19.05.15
Кадр из короткометражного анимационного фильма Свердловской киностудии «Сон смешного человека» (Россия, 1992) по сценарию Ф.Достоевского и А.Петрова.

Сон мне снится - вот те на… Что, сказать, чего боюсь (А сновиденья - тянутся)? Да того, что я проснусь - А они останутся!..

(Владимир Высоцкий. Страшный сон очень смелого человека. 1971)

 

 

Да, нет же, ничего здесь не напутано. Как написано, так и есть, заголовок: НЕСМЕШНОЙ СОН ЧЕЛОВЕКА! Никто не собирался тут повторять Федора Михайловича Достоевского или пересказывать его «Сон смешного человека». Вот и эпиграф у нас другой, от Владимира Семеновича… Тем более, ничего смешного в том, о чем сейчас будет сказано, не было и нет. Однако ситуация все же почти правдивая, художественная, т.е. с художественным вымыслом, хотя не без документальной основы, поэтому некоторые совпадения терминов с реальностью, вроде там «бог» или «программное обеспечение» можно считать случайным. Или же действительно лучше думать, что все происходит во сне, хотя ситуация, если подумать, довольно кошмарная. А при виде кошмара хочется, чтобы он был только лишь во сне.

Вот как будто и все для вступления: оно получилось достаточно компактным, т.е. как бы сказали все и ничего не сказали. А вы что подумали? Короче, пошли дальше.

А сон такой. Действие в нем происходит в наши дни на Земле. Представьте себе такое щекотливое положеньице, что пришел в «отдел кадров» один Бог устраиваться на работу. Да и «отдел» этот, куда пришел Бог, был не простой, где сидят обычные инспекторы по кадрам, а самый настоящий, для важных персон. Видимо, скучно стало Богу «наверху» или там, где они обитают, или по какой другой причине, но вот явился он вдруг в этот мир. В общем, сидит перед Богом за простым канцелярским столиком небольшой такой Монстрик и изучает его анкету. И вдоль читает, и поперек перечитывает, и внимательно смотрит даже на обратную чистую сторону листа, в надежде увидеть там хоть одну малюсенькую буковку. Все-таки не каждый день Боги в «отдел кадров» заглядывают. Или же его затруднение в другом – в отсутствии подходящей вакансии? Поэтому он не читает, а просто делает вид. И при этом лихорадочно думает, как бы повежливей отказать необычному гостю? Наконец, он осмеливается поднять глаза на Бога и говорит:

- Извините, вы нам не подходите.

- Как это не подхожу! – пытается возмутиться необычный посетитель. – Я же Бог, я все могу!..

- Вот именно поэтому, - робко перебивает Монстрик. – У вас программное обеспечение не то.

- Что-что не то?

- Ну, у вас, как это сказать по-людски, сознание, мышление, миропонимание, поведение, возможности и все такое не так, как у людей. Поэтому вы нам не подходите, - отвечает Монстрик.

- Погоди-погоди, - удивляется Бог. - Ведь сказано же, что «ЛЮДИ СОЗДАНЫ ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ БОЖЬЕМУ»! Так? Значит, они должны быть почти такими же, как я, к примеру? Хотя бы внешне. Руки-ноги на месте! И я, соответственно, могу делать что-нибудь так же, как они, т.е. посозидать-посотворять!.. Или что-то не так?

- Не совсем как в этой книжке, - отводит глаза в сторону Монстрик. – Наверное, вы давно не бывали на Земле. Сейчас времена другие. Не то, что раньше. Прогресс, понимаете ли, сложные технологии, автоматизированные системы, подготовка узких специалистов и т.д. Сразу, в двух словах и не расскажешь. Все другое, понимаете?

- Не понимаю пока. Давай в этом месте подробней, что тут у вас происходит...

1.

- Ну, какой бы для наглядности пример привести проще, - задумывается Монстрик. – Вот, возьмем простую стройку, строительство зданий…

- А, понял, - улыбнулся Бог – Так, это я быстро! Любой дворец на века за пару дней или дней за семь создам!..

- Да, вы что! – испугался Монстрик. – Нельзя так! Люди не поймут. Это же будет просто катастрофа для современного мира, информационный взрыв, невиданная сенсация! Чуть ли не какие-нибудь массовые беспорядки вспыхнут, если люди такое «чудо» увидят! Тут, знаете ли, такое начнется! От митингов местных жителей до паломничества со всех концов планеты… Нет-нет, даже не думайте! Не пойдет.

