14.09.15
Обложка книги. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2015

ИЗ НОВЫХ ИЗЫСКАНИЙ:

 

… (Окончание. Начало см. в майском-июльском номерах «ЗОВУ РИТМ» 2015г.)

5.

Особо следует обсудить согласные, которые называются аффрикатами. Аффрикаты (от лат. affrico - притираю) - согласные, состоящие из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов. В современной русской речи их два: звук «Ц» и звук «Ч», которые похожи не только физически, по произношению, но даже по смыслу. В силу их похожести, люди настолько перепутывают их местами, что сейчас немало слов, которые либо разделены посредством этих звуков (из одного корня стало два), либо переставлены (пишут вместо звука «Ч» – звук «Ц», и наоборот), либо из двух похожих, но разных корней остался один. А это создает большую путаницу в смыслоразличении. В такой степени, что приходится рассматривать их вместе, как один звук в двух вариантах. Как говорится, потомки разберутся, когда вспомнят Язык изначальный лучше нас! И поправят наши нынешние ошибки и приблизительные описания.

Но в суварском языке с этим все просто и ясно, никакой путаницы! Потому что есть только один такой звук, одна аффриката – «Ч» (согласный звук «Ц» в исконно суварском языке отсутствует, а буква «Ц» в суварский алфавит введена лишь для написания заимствованных слов, и, кстати, точно такая же ситуация с этой буквой в соседнем регионе с татарским языком – как утверждают специалисты, тоже только для заимствований из русского языка).

Этот факт в данном случае важен и для уточнения ситуации в русской речи. Потому что нужно на что-то ориентироваться в запутанной ситуации со звуками «Ч» и «Ц», когда их применение в современном русском языке регулируется лишь искусственными правилами.

Выходит, основным звуком в этой вынужденной парности целесообразно считать все-таки «Ч» (а звук «Ц» производным и вторичным, может быть, даже следствием искажения первозданной Живой Речи, не будем гадать).

Помните, известную мудрость «Человек – мера всего». Соответственно, может быть и самая первая «цель» - это все же «Чель» (через «Ц»), как производная форма от «Чела» (т.е. вместо «Ц» было «Ч», потому что «целей» стало много, когда заблудились, а изначально была одна большая «Чель» (т.е. «цель», если писать как сегодня) – стать полноценным ЧЕЛовеком разумным, а не «целовеком»)?

Среди других наблюдений в пользу «Ч» можно указать и тот факт, что в словах современного русского языка этот звук встречается раза в три чаще, чем «Ц». И главное даже не в этом, а в смысле этих звуков: если «Ч» выражает нечто ПОЛНОСТЬЮ, охватывая и внутреннюю, и внешнюю стороны, то «Ц» обычно касается лишь условно внешних явлений, типа: «Целое, Целовать» и т.п. У него явно вторичная роль, и есть вероятность, что в речи звук «Ц» выделен поздней, и выделен именно из первоначально целого звука «Ч», как вариант изменения произношения и даже выведения вовне части общего для этих звуков смысла.

Вот такое уточнение к ранее сделанным выводам в работах «Живой Русский Язык» (РИТМ, 2007 год) и «Введение в Родную Речь» (РИТМ, 2013).

 

Однако вернемся к суварской речи и звуку «Ч» в ней, который, как уже указывалось ранее, произносится существенно мягче русского аналога.

Нам нужно выяснить, сохраняется ли в суварских словах выявленный через русскую речь смысл звука «Ч», как «проявление сути жизненности, или полнота проявления жизненности», как «всецелая полнота душевной жизненности», как некий процесс, движение, изменение с мощным энергетическим сопровождением. Образно, это как конкретное наполнение чем-либо из многообразия возможного. Отсюда как бы четкость, определенность, избирательность...

Например, слог «ЧА» - имеет смысл «полного проявления целого», или «неотъемлемой включенности в целое, присоединения, слияния». Без ограничения, полностью и сразу. Есть такое в суварских примерах? Вот они: «ЧАп» (слава, честь), «ЧАв» (рыть, копать, царапать), «ЧАк» (отступать,пятиться), «ЧАр» (останавливать; остановить), «ЧАршав» (занавес, занавеска). Ведь на самом деле, к примеру, не бывает «половины» чести или честности, они либо есть, либо их нет!?

