07.04.14
http://www.zastavki.com

…(Начало текста в мартовском выпуске журнала "ЗОВУ РИТМ" за 2014)

За всю недолгую историю даже современной цивилизации массовое невежество и диктат технического подхода к детям наблюдается именно в наше время, начиная с XIX века. Вот и выходит, что почти каждый современный взрослый по своему невежественному усмотрению вмешивается в детский мир в любой момент, когда никто его об этом не просит. И наоборот, как правило, никого из взрослых не оказывается рядом, когда Ребенку нужна помощь, потому что все взрослое население глухо и просто не слышит детских сигналов «sos».

У телевизора глупо спрашивать, хорошо ему, если его на пару часиков отключить от сети питания. Поэтому все просто: хочется смотреть – включаешь, надоело – выключаешь. Такой же технический подход считается само собой разумеющимся в отношении детей, которых чаще всего тоже не спрашивают ни о чем. Детей просто-напросто вовлекают во взрослые игры по «воспитанию и обучению подрастающего поколения», нисколько не сомневаясь в «благости» для детей того, что они, взрослые, делают. По их мнению, дети еще маленькие и не знают, что им во благо, а что нет. И пытаются оправдать свои нелепые действия пустыми надеждами, типа: «Вот подрастут, спасибо еще скажут!» А мыслей, что они никакой пользы ребенку не приносят, даже не возникает. О том же, что они, такие заботливые, могут навредить Ребенку, тем более никаких мыслей. Снаружи «целый», не искалеченный, и ладно.

В современном мире даже к технике так формально и поверхностно не относятся, как к детям.

Мы знаем, что в этом мире немало знающих и понимающих детей взрослых. Но в данном случае, приводя эти наблюдения, мы говорим о статистическом или «демократическом» большинстве, которое делает погоду в современной цивилизации и под которое подстраивают законодательства и идеологии. В качестве примера, можно тут вновь процитировать Жан Ледлофф:

«…Ребенок может развиваться лишь настолько, насколько он сам склонен. Любопытство ребенка и собственное желание определяют, чему и в каком объеме он может научиться безо всякого ущерба своему целостному развитию. Руководство со стороны взрослых может способствовать развитию одних способностей за счет других, но весь спектр способностей никак не может быть развит сверх врожденных границ. Если родители, как им кажется, ведут ребенка в наилучшем для него (или для себя) направлении развития, он платит за это своей целостностью. Напрямую страдает его благополучие, зависящее от полного и гармоничного развития всех способностей. Старшие во многом определяют поведение ребенка собственным примером и тем, чего, как ему кажется, от него ожидают, но они никак не могут улучшить его целостность, заменяя его мотивацию своей собственной или указывая ему, что делать… (Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности").

Понятно же, что «целостность» никак не увидеть через узенькую щелочку своего «профессионального образования», даже если оно «высшее». Для понимания детей потребны огромные человеческие знания и широта восприятия Мира. Гораздо шире, чем узкоспециальные, узкопрофессиональные кругозор и навыки.

* * *

Чем более развит и совершенен человек, тем лучше он понимает детей и детство.

И наоборот, какой же пример подают детям те взрослые, которые живут не своей жизнью, даже не понимая, что есть жизнь. К сожалению, очень много сейчас в мире тех, кто считает «жизнью» лишь выполнение общественных и трудовых обязанностей, разменивая оставшееся время на сон и досуг. Они не понимают, что только уникальная и полноценная личная жизнь расцвечивает всеми красками бытия душевное богатство человека, необходимое ему для эволюционного восхождения. Не понимают, что только совершенная личность может творчески относиться к выполнению общественного долга. А самое вредное начинается тогда, когда такие взрослые оказываются рядом с детьми и «воспитывают» их в такой «технической» атмосфере, что те, повзрослев и заимев своих детей, начинают относиться к ним не лучше, чем к игрушкам.

В Древнем мире с малолетства постигали Природу Человека и ни на миг не разрывали связи с Природой. Да и сама Природа, по живой своей сути, представляла Вселенную «при Роде». Никакого другого смысла у слова «природа» нет (остальное додумывают современные несведущие якобы специалисты). Не надо перепутывать реальность с придуманными анекдотами о «пещерных людях» якобы «первобытного строя» (эти факты имеют место, если их очистить от досужих фантазий историков о «примитивности» предков, но не в качестве генеральной линии эволюции Человека Разумного, а как отклонения и одичание «экспериментальных» особей и групп, оторванных от цивилизации и центров древней естественной культуры). Древние наши предки умели внимать и слышать Мир во всем его разнообразии. И могли взаимодействовать с Миром, не переставая жить собственной жизнью и при этом не мешая жить никому в своем окружении – даже маленькой букашке, не говоря уж о Человеках, живущих рядом.