Бог с недоумением долго смотрел на испуганного Монстрика, а потом задумчиво спросил:

- А как тогда сейчас строят дворцы и храмы?

Видимо, Монстрик был непростой и кое-что понимал в разнице, как творили Боги на Земле и как ведется строительство различных сооружений сейчас. Не зря же занимал целый кабинет в настоящем «отделе кадров» по важным персонам. Он немного помялся, а потом все же заговорил:

- Даже не знаю, как вам это описать. Ведь вы же, Боги, все еще творите мыслью и образами, природными силами и материями. И главное, играючи и вдохновенно. Для вас созидание даже огромного дворца - это просто как красивая душевная песня, а результат – как неувядаемый чудесный венок из самых красивых цветов…

- Да ладно расточать похвалу, - отмахнулся Бог. – Давай ближе к делу. Как люди-то созидают сейчас дворцы?

- Вот-вот, и я о том же… Сейчас такие вещи даже довольно скромных масштабов строят годами, порой много-много лет. И в строительство скромных размеров сооружения, вроде дворца, вовлечены сотни и сотни людей, не считая массу различной строительной техники…

- Постой-постой, какая-такая «строительная техника»? – спрашивает Бог.

- Ну, это такие «железные заменители» рук мастеров, и, предваряя ваш следующий вопрос, скажу, что они двигаются не живой силой сотворения, а искусственной, которая получается за счет сжигания природных ресурсов. Ну, понимаете, они уже не могут по-другому…

- М-м. Я действительно пока что-то плохо соображаю. Или со мной что-то не то, или с таким миром. Впервые со мной такое, - хмурится Бог, осторожно массируя виски пальцами. – Если на строительстве дворца так много «заменителей рук» мастеров, то что же там делают сотни людей годами, можешь мне сказать? Они что, там живут, на стройке этой? Или наоборот, бегут от нее, от жизни, чтобы вообще не жить, а просто переждать? Чтоб раньше времени не убиваться.

Монстрик, увидев растерянность Бога и недоумение, сразу несколько осмелел, и заговорил бодрей:

- Вот, видите, я же говорил. Как вас принять на стройку, на какую должность? Я же сразу сказал, что вы нам не подходите!

Но Бог быстро собрался и, пронзая Монстрика острым взглядом, строго спросил:

- Признайся, что вы тут сделали с людьми? Почему они не могут созидать дворцы, какие хотят? И почему не хотят?

- Да. Ничего с ними не делали. Все добровольно. Спросите на улице любого! Люди живут, как они хотят, и строят то, что хотят!

2.

- Нет, мы пока не пойдем на улицу, - строго посмотрел Бог на Монстрика. – Мы будем смотреть картинки.

- О, пожалуйста, у меня много чего есть о том, как люди живут, - заулыбался Монстрик, открывая крышку большой плоской коробки. – Могу показать и прокомментировать все!

- Что это? – спросил Бог.

- Это «ноутбук» называется. С его помощью много чего можно делать. И картинки посмотреть тоже. У меня там и подходящие для нашего разговора сюжеты есть, хорошие, прямо как кино!

- Не надо, - сказал Бог. – Мы будем смотреть другие картинки и по-другому. Али разучился уже?

- Опять будете в мозгах моих копаться? – нахмурился Монстрик.

- А вообще, тебе какая разница, туда глазеть, - кивнул Бог на уже закрытый ноутбук, - или сразу познать? Ну, если уж так хочешь, если тебе от этого легче, - Бог окинул взглядом весь кабинет, - ты можешь свои картинки видеть вон в той раме, или вот на этой белой стене.

- Ну, хорошо, пускай будет на стене.

И тут стена исчезла, будто ее никогда и не было здесь. Вместо нее кабинет продолжился, как бы это сказать понятней и проще, будто бы «кусочком» реальной действительности, как мы ее на самом деле видим. «Кусочком», в смысле, что эта ворвавшаяся в кабинет действительность ограничивалась размерами стены, как большим окном – на улицу, в лес, или в какой-нибудь зал, в зависимости от того, что показывалось. Давно Монстрик ничего подобного не видел и как-то отвык уже.

- Давай, комментируй, - как будто издалека услышал он голос Бога. – Что на картине происходит!

Монстрик помолчал, собираясь мыслями и вникая в происходящее, и начал давать объяснения тому, что они на пару с Богом сейчас наблюдали перед глазами.

