23.10.15
Обложка книги. – Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2015.

(Продолжение проекта «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ». Начало см. в номерах «ЗОВУ РИТМ» за апрель, июнь и сентябрь 2015г.)

…И чтобы совсем было понятно, добавим, что СЛОВА НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВУЮТ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, А ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ИЗ ЦЕЛОСТНОЙ СОВОКУПНОСТИ ВСЕЙ ЖИВОЙ РЕЧИ ОСМЫСЛЕННЫМИ ГРУППАМИ («гнездами», «ветвями» или «гроздьями»).

К таким группам на самом деле относятся не только «родственные» слова (или «однокоренные»). СЛОВА В ЦЕЛОСТНОЙ ЖИВОЙ РЕЧИ МОГУТ ВЫДЕЛЯТЬСЯ ПО СХОДНЫМ ИЛИ ПОХОЖИМ СЛОГАМ. А это значит, что существуют группы слов не только по тому или иному «корню» («однокоренные слова»). Но и по той или иной «приставке» («одноприставочные слова»), по тому или иному «суффиксу» («односуффиксальные слова»). Но они слабо изучаются или вовсе не изучаются с точки зрения смысла по той причине, что совершенно утеряны их живые смыслы (недаром они объявлены «служебными», не имеющими самостоятельного значения). Более-менее изученной областью являются лишь «однокоренные слова», составлены еще в прошлых веках разнообразные «корнесловы».

Надо всегда помнить, что в Живой Речи нет ничего бессмысленного! Это касается и тех слогов живого слова, которые сегодня считаются лишь «приставками» и «суффиксами».

А это уже само по себе основание для того, чтобы для проверки правописания найти похожую форму в группе слов. По нашему мнению (хотя все возможные варианты в богатом русском языке не проверяли), МОЖНО ПОДОБРАТЬ ПРОВЕРОЧНУЮ ФОРМУ (ИЛИ СЛОВО) ДЛЯ ЛЮБОГО СЛОВА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО ТРУДНОСТЬ В НАПИСАНИИ – по похожему «корню», похожей «приставке», похожему «суффиксу». И осмыслить, почему именно так.

СМЫСЛ – ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ.

НЕТ НИКАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАУЧИВАТЬ НАПИСАНИЕ СЛОВ БЕЗ ПОНИМАНИЯ СУТИ, А ПОЛЕЗНО И ПРИЯТНО ДУМАТЬ, ОСМЫСЛЯТЬ И ПОНИМАТЬ ЖИВОЙ СОСТАВ СЛОВА! Это развивает ум и творческие способности, открывает невероятные глубины и сокровища Родной Речи.

 

1.

В подтверждение можно привести ряд примеров.

Но перед этим следует непременно сказать вот о чем. В современных словарях этого не видать, потому что в них толкование слов оторвано от истоков и сами слова далеки друг от друга, толкуются в отрыве от целого, сами по себе, а еще впустую ссылаются друг на друга, не давая исчерпывающих ответов (водят по кругу, чтобы ищущий блуждал без конца).

А на самом деле КАЖДОЕ СЛОВО – ЭТО ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ, ОТ САМЫХ ИСТОКОВ ДРЕВНИХ НЕСУЩИЙ СВЕТ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕКУ. И слово может существовать только в Живой Речи, как органически целом явлении.

Говоря о слове, нельзя обойти вниманием и знания, с ним связанные. Они ведь тоже от самых истоков. И открывают нам правду о мире, мироустройстве и человеке.

ПОЭТОМУ ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОСТО УЧИТСЯ ПИСАТЬ ГРАМОТНО, ВИДЯ СМЫСЛ КАЖДОГО ЗВУКА В СЛОВЕ. ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЯ О СЕБЕ И МИРЕ, ПОНИМАНИЕ ТОГО, ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ ВОТ ТАК ГОВОРИТСЯ И ПИШЕТСЯ, А НЕ ИНАЧЕ.