Каждому благоразумному воспитателю и сегодня понятно, что Ребенка воспитывают не слова, которые говорятся Ребенку, а поступки и образ жизни взрослых в конкретном окружении Ребенка – от поведения до особенностей мышления. Словом, воспитывают Ребенка не педагогическая теория и лекции о хорошем поведении, а воспитывает та реальная среда, в которой Ребенок находится и живет. Ребенок становится не таким, каким ему предписывают стать в приказном порядке и каким его хотят видеть согласно педагогическим методикам, а таким, каким его на самом деле принимает окружающая его среда. Ребенок естественно находит и встраивается в ту нишу, которая ему непосредственно «открывается» навстречу. Если к нему будут относиться как к совершенной и гениальной личности, то он станет гением. Если к нему будут относиться как к слабому и глупому существу, то он хорошо впишется именно в эту роль, т.е. станет слабым и глупым, если именно это поможет ему выживать в таком социуме.

Поэтому не Ребенок виноват в том, что он становится «плохим», а те взрослые, которые проложили ему дорожку в мир и невольно определили место «примерного чиновника» или «злостного преступника» в социуме. Каждый раз это очень конкретные взрослые. Но этих провинившихся в воспитании взрослых сейчас так много, что они сообща морально и законодательно заняли «круговую оборону»: оказывается, «двоечники-воспитатели» хорошие и знают, как нужно воспитывать детей, а вот дети пошли «плохие», потому что неблагодарно принимают то, мягко выражаясь, «непотребное» или «неестественное», что им всучивают «умные» взрослые, и даже иногда пытаются протестовать. Отсюда распространенная система карательных мер против детей, существующая во всех современных обществах, плохо прикрытая «декларациями о правах ребенка» и «педагогической теорией», далеких от реальных процессов взаимодействия с Ребенком.

Сейчас уже дошло до того, что ученые педагоги официально разрабатывают методики воздействия на якобы «плохих» и «непослушных» детей, включая насильственное вторжение в психику и сканирование мозга, чтобы они, «неудобные» для взрослых дети, стали послушными и тихими паиньками. А что здесь удивительного? Ведь свое насилие над Ребенком взрослые и тут оправдывают своей якобы заботой о маленьком человеке!

* * *

Да и без всяких карательных мер, одной только своей «развивающей» заботой взрослые, извините, такую свинью подкладывают Ребенку, что последствия этой заботы просто удручают, если не шокируют. Вряд ли кого сегодня удивляет «беспредел» т.н. «свободного рынка», как формы существования современной цивилизации и ее могильщика (см. об этом нашу работу «Основы предпринимательства переходного периода»). Но сейчас речь не об этом, а о том, как влияет рынок на воспитание подрастающего поколения. Например, посмотрите на магазины, насколько они переполнены неживыми игрушками и куклами, которые якобы предназначены «развивать» детей. Только вот подумайте вот о чем. Да, мы признаем, что маленькие девочки в состоянии почти инстинктивно вести себя как мамы и «заботиться» о куклах, как о ребенке. Но суть в том, что девочка в этом случае по своим многочисленным каналам восприятия не получает «обратной связи» о состоянии куклы в результате ее воспитательных действий. Что бы она ни предпринимала, в ответ будет мертвая тишина. И в этой зловещей тишине чуткие органы восприятия и слышимости у маленькой «мамы» задолго до ее взрослости будут надежно атрофированы в результате бездействия (понятно же, что, к примеру, нога, никогда не ходившая, является никчемным и неразвитым отростком на теле инвалида, но не органом передвижения и иных ножных манипуляций!). Так довольно прилежно заучиваются внешние движения, формы манипуляции с Ребенком, при этом – обратите внимание - без способностей чувствовать и слышать живое и без понимания, зачем все это делается. А потом эти девочки, став «настоящими мамами», будут обращаться с живым Младенцем так же, как «отлично» они в своем детстве справлялись с куклами, не ожидая никакой обратной связи о состоянии Ребенка! И они же теперь будут заботливо покупать своим детям куклы, полагая, что так и надо заботиться о детях и их развитии. Просто полагая, т.к. чувствовать живое они уже слишком часто не в состоянии.

