26.04.14
Проекты » Другие публикации по языку » ЯзыкоЗнание » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Органичная система гласных в другом языке (или Живые корни суварской речи)
Чебоксары. 46-метровый монумент «Мать-Покровительница». – Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2012.

Эта обзорная работа фактически является логическим продолжением статьи «В поисках утраченных звуков речи» (см. журнал «ЗОВУ РИТМ», март 2014), в которой были рассмотрены в качестве вероятных «подобий» утраченных в Живой Русской Речи звуков второго и пятого центров два звука СУВАРСКОЙ речи (т.е. ЧУВАШСКОЙ: внимание, далее в этой работе не будем постоянно дублировать предположительно исконное название, т.к. читателю уже понятно, какой современный язык мы имеем в виду. – прим.авт.). После этого, конечно же, многим было бы любопытно взглянуть по-новому на ВСЕ сохранившиеся в суварской речи гласные звуки. Прежде всего, с точки зрения ранее открытых изначальных законов существования естественной Живой Речи на примере русского языка (см. 1. Живой Русский Язык. - РИТМ, Екатеринбург, 2007. 2. Живая Русская Речь. - РИТМ, Екатеринбург, 2009).).

При этом следует помнить то, на что нами было указано с самого начала. Мы особо отметили (если в качестве точки отсчета взять единый для всех Язык изначальный), что ближе всего к «первоисточнику» (Языку изначальному) располагается русский язык, как наименее разрушенный и сохранивший системные свойства, по которым легко восстанавливаются исходные смысловые модели (конечно, в современном варианте, для понятности). Соответственно, в других языках, которые еще дальше от «первоисточника», чем русский язык, логично ожидать меньше системности и больше искажений, утрат и искусственных привнесений. В данном случае мы это относим и к суварской речи, как еще одному (среди многих) ответвлению при распаде единого Древнего Языка.

Нашему постоянному читателю давно понятно, что мы языки стараемся рассматривать не по отдельности (изолированно). Мы рассматриваем каждый язык, по возможности, как продукт изменения предыдущего единого для всех целостного состояния.

Все необходимые обоснования по органичной природе Живой Речи нами уже собраны на примере русского языка (см. Введение в Родную Речь. - РИТМ, Екатеринбург, 2013). И в данном случае нет никакой необходимости в повторении аргументов и обоснований. В данном случае мы здесь всего лишь даем небольшой обзор сохранившейся системы гласных с примерами слов другого языка, как дополнительный практический материал к предыдущим изысканиям.

Итак, мы в данном случае работаем с примерами слов суварской речи (см. подробно нашу справочную информацию об этом в статье: «О современном суварском языке древнего народа» - ЗОВУ РИТМ, март 2014). Напоминаем, что в суварском языке больше гласных звуков, чем в русском. И понятно в таком случае, что некоторые звуки не имеют аналогов в русской речи.

Итак, как обычно и делается в начале нашего языковедческого анализа, представляем сразу же восприятие конкретного человека (наблюдателя), в виде человека в пространстве. Затем условно обозначаем центр этого пространства, этого конкретного восприятия (т.е. сердце, или «середина целого»), где у нас находится звук речи «А».

Выходит, начинаем с центрального звука в пространстве восприятия человека, звука сердечного (ЧЕТВЕРТОГО) центра. Конечно, мы не планируем переносить сюда из словаря значительный объем суварской лексики, а возьмем только наиболее яркие, характерные примеры, показывающие, что, НЕСМОТРЯ НА МНОГОВЕКОВЫЕ РАЗРУШЕНИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА ИЗНАЧАЛЬНОГО В СУВАРСКОЙ РЕЧИ СОХРАНЯЮТСЯ ДОСТАТОЧНО ХОРОШО ПО СЕЙ ДЕНЬ. Итак, приводим слова со звуком «А», которые мы легко можем локализовать в четвертом центре.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЦЕНТР

Возьмем для начала такое сочетание звуков «АВАЛ (по слогам: А-ВА-Лъ)» (здесь и далее знаком «Ъ» обозначаются непроизносимые или редуцированные звуки), которое мы встречали в примерах Живого Русского Языка, в одном ряду с такими значимыми для древнего мировосприятия понятиями, как «Лад, Бал, Вал» и др. Получается, что звучание сохранилось, а вот смысл и значение постепенно изменились. Осталось лишь указание на то, что это действительно когда-то было. В современном словаре об этом пишется так: «АВАЛ - в старину, в древности, давным-давно». По сути, так и должно быть: если «ВаЛа» происходит сейчас, то впередистоящий гласный звук «А» указывает на «истоки», на «давность». Но нет сомнения в том, что слово, имеющее во всех слогах гласный звук «А», относится к сердечному центру. Можно, конечно, вот так, подробно, рассматривать каждое понятие, но далее в этом кратком обозрении мы не будем так подробно комментировать каждое слово. Обойдемся маленькими списками слов и указанием на общие параметры и свойства.

Сначала возьмем такой ряд примеров, содержащих звук «А» (внимание: для желающих читать иноязычные слова, озвучивать их, скажем, что почти во всех словах здесь ударение на последнем слоге, но в данном случае для темы статьи это не так важно, поэтому место ударения в словах здесь и далее не будем указывать): «АВАН - хорошо, прекрасно», «АЧА - ребенок, дитя, мальчик, сын, юноша», «АЧАШЛА – ласкать, нежить, лелеять», «КАЛ-КАЛ - ровный, равномерный», «КАНЛĔХ - покой, спокойствие; удобство», «КАНУ – отдых», «КАНАШ – совет», «ЛАЙĂХ - хороший, добрый, славный», «ЛАЙĂХЛАТ - улучшать, совершенствовать», «ПАРХАТАР - благо, добро; польза, толк», «ПАХА - дорогой, ценный, хороший, добротный», «САВ - любить; уважать, ценить», «САВĂНĂÇ - радость, веселье; утеха, отрада», «САВНИ - возлюбленный, возлюбленная; милый, милая», «ТАРАВАТ - гостеприимно, щедро; добродушный, приветливо», «ХАВАЛ - сила, жизненная энергия», «ХАВАС - радость, удовольствие», «ХАВХАЛАН - вдохновляться, воодушевляться; возбуждаться, взволноваться», «ХАЙЛА - изобретать, придумывать; мастерить; слагать, сочинять», «ХАЛ - сила, бодрость, энергия», «ХАЙЛАВ - умение, мастерство, искусство», «ЧАП - слава; известность; величие», «ШАН - верить, доверять; надеяться», «ШАНĂÇ - надежда; вера; доверие» и т.д. Все они, даже в современных лексических значениях, взятых из словаря, так или иначе, относятся к миру сердечности, ладности, гармонии и слаженности внутренней энергии, силы человека. В таком случае, мы разве можем разместить эти слова в какой-нибудь другой центр, кроме четвертого, сердечного?!

Считаем, что если взять в пример среди тысяч и тысяч слов пару десятков, это будет не так много. Поэтому позволим еще ряд слов, связанных так или иначе с деятельностью людей на земле: «АКА - пахота, сев», «АЛА - решето, сито», «АЛĂ (АЛ) - рука, ручной», «АЛЛА - сеять, просеивать», «АНА-ÇАРАН - луга и пастбища», «АНАТ - низовье, низменная часть», «ЛАВ - воз, подвода», «ЛАПТĂК - площадь, пространство; участок», «САВĂТ - сосуд, посуда», «ТАВРА - все вокруг, все кругом; окрестность; округа», «ХАК - цена; стоимость; плата». Видимо, земледелие для этого народа имело такое большое значение, что во многом стояло в центре мировосприятия, в области сердечного центра.

А еще обратите внимание на группу понятий, обозначающих половозрастные и родственные отношения людей, которые тоже отчасти сконцентрированы в четвертом центре: «АÇА – самец», «АМА - самка, матка», «АМАÇУРИ – мачеха», «АР, АРÇЫН – мужчина», «АРĂМ - жена, супруга; женщина», «АННЕ - мать, моя мать, АМĂШĔ - его (ее) мать», «АТТЕ - мой отец, АÇУ - твой отец, АШШĔ - его (ее, их) отец», «АТТЕ-АННЕ - мои родители», «АСАННЕ - моя бабушка (по отцу), АСЛАМĂШĔ - его (ее, их) бабушка», «АСАТТЕ - мой дед (со стороны отца), АСЛАШШĔ - его (ее, их) дед», «АППА - моя старшая сестра, АППĂШĔ - его (ее), их старшая сестра», «ТАВРАШ - род, фамилия, фамильный», «ТАНТĂШ - ровесник, сверстник», «ХАЛĂХ - народ; люди, общество; население, жители», «ХАЛАЛ - благословение, завещание».