Но в суете будней, когда незаметно пролетает год за годом, об этом мало кто вообще помнит. Вот возьмем простое слово «СОЛНЦЕ», которое часто сегодня пишется с ошибкой, без знания состава слова и на слух: «сонце».

Обратите внимание, что происходит в таком случае с людьми и на что многие не обращают внимания? Сегодня все, от детей до взрослых, от школьного учителя до академика или доктора филологических наук объясняют так, как учили еще в школе: мол, «нужно подобрать проверочное слово, чтобы все буквы были на месте, чтобы не ошибаться».

Это ведь даже не их вина, это уже просто общая беда! Беда на развалинах родного языка! Беда, которую даже и не замечают: настолько она привычная на фоне тысяч и тысяч подобных бед!

Такова современная не просто формализованная логика в этом процессе, но еще и противоестественная, направленная на механизацию мышления и разрушение мыслительных способностей. Наверное, люди шибко умные, и немного «поглупеть» им не помешает, да? Чтобы они никогда не стали гениями мысли и богатырями духа человеческого?

Попробуйте хоть раз или впервые подумать, ЧТО в этом случае происходит с человеком!

Современному человеку предлагается в быстром потоке устной речи каждому слову для написания еще подбирать и проверочные слова (вместо того, чтобы не отвлекаться, следить за ходом мысли, идти за ходом мысли).

Во-первых, в этом случае его мысль уже пошла одновременно в разные стороны (это тот привычный разрушительный «микровзрыв» или «раздрай», который даже не замечается): на дальнейшее слушание, на значение слова, на проверку написания и т.д., вплоть до разных ассоциаций в памяти в связи с этим словом.

Какое же может быть внимание к таким «микровзрывам» в сознании, когда люди дожили уже до того, что не успевают реагировать даже на взрывы бомб, в которых гибнут люди, далекие и близкие?! Тем более, кто теперь вообще подумает, что взрывы бомб на улицах и в домах – это следствие разрушения сознания, непорядок в миропонимании и правильной организации человеческой жизни. Следствие «микровзрывов» в сознании, разрушения сознания и мыслительных способностей. От невозможности четко отслеживать, из чего что следует! Ведь для этого ум должен быть в сохранности. А если ума нет, и вместо него только набор установок «делай вот так»?

Во-вторых, в толковом словаре нет полноценного толкования слова, о чем сегодня многие, глядя на толстенные тома словарей на книжных полках, даже не подозревают. Наоборот, полным-полно дезинформации, ложных толкований.

В-третьих, вместо всецелого сосредоточения внимания на сути, смысле и энергетике слова, оказывается, по современным рекомендациям нужно параллельно быстро перебирать другие формы этого слова или искать похожие, чтобы убедиться в том, что ни одна буква не пропущена, что слово написано так, как этого требует современная орфографическая норма! Как видно, из людей делается некая «счетная машинка» или «компьютер», который перебирает почти все варианты и подставляет нужное. И люди настолько привыкают к такому положению (совершенно излишним невероятным перегрузкам мышления и стрессам), будто так и должно быть.

И, не задумываясь, бегут дальше! Куда? К «успеху», к очередным «микровзрывам» в сознании, или чтобы раньше всех прибежать к финишу, своему последнему часу?

А ЖИТЬ И МЫСЛИТЬ КОГДА? А для чего, зачем все это, что с нами происходит сейчас? Ради чего «пробежали» через годы от рождения до смерти?

Была ли хоть одна своя мысль за все это время, Богом посланная, или так всю жизнь и повторяли только чужие, воспроизводили вот так сторонние установки, типа: «чтобы правильно написать слово, нужно подобрать проверочное»? Или как еще другой скажет, возражая: «это слово требует запоминания, потому что непроизносимую согласную "л" проверить очень сложно». Особенно во время письма, когда нужно успевать записывать и некогда проверять.

А зачем нужны такие установки? Никогда не пробовали усомниться в этом?