И точно так же обстоят дела со многими другими «развивающими методиками», которыми окружают современных детей: от моделей разнообразного оружия и боевой техники до порнофильмов и компьютерных игр. Если мальчики с малых лет через те же куклы имитируют убийства «чудовищ» и иных «плохих дядей», а также устраивают побоища с массовым истреблением игрушечных «солдатиков», при этом так же не получая никакой обратной связи о чувствах и мыслях, то что же им стоит потом, став взрослыми, издалека расстреливать живых людей? Все равно же «ничего такого» аморального: цивилизованный мир все оправдает, любые жестокости любой необходимостью. А если при этом еще наблюдается ограниченность сознания и интеллектуальных возможностей, то нужно ли удивляться разгулу преступности и терроризма и многим другим бедам цивилизованного мира?

Каждый сознательный взрослый знает, что все начинается в детстве, но не каждый знает, с какого возраста и почему.

Примеров таких, показывающих, что и откуда, почему и каким образом берется в этом мире, проанализировать можно тут сотнями. И можно через них увидеть жестокие последствия «заботы о детях» как для конкретных личностей, так и для всего общества в целом. Но порядки в современных обществах устроены так, что повсеместно жестоко борются с последствиями, но не устраняют причины, не создают глобальной воспитательной среды согласно естеству. И сама эта жестокость в борьбе с последствиями «свободного рынка» тоже играет негативную воспитательную роль. Более того, идет процесс глобализации цивилизованных «приемов воспитания» через СМИ, а это, в итоге, приводит к еще большим отклонениям в людях и еще большим разрушениям в мире.

* * *

Практика сегодня убедительно показывает, что современное воспитание в целом и условия жизни людей современной цивилизации систематически глушат природные задатки детей, не давая возможности развернуться изначальным эволюционным программам, заложенным в Человека Разумного. А они, изначальные природные задатки Разума, есть на Земле до сих пор даже в том диком виде, какой сохранился до наших дней. Некоторые примеры смотрите в книге Жан Ледлофф. В частности, она об этом и пишет:

«…Я видела, как маленькие девочки екуана трех-четырех (а иногда и меньше) лет брали на себя все заботы по уходу за малышами. Было видно, что это их любимое занятие, однако оно не мешало им заниматься другими делами - следить за костром, ходить за водой и т. д. Так как они возились с настоящими детьми, а не с куклами, им это никогда не надоедало. По-видимому, забота о младенцах - самое сильное проявление врожденных инстинктов, и бесконечные терпение и любовь, необходимые младенцам, заложены в каждом ребенке, будь то девочка или мальчик. Хотя малышей довольно редко надолго вверяют попечению мальчиков, они обожают брать их на руки и играть с ними. Каждый день юноши-подростки, закончив свои дела, ищут малышей, чтобы с ними поиграть. Они подбрасывают младенцев в воздух и ловят их, звонко при этом смеясь и разделяя радость игры с малютками-соплеменниками, довольными новыми ощущениями и чувством собственной привлекательности...» (Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности").

Или возьмите современную педагогическую индустрию, систему стандартизации (т.е., извините, образования!) детей. Скажите, пожалуйста, кому из взрослых сегодня не известно, что дети развиваются каждый в своем темпе и каждый уникальным образом постигает мир? Можно уверенно сказать, что таких «знающих» будет очень много. И это верно: каждый Ребенок живет со своей уникальной скоростью!

Тогда скажите, благодаря чьему злому умыслу существуют такие порядки, когда в школах повсеместно все дети насильно строятся одинаково и ведутся по пути «просвещения» строем, как солдаты на плацу, испытывая на себе все прелести взрослой системы поощрений и наказаний, ежеминутного оценочного подхода к каждому действию или поступку Ребенка? Почему равнение идет по искусственно завышенному уровню, что «нормы» достигают только единицы. А все остальные ощущают себя «идиотами», вынужденными постоянно стремиться к недосягаемым «вершинам» и постоянно зависеть от учителей.

Кто решил, что таким промышленным или техническим способом, на потоке или конвейере, будут воспитаны уникальные Человеки Разумные?! Посмотрите на сборочные линии автомобилей, телевизоров, самолетов. Насколько отличаются друг от друга автомобили, сошедшие с одного конвейера? Кого воспроизводит современная цивилизация, как единое воспитательное учреждение – людей или биомашин? А может быть, для кого-то это одно и то же? …

(Из книги: XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 2: Родник любви и радости. - см. компакт-диске «Возрождение Человека-2» подробней на сайте http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=55)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2014

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1745