Возьмем еще ряд суварских слов, начинающихся на звук «Ч»: «Чăн» (истина, правда), «Чĕн» (звать, приглашать), «Чĕпĕ, чĕп» (птенец, цыпленок), «Чĕре» (сердце; сердечный), «Чĕрĕ» (живой, свежий), «Чик» (колоть, втыкать; воткнуть), «Чÿрече» (окно; оконный), «Чикĕ» (граница, межа), «Чир» (болезнь, хворь), «Чул» (камень; каменный), «Чуп» (бежать; побежать), «Чун» (дух, душа).

На наш взгляд, примеры подтверждают смысл звука «Ч» так же, как это было перед этим со всеми остальными рассмотренными согласными звуками.

 

6.

Далее у нас на очереди заднеязычные по месту образования согласные. Они идут как бы «из глубины», из нутра. Может быть, поэтому на них по смыслу печать некой «изначальности», «заданности», фундаментальности и обусловленности. Они несут в себе и с собой как бы «код» или «матрицу» основания всего творящегося.

При этом в смысловом аспекте, «К» – это нечто «связующее, пограничное, узловое, входящее в состав, примыкающее…», причем довольно «энергетически концентрированное, насыщенное, плотное, трансформирующееся». В этом звуке сокрыто нечто глубинное, связанное с явлениями духовного порядка (природными закономерностями). В то же время наблюдается конкретизация, как бы индивидуализация, примыкание к частному проявлению общего, изначально заданного…

Например, слог «КА» - это, по смыслу, «распространение, расширение трансформации, преобразования, установления связей и их распадения для последующих связей…» Именно поэтому в давних значениях корень «Ка» употреблялся как «дух, душа, оболочка». Или еще этот слог осмысляется как некое «плотное начало», «примыкающее или прилегающее продолжение, распространение». Для легкости понимания можно толковать даже как: «в направлении истоков», «к истокам», «душа, душевность», как некая тенденция, вектор движения.

Здесь в этом отношении можно посмотреть на следующие суварские слова: «КАй» (идти, ехать, отправляться), «КАла» (говорить; сказать), «КАлча» (всходы, ростки; рассада), «КАс» (улица, околоток, даже деревня, или борозда), «КАç» (1. вечер, ночь), «КАç» (2. переходить, пересекать, переправляться), «КАçар» (1. переправлять, перевозить, или 2. извинять, прощать), «КАтăк» (кусок, обломок, осколок; расколотый, щербатый).

Из слов с другими слогами, включающими звук «К», можно привести еще ряд примеров: «Кĕвĕ» (мелодия, напев, музыка), «Кĕпе» (рубашка, сорочка; платье), «Кĕрĕк» (шуба; шубный), «Кĕпер» (мост; мостовой), «Кĕрешÿ» (борьба), «Кĕрт» (вводить, впускать), «Кил» (1. дом, семья), «Кил» (2. приходить, прийти, прибыть, приехать), «Килĕшÿ» (соглашение, договоренность), «Кимĕ» (лодка), «Ку» (этот, эта, это), «Кул» (смеяться, улыбаться), «Кун» (день; дневной), «Куçар» (перевести, переселить, переместить, переводить, перевести (текст)), «Купа» (куча, груда, штабель), «Курăк» (трава), «Куç» (1. глаз; глаза; глазной), «Куç» (2. переходить, переезжать, перемещаться).

Вот так! Это впервые сложно и трудно было искать и находить смыслы, когда сопоставляли сотни слов русского языка с одним и тем же звуком, чтобы найти то, что их объединяет и отличает. А когда уже найден смысл, то обнаружить его наличие или отсутствие в других словах не составляет большого труда. Даже если это слова другого языка.

 

Согласный звук «Х» в смысловом аспекте ассоциируется с «женским жизненным началом», а еще как бы с «делением живой клетки», хотя мы полагаем, что это частные нюансы изначального смысла. Смысл «Х» связан с «механизмом воспроизведения» и «сохранения» в процессе рождения или прихода жизни. Еще «Х» будет выступать как знак «жизни, жизненности, возможностей, потенциала» и т.п. Тут у нас с буквой «Х» получается уже не только «Хранение», в русском языке, а в суварском подобный пример: «Хурал» (охрана, караул, стража). Но и распространение, воспроизведение и т.п. Например, слово: «эХо» (изначально, как отражение и явление). Аналогичные примеры в суварском языке можно подобрать такие: «Хум» (волна), «Хунав» (росток, побег (дерева)), «Хутăштар» (смешивать; смешать, перемешать), «Хуç» (ломать; сломать, переломить), «Хÿме» (забор, ограда), «Хÿтĕле» (защищать), «Хут» (1. бумага), «Хут» (2. этаж, слой), «Хут» (3. топить; «вут хут, кăмака хут» топить печь), «Хут» (4. раз; «виçĕ хут» три раза, трижды).

