24.11.13
Загадочный Крит

Крит – безусловно одно из интереснейших и загадочных исторических мест на Земле. Как и с любой историей, вокруг этой цивилизации очень много накручено всяких домыслов и размышлений. Одни выдают Крит за колыбель европейской цивилизации, другие считают, что это и есть остатки легендарной Атлантиды.

Крито-минойская цивилизация несомненно является одной из древнейших цивилизаций, материальные свидетельства о которых дошли до нас. С Критом связано большое количество древнегреческих мифов (зачастую комментирующих события уже ушедшей цивилизации с точки зрения «победителей»). По преданию на Крите родился Зевс, известен миф о Дедале и Икаре, которые летели именно с Крита, а также миф о Лабиринте и Минотавре. На Крите происходят эпизоды романов «На краю Ойкумены» и «Таис Афинская» великого советского фантаста Ивана Ефремова.

Минойская цивилизация почему-то относится наукой к эгейской цивилизации бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы – сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Предполагается, что предки древних минойцев прибыли на Крит из Малой Азии примерно в 9000-х годах до н.э. Постепенно появилась цивилизация гармонии с природой и, в первую очередь, с морем. Жители древнего Крита были искусными мореплавателями, вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Критяне играли важную культурную роль в микенской Греции.

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, владевшие Критом, отказали ему. Официальной датой открытий культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

То, что Критская цивилизация родоначальницей европейской цивилизации – очень сомнительный факт. Минойская цивилизация была очень самобытна и практически не передала ничего из своего наследия потомкам, а заявления о том, что она была колыбелью европейской цивилизации достойны только для рекламных туристических буклетов. Мы можем констатировать только те факты, которые есть в нашем распоряжении.

Поражает тот факт, что на Крите отсутствовали крепостные стены – города располагались на природе. Существовала система широких дорог, связывающих населенные пункты. Но на Крите не найдено ни одного храма, зато в каждом доме были святилища, где люди общались с богами не через посредство жреческой касты, а напрямую. По всей вероятности, дворцы в центре каждого города  считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь.

Критяне покланялись Великой Богине, скорее всего это был один из культов Иштар-Астарты-Аштарот. Предполагается также, что на Крите был матриархат. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах. Фигуры женщин в миносской традиции всегда наделены чертами матери: у них подчеркнуто тяжелый бюст, обнажаемый по ходу ритуалов, они выше ростом и сильнее выступающего рядом супруга. Женщина (жрица или богиня) — главное лицо любого действа, юноша всегда играет пассивную роль. В Кносском дворце Коридор Процессий был украшен росписью, на которой богине подносят дары и священное одеяние. Праздники устраивались в связи с началом нового года, в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти — двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов). Сам праздник предполагал священный брак богов, без которого критяне не представляли себе продолжения жизни.

Критскую богиню олицетворяла гора или дерево — как универсальный, вселенский символ. С гибелью дерева прекращалась и жизнь самой богини: ее ритуальную смерть изображала супруга царя. Однако, закончив свой цикл бытия, богиня возрождалась вновь. На древних перстнях, например, она изображена парящим в небесах видением. Богиня появляется на небе, когда на цветущем лугу четыре женщины-жрицы совершают ритуальный танец. Собственно богоявление (а также нисхождение божества в мир людей) происходило именно в результате этого ритуального танца. Цветы лилии в критских росписях являются образом богини (Кносский дворец. Тронный зал).

Критского бога, который символизировал плодородие и мощь земли, в отличие от богини, представляло зооморфное существо, воплощенное в образе быка. Вероятно, этот символ, встречающийся во множестве в кносском дворце, был связан с мифическим Лабиринтом и жившим в нем Минотавром, человеко-быком. По греческому преданию, Пасифая, супруга царя Миноса, воспылала страстью к быку, подаренному Посейдоном, от которого и родила Минотавра. Задолго до расцвета минойской культуры богиня уже приобрела антропоморфный (человеческий) образ, в то время как ее супруг еще оставался в образе животного, воплощавшего бога, который периодически рождался, достигал зрелости и умирал.

