15.08.15
Запах и вкус естества наши предки, в отличие от сегодняшних людей, имели сполна. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2014

(Почти реферат по М.М.Бахтину)

 

…Поэтому важно понять и то, что живой «карнавальный» или «праздничный» смех в корне отличается от современного юмора. Нельзя их перепутывать на том лишь основании, что в современном юморе встречаются естественные нотки. Иначе и не может быть. В технократической цивилизации практически все паразитирует на силе и жизненности естества Природы, в том числе Природы Человека Разумного. И смех тоже. Другой вопрос, что Природа эта упрощается, искажается, опошляется…

Вот что говорит М.Бахтин о карнавальном смехе:

«…Это, прежде всего, ПРАЗДНИЧНЫЙ смех. Это, следовательно, не индивидуальная реакция на то или иное единичное (отдельное) «смешное» явление. Карнавальный смех, во-первых, ВСЕНАРОДЕН (всенародность, как мы говорили уже, принадлежит к самой природе карнавала), смеются ВСЕ, это – смех «на миру»; во-вторых, он УНИВЕРСАЛЕН, он направлен на все и на всех (в том числе и на самих участников карнавала), весь мир представляется смешным, воспринимается и постигается в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности; в-третьих, наконец, этот смех АМБИВАЛЕНТЕН: он веселый, ликующий и – одновременно – насмешливый, высмеивающий, он и отрицает и утверждает, и хоронит и возрождает. Таков карнавальный смех…» (М.Бахтин)

Это действенный смех, воздействующий на всех, в том числе и на самих смеющихся. Этой целостностью и отличается живой, карнавальный смех от современного юмора, преимущественно салонного (или эстрадного), оторванного от целостности Бытия и предстающего чем-то частным и несущественным, над чем можно посмеяться и что можно не принимать в расчет в собственной жизни. В результате, получается смех ради смеха, расслабления и отвлечения, как слабая попытка восстановить равновесие в самочувствии через выплеск излишне накопленных и зажатых эмоций в какую-то пустоту. Современный смех, в соответствии с общей тенденцией современного мировосприятия, не дает, по выражению М.Бахтина, «целостности смехового аспекта мира». Изменилось сознание людей, в соответствии с их мировосприятием. Как раз этому важнейшему моменту люди сейчас не придают значения, и часто все времена и эпохи измеряют современным восприятием. Люди стали проще и серьезнее, даже на праздниках. И праздники стали преимущественно официальными и официозными, краткосрочными, когда народ просто не успевает войти в особую атмосферу празднества, а уже пора возвращаться к серьезному быту и к серьезной службе на благо технократической цивилизации. М.Бахтин отмечает, что, в отличие от этого,

«…Празднества карнавального типа… занимали очень большое место в жизни средневековых людей даже во времени: большие города средневековья жили карнавальной жизнью в общей сложности до трех месяцев в году…»

Это все равно, что длительный отпуск или каникулы. Такой срок требует перестройки всего образа жизни, если даже потом нужно все вернуть обратно. Но запах и вкус естества наши предки, в отличие от сегодняшних людей, имели сполна, имели в качестве огромного опыта и питательного источника. Другое дело, что М.Бахтин все же передает атмосферу того времени преимущественно в духе официальной историографии, но даже через это он ясно дает понять, что до промышленной экспансии люди были гораздо здоровее и гораздо ближе к естеству:

«…Влияние карнавального мироощущения на видение и мышление людей было непреодолимым: оно заставляло их как бы отрешаться от своего официального положения (монаха, клирика, ученого) и воспринимать мир в его карнавально-смеховом аспекте. Не только школяры и мелкие клирики, но и высокопоставленные церковники и ученые богословы разрешали себе веселые рекреации, то есть отдых от благоговейной серьезности, и «монашеские шутки» («Joca monacorum»), как называлось одно из популярнейших произведений средневековья. В своих кельях они создавали пародийные или полупародийные ученые трактаты и другие смеховые произведения на латинском языке. Смеховая литература средневековья развивалась целое тысячелетие и даже больше, так как начала ее относятся еще к христианской античности. …Количество дошедших до нас рукописей этой литературы огромно. Вся официальная церковная идеология и обрядность показаны здесь в смеховом аспекте. Смех проникает здесь в самые высокие сферы религиозного мышления и культа… Латинская смеховая литература средневековья нашла свое завершение на высшем ренессансном этапе в «Похвале Глупости» Эразма (это одно из величайших порождений карнавального смеха во всей мировой литературе) и в «Письмах темных людей»…» (М.Бахтин)

И еще одна большая цитата (да простит нас за это читатель!), передающая пусть и бедно, современным языком, но живую атмосферу карнавала:

«…На карнавальной площади в условиях временного упразднения всех иерархических различий и барьеров между людьми и отмены некоторых норм и запретов обычной, то есть внекарнавальной, жизни создается особый идеально-реальный тип общения между людьми, невозможный в обычной жизни. Это вольный фамильярно-площадной контакт между людьми, не знающий никаких дистанций между ними. …Подобные явления известны каждому и в условиях современного речевого общения. Например, когда двое вступают в близкие приятельские отношения, дистанция между ними уменьшается (они «на короткой ноге»), и потому формы речевого общения между ними резко меняются: появляется фамильярное «ты», меняется форма обращения и имени (Иван Иванович превращается в Ваню или Ваньку), иногда имя заменяется прозвищем, появляются бранные выражения, употребленные в ласковом смысле, становится возможным взаимное осмеяние (где нет коротких отношений, объектом осмеяния может быть только кто-то «третий»), можно похлопать друг друга по плечу и даже по животу (типичный карнавальный жест), ослабляется речевой этикет и речевые запреты, появляются непристойные слова и выражения и пр. и пр. Но, разумеется, такой фамильярный контакт в современном быту очень далек от вольного фамильярного контакта на народной карнавальной площади. Ему не хватает главного: всенародности, праздничности, утопического осмысления, миросозерцательной глубины. Вообще бытовизация некоторых карнавальных форм в новое время, сохраняя внешнюю оболочку, утрачивает их внутренний смысл. Отметим здесь попутно, что элементы древних обрядов побратимства сохранились в карнавале в переосмысленной и углубленной форме. Через карнавал некоторые из этих элементов вошли в быт нового времени, почти полностью утратив здесь свое карнавальное осмысление…» (М.Бахтин)

Но если умные выводы сделаны гораздо раньше нас, почему бы на них не указать, почему бы их не цитировать?! … ... …

(фрагмент книги: Властелин времени-3: Мифы мертвого царства. – РИТМ, 2005.)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", июль 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1835