И, в заключение для четвертого центра, возьмем еще одну группу любопытных примеров суварских слов с разными намеками:

- на древних асов: «АС память», «АСЛĂ - старший (по возрасту); старший, главный; высший, верховный; большой, широкий, просторный», «АСТАР - подманивать, приваживать; увлекать, заинтересовывать»;

- на понятие «май», которому в русском языке мы даже посвящали отдельную статью (см. «Так кто же в мае мается?» - ЗОВУ РИТМ, май 2012), с указанием на то, что в этом слове вообще-то нет негативных смыслов, что подтверждается и суварским значением этого звукосочетания: «МАЙ - сторона; направление; способ, прием, метод», «МАЙЛА - приводить в порядок, прибирать»;

- и на просто загадочные звучания в четвертом центре со звуком «А»: «КАВАР - уговор, соглашение, заговор», «САМАНА - время; эпоха; период», «ХАВХА - молва, слух», «ХАПХА – ворота», «ХАСТАР - усердный, трудолюбивый, храбрый, отважный, смелый», «ШАЛ – внутренний, внутренняя сторона», «ЯВ - вить, свивать, плести», «ЯР - пускать, выпускать, упускать, отпускать; посылать, отправлять; класть, положить во что-либо».

Далее в пространстве восприятия человека от центра мы обычно смотрим ВНИЗ и обращаем внимание на нижние центры, прежде всего, на первый.

 

ПЕРВЫЙ ЦЕНТР

Первый центр в Живой Речи, как вы помните, связан с гласным звуком речи «У». И теперь просто читаем современный суварский словарь для нашего обзора, есть ли этому подтверждения в другом (в данном случае, суварском) языке.

И, если бабушки-дедушки со стороны отца у нас были локализованы в словах со звуком «А» четвертого центра, то по матери они оказываются в первом центре, т.к. содержат ключевой для их смысла звук «У» первого центра в первом слоге: «КУКАМАЙ - моя бабушка (по матери), КУКАМУ - твоя бабушка, КУКАМĂШĔ - его (ее, их) бабушка», «КУКАÇИ - мой дедушка (по матери), КУКАÇУ - твой дедушка, КУКАШШĔ - его (ее, их) дедушка».

Заслуживает внимания группа слов со звуком «У», связанных с огнем и светом, например: «ÇУТ - зажечь, засветить; включить свет», «ÇУТĂ (ÇУТ) - свет, освещение; сияние, блеск, ясный, огонь, огонек», «ÇУН - гореть, пылать; светить», «ÇУЛĂМ - пламя, огонь», «ÇУРТА – свеча, свечной», «ВУТ - огонь, пламя», «ВУТ-ÇУЛĂМ - огонь, пламя», «ВУТ-КĂВАР - огонь, пожар, огненный», «ВУТПУÇÇИ - головня, головешка», «ВУТ СЫППИ – полено», «ВУТĂ (ВУТ) – дрова», «ВУТ-ШАНКĂ – дрова». Возможно, это для предков было очевидно и оправдывалось по смыслу. Ведь потенциально в основании позвоночника сконцентрирована огромная сила кундалини, раскрытие которой в первую очередь касается именно энергетики первого центра, а затем уже остальных, все выше и выше.

Подтверждается осмысленное использование звука «У» для таких «нижних» для восприятия слов, связанных с телом человека: «КУТ - зад; ягодицы; комель, ствол (дерева)», «КУПАРЧА - седалище, ягодица», «КУТĂН - задом; спиной; назад, вспять; вниз головой», «УПАЛЕН - ползать (на четвереньках)», «ПУСĂМ - шаг; давление, напор», «УКСАХ – хромой, хромец», «ЧУП - бежать; кататься; ездить, разъезжать», «УТ - идти, шагать», «УТĂМ – шаг», «УРА - нога, ножной». В своей особенной логике такое смыслообразование в слове, конечно же, не откажешь. Например, если русская речь в последнем слове «у Ра» подразумевает «принадлежность или близость солнцу, богу», то в суварской речи то же самое звукосочетание подразумевает, во-первых, «изменение направления концентрированной энергии», во-вторых, как бы «инструмент, средство передвижения этой энергии, света, или божественной сущности», в форме нижней конечности тела.