Или вот корень (и слог) «ХА» – по смыслу «остановка, сохранение, прекращение начала, истока, распространения», Вот и подходящие примеры из суварской речи: «ХАлап» (сказка, басня), «ХАк» (цена, стоимость), «ХАлĕ, ХАль» (сейчас, теперь), «ХАрпăр» (личный, собственный), «ХАрпăрлăх» (собственность), «ХАтĕр» (готовый; или средство, инструмент, снаряд).

Или же, наоборот, слог «ХА» в суварских словах тожесодержит смысл «потенциала воспроизведения»: «ХАваслă» (радостный, веселый), «ХАвхалантар» (воодушевлять, вдохновлять), «ХАлăх» (народ; народный; «чăваш ХАлăхĕ» чувашский народ; халăх юрри народная песня), «ХАрăс» (дружно, одновременно, враз), «ХАстар» (усердный; отважный).

Из слов с другими слогами, включающими звук «Х», можно привести еще ряд таких примеров: «Хăвар» (оставлять; оставить), «Хăват» (сила, мощь), «Хăлха» (ухо; уши), «Хăнăху» (привычка, навык), «Хĕвел» (солнце; солнечный), «Хĕл» (зима), «Хир» (поле, степь), «Хисеплĕ» (уважаемый, почитаемый, авторитетный), «Хура» (черный; «хура çырла» черника; «хура тăпра» чернозем; «хура тăхлан» свинец), «Хурçă» (сталь), «Хуçа» (хозяин), «Хуçалăх» (хозяйство), «Хутаç» (мешочек, пакет), «Хуш» (добавлять, прибавлять; велеть, приказать), «Хушамат» (фамилия), «Хушă» (промежуток, расстояние, пространство; период, время (некоторое)), «Хырăм» (живот; желудок), «Хыç» (зад, задняя часть, спинка), «Хытă» (твердый, жесткий; твердо; скупой, очень; сильно).

Снова уверенно можем сказать, что выявленный в русских словах изначальный смысл согласного звука «Х» подтверждается и в словах суварской речи.

 

7.

И, наконец, у нас осталась последняя группа согласных, несущих общий смысл некой как бы «локализации». К ним относятся взрывные согласные звуки «П» и «Т». В предыдущих работах по языку мы говорили, что для глухих согласных этой группы характерны «конкретность, здесь» и «статика» (поэтому они проще и легче поддаются описанию и формализации).

Звук «П» в смысловом аспекте – это нечто фиксированное, оформленное, обозначенное в определенных границах или проявленности, это сохранение в данном виде, сохранение без изменения.

Соответственно, и слог «ПА» – это некое заданное (фиксированное) по замыслу движение (изменение, распространение). Можно сказать, «фиксированные основы», «обозначенные фигуры, или формы движения». Примеры употребления слова: «ПАй» (доля, часть; деталь; «пуплев ПАйĕсем» части речи), «ПАлăк» (памятник), «ПАллă» (1. знак, отметка; 2. знатный, знаменитый, известный), «ПАрăм» (долг), «ПАрне» (подарок, дар), «ПАтак» (палка), «ПАттăр» (герой; храбрый, отважный), «ПАтша» (царь, государь), «ПАтшалăх» (царство; государство), «ПАхалăх» (ценность, качество), «ПАхча» (сад; огород; плантация), «ПАхчаçимĕç» (овощ; овощи), «ПАян» (сегодня).

Из слов с другими слогами, включающими согласный звук «П», можно привести еще такие примеры: «Пăр» (лед; град), «Пăс» (пар; паровой), «Пăта» (гвоздь), «Пăтă» (каша), «Пĕве» (пруд, запруда, плотина), «Пĕкĕ» (дуга), «Пĕлĕт» (небо, туча, облако), «Пĕлÿ» (знание; знания), «Пĕрене» (бревно), «Пĕтĕм» (весь, целый; в целом), «Пĕчĕк» (маленький), «Пин» (тысяча), «Пир» (холст, полотно), «Пукан» (стул, табурет), «Пукане» (кукла), «Пуплев» (речь, разговор), «Пурлăх» (имущество, добро, пожитки), «Пурнăç» (жизнь), «Пусă» (поле,нива), «Пусма» (лестница), «Пуç» (голова), «Пучах» (колос), «Пуян» (богатый, состоятельный), «Пыл» (мед), «Пыр» (горло), «Пысăк» (большой).

И вот так практически со всеми словами, в которых есть согласный звук «П». Как сами видите, подтверждения находятся легко! И смысл употребления звука «П» в том или ином слове понятен без объяснений.

