26.11.14
Проекты » Психология воспитания » Психология » Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) » Разность цивилизаций: в чем она и какой путь выбрать?
Они все смотрят на Россию! - http://www.edu.cap.ru/home/8656/jestokoct.jpg

(Начало см. в номере «ЗОВУ РИТМ» за октябрь 2014)

...Суть разных воспитательных систем лучше видится из практики и наблюдений очевидцев, чем из официальных документов, переполненных пустыми декларациями. Примеры об английском воспитании мы взяли из наблюдений матери двоих детей, которая волею судьбы оказалась в Англии. А еще одна в поисках лучшей методики воспитания сама пересмотрела много чего, после чего решила поделиться своими впечатлениями. Здесь лучше привести цитату, чем пересказывать:

«…Я пыталась собрать всю информацию о разных системах воспитания в разных странах. В Японии, например, детей воспитывают по схеме «до 5 лет ребенок — Бог, от 5 до 12 — раб, а после 12 — друг». Китайская мать Эми Чуа в своей книге-исповеди рассказывает, что китайская система заключается в том, что ребенок примерно всю жизнь — раб, но как это иногда неудачно выходит, если применять китайскую методику в Америке. В некоторых кавказских культурах мальчиков до 6 лет воспитывает мама, потом он уходит жить на мужскую половину и его воспитывает отец... Французы воспитывают детей незаметно, чтобы и они были незаметными и не мешали жить родителям...» (http://irkoko.ru/2014/01/30/novoe-russkoe-vospitanie)

Не будем в данном случае говорить о винегрете из разных приемов воспитания из различных культур далеких стран, если пытаться брать отовсюду что нравится. Очевидно только, что получится в результате их смешения в вашем ребенке не то, что получилось в той далекой стране на их культурной почве в чистом виде.

Но ее при этом очень и очень удивила одна вещь:

«…Хочется взять отовсюду самое хорошее за неимением русского и очевидного. Потому что то, чего я так и не нашла, — это русский путь. Русское воспитание. Русские дети — они какие? Умные? Вежливые? Тихие? Громкие? Поздние? Ранние? Улыбчивые? Угрюмые?..»

А ведь она совершенно права. Самой не то что таинственной, а просто-напросто неизвестной на сегодня остается именно РУССКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Тогда что же имеется в России сегодня, какое воспитание? Ведь тысячи и миллионы родителей как-то воспитывают своих детей и отправляют их в школы. Так есть у нас СВОЯ культура воспитания детей или нет?

Об этом еще одна цитата из уже указанного источника:

«…Советское государство очень четко отвечало на вопрос, что делать с детьми и какими они должны быть. Бодры, веселы, ответственны, задорны, пионерны. Родил, полтора года посидел, отправил в детский сад, потом в школу, потом в университет, потом по распределению. Орать на детей — абсолютно естественное занятие. Бить по особым случаям. Советские люди были запуганные, но душевные. Более того, русские черты воспитания и взращивания становились особенно хорошо видны в поколении эмигрантов. Например, знаю одну женщину, которую чуть не лишили родительских прав через несколько месяцев ее эмиграции, потому что соседи пожаловались на нее в полицию: она выставляла младенца зимой на балкон. Это же и есть самое русское — чтобы воздухом дышал. Но все рухнуло. И как и во всех областях (образование, медицина, экономика), в области воспитания нет никакой «русской идеи», нет никакой преемственности, нет даже элементарной логики. Мы не можем воспитывать, как нас воспитывали, хотя бы потому, что нас воспитывали в другой реальности...» (Екатерина Кронгауз, см. http://irkoko.ru/2014/01/30/novoe-russkoe-vospitanie)

Да, это большущий вопрос. Дети в стране, конечно же, рождаются и воспитываются. Но вот КАК?

Не будем отвлекаться на описание того, как миллионы родителей ориентируются на свое семейное воспитание (как их самих воспитывали родители), прислушиваются к сотням разных мнений из разных источников, пытаются разобраться в сотнях разных книг по воспитанию и т.п. Еще «телевизор» (т.е. СМИ) оказывает свое «воспитывающее» воздействие на родителей и их детей. А детские садики? Они преимущественно ориентированы на развивающий досуг и подготовку к школе, хотя и говорят там и воспитании. Но в этом смысле можно говорить и о воспитывающей роли всего, что детей окружает и что в их поле зрения так или иначе оказывается.

Странная ситуация. Вопрос воспитания человека как бы и «подвисает», но в то же время идет. Идет через тысячи каналов тысячами путей, которые немыслимо просчитать. Идет таким образом, что трудно предугадать в каждом конкретном случае, КТО выйдет из того или иного ребенка, в итоге. Представляете в такой ситуации ответственность родителей?! А сколько еще тех как бы «безответственных» родителей, кто опустил руки и не знает, что делать. И пускает все на самотек или просто ничего не успевает, в гонке на выживание и за деньгами, обеспечивая лишь более-менее приемлемый уход за детьми. За детей в этом случае должны отвечать детские сады, школа и государство?