Это не было похоже на обычный для людей просмотр фильмов или слайдов (трудно сравнить с фильмом реальный «кусок» действительности). И картины менялись так стремительно, что у человека от этого просто зарябило бы в глазах. Но Богу некогда многочасовые просмотры устраивать, отсюда и невообразимая скорость смены картин, которые тут же замирали, как нарисованные или уснувшие, как только у Бога возникал вопрос к Монстрику (помните, в фильме по сказке Пушкина, как бы застывшую жизнь или остановленное мгновение в городе, когда царица и его сын Гвидон только-только вошли в город? – вот примерно так). Да и вообще, что же в этом вообще странного, если все это лишь мысленные образы, иллюзии, запись?..

3.

- Это котлован… Начало стройки. Мы видим работающую строительную технику, и людей вот здесь, здесь и еще здесь. И вот там, где будет фундамент…

Монстрик говорил, говорил вынужденно, говорил однотонно, а Бог его временами перебивал, задавал вопросы, высказывал свое недовольство…

Вам вот было бы интересно слушать чьи-то нудные почти технические комментарии о том, как строятся большие сооружения, когда мы на все это уже давно насмотрелись? И не только о стройке, а обо всем том, что мы видим в кино и в реальной жизни, дома или на улице, на работе? И даже не слушать, а просто читать об этом, как сейчас? Вот-вот. Это же скука такая, что впору прервать чтение и пойти по своим делам. Ведь то, что рассказывает Монстрик, мы все давно уже знаем сами.

В то же время очень любопытно, а что об увиденном скажет Бог! Поэтому, наверное, стоит пойти по пути нынешних «монтажников», которые из какого-нибудь фильма, например, собирают «нарезку» самых показательных «сцен» или «цитат». Так и здесь можно всю их хорошо проиллюстрированную беседу полностью «пропустить», оставив только интересные или просто забавные реплики (если местами, допустим, не понять, почему это так реагирует Бог).

Вроде вот таких моментов, например:

- Ну, допустим, допустим. Построили это, построили то. Я тут вижу много мужчин, которые что-то там решают, строят, принимают… А где женщины, с ними согласовали этот, как ты говоришь, «строительный объект»? – спрашивает Бог.

- Их нет, - признался Монстрик. – Нет ни на стадии проектирования, ни на стадии строительства, ни на стадии сдачи объекта. Никто ни о чем женщин спрашивать в таких случаях не планирует. Я понимаю, что вы хотите узнать. И не представляю, как можно что-либо от Бога скрыть. Поэтому вам чистосердечно и говорю. Скажу больше! На стройке реально нет даже мужчин. Перед вами будто безликие и бесполые исполнители заказа. Потому что сегодня на планете такая цивилизация – не для людей…

- Не для людей говоришь? Возмутительно, - воскликнул Бог. – Ну, вот этот, который кирпичи кладет, давно этим занимается?

- Судя по его возрасту, думаю с годик, пока в училище учился на каменщика, а потом на стройках разных лет так 15-20.

- У меня скоро глаза на лоб вылезут от удивления, - проворчал Бог. – О чем тебя ни спроси, все на шок тянет! Как можно много-много лет изо дня в день класть кирпичи? Что человеческого осталось в этом живом «кирпичеукладчике», где здесь творчество, радость созидания и любовь!? Он что-то еще умеет? Кто его надоумил на это?

- Сложно сказать, кто именно. Сейчас так живут…

- Ну, какая же это жизнь!?

- Сейчас так живут, - продолжил Монстрик, будто не заметив недоумения Бога, - что трудно сказать, кто его надоумил. Может быть, в семье, когда он еще маленьким был. А может быть, уже в школе были занятия профориентации. Или он просто подался в первое попавшееся училище профессию получать… Система такая, что людям нужно куда-нибудь устроиться, чтобы было на какие средства хотя бы есть и одеваться…

- Напридумали слов разных, пустых и никчемных: «школа», «училище», «профессия», «профориентация», «специализация»… Вы хоть сами-то видите весь бред, который за ними стоит? И вы это называете «цивилизацией»? – спросил Бог у сжавшегося от страха в кресло «кадровика». – Да хрен с ним, с вашей цивилизацией. Где здесь «человек разумный», который мастер на все руки, творец «по образу и подобию»? Где он?..

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)

 

Публикация в электронном журнале "ЗОВУ РИТМ", май 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1822