Хорошо. Ну, подобрали вы ряд проверочных слов: «соЛнце - соЛнышко – соЛнечный». Что дальше?

Кто-то скажет: «все, больше ничего и не требуется»!

В этом месте 999 из тысячи побегут дальше, к финишу. А один задержится, задумавшись на миг, а затем, видя, что следующая тысяча, даже не проверив, также мчится к финишу со своим неправильным «сонцем», устремится догонять! Что тут думать-то? В словаре о солнышке все равно больше «дневного светила» не найдешь! Проверочное слово нашли. Что еще надо-то?

А КТО ЖЕ БУДЕТ ЖИТЬ И МЫСЛИТЬ?

Может быть, из-за того, что все время бежали туда, куда гонят, и поверили в то, что «люди произошли от обезьян»? И если завтра выйдет указ, что с такого-то числа будет считаться, что «обезьяны произошли от людей», ничего не изменится. Постепенно внесут поправки во все справочники и учебники. И побегут дальше, к финишу…

Не надо думать, что мы здесь кого-то критикуем. Нет в этой картине на самом деле ничего грустного и печального. К сложившемуся положению мы относимся здраво и трезво. Мы ничего не скажем для того, чтобы переубедить кого-то, доказывать что-то. Зачем? У нас нет задачи пытаться как-то изменить закон естественного отбора в природе.

«Бегущие к финишу» ведь тоже для чего-то нужны, у них своя ниша в природе и обществе. Им некогда или даже не под силу понять некоторые вещи. И для них созданы словари – «чтобы быстро найти ответ», или «чтобы найти проверочное слово». Разумеется, в такой форме, чтобы не задавали лишних вопросов. И ничего страшного, если они ошибутся в написании слова «солнце». Ведь они же не боги!

 

2.

А теперь изложим ориентиры для тех, кто сомневается в заданных установках. Кто самостоятельно ищет ответы и путь к Богу. Кто мыслит! Кто знает, что если даже нет нигде исчерпывающих ответов, то есть верные направления поиска пути и поиска смысла!

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы знать проверочное слово «соЛнышко» для правильного написания слова «соЛнце»?!

Но ведь ищущему большой смысл этого мало!

И любознательному хочется знать больше того, что «СОЛНЦЕ, солнышко ср. наше дневное светило; величайшее, самосветное и срединное тело нашей вселенной, господствующее силою тяготения, светом и теплом над всеми земными мирами, планетами. Солнце, а в наречиях славянских слонце, слунко и сонце, сунце, на прочих европейских языках также сходно…» (по словарю В.И.Даля)

Хочется знать, почему именно «солнце», откуда взялся именно такой набор звуков или букв, а не «йоклмн» или еще как-то иначе?

О составе слова современный «Морфемно-орфографический словарь» указывает: «со́лнц/е».

И все, никаких обоснований!

И смотрит дальше любознательный человек в этимологический словарь, чтобы узнать происхождение слова, а там ему с умным видом предлагают что-то не очень вразумительное, типа:

«СОЛНЦЕ. Общеслав. Суф. образование (суф. -ьце < -ько) от исчезнувшего сълнь (ср. диал. посолонь "по солнцу", усолонь "тень", солнопек "солнцепек" и т. д.), суф. производного (суф. -нь) от того же индоевроп. по своему характеру корня, что др.-прус. saule "солнце", лат. sol — тж. и др.»

Сплошное разочарование. Стоило ли тратить время! Не правы ли после этого те, кто не утруждает себя поисками, откуда слово «солнце», и не сильно стесняется своего ошибочного написания «сонце»?! Нам здесь фактически ничего не сказали о происхождении слова, кроме указания на его «обломки» в других языках, типа латинского «sol».

Вы поняли? Повторяем еще раз!

Во-первых, из морфемного словаря мы не узнали состав слова «солнце».

Во-вторых, из этимологического словаря мы вовсе не узнали происхождение слова «солнце».

Видите