24.12.10
Дорога в неизвестность, к новым открытиям!

Грани между реальностью и чудом не существует. Все зависит от вашего внимания и чуткости. Сомневающиеся смогут проверить. Неверящим не помочь. (Из практического опыта)

 

 

Скоро сказка сказывается, да не скоро она понимается. К тому же умные теории никогда никаких тайн не раскрывают, а только покрывают загадку еще одним слоем пыли очередного истолкования.

Сказка же, особенно наполненная волшебством, хранит в своих кристаллах знание об иных уровнях мысли, недоступных рассудочно-мозговому уровню. В данном случае суть заключается отнюдь не в реабилитации сказки перед "здравым смыслом": от рождения слепому глупо доказывать, что где-то высоко-высоко есть облака, солнце и звезды... Только зрячий знает, что за горизонтом есть еще что увидеть, что за пределами любого восприятия, если потренироваться, есть еще невоспринимаемое, такое же реальное, как и уже воспринятое. И только разумный человек знает, что НИ В ОДНОЙ СКАЗКЕ НЕТ НИЧЕГО НЕРЕАЛЬНОГО. Неразумно лишь одно - понимать сказку буквально.

 

Наоборот, жизненная практика показывает нам глубину и целостность древних знаний, символов, смыслов, их слиянность с природными силами. Древние мифы и сказки - это отнюдь не сказки в плоском понимании, а утраченное (или вытесненное) великое знание, остатки которого ныне и прозываются сказками.

Современному уму, пожалуй, и невдомек, что МИФЫ И СКАЗКИ В ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА ВЕЧНЫ и никогда никуда не исчезают. Можно позабыть все слова, можно не помнить ни одной сказки, ни единого мифа, но их смыслы и символы всегда присутствуют в нас. МИСТЕРИИ БЕССМЕРТНЫ. МИСТЕРИИ, КАК ФАКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО (МЕНТАЛЬНОГО), НЕЗРИМО СУЩЕСТВУЮТ В КАЖДОМ ИЗ НАС В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ЯВЛЕННЫХ И НЕЯВЛЕННЫХ ФОРМАХ, ЧАЩЕ ВСЕГО В СТИХИИ МОГУЩЕСТВЕННОГО, ПОЧТИ НЕ ЗНАЕМОГО НАМИ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИАЛЬНОГО. (Кстати, рационализированное социальное бессознательное есть трансформированная через сознание проекция глубинного символического коллективного бессознательного.) Речь не о том, чтобы наконец-то раскрыть тайну: никогда ни одна тайна рассудку или сознанию не откроется. Дай бог, соприкоснуться с живой тайной, не оскверняя ее праздным любопытством!

Это очень трудно: соприкоснуться - значит понимать. Чтобы понимать, нужно постоянно познавать, думать. Только в этом случае возможно найти и открыть в себе ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ - ЦЕНТР СКАЗКИ.

* * *

Непредвзятое познание, если трезво смотреть на положение вещей, упирается в самопознание: НЕТ НИКАКОГО ПОЗНАНИЯ БЕЗ САМОПОЗНАНИЯ. Это две неразрывные стороны одной медали. Всякие уловки и извращения ума начинаются, когда игнорируют одну сторону за счет другой, тем самым с ходу показывая свою неполноценность и несостоятельность.

Самое поразительное обнаруживается, когда обращаемся к фактической стороне жизни: большинство окружающих не придает самопознанию значения в такой степени, что даже великие мудрецы во все времена не могли преодолеть эту массовую тупость людей. В результате, эта масса питается ущербным ("объективным") знанием, изначально оторванным и выхолощенным от самопознания.

(Следует сразу же оговорить, что данный текст предназначен не для умных - извините за выражение! - полудурков или полугуру, а для тех, кто пытается действительно осмыслить самостоятельно основания собственного жизнебытия, то есть пытается действительно думать!).

Думать самостоятельно - не значит отвергать науку: без инструмента несерьезно за что-либо браться. Но здесь вот уж поистине ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА!

Во-первых, для думающего человека НАУКА - это не свод каких-то непререкаемых истин и фактов, а действительно более или менее несовершенный, но очень полезный ИНСТРУМЕНТ, помогающий думать. Наука превращается в отраву, когда ее заучивают и бездумно цитируют. А еще хуже - когда начинают отравлять наукой массы людей под видом просвещения, вместо того чтобы НАУЧИТЬ думать.

Во-вторых, думающего опыт жизни учит НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ОТВЕРГАТЬ. Если что-то существует в какой-либо форме (предметно, информационно и т.п.), то оно уже существует, даже если не вписывается ни в какие рамки и известные теории.