Давайте выберем еще ряд примеров, в которых четко будет видно, что слова эти нами воспринимаются точно «внизу», если мы смотрим из центра (от сердца). Ведь таких слов очень много. Но возьмем наиболее очевидные, чтобы их было достаточно, и на этом завершим здесь со звуком «У» и первым центром: «ÇУЛ - дорога, путь», «ТУСАН – пыль», «СУКМАК - тропинка, дорожка», «ТУНКАТА - пень; колода, чурбан», «МУКЛАШКА - ком, комок; чурбан, колода», «ХУНАВ - росток, побег, поросль; молодой, мелкий», «УЛĂХ – луг, луговой», «УЙ – поле, полевой», «УЙ-ХИР - поля, пашни, нивы», «ПУШ ХИР - пустыня», «ПУСĂ - поле, пашня, колодец; яма», «СУХА - пахота, вспашка», «УРАЙ - пол, настил (моста)», «ПУТ - погружаться, вязнуть; тонуть; вваливаться, западать», «УС – опускать», «СУЛĂ – плот», «ПУЛĂ - рыба, рыбий», «ÇУНА – сани, санный», «ТУПАН - полоз (саней); подошва, подметка; ступня; ладонь», «ШУ - скользить; ползать», «УШАХ - трясина, топь, топкий», «ШУР – болото, болотный», «ХУМ – волна», «ЧУЛ – камень, каменный» и т.д.

 

ВТОРОЙ ЦЕНТР

На втором центре со звуком речи «Ă» задержимся вообще недолго. Потому что этой темы уже касались в статье «В поисках утраченных звуков речи» (см. журнал «ЗОВУ РИТМ», март 2014).

Понятно, что сюда относятся слова из растительного мира. Сами растения: «ВĂРМАН – лес, лесной», «МĂК – мох, моховой», «ХĂМĂШ - камыш; тростник» и т.п.При этом, скорее всего, в современном русском написании слова «мОх» гласный звук изменен и не соответствует природе корня (во-первых, для прямой правильной передачи слова нет в русском языке сейчас гласного звука второго центра, а во-вторых, видимо, что-то там невольно или нарочно напутали при неоднократном реформировании русской орфографии). Но русское слово «мЪх» на самом деле тоже «просится» на уровень 1-2-го центра, как в суварском языке. В этом смысле суварское звучание («мăк») даже ближе к изначальной смысловой модели в праязыке, чем русское озвучивание. То же самое можно сказать и о слове «камыш», которое хотя мы и относим к 2-му центру (несмотря на то, что звучит не так, как положено во втором центре), но суварское звучание («хăмăш») по гласным, на наш взгляд, ближе к праязыку.

В область 2-го центра попадают также слова, так или иначе, связанные с растениями: «ЙĂРАН - межа; грядка, рядок», «ЙĂРĂМ - полоса, полоска», «ШĂПĂР - метла, метелка», «ШĂЧĂ - шест, жердь», «ШĂТ - прорастать, всходить», «ШĂТĂК - дыра, отверстие, яма, лаз, проем, щель, расщелина» и др.

Конечно же, ко второму центру относятся также понятия, связанные с размножением, семенами, детенышами, парами, типа: «ВĂКĂР – бык», «ВĂЛЧА – икра», «ВĂРĂ - семя, семена», «ВĂРЛĂХ - семя, семена», «ЙĂВА - гнездо; укрытие, обиталище», «КĂЧКĂ - цветочная почка, сережка (дерева); верба», «МĂШĂР – парный, пара; супруг, супруга», «ПĂРУ - теленок, телка, телячий», «ÇĂВĂР - детеныш; рой (пчел)», «ТĂХĂМ - род, племя; потомок, отпрыск» и т.д. … … …

(Статья из сборника. Всю книгу "ИСТОКИ СУВАРСКОЙ РЕЧИ" можно скачать на странице: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=272)

Алексей НЯНИН (Екатеринбург, февраль 2014)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", апрель 2014

 

(окончание в следующем номере)

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1748