14.09.15
Почему мы все так уверены в общепринятых стереотипных штампах? Почему ловимся на штамп из рекламы, звучащий так: «все дети любят, а все мамы советуют»… - http://cs1.clodo.ru

НАПОМИНАНИЕ 10 ЛЕТ СПУСТЯ:

 

…Родители часто любят свои представления о собственных детях, а не реальных живых детей. Дети не понимают родительских требований, правил и принципов. Но, желая быть принятыми, любимыми, понравиться родителям, дети стараются соответствовать и следовать тому, что требуют. Так они постепенно теряют свое естество и уходят от настоящей жизни, запутываясь в различных иллюзиях, вываливаемых на них родителями и обществом.

Еще одним важным моментом является то, что погруженные в мир иллюзий, оторванные от естества жизни, родители практически с первых дней общения с ребенком плохо понимают его и его потребности. Поэтому их взаимоотношения строятся почти вслепую, и именно в этом раннем возрасте закладывается основа будущих детских манипуляций.

Вспомните возрастную психологию и особенности развития ребенка в первые годы жизни. Как все это происходило в вашей семье? Мы же в свою очередь напоминаем важные моменты этого периода детской жизни.

Маленький малыш очень связан с родителями. Ему нужны: любовь, внимание, ласка, а еще его нужно кормить, переодевать и т.д. Сообщить о своих потребностях малыш может только плачем. А еще он плачет, если болен или просто потерялся.

Вы знаете о том, что маленькие дети могут «теряться» и плакать? Особенно часто это случается с мальчиками. Просыпается малыш, а мамы или папы рядом нет, и он «теряется». Прибежавшие на плач взрослые кидаются кормить, переодевать или трясти погремушками, в то время как требуется просто «найтись» маме, спокойной и улыбающейся подойти к малышу. Так шаг за шагом складывается пропасть непонимания.

Последствия всего этого порой слишком печальны. Вспомните свое детство. Как часто вас правильно понимали родители и другие взрослые люди.

Все эти проблемы разрешимы, но пытаемся ли мы решать их?

Другие детали этой печальной картины вы можете дорисовать самостоятельно. Мы же, продолжая разговор о манипуляции, хотим подчеркнуть, что именно эти простые непонимания ложатся в основу будущих сложных проблем, а манипуляция и ложь - часть этих проблем.

Оказавшись в такой ситуации и будучи зависимым от мира взрослых, ребенок вынужден искать пути удовлетворения своих потребностей. Манипуляция очень подходит для этого, ведь она проста и удобна.

Малыш плачет и естественным образом запоминает реакцию взрослого окружения. А взрослые бессмысленно мечутся вокруг, пытаясь угадать чего, хочет их дитя. Заведенные плачем ребенка (а плачет ребенок потому, что его потребность не удовлетворяется), родители забывают о природном здравом смысле и достаточно быстро превращаются в придаток своего малыша. Все прихоти малыша выполняются по первому звуку.

Вот вам и первая основа будущих манипуляций. Первый опыт искаженного восприятия мира. Вероятная основа будущей неадекватности, инфантильности, будущих взрослых трагедий. Основа всех войн с миром, миром, который не понимал и не понимает, миром, который непонятен и стал чужим.

Маленький человек, вырастая, порой очень удивляется, когда окружающие его взрослые вдруг перестают выполнять его желания и требования. Получается, что взрослеть и становиться большим плохо, «накладно», хлопотно. Надо самому есть, одеваться и собирать игрушки. Сначала капризы, слезы, а затем и более осознанные манипуляции взрослыми пускаются в ход для возвращения времени, когда буквально весь мир вращался вокруг малыша.

Почему эта ситуация стала типичной для многих семей? Что произошло? Когда?

А произошло это, когда бестолковая суета и сплошная опека взрослых лишила малыша радости и опыта самостоятельного освоения мира. Малыш забыл радость побед и нового опыта. Возможно, он не знает о том, что это может радовать и других, принося ему удовлетворение и счастье.

А ведь если бы взрослые знали этапы развития ребенка и особенности возрастной психологии от рождения до 3-4 лет, помнили о природном естестве и естественных, природных потребностях малыша, всего этого просто бы не произошло.

Малышу бы просто помогали расти, развиваться и раскрывать себя, познавать мир и получать бесценный жизненный опыт. Когда есть понимание, диалог, дополнение, смысл любых манипуляций теряется. Манипуляция - это очень энергозатратный механизм взаимодействия. А природа устроена так, что все энергозатратные механизмы рано или поздно исключаются.