 

 

Однако, несмотря на кажущийся хаос, НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ веками хранятся некоторые основные ценности и представления, какими должны быть дети и как к ним следует относиться. Люди на них ориентируются как-то даже неосознанно, наитием или подсознательно, вопреки любому общественному строю и если даже у них не получается так воспитывать (может быть, это как раз от неумирающего несмотря ни на что «РУССКОГО ВОСПИТАНИЯ»?). Не беремся описать все, но некоторые примеры здесь можно привести.

Первое, о чем непременно нужно сказать, это НРАВСТВЕННОСТЬ. На нее ориентируются все, даже асоциальные элементы, у которых все же есть свое представление об этом. Поэтому и наши дети с нравственностью сталкиваются чуть ли не с рождения.

Далее нужно сказать и о том, что, несмотря на кажущееся «бесправие» и зависимость от родителей, отношение к детям и детству у нас не просто уважительное, но и идеалистически влюбленное. Одно только выражение «дети – цветы жизни» чего стоит! ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ у нас не ограничивается никем, наоборот, только приветствуется! За детьми как-то естественно взрослыми признается их «детское пространство» и «детский мир».

Важно отметить здесь и то, что с первых дней своей жизни ребенок усваивает не просто Язык, а именно РУССКИЙ ЯЗЫК, который сегодня сильно отличается от других тем, что несет в себе, несмотря на разрушения, много чего важного из древнего наследия для воспитания человека. И соприкасаются на нашей земле с русским языком не только те, кто считается «русским» по национальности. Язык существенно влияет на образ мышления и мировоззрение, и даже на поведение. Это у нас имеется в виду всегда. Например, в XIX веке говорили: «...самые первые зачатки воспитания, передаваемые посредством слова, чувства, привычки... Строй ума у ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама, будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода» (А.С. Хомяков).

Еще один момент, который у нас ценится веками, это воспитание ЦЕЛЬНОСТИ ДУХА, в отличие от духовной раздробленности на Западе. Вот почему тем, кто воспитывается больше традиционно, разговоры о целостности и гармоничности сознания понятней, чем тем, кто ориентирован на западный образ жизни. Разрыв тут, похоже, вовсе «цивилизационный» (несовместимый с Западом), но об этом чуть позже.

В этом же ряду стоит сказать о таком воспитательном факторе, как «НАРОДНОСТЬ», указанный еще в трудах К.Д.Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Он же тогда еще был категорически против слепого копирования западной школы, что стало, как известно, уже бедой для нашего современного образования: «Русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего из моды и истасканного нами костюма новым столь же иностранным и столь же чуждым, что хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опытов иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел достаточно сил, чтобы переварить и употреблять эту чужую пищу… Такой родимой грудью для нас является народность и наша народная религия, соединяющая каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших, в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголке нашей неизмеримой отчизны, – соединяющие нас с давно отжившими поколениями, – словом, со всем тем, что дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование…»

И несомненно неотъемлемым от человека воспитательным фактором для нас с детства является РОДНАЯ ЗЕМЛЯ, ПРИРОДА. Природе тот же К.Д.Ушинский отводил видное место, как «одному из могущественных агентов в воспитании человека».

Выдающиеся люди нашей земли много внимания уделяли вопросам воспитания детей, воспитания человека. Вот почему мы, при возможности, опираемся на их высказывания. К примеру, И.А.Ильин, который нередко упоминается в наших работах, подчеркивал особую роль в воспитании ребенка СЕМЬИ, МАТЕРИ И ОТЦА, «...ибо после периода душевной теплицы должен наступить период душевного закала; ребенок должен приучаться внутренне к самообладанию и к высоким требованиям, и этот процесс дается ему тем легче, чем меньше «травм» он вынесет из первого периода. В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить».

Разве можно променять это на немецкое, английское или французское воспитание наших детей, чем грешили у нас люди материально состоятельные еще до революции 1917-го года, а теперь после 1991-го года?

А еще вы сравнивали западные сказки с РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ? Например, почему во многих западных сказках встречается немало травмирующих детское сознание деталей и историй (хотя это относится не ко всем западным сказкам, немало там и добрых сказок)? Тот же И.А.Ильин писал о сказке, говоря, что это: «...ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на не испытанную еще трудную жизнь, созерцая из древнего национального лона всегда новые трудности жизненного пути. И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем спрашивать и выслушивать голос нашей сказки...»

(продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2014г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", ноябрь 2014

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1787