05.05.15
поэт Федор Тютчев

(Почти реферат по М.М.Бахтину)

 

…Посмотрим, какие еще ценные наблюдения и уточнения нам оставил М.Бахтин по поводу «КАРНАВАЛА».

«…карнавал был … как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле (на срок карнавала). Это можно выразить и так: в карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах. Реальная форма жизни является здесь одновременно и ее возрожденной идеальной формой…»

Это не просто нужно принять к сведению, это нужно понять, что от ВОЛЬНОЙ и РАДОСТНОЙ жизни можно было отказаться и мириться с ОГРАНИЧЕНИЕМ СВОБОДЫ либо под угрозой лишения возможности жить и оставлять потомство, либо из жалости к обделенным умом ближним, которые почему-то серьезно играют в войну и в деньги. Это нужно еще наглядно представить для понятности, КАК люди начинали делать противоестественные для себя вещи и пошли в какой-то момент в обратном направлении, в сторону деградации и вырождения, продолжая думать, что они развиваются и совершенствуются. Если даже каждое поколение дает лишь маленькую погрешность, на пару градусов, в направлении движения, то не так уж много нужно времени, считанные поколения, чтобы незаметно развернуться и пойти в обратную сторону, особенно, когда нет явных и четких ориентиров. Вот почему, когда оглядываются назад, на историю народов и развитие наук, не видят сейчас явных отклонений, вроде бы все причинно-следственно вытекает из того, что было. Но ведь при этом учитывается только то, что послужило причиной того, что осталось и получилось, а не вся предыдущая эпоха с ее духом и богатством живого содержания. Именно поэтому сейчас у каждого следующего поколения довольно примитивные и приблизительные представления о минувшем. И на этом основании «логично» выводят «прогресс», будто пращуры жили в пещерах без коммунальных удобств, а современные люди с удобствами, потому что они стали умнее и придумали водопровод и унитаз. И даже маленькой мысли не возникает, а ЧЕМ же они заплатили и чего лишились ради этого унитаза!? Потому что НЕ ЗНАЮТ, что было. Нет ПАМЯТИ и родовой – от отца к сыну, от матери к дочери – преемственности ЖИЗНИ.

«…в карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. Карнавал – это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность – существенная особенность всех смеховых обрядово-зрелищных форм средневековья…» (М.Бахтин)

Если вы действительно поняли тенденцию исторического изменения – от утраты живых корней и способностей к замене утраченного техническими игрушками, от естества к искусству и технике, от праздника к серьезным и унылым будням, от эволюции человека к прогрессу техники – то вы уже, наверное, понимаете, что чем глубже мы проникаем в реальность минувших столетий, тем больше там обнаруживаем праздника и радости. Не случайно мы говорили, что Древности характерна Сладость Жизни, а современности – почти полное отсутствие этой сладости (см. нашу работу «Смысл Бытия в Сладости Жизни»). Загляните в словарь, что там написано про «сладость»?

И вы сами поймете, насколько все изменилось в худшую сторону. Точно так же, как «сладость» подменяется «сахарным вкусом», так и «радость» достигается химическим (алкоголь, наркотики и др. стимуляторы) или физиологическим (секс, еда, развлечения…) приемами. Естественные проявления подменены техническими суррогатами, вредными для собственного здоровья и здоровья потомства. Подменены постепенно. Потому что еще и в т.н. «темные» или «средние века» в жизни людей было очень много праздника и естественности! А что кажется, будто это продолжалось долго, так на самом деле «средние века» гораздо короче, просто в написанную «историю» вставлены «искусственные века» с ужасными свидетельствами, дабы напугать наивных потомков и чтобы несведущим потомкам казалось, что «технический прогресс» их избавил от «жуткого и темного прошлого» и вывел на «широкую дорогу» «светлого будущего». Реальные свидетельства «продолжительности» не подтверждают, вот в этом смысле и ценны литературные и фольклорные памятники. Ведь можно подчистить тексты и переводить с языка на язык приблизительно, с нарочными искажениями, но дух и логика эпохи все равно остаются «между строк»… ... …

(фрагмент книги: Властелин времени-3: Мифы мертвого царства. – РИТМ, 2005.)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1819