24.09.14
Проекты » Что выбирает молодежь? » Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья » Чему учиться у западного общества и для чего?
В Германии. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

Этот материал навеян впечатлениями от путешествия по странам Европы (Чехия, Германия, Швейцария, Франция). И пусть поверхностным, но знакомством с системой образования Германии. Нам было непонятно, чему хотят научиться наши соотечественники на Западе и для чего? Почему такое происходит? Всегда хотелось разобраться в этом. Наконец, такая возможность представилась.

Мы с вами уже здесь, в своей стране, сталкивались с тем, что все западное годами копируется без понимания сути, без попытки разобраться, понять другую логику, другой мир. Непонятно до сих пор, кто их нам в таком виде подает, кто заставляет слепо копировать один в один – западные наши «учителя», или наши чиновники и методисты?

Чтобы учиться у кого-то чему-то, надо понимать базу, на чем все это держится, а не пытаться совмещать несовместимое, грубо говоря, не обезьянничать. Ведь у нас (например, Германии и России) совершенно разная культурная и образовательная почва, разные условия жизни, разные задачи. У них свое и свои задачи, у нас – свои, другие. Их система образования нацелена на решение их задач. А что решаем мы через копирование их методик для их условий, когда у нас другие задачи и другие условия? И что хотим получить? Вот почему хорошие западные методики не дают желаемого результата или даже ухудшают нашу ситуацию (может быть, кое-кому как раз это и нужно – обвалить нашу систему образования под предлогом встраивания в западную, якобы общую, глобальную систему?).

Да, разность культур и задач - это действительно так. И нет желания хаять западную систему образования, или слишком расхваливать нашу. Западная система тоже хороша. Но суть в том, что она для других условий и для решения других задач. Таких задач, каких у нас не было и не будет. Мы живем иначе! И это тоже неплохо. Каждому свое!

Можно даже повторить. Потому что это важно помнить все время: и когда находишься у нас, дома, и когда бываешь у них, в Европе. Помнить разницу. Для их педагогических задач их система подходит, она создана как раз под их условия. Но как гласит восточная мудрость: «что годится сапожнику, то не годится портному».

Мы живем в других условиях и решаем другие задачи. В том числе и педагогические. Наши дети обучаются и воспитываются иначе. Для нас подходит именно наша система. Но она бы вряд ли подошла западным детям, пока там те условия, какие мы сегодня наблюдаем там. Не надо их сравнивать и оценивать, какая лучше или хуже: они созданы каждая для своей страны.

Вот почему это, конечно, очень хорошо, что мы хотим у них чему-то научиться, и даже учимся! Но при этом должны помнить, что учиться нужно осмысленно, с толком, осознавая, что где может пригодиться, а что не привьется ни при каких условиях, наоборот, только навредит.

Мы знаем из истории нашей страны, что наши люди хотели учиться и учились у Запада и в XIX веке, и в XX, и в иные времена. Что-то приносило пользу, а что-то нет. Это все хорошо, но просто нужно понимать, что к чему и для чего. Бывает и бездумное копирование, без учета особенностей разных культур. И хорошие методики в таком случае могут принести только вред. Кстати, у нас ведь сегодня в условиях очередной реформы образования примерно такое и происходит. У нас уже достаточно примеров, что копируя бестолково, мы совершаем грубые ошибки. Пора уже извлечь из этого какие-то уроки на будущее. В общем, повторимся, что это хорошо, что хотим использовать их наработки, но такие вещи нужно делать здраво.

Почему? Потому что мы имеем дело с огромной разницей, когда одни и те же вещи в разных условиях срабатывают совершенно по-разному.

Перед нами фактически два мира, два взгляда на жизнь. Живя в разных условиях и в разной логике, мы порой сами не отдаем себе отчета в том, насколько мы с ними (с Западом) просто разные. Отсюда должно быть ясно и то, что и наши с ними системы образования решают совершенно разные задачи.

Например, мы здесь живем и радуемся, а они в это время вынуждены с ранних лет выживать. Западный мир суров к людям. Наглядно, выпукло это видно стало нам именно на примере Германии. Именно в Германии сегодня такая сложная социальная система, которая требует больших налоговых сборов, чтобы все это оплатить. И людям приходится много отдавать системе, а значит очень много работать, чтобы осталось и себе на выживание.

И в тот момент, когда мы решаем задачи жизни, творчества, радости, и хотим передать свои знания и опыт в этой сфере своим детям, они там, на Западе, пытаются научить детей выживать и приспосабливаться к миру. Там в их условиях это оправдывается.

