ты заменим без всякого ущерба всему этому кем-то другим.

Ты хочешь возразить?

Тщетно. Тебе ничего не поделать со всем этим. Ты сам прикладываешь руку ко всему этому, придумываешь или принимаешь на себя выдуманное и навязанное кем-то бремя. Согласно твоей логике (если она “объективна”!), перед тобой “объективная действительность” (понимаешь, “объективная”!), вне тебя расположенная и от тебя не зависящая. Вспоминаешь? Это же у тебя в крови! Ты так воспитан (социализирован)! И вообще, для тебя, по большому счету, нет и разницы: материальная она или идеальная, эта самая действительность. И только когда в руках кусок власти или бешеная сумма денег оказывается, что же перевесит? Не так ли журавль в небе “материализуется” в синицу в руках, а самые что ни есть святые слова опредмечиваются в вещь, предмет поклонения, как у дикарей?

Здравый смысл, рассудок, система отношений, социальный порядок и логика, законы и технологии, экономика и быт... Ау, где ты! Нишу свою ищешь? Или мечтаешь в один прекрасный миг создать проект всеобщего благоденствия на земле в то время, когда тебя грабят, унижают, уродуют, насилуют и убивают? Ты - деталь огромной машины: пофункционируй, пока тебя не заменили новой, а потом, будь добр, освободи место под солнцем цивилизации другим! Все хотят погреться, понимаешь! Видишь, сколько их еще, идут и идут! Несметная толпа темного люда быстрым шагом на месте марширует к горизонту всеобщего счастья и прогресса. Вот уже которое тысячелетие. Меняются формы, содержание неизменно

* * *

Другая крайность состоит в поиске веры, бога и любви... Но там ли, где надо бы? Обрати внимание на их основание: почему их пренебрежительно называют “идеалистическими”, несмотря на смелый бунтарский характер? В основании, оказывается, лежат почти те же принципы, только почти что наоборот: субъективация, идеализация, океаническое чувство отождествления или духовное уединение, морализация... И опять же борьба за выживание: “сверхчеловек”, “космический разум”, “божья справедливость” и “происки дьявола”, “космические пришельцы” и “сверхцивилизации”...

И опять все это - “вовне” тебя. В этом мире ни раб, ни господин не свободны от “вовне”, от “других”, от “разъединения”, от “страдания”, от ощущения “одного из многих”...

* * *

Эти два полюса познания никак не соединить и не разобраться в том, как на самом деле все есть, без третьего, “синтетического” или ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО, подхода. Проще говоря, твоего собственного, исключительно самостоятельного мышления.

НЕ ОТЧАИВАЙСЯ, ЭТО И ЕСТЬ ДРУГОЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ, ТВОЙ ПУТЬ, РАСКРЫВАЕМЫЙ ТОЛЬКО ТОБОЙ...

Ищи и найдешь, иди и дойдешь...

До своего счастья!..

 (Публикуется по тексту 1996г. Волжанин А.П. Психология счастья (Психодрама Нового Времени. Часть 3). - с компакт-диска «Возрождение Человека». РИТМ. 2003.)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2013

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1687