Мы схематично показали механизмы, которые влияют на появление проблемы детских «манипуляций». В жизни все это происходит, разумеется, сложнее. В жизни все очень индивидуально и неповторимо. В жизни эти механизмы бывает достаточно сложно рассмотреть и понять.

В жизни все осложняют социальная гонка, усталость, суета и индивидуальные психологические проблемы, особенности восприятия мира. Многое осложняют стереотипы в представлениях о семье и отношениях с детьми.

Надеемся, что разобранные механизмы помогут вам лучше понимать происходящее именно в вашей семье.

*   *   *

А еще, давайте, обратим внимание на один важный момент, о котором говорит Анна в своем письме:

«Два ребенка. О младшем не пишу, потому что максимум, что от него сейчас ожидаю, чтобы давал поспать ночью и отдохнуть днем. А от старшей ожиданий гораздо больше, и поэтому недовольства ею больше. Поэтому и кажется, что у нас проблемы.

Как только ребенок начинает говорить на языке окружающих, тут же ему начинают объяснять, как надо себя вести. Может быть, не должно быть этого компромисса: "Рисуй что хочешь, а вставай, когда я бужу"? Либо доверять, либо нет. Либо ребенок - это пришедший в семью молодой бог, либо это воспитуемый.

Но если ребенку разрешить делать все, что он хочет, то что из него вырастет?? Ведь подразумевается, что невоспитанный как следует ребенок - это будущий преступник или как минимум плохой человек, плюющий на окружающих и делающий все во вред людям.

Два ребенка. И с первых дней у каждого свой характер. Но ведь если бы ребенок был чистым листом бумаги, то все дети с рождения были бы одинаковыми. Если бы характер задавался генетически, то, по крайней мере, дети в одной семье были бы с одними устремлениями и помыслами. А ведь этого нет! Только что родившийся ребенок уже личность. И все, что могут сделать для него родители - это любить и не мешать!

Но ведь СТРАШНО! А вдруг ребенок не будет знать слова "нельзя"? Вдруг будет причинять боль другим физическую или моральную?.. » Анна К. (01.12.2004г.)

Да, именно такой штамп усиленно прививается всем. Педагогика и цивилизация развиваются. А что, преступников становится меньше? Вдумайтесь только в это!

Вдумались? Получается еще один сложный запутанный клубок. Вот и давайте постепенно разбираться вместе, распутывать и этот клубок в поиске концов, самых истоков клубка проблем.

Почему преступник, почему должен знать слово “нельзя”, неужели причинять физическую и моральную боль однозначно плохо? И вообще, вы задумывались о том, кто такие преступники и почему быть ими всегда только плохо? Скорее всего, нет. Почему мы все так уверены в общепринятых стереотипных штампах? Почему ловимся на штамп из рекламы, звучащий так: «все дети любят, а все мамы советуют».

Потому что мы ленимся и не умеем думать, анализировать, делать выводы, нас совершенно не учат этому. Зачем думать? Ведь думать о том, что является общепринятым штампом, не принято, ведь за нас всех уже однажды подумали! За нас уже подумали и решили, а мы, не желая ответственности и ленясь, платим жизнью своей, собирая проблемы и трудности, мечтая о бесконечно далеком светлом будущем. А ведь каждому с рождения самой природой дана возможность быть успешным и счастливым, раскрыть и реализовать себя. И в глубине души каждый из вас помнит об этой возможности.

Нам проще придумать ад, общими усилиями реализовать его на земле, чем начать меняться и менять свою жизнь. А ад очень удобен всем, он оправдывает последствия нашей массовой лени и глупости.

И складывается такая печальная картина постепенно. Когда в каждом ребенке с самого раннего детства ломается и разрушается природная основа естества, природная основа адаптивности. И делается это с благословения нашей современной педагогики и педагогов. Ошибки привычной системы воспитания очень просты, но последствия их слишком печальны.

А глубинная основа проблем современной педагогики и всей системы воспитания скрыта в том, что в основу положены штампы и правила. Причем считается, что их верность абсолютна, однозначна и неоспорима. Подразумевается, что следование им дает положительный результат в любых условиях и ситуациях. Сомнение в них - просто невообразимая вольность. Ведь мы привыкли считать, что они являются основами воспитания, проверенными временем и поколениями людей. Неужели можно усомниться в таком авторитете? Давайте попробуем.