Ниоткуда ничего не появляется. Если в поле восприятия появилось, то исследуй! На то нам и наука, как путь и направление, как метод и инструмент.

А впрочем, НИКОГО И НИЧЕМУ УЧИТЬ И НЕ НАДО. Каждый рождается с гениальной способностью думать и учиться. Каждый предназначен выучить свой жизненный урок и изначально все для этого имеет. Только не надо с самого рождения подменять эти способности чем-то мешающим. Например, нельзя забивать детям голову наукой и чем-то еще, в смысле набора определенной информации. Единственное, что ребенку нужно, как и всякому взрослому, - это чтобы его любили так, как окружающие любят себя! Любят друг друга! И он научится любить, как думать и думать, как любить!

Это действует железно, как закон. Беда, если дитя не найдет и не встретит настоящей любви. Тогда получается так, как в массовом порядке случается сегодня. Взрослые, не умеющие любить и не знающие любви, сами того не подозревая, передают ребенку - по всем каналам его восприятия - опыт НЕЛЮБВИ И НЕЗНАНИЯ. Отсюда все последующие проблемы! Катастрофа - если ребенка принуждают учиться. За принуждение он отыграется сполна, как только вырастет и станет дееспособным: устроит здесь сущий ад - и детям своим, и "предкам"! И нечему тут удивляться: что посеешь, то и пожнешь! Именно это закономерно следует из народной мудрости и элементарных положений психологической науки. Отыграется на "предках" и всех окружающих - потому что забивали голову их наукой и не дали сотворить свое, с чем ребенок пришел в этот мир. Отыграется сполна, сам не понимая почему. Отыграется на своих детях, сам того не желая, - так он просто с самого рождения "слепой": не знает опыта любви к детям, относится к своим чадам так же невежественно, как относились к нему самому.

Что поделать, коли человек превратный, даже самые правильные средства у него действуют только превратно, и наука оборачивается злом. Не отсюда ли потом следует мораль добра, несущего только зло? А еще говорим о непредвзятой науке! Откуда же она возьмется в такой ситуации! Наука познания невозможна без самопознания, а самопознание - это уже психология.

НАСТОЯЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ЭТО НАУКА, ДАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКУ КЛЮЧ К ПОЗНАНИЮ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МИРА, СВОЕЙ ДУШИ.

* * *

Таким образом, в основу самопознания уже можно заложить следующие положения:

- НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ - ЛЮБИТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ ЧЕРЕЗ СЕБЯ;

- НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ДОСТОЙНО СЕБЯ, НО НИКОГО НЕ УЧИТЬ ЖИТЬ;

- НУЖНО ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ;

- ТВОРИТЬ СВОЙ МИР И СОЗДАВАТЬ СВОЮ НАУКУ;

- НИЧЕГО НЕ ОТВЕРГАТЬ, А ПРИНИМАТЬ ВСЕ КАК ЕСТЬ.

Почему? Да потому что любой, кто действительно пытается честно мыслить, неминуемо придет к НЕДОСТОВЕРНОСТИ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ПОЗИЦИИ, НЕДОСТОВЕРНОСТИ ВСЕХ НАУК И ВЕРОВАНИЙ, к тому, что нужно для себя самого заново выстроить всю свою жизнь, вместе с миром, наукой и со всем, что еще только является. Выстроить с любовью и заботой, по-хозяйски!

Все науки до сих пор как-то приспосабливают людей к тому, что якобы дано, а религии как-то смягчают острые углы, спорные моменты и пытаются залечить "болячки", получаемые людьми в ходе такого очень грубого приспособления, приспособления по принуждению. О разумной жизни вопрос как-то и не возникает, хотя все для этого людям давным-давно дано.

Бич людей - в односторонности и плоском мышлении. Либо фанатичная, почти религиозная, вера в науку и другие знания. Либо не менее страстное влечение к какой-либо религии, данности веры. И в любом варианте - почти полный отказ от самостоятельного мышления и познания. В результате, узость или тупик! Плачевно.

Для целостного познания, или ЦЕЛО-МУДРИЯ, нужна духовно ориентированная наука - настоящая психология. Отсутствие духовной ориентации, как показывает историческая и научная практика, ведет лишь к психической анархии: безответственному умничанью, интеллектуализму, выдумыванию всяческих теорий и гипотез. Практически, для того чтобы не терять ориентиры, не нужно отказываться ни от знания, ни от веры: вера должна служить психопрофилактикой знания. Только тогда у людей появится, наконец, надежда на избавление от шизофренической расколотости сознания на веру и знание, на целостное мировосприятие, на открытие в себе вновь естественного человека, но уже на более высоком витке эволюции человека разумного. Пока же люди страшно далеки от своей цели и идеала - Человека Разумного!