На фреске кносского Коридора Процессий с быком играют не только мужчины, но и женщины. Более того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его символ – быка в жертву на торжественном празднике, чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Таким образом, благодаря божественным ритуалам, жизнь людей и богов, проходя через один и тот же цикл, всегда возвращалась на круги своя.
         Фреска с играми с быком показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка. Бык огромен, он летит в пространстве, почти не касаясь земли, но борцы ловчее, искуснее, проворнее его. Наверное, единственный отголосок этих игр в нашем времени – испанская коррида, выродившаяся в кровавое зрелище.

 

Культура Крита донесла до нас немного своих образцов. Но это поистине шедевры, основным мотивом которых является природа, быки и другие животные, рыбы и осьминоги, жизнь простых людей. Изображения по своей манере и форме разительно отличаются от греческих и египетских. Письменность минойской цивилизации также не расшифрована, она не похожа ни на одну из известных.

Вообще роль деревьев, цветов и трав в минойском мире была настолько велика, что без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Их изображения встречаются на Крите повсюду. Для критян природа была священна по причине ее божественности. В силу этого на Крите вместо богов и правителей часто изображали цветущие луга и дикие скалы, поросшие растительностью. Их населяют обезьяны и птицы — собственно, тоже боги, но имеющие иное обличье. Считалось, что человек может войти в этот мир исключительно в момент исполнения ритуала.

Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту и имевших много ручек для переноски. В пифосах хранили зерно, воду, вино. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично. Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы.

         «Мистерия», «таинство» — понятия, усвоенные эллинами у их предшественников-критян. Все жанры критского искусства — архитектура, скульптура, живопись, даже религиозный театр, музыка и танец — были сплавлены воедино, чтобы добиться необходимого воздействия на зрителя. Поражающие воображение «чудеса» оставались главной темой критского искусства и после покорения острова микенцами.

Многие памятники крито-минойской цивилизации зачастую пострадали от излишней  реставрации. Так, археолог Артур Эванс восстановил фрагменты Кносского дворца, но внёс в него ряд своих элементов. Но, наряду с этим остров изобилует и многими другими памятниками, раскопанными уже в наше время и не пострадавшими от реставрации. Присутствуют на Крите и остатки мегалитических сооружений, которые, возможно, принадлежат более древней, чем минойская, цивилизации.

До сих пор является загадкой и легендарный лабиринт. Построенный по проекту Дедала для сына Пасифаи Минотавра лабиринт официально до сих пор не найден. А.Эванс считал сам Кносский дворец лабиринтом, но это явно не соответствует действительности. Во время 2-й мировой войны представители немецкой Аненербе активно искали Лабиринт на Крите и по слухам нашли, но при отступлении взорвали вход. В настоящий момент предполагается, что одна из частей лабиринта – Микролабиринт находится на юге острова Крит в Гортинских пещерах, которые, к сожалению, в последнее время закрыты и охраняются. Другая же часть Мегалолабиринт находится рядом, но входы в него взорваны или скрыты под водой. Интересующимся рекомендуем посмотреть фильм Э.Мулдашева «В поисках Лабиринта Минотавра».

С другой стороны, многочисленные изображения Лабиринта соответствуют тем каменным лабиринтам, которые в больших количествах присутствуют на Русском Севере – в Соловках, на Кольском полуострове и Северном Урале. Эти лабиринты явно культовые объекты и использовались для каких-то магических ритуалов, а их одинаковая форма свидетельствует о связи древнейших цивилизаций.

 

Не будем приводить древнегреческий миф о Тесее и Минотавре, все его знают. Скорее всего, эта история глубоко аллегорична. Тесей только при поддержке своей любимой смог спуститься в Лабиринт – мрачное темное своей души и убить Минотавра – всё то, что связывало его с животным, и таким образом стать полноценным человеком. Так сказать, убил в себе Минотавра.

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами, достигавшее высоты в 200 метров. Были смыты все прибрежные города, а также основа критского могущества – флот. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды, а также о Великом Потопе.

Минойская цивилизация постепенно угасала по крайней мере около 100 лет после извержения. До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450г. до н. э. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Илья ДРУЖИНИН. По материалам: Большая советская энциклопедия, http://www.rubricon.com; Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», ноябрь 2013

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1703