Когда мы решаем задачи сотворчества, личностной реализации, они учатся выживать. Это неплохо там, но не впишется у нас. У нас испокон века другая культурная ситуация.

Соответственно, мы и детей учим абсолютно разному. Мы готовим детей для своих условий, они для своих, европейских. Это видно в Германии на примере детских заведений, садиков, лагерей, которые мы видели своими глазами. Очень наглядно было и общение с родителями.

Мы действительно разные по решаемым задачам. Отсюда и непонимание. И именно этим определены те неудачи, которые мы получаем от слепого переноса их наработок, правил и принципов в нашу образовательную среду.

Основная проблема в том, что нашим родителям даже в голову не приходит, что к детям можно относиться по-другому, чем мы. И учить детей по-другому. Им в Европе тоже в голову не приходит, что у нас все иначе.

Мы им приписываем много такого, чего там нет. И они нам приписывают. А для понимания, у кого как и что мы можем перенимать, нужен некий «переходник». И этот «переходник» будет основан на понимании нашей похожести и наших отличий, на понимании разных задач и принципов.

Вы же сами по своему опыту знаете: нам необходимо, чтобы наши дети росли и радовались, чтобы у них было беззаботное детство. Хотим создать для них такие условия, чтобы дать им возможность вырасти здоровыми и счастливыми.

Они же там, на Западе, учат детей приспосабливаться и получать прибыль. И чем раньше их дети станут независимыми, адаптивными, тем лучше.

Можно показать для полной ясности даже не на детях, а на растительности. Например, хорошо, конечно, что помидоры, оливки, огурцы, наконец, можно собирать зелеными, они могут дозревать потом, или их можно готовить и есть даже такими. Вопрос вкуса! И на Западе действительно готовы их собирать зелеными. А нам надо, чтобы они вызревали на кусте, хотя тоже можем потреблять и зеленые. Понимаете разницу?

Вспомните сами, насколько отличаются вызревшие на кусте, сочные и красные томаты от сорванных и дозревших на подоконнике или совершенно зеленых плодов! Вспомнили? В этом и все дело!

Их дети, подобно томатам, просто не успевают дозревать! А у нас с томатами хуже, зато детям мы пытаемся дать возможность максимально полного созревания! И это буквально во всем, во всех сферах.

У нас разные песни, разные сказки, разные поговорки. Мы решаем разные задачи. Вот почему у нас даже при внешней или формальной похожести систем образования и воспитания, на самом деле по сути все разное.

Не будем приводить примеры оттуда, но очень хочется напомнить наш показательный пример, которое передает суть нашего отношения к жизни, детям и ко всему вообще. Напомнить известную песню, которая нас характеризует. Вот она:

 

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Припев 2 раза:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

 

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Припев 2 раза:

 

Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Припев 2 раза:

 

Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.

Припев 2 раза:

(Пусть всегда будет солнце. Слова: Ошанин Л., музыка: Островский А.)

 

Конечно, западные методики хорошо «упакованы». Так хорошо, что порой хочется взять. Только есть в мире вещи, которые при любой пропаганде скрыть невозможно, ими как бы пропитана вся наша жизнь. И сразу же становится видно, что подходит, а что не подходит нам.

Хорошая «упаковка» украшает, она может привлекать внимание и даже влияет на спрос, но не меняет сути того, что упаковано. И сегодня часто сталкиваешься с тем, что «товар» порой становится приложением к «упаковке». Люди увлекаются внешней привлекательностью того, что приобретают, а сам товар используют как дополнение. Так же с преходящей модой на «все западное».

В заключение, все же можно вкратце ответить на поставленный вопрос, а чему мы можем учиться у западного общества и для чего? Наверное, в первую очередь, выживанию в жестких, ограниченных, экстремальных для человека условиях. Но, согласитесь, это вовсе не повод отказаться от нашей системы воспитания и образования, подменить ее западной. Западная в этом случае окажется чуждой и явно недостаточной. Можно только брать хороший опыт для дополнения. Наша система воспитания и образования тоже могла бы многое дать западным детям.

А учиться действительно надо. Учиться лучшему и делиться лучшим. Учиться здраво и осмысленно, дополняя и развивая друг друга. Мы можем дополнять и обогащать друг друга, несмотря на разные взгляды и разные представления о мире и жизни. Такое обучение дает развитие, так необходимое для жизни.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

 

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", сентябрь 2014

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1774