 

И последний согласный звук, который мы рассматриваем в данной работе, - это шумный, смычный, взрывной, переднеязычный, зубной, глухой звук «Т». Таковы его физические характеристики

В смысловом аспекте звук «Т» употребляется в тех словах, в которых важно передать смысл: «плотности, устойчивости, твердости, опорности, основательности, крепости, прочности, неизменности, постоянства - при повторяемости, цикличности». Согласный звук «Т» тоже показывает фиксацию (или некую локализацию) изменений и движения.

А слог «ТА» – это, по смыслу, обычно «неизменный исток», или «устойчивое начало», «твердость состояния», «устойчивость», «твердое начало» («твердь»), «устойчивость, принятость начала, распространения», «устойчивое первоначало».

Примеры: «ТАкăр» (ровный, гладкий; «çул такăр» дорога ровная), «ТАн» (равный; равно; вровень), «ТАнтăш» (сверстник, ровесник), «ТАса» (чистый; чисто), «ТАçтa» (где-то, неизвестно где), «ТАт» (рвать; оборвать), «ТАтăк» (отрезок, обрубок, кусок, клочок), «ТАшă» (пляска, танец; плясовой), «ТАшла» (плясать, танцевать).

И, наконец, примеры из слов с другими слогами, включающими согласный звук «Т»: «Тăван» (родственник; родной; «тăван çĕршыв» родина, отчизна), «Тăвар» (соль), «Тăвăл» (буря, шторм), «Тăвăр» (тесный, узкий), «Тăм» (глина), «Тăпра» (почва, земля; грунт), «Тăр» (стоять; встать), «Тăрăх» (по; вдоль), «Тетте» (игрушка), «Тĕкĕр» (зеркало), «Тĕм» (куст), «Тĕнче» (мир, вселенная), «Тĕп» (1. дно, днище; 2. главный, основной), «Тĕплĕ» (основательный, аккуратный), «Тĕреклĕ» (прочный, крепкий), «Тĕрĕ» (узор, вышивка), «Тĕрĕк» (тюрк; тюркский), «Тĕрĕс» (истинный, правильный), «Тĕрлĕ» (разный, различный; по-разному), «Тĕслĕх» (пример, образец), «Тĕшĕ» (зерно; ядро, ядрышко), «Тикĕс» (ровный, гладкий), «Тимĕр» (железо), «Тухăç» (урожай, выход (продукции)), «Тÿпе» (1. вершина, верхушка), «Тÿпе» (2. доля, пай, часть), «Тÿрĕ» (прямой), «Тÿс» (терпеть, выносить), «Тыт» (держать; ловить; схватить, поймать).

* * *

В заключение, надо сказать, что в этой работе нам удалось через иной языковой пласт, сильно отличающийся от русского, увидеть вещи, которые для нас ранее оставались незамеченными (или недоступными) при изучении русского словарного состава. Удалось уточнить некоторые сомнительные моменты в происхождении и осмыслении звуков речи в современном русском языке.

А вернее, получилось через примеры в суварском языке уточнить, что в паре похожих согласных звуков речи русского языка «Ч» и «Ц» основным (или более ранним) нужно считать звук «Ч». А согласный звук «Ц» в этом случае является либо производным из него, либо побочным эффектом последующего изменения языка изначального («праязыка») в сторону распада и разрушения вплоть до его современного состояния.

Частные же моменты новых наблюдений здесь мы указывали сразу же, по ходу рассмотрения примеров по конкретным согласным звукам суварской речи. И повторяться не будем.

На этом мы завершили краткий обзор 14 исконно суварских согласных звуков. Цель работы достигнута: РАНЕЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ЗВУКОВ РЕЧИ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ И ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДРУГОМУ ЯЗЫКУ – в данном случае, в современной суварской речи.

О чем это говорит, тоже ясно. – Как уже было сказано выше, конечно же, о том, что У РУССКОГО ЯЗЫКА И СУВАРСКОГО ЯЗЫКА ОДИН И ТОТ ЖЕ ИСТОЧНИК – ЯЗЫК ИЗНАЧАЛЬНЫЙ (или иначе его можно назвать единым для всех «праязыком»).

И СМЫСЛ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ У ЗВУКОВ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ И СУВАРСКОМ ЯЗЫКЕ ОДИН И ТОТ ЖЕ.

Алексей НЯНИН, Екатеринбург (март 2015).

 

(по книге: «Истоки суварской речи». – РИТМ. 2015г. – скачать всю книгу бесплатно по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=272 .)

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2152