Сначала поговорим о физической и моральной боли. Ответ просто на поверхности. Рассмотрим общеизвестные и социально одобряемые профессии, такие как врач, пожарник, спасатель. Представители этих профессий вынуждены причинять физическую боль другим, спасая им здоровье, а порой и жизнь. Моральную боль вынуждены причинять юристы, работники правоохранительных органов, государственные служащие. Это одна из граней их деятельности, необходимая на данном этапе. И люди этих профессий должны быть готовы к этому, иначе постоянное чувство вины будет разрушать их нервную систему и здоровье. И возможности эти формируются именно в детстве.

А теперь поговорим о преступниках и слове «нельзя». Всегда ли это однозначно плохо и вредно для общества, раз так сильно о нем беспокоимся?

Что означает слово «преступник»? Это тот, кто преступает правила и штампы. Почему мы представляем такими только убийц и разрушителей? Давайте посмотрим шире. Кто способен найти и принести новое? Новое в медицине и живописи, искусстве и кулинарии, науке и строительстве, новое во всех областях человеческой деятельности. Мы все так восторгаемся гениями! А что это за люди? А это те, кто смог, нарушая принятые жесткие правила и слово «нельзя», принести людям свое мировосприятие, свою индивидуальность, свой талант и себя. Многие стараются учиться у этих людей, подражают им, но тому ли они учатся? Как правило, такие люди не поняты при жизни и рано погибают, а ведь все могло бы быть иначе.

Иначе может быть, если принести новое не будет преступлением, а мы все хорошо запомним, что слово «нельзя» является очень относительным и зависит от условий и ситуации. Проанализируйте ваши «нельзя». Так ли они абсолютны? Может, вам откроется дорога к новым и интересным решениям!

Поэтому мы и говорим о своем подходе к воспитанию.

В чем основное различие нашего подхода и традиционного?

Во-первых, мы не считаем, что пришедший в мир ребенок – это чистый лист, на котором гордым родителям необходимо хоть что-то начертать. А иначе, с этой точки зрения, он так и останется либо белым пустым листом, либо там напишут другие, и это непременно будут склонности к преступлениям и антисоциальному поведению. Вместо того, чтобы исправиться и избавиться от преступности и других негативов, общество через родителей и школу начинает постоянно говорить обо всех этих неурядицах ребенку, запугивать и даже ожидать, что из ребенка, скорее всего, получится. И, при этом, почти полное отсутствие положительных примеров и почти полное отсутствие механизмов полноценной личностной самореализации. Ребенка фактически не учат жить. Он с трудом приспосабливается к таким суровым условиям, которые ломают даже взрослых, и разве что каким-то чудом умудряется выживать. Но не будем пока о грустном.

Мы считаем, что ребенок – это Личность, индивидуальность, пришедшая в наш мир. И роль родителей состоит в том, чтобы помочь ей вырасти и раскрыть себя в этом мире. Помочь ей по мере роста узнать современные правила социальной жизни и научиться вписываться, используя эти правила. При этом, подчеркиваем, НЕ ПОДМЕНИТЬ природное «набором правил поведения» в социуме, заглушив природу и талант, а дать раскрыться природному полноценно, но дать раскрыться социально приемлемым образом. А это не так просто – ухаживать и культивировать тонкое и сложное. Проще перепахать все поле и посеять то, что требуют.

Вот так и скатывается традиционная педагогика с «индивидуализации» на «социализацию». Со всеми последующими родительскими проблемами воспитания и будущими социальными проблемами самого общества, создаваемыми ему вчерашними детьми, которых социализировали жестко, согласно инструкциям, будто программировали «компьютеры». В общем, все болезни и изъяны общества – это результат отношения общества к воспитанию детей, а не вина отдельных родителей.

Но это признание современных реалий, которые нужно учитывать, но не повод опускать руки. Это лишь дополнительная сложность для тех родителей, которые умеют чувствовать и беречь природу как в себе, так и в своих детях. У нас нет другого общества, есть только этот, который мы видим вокруг себя. И нам всем продолжать свой род максимально возможным качеством именно в этих условиях. Без оправданий. Думая только о том, как в этих самых условиях добиться максимально лучшего качества. Потому что речь идет о судьбе своих любимых детей!..

А отношение к ребенку как к Личности, получается, не совсем воспитание в традиционном понимании классической педагогики. Мы называем это другим словом для большей точности и понятности. Точнее, мы просто будем избегать слова «воспитание», исключая и то, что несет это слово в современной педагогике (это – дрессировка и лепка, насилие и давление, авторитет и безусловная правота взрослых и воспитателей).  …

 (ЦСкА. 2005г.)

(Из книги: XXI век и психология людей новой цивилизации. Книга 3: Воспитание сочувствия, или психология педагогики…)

 

P.S. Всю книгу в формате PDF можно заказать http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", август 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2155