* * *

На пути создания собственной НАУКИ ЖИТЬ нужно честно начинать с того, что есть не "где-то", а у меня: с себя самого, со своего ума. Мой ум, интеллект - это ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, которая зависит от моей психики.

А чем и как характеризуется моя психика? Что это такое вообще? Вот и встает во весь рост первый ЗДОРОВЫЙ (независимый, свободный, даже немножко психиатрический) вопрос, связанный с оценкой психологической полноценности и дееспособности личности: СОХРАННОСТЬ САМОКРИТИКИ.

НАСКОЛЬКО АДЕКВАТНО ЧЕЛОВЕК САМООПРЕДЕЛЯЕТСЯ? Это вовсе не праздный вопрос, от этого зависит благополучие или неудачи личности. Или человек целиком или отчасти полагается на существующие вокруг него представления о мире и людях, толком не разбираясь во всем этом, - научные, религиозные, примитивно-бытовые, то есть фактически отказывает себе в дееспособности, конформно отдаваясь воле обстоятельств. Таков самый легкий путь, но на этом пути в конце не остается ничего человеческого: только существование и функционирование в качестве части чего-то огромного, в качестве биоробота, до наступления непригодности и постепенной деградации. Биоробот не думает, а только воспроизводит заложенные "программы": наследственные, социальные, научные, религиозные... Только вот практика показывает, что люди плохо роботизируются (хотя неплохо зомбируются) и плохо программируются, потому что по природе они вообще-то предназначены для чего-то иного, какого-то высшего смысла. Поэтому цивилизация везде, где только возможно, заменяет людей на механизмы и компьютеры. Пока люди прислуживают около техники, получается некий симбиоз. Но тенденция сегодня однозначная: люди создали цивилизацию, которая их вытесняет. В варианте биоробота люди не нужны ни себе, ни цивилизации: они уже не животные, но еще не человеки разумные. У них есть определенное сознание, порой довольно высокого интеллектуального уровня, но НЕТ САМОСОЗНАНИЯ. В общем, они неполноценны фактически, но "нормальны" с точки зрения цивилизованных норм социума: имеют образование, профессию, работу, платят налоги и воспитывают детей себе на замену, стоят на почве научного материализма, что отнюдь не мешает сочетать его с какой-либо религией, как отдушиной - короче, имеют практически весь набор отличительных признаков людей от животных...

Все это до такой степени "естественно" и привычно, что, наоборот, чем-то выделяющиеся в общей массе, так или иначе, вынуждены нередко подделываться, маскироваться или даже скрываться. Привычно так же, как привычны сегодня страдания и беды людей, катастрофы цивилизации и природные катаклизмы. А существует ли другой, альтернативный подход для того, чтобы узнать, КАК И ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Альтернатива - в самосознающей личности, которая сама себя строит и во всем сомневается. (Потому что, по большому счету, СО-знание и есть со-МНЕНИЕ.) У такой личности с критикой все в порядке (так что психиатры могут быть спокойны), и называется она ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КРИТИКОЙ.

И результат такой теоретико-познавательной критики состоит в признании неоспоримого факта: ЧЕЛОВЕК ИЗОЛИРОВАН В СВОЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЕ. Все происходит и познается через психику. Все органы чувств и восприятия ничего не значат без психики. Даже интеллект - ее функция. С точки зрения научного материализма, через СУБЪЕКТИВНОСТЬ. Так о какой же "объективной" картине мира говорит материализм, будучи целиком продуктом субъективности, если он не выдерживает здоровой психологической критики и строится на произвольно и априори допущенных аксиомах?

* * *

Мое "Я" заключается в моей психической сфере и не может быть за ее пределами: Я ЕСТЬ. Таковы моя реальность, мое бытие, мое основание и жизнь. Но какова она, моя реальность? Не разобравшись в свойствах своей психической сферы для себя, нельзя ничего достоверно утверждать ни о чем - ни "внутри", ни "вовне", ни о том, что это такое вообще... Философия науки не принимает всякие метафизические объяснения и не в состоянии предложить более приемлемую альтернативу, хотя вроде бы признает, что познание - ДУХОВНАЯ способность, то есть признает дух, отводя ему вторичную роль, после материи.

Но сколько научной литературы ни изучай, МАТЕРИЯ оказывается гипотезой или символом чего-то неизвестного и почти непознанного в такой степени, что за материей может стоять что угодно: и бог, и энергия, и пространство, и еще что-либо... Философия науки попадается в ловушку своей формальности: принцип бытия, или принцип реальности, ПОДМЕНЯЕТСЯ другим названием - материя. "Материю" приняли и допустили за реальность. ПРОСТО-НАПРОСТО ПОВЕРИЛИ в то, что, дав реальности другое имя, этим самым создали нечто новое, и упразднили старое. Ну и чем в таком случае научный материализм отличается от каких-либо веры или суеверия, религии или любой другой произвольной теории миропонимания?

Для моего собственного самоопределения в реальности я не получаю от материализма ничего более существенного, чем от так называемого "идеализма". Мне все равно познавать реальность, несмотря ни на какие названия и ухищрения, познавать себя и мир, независимо от того, можно все это "пощупать" или нет. (Даже вопрос, чем я "щупаю" - руками или тем, что принято считать содержимым мозга - на самом деле не такой уж простой.) Это научный материализм противопоставился метафизике, а мне от этого не становится легче жить: будучи между ними, все равно мне самому жить и отвечать за свою жизнь.

Для меня, в моей психической сфере, весь процесс познания протекает в психике, о чем мне свидетельствуют все мои органы чувств. Поэтому ПОЗНАНИЕ РАВНО САМОПОЗНАНИЮ, не может строиться на иных принципах, чем самопознание. Поэтому в психологии познание (или знание), искусственно мною или кем-то вынесенное за пределы психики, называется ПРОЕКЦИЕЙ. Объект - это нечто спроецированное из моей психики "вовне". Мир, воспринимаемый мной через мою психику, - это тоже проекция чего-то непознанного во мне. А само бытие, или реальность, есть, видимо, нечто большее того, что я воспринимаю. РЕАЛЬНОСТЬ БОЛЬШЕ ТОГО, ЧТО Я ВОСПРИНИМАЮ; ПСИХИКА БОЛЬШЕ ТОГО, ЧТО Я СОЗНАЮ. Где сливаются и разливаются реальность с психикой, это никому не ведомо. Однако для воспринимающего ("наблюдателя") РЕАЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ ОДНОЗНАЧНО ПСИХИЧЕСКОЙ, А ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ. Отсюда невольное признание, что мое сознание - только малая часть неосознанной, неосвоенной и необъятной психической реальности, которую, в противовес сознанию, можно называть БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ. И нет уже никаких сомнений в том, что мое Я, мое сознание, происходит из недр этого Бессознательного: оттуда я со своим сознанием являюсь и туда же, после определенного срока, погружаюсь...

И для меня гораздо актуальней разумный человеческий вопрос: кто Я? Зачем Я? Откуда и куда? Как мне следует жить, чтобы действительно жить разумно? И совсем ни к чему мне шумиха вокруг по поводу слов, как называть реальность: материей, энергией, богом или информацией... Какая мне разница, как это называется, когда можно обозвать еще как угодно и когда вот оно другое, бесконечно более важное, чем все слова - моя непознанная жизнь! Вот и получается теперь для моей науки самопознания, что:

- Я СУЩЕСТВУЮ В ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЕ (СРЕДЕ);

- ВСЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ МЕНЯ ПСИХОЛОГИЧНАЯ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНОЙ;

- ДЛЯ ЗДРАВОЙ САМООРИЕНТАЦИИ ТРЕБУЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКА;

- ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРЕДОХРАНЯЕТ СОХРАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КРИТИКИ;

- КРИТЕРИЕМ ДОСТОВЕРНОСТИ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЕЕ АДЕКВАТНОСТЬ ПРАКТИКЕ МОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

* * *

Я (мое сознание) есть для меня ЛИЧНОСТЬ, со всеми ее милыми достоинствами и недостатками, являющимися продолжением моих достоинств. Это мое ЛИЦО!

Но личность - это не только лицо, за лицом есть скрытая, теневая сторона личности. ТЕНЬ, согласно психологической науке, состоит из вытесненных из сознания комплексов, отчасти забытых и отчасти непризнаваемых в себе, и называется ЛИЧНОСТНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ. Чтобы заглянуть в собственную Тень, свою неполноценную часть, нужно обратить внимание, как мы себя ведем в ситуации, которая называется "замечать соринку в чужом глазу и не замечать бревна в собственном". Свою неполноценность нам легче спихивать на ближних, то есть как-то вытеснить из себя и спроецировать на кого-нибудь другого, хотя, на самом деле, от этого ничего не меняется (моя неполноценная часть от этого не изменилась, а стала лишь незаметной для меня и мешает мне теперь незаметно и неожиданно, отчего только хуже).

Личностное бессознательное является только верхним слоем ГЛУБИННОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, до того бездонного и неизвестного, что люди испытывают жуткий страх и стараются, сами того не сознавая, от него наглухо отгородиться любыми средствами: социумом, наукой, богом, материализмом...

Но от себя же не убежать! И сознание, и бессознательное - в моей психической сфере!

Вообще-то "в моей" - УЖЕ УСЛОВНО. Потому что границы нашего бессознательного неизвестны. Даже практически то, что в психологии называется КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ и отчего люди безотчетно, почти инстинктивно отворачиваются, каждое мгновение приходит к ним "извне", прямо в лоб, в форме СОЦИАЛЬНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, во власти которого находится так называемый "Мир", со всеми политическими, экономическими и иными событиями. У людей почему-то складывается впечатление, что они достигли какого-то господства над внешней и внутренней природой. Откуда у них это дьявольское совершенство в манипулировании друг другом и дьявольская иллюзия господства, похоже, этим вопросом мало кто из людей задается? Осознание собственной неполноценности (недостаточности) отсутствует, как и понимание, что нельзя делать все, что заблагорассудится. Большинство людей просто не ведает, что над ним и через него ВЛАСТВУЕТ НЕЧТО, им непознанное и неуправляемое - то ли бог, то ли дьявол, то ли еще что-то. Тайна сокрыта в сфере Бессознательного.

Настраиваясь на действительность, называемую "внешним миром", ВНЕШНЕОРИЕНТИРОВАННЫЙ никогда не удовлетворяется тем, что получает, а хочет больше и лучше, ищет это по-прежнему, согласно своему предрассудку, ВОВНЕ. Он не понимает, что его толкает вперед, на поиски, внутренняя пустота, нищета. Не понимает свою ДВОЙСТВЕННУЮ природу и не подозревает, что ВНУТРИ (изнутри) он тоже человек, со своими ВНУТРЕННИМИ потребностями. Внутренние (духовные) потребности никакими внешними благами не удовлетворяются: для внутреннего подходит только внутреннее. Внешне ориентированный не осознает внутренней недостаточности и ему непонятно, почему он страдает от себя самого. А дело в том, что внутренняя часть каждого из людей так же могущественна и даже более связана с Бессознательным, чем внешняя часть. В нас как бы два существа, одинаково реальные: внешнее (материальное) и внутреннее (духовное). Когда образуется дисгармония (например, внутреннее не получает достаточно духовной пищи), складывается как бы шизофреническая расколотость сознания. Ненасытно устремляясь на внешнее и забывая внутреннее, мы, возможно, и получим желанное, но вместе с желанным получим и "счет на дорогую плату" за это - адекватную реакцию внутреннего в форме СТРАДАНИЯ. За все нужно платить.

НЕОБХОДИМА ГАРМОНИЯ ВНЕШНЕГО (МАТЕРИАЛЬНОГО) И ВНУТРЕННЕГО (ДУХОВНОГО).

* * *

Итак, исходя из полученного, в науку самопознания можно теперь добавить следующее:

- ВОЗМОЖНО БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ОЧЕРТИТЬ КОНТУРЫ СОБСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ;

- КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ПРЕДСТАВИТЬ И РАССЧИТАТЬ СВОЮ СКРЫТУЮ ЧАСТЬ - ЛИЧНОСТНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ;

- СОЗНАНИЕ - ЛИШЬ МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ В ГЛУБИННОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ, И НИКОМУ НЕ ВЕДОМЫ ПРЕДЕЛЫ ГЛУБИННОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО;

- ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ДВОЙСТВЕННА И СОСТОИТ ИЗ РАВНО НЕОБХОДИМЫХ ЧАСТЕЙ: ВНЕШНЕЙ (ФИЗИЧЕСКОЙ) И ВНУТРЕННЕЙ (ДУХОВНОЙ);

- ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННО ПОЗНАВАТЬ СЕБЯ И ПОСТОЯННО РЕШАТЬ ЗАДАЧУ ГАРМОНИЗАЦИИ (УРАВНОВЕШИВАНИЯ) ВНЕШНЕГО С ВНУТРЕННИМ.

А теперь пора более основательно сориентироваться в том, что называется ПСИХОЛОГИЕЙ. Сегодня она уже на том же высоком уровне, что и ЙОГА: обе в состоянии достигать глубинного бессознательного и давать в нем нужные ориентиры.

Если привести психологию и йогу к некому общему знаменателю, выясняется следующее: ОБРАЗЫ ГЛУБИННОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ИМЕЮТ МИФОЛОГИ-ЧЕСКИЙ, СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР. А с учетом того, что границы и пределы Бессознательного неизвестны, одинаково справедливы как формулировка "мир богов и духов в моем бессознательном", так и формулировка "бессознательное - это мир богов и духов вне меня". Это совершенно без разницы потому, что ПСИХИЧЕСКОЕ ИМЕЕТ ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ, чем те, которые мы полагаем для внешнего физического мира.

При дальнейшем сопоставлении психологии с практиками йоги выясняется следующее: научная философия, в своем страхе перед стихией Бессознательного, не ограничивается подменой "бога" на "материю", а продолжает процесс переименования (подмены понятий) во всех сферах так называемого познания, в том числе и в самой психологии.

В психологии описаны многие качества и характеристики личности, в том числе и различные пограничные и патологические психические состояния, которые нередко выходят из-под контроля сознания и ведут себя автономно. Такие вещи весьма болезненны и только расшатывают и без того слабые позиции сознания. Психология бессознательного утверждает: такие автономные состояния действуют всегда. Разница в том, что издревле в духовной практике они обожествляются, а сегодня в научной практике они именуются просто фобиями, навязчивыми идеями или там другими невротическими состояниями. Короче, БОГИ ПЕРЕИМЕНОВАНЫ В БОЛЕЗНИ! Но суть от этого не меняется: мы по-прежнему не знаем бессознательную психику и трусливо поклоняемся культу самодовольного и ограниченного сознания.

Психологическая практика показывает, что АВТОНОМНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, расщепляющие сознание, достаточно реальны и требуют определенных мер психопрофилактики. Они просто до физического реальны, когда отвергаются и проецируются вовне. Относительно реальны, когда рационализируются в форме некой дисциплины, ритуала, культа, религии. Безопасны и ирреальны, когда личность, через осознание и понимание, освобождается от их болезненных воздействий. При трезвом подходе и беспристрастном анализе нет необходимости в переименованиях: за этими состояниями вполне можно оставить их "божественные" названия и даже целесообразно оставить из психогигиенических соображений. Словесная эквилибристика только мешает познавать. К тому же известно, что ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЗАРАЗНЫ. А посему и неизвестны пределы их заразности (или "божественной могущественности", если говорить согласно древней традиции).

Того, кто действительно желает жить и ищет способы, интересует во всем этом, в первую очередь, одно: ГДЕ ТОТ МЕХАНИЗМ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ ВОЗМОЖНО ГАРМОНИЗИРОВАТЬ СЕБЯ И БЛАГОПОЛУЧНО ВЫСТРАИВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ? С учетом мифологического содержания Бессознательного и тесной связи с традиционной символикой, этот психический механизм целесообразно даже называть ЦЕНТРОМ СКАЗКИ.

* * *

И, наконец, о понятии "ДУША". Без нее все равно не обойтись. Душа и есть тот мир, в котором обитает мое Я. К тому же и "психология" не что иное как "душеведение". Нельзя же, в самом деле, пройти мимо того, что признается даже "материальной" ортодоксальной наукой: все, что нами осознается, есть образно-символический строй психики, который и именуется запросто душой. Да и, возвращаясь к сказанному ранее, ДУШЕВНЫЕ СОСТОЯНИЯ достойнее обожествлять, чем презирать, как болезни. C точки зрения психопрофилактики, даже гигиеничнее! Это вовсе не случайно и не просто так, когда йога, при всей своей практичности (а по западным меркам, даже прагматичности), предполагает существование богов как само собой разумеющееся: так вот явно прослеживается здоровый намек на то, что сам ЧЕЛОВЕК И ЕСТЬ БОГ, ТВОРЯЩИЙ САМОГО СЕБЯ И СВОЙ МИР.

Это прекрасно, когда моя душа не какая-то "частица" чего-то неизвестного, ничтожная несущественность, а сама БОЖЕСТВЕННОСТЬ! Это просто восхитительно и в высшей степени психогигиенично, когда божественность и есть ДУША!

И наоборот, окружающая социальная среда изобилует примерами крайнего эгоизма, переходящего в манию, там, где отвергается душа и бог. А мания находит свое логическое завершение в бесчеловечности и психической болезни...

Отсюда и новые положения в науку самопознания:

- ПСИХИЧЕСКОЕ ИМЕЕТ ДРУГИЕ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО, ИЗМЕРЕНИЯ;

- ОБРАЗЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО НОСЯТ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ, СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР;

- ИЗ МНОГОМЕРНОСТИ ПСИХИКИ СЛЕДУЕТ ЕСЛИ НЕ МНОГОМЕРНОСТЬ, ТО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ;

- СРЕДИ ПСИХИЧЕСКИХ (ДУШЕВНЫХ) СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ОСОБЫЕ, УСТОЙЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ И СУБЛИЧНОСТИ;

- ЧТО ВЫБИРАЕТ РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОГДА ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫБОР МЕЖДУ БОЛЕЗНЬЮ И БОЖЕСТВЕННОСТЬЮ?

* * *

Психическое равно неразрывному единству физического и духовного. Вся жизненная сфера человека заключается в психической сфере. Вся действительность предстает в пределах этого ЕДИНОГО, ДВОЙСТВЕННОГО мира в психической реальности. Мир и переживание мира имеют одну и ту же живую, психическую природу.

Это только кажется нашему расколотому сознанию, что внешняя действительность (то есть то, что действует) действенна явлениями мира, а душевная - только переживаниями, эфемерными, как сон. Такова позиция наивного, основанного только на ощущении, материализма (вернее было бы сказать, "ощущеализма"). Но не "материалист" ли разрушает и ломает все внешнее вокруг себя, побуждаемый ИЗНУТРИ не менее действенным душевным, когда внутренние, новые идеи и проекты кажутся более действенными и реальными, внешнее - формальностью, видимостью, иллюзией?

На самом деле то и другое составляют два плана одного и того же, то есть единую двойственную действительность, и немыслимы друг без друга, как одна сторона медали без другой стороны, как любая вещь без своей противоположности и двойственности.

Для нас, со всех сторон окруженных и насквозь пропитанных духовно-физическим, нет другой категории нашего бытия, кроме ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Непосредственно мы только о ней и знаем, потому что предметом знания становится только то, что выступает в качестве психического ОБРАЗА.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ДОСТОВЕРНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

Если Мир не принимает форму психического образа его можно считать несуществующим. Существует то, что существует в психической реальности, независимо от УСЛОВНОГО деления на физическое и духовное. Существует то, что, так или иначе, оказывает воздействие на психическую жизнь. В этом смысле одинаково реальны: и непосредственно наблюдаемое событие, и различные исторические или художественные описания событий; как научные факты, так и мифологические сюжеты. Все это есть ДАННОСТИ психической реальности.

Наверное, трудно себе представить в качестве данности и Мир; еще труднее помыслить в качестве такового ТОГО, кто дает все "данности", будь это "бог" или "материя". ЧТОБЫ НЕПРЕДУБЕЖДЕННО ПРИЗНАТЬ ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ, ВИДИМО, НАДО ОБЛАДАТЬ НЕМАЛОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. По крайней мере, животная природа человека сопротивляется признавать себя творцом собственных данностей: ей, видите ли, проще скинуть с себя всю ответственность на "всевышнего", "обстоятельства", "материю" и "других"...

Но реальность приходится признавать, какой бы она ни была. Другой же реальности нет. Зачем обманываться? Лучше, когда твердо знаешь, что называемое богом есть мощная сила во мне самом, в моей душе. И когда как таковая эта сила является моей реальностью, я, даже из элементарно житейских соображений, не говоря уж о высоких помыслах, просто вынужден иметь с этой силой какие-то отношения, то есть вступать в диалог с Богом, через свою божественную душу.

Все это, конечно же, на первый взгляд кажется столь же невероятным, как и сказка. Но, пожалуй, только с узкой позиции наивного материализма, который не в состоянии дать реальные ориентиры благополучной и полноценной жизни. СКАЗКА НАСТОЛЬКО ЖЕ РЕАЛЬНА, КАК САМА ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Словом, в набор познавательных выводов добавляются следующие положения:

- ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННО НЕПОСРЕДСТВЕННО ДАННАЯ КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ;

- ЕДИНАЯ (ДВОЙСТВЕННАЯ) ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОДНОВРЕМЕННО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ, И ДУХОВНОЕ;

- ВСЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДАННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ;

- ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ЛОГИКИ, НАСТОЛЬКО НЕВЕРОЯТНА, ЧТО С УВЕРЕННОСТЬЮ МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ОНА СТРОИТСЯ ПО ЗАКОНАМ СКАЗКИ.

* * *

Остается познавать или вспоминать, по каким же законам строится СКАЗКА? И что это такое на самом деле - то, что мы так небрежно и свысока именуем сказками?

Что ж, надо ПОНИМАТЬ! Только через понимание мы избавляемся от власти неизвестного или бессознательного. Недаром и йога – это, прежде всего, освобождение сознания от всякой зависимости. Такой опыт имеет Восток, действительно опирающийся на признание психической реальности.

ПСИХИКА И ЕСТЬ ГЛАВНОЕ И ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ. Следовательно, только сам человек и является исключительной причиной своего самосовершенствования и спасения. А для этого каждому необходима своя собственная ВЕРОЯТНОСТНАЯ НАУКА в том смысле, поскольку есть Бессознательное, то никакой человек и никакое событие не могут быть осмыслены без НЕИЗВЕСТНОГО ОСТАТКА, а потому и недостоверны наивные логические доказательства.

Возможно, расколотость сознания современного человека связана не только с однобокой ориентацией на внешнее, но еще и с тем, что СТРАХ перед Бессознательным заставляет искать какие-то доказательства, гарантии и страховки. Но шаг к более высокому сознанию требует ЦЕЛОСТНОСТИ, которую гарантирует только реальное жизневосприятие психической действительности.

Нам мешают подниматься выше старые привязанности и представления. И чтобы не привязываться к плоским стереотипам старого миропонимания, К ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЛУЧШЕ ОТНОСИТЬСЯ КАК К РЕАЛЬНОЙ СКАЗКЕ!

Должно быть, это невероятно интересно - строить сказку своей жизни!

Старые иллюзии сознания говорят, что ЖИВУ Я. Но изучение сферы Бессознательного разрушает эту иллюзию. Оказывается несколько иначе: НЕЧТО ВО МНЕ ЖИВЕТ ЧЕРЕЗ МЕНЯ. Масштабы этого нечто таковы, что оно включает в себя даже сознательное Я. И нет другого практического выхода, кроме как ПРИМКНУТЬ К ЖИЗНИ ЭТОГО НЕЧТО.

На самом деле, подобное открытие не является открытием. Восток это давно называет ДЕЯНИЕМ В НЕДЕЯНИИ. На практике это формулируется в жизненное правило: УМЕТЬ ДАВАТЬ СОВЕРШАТЬСЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ.

Остается только по возможности учитывать комплексно и сознательные, и бессознательные ПОТРЕБНОСТИ, то есть гармонизировать свою жизнь таким образом, когда ЦЕНТРОМ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ будет уже не "Я", которое является центром ТОЛЬКО сознания, а каждый раз тщательно высчитываемая, или интуитивно угадываемая, некая ВИРТУАЛЬНАЯ ТОЧКА между сознанием и Бессознательным. Виртуальная она потому, что обозначает некую воображаемую точку РАВНОВЕСИЯ между потребностями внешнего человека и потребностями внутреннего человека в постоянно меняющемся движении психической реальности. Эта виртуальная точка и есть, так сказать, искомый механизм, называемый ЦЕНТРОМ СКАЗКИ.

Когда обнаруживается центр сказки, и личность через него гармонизируется в целостном деянии, благоприятный исход просто неминуем. В этом случае страдание актуально лишь на нижнем, грубом уровне личности, и даже оно существенно смягчается на высшем уровне личности своего рода отрешенностью (или некой отстраненностью, взглядом с высоты) и к горестям, и к радостям жизни.

Итак, резюме ко всему изложенному:

- НЕОБХОДИМО ПОСТОЯННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ ОТ ПРЕДРАССУДКОВ;

- СКАЗОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕАЛЬНОСТИ КАК НОРМА;

- ПРИЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ДУШИ: НЕЧТО РАЗУМНОЕ ЖИВЕТ ЧЕРЕЗ МЕНЯ;

- БЛАГОПРИЯТНО ПРИМКНУТЬ К ЖИЗНИ ЭТОГО НЕЧТО И ДАВАТЬ СОБЫТИЯМ СОВЕРШАТЬСЯ;

- ПОСТОЯННО ИСКАТЬ И РАССЧИТЫВАТЬ ЦЕНТР СКАЗКИ, И ЧЕРЕЗ ЭТУ ВИРТУАЛЬНУЮ ТОЧКУ РАВНОВЕСИЯ ГАРМОНИЗИРОВАТЬ ЛИЧНОСТЬ.

И тогда уже можно, как наш знаменитый сказочный персонаж Иванушка, весело принимать участие в игре жизни. Принимать дары каждого дня и всей жизни - доброе и злое, свет и тьму, постоянно меняющиеся местами, как ЯН и ИНЬ. Только так принимается своя собственная сущность в целом, со всем положительным и отрицательным. Только в этом случае реализуется СКАЗОЧНОЕ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО и удается сознательно строить в этой жизни свою сказку!

Наталия Зорина, Алексей Нянин (Екатеринбург, январь 1999)

_____________________
РИТМ. 2005.
© При цитировании материалов ссылка на Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (http://www.zovu.ru) обязательна! Размещение копий на своих сайтах является нарушением закона об авторском праве (см. http://www.zovu.ru/zakon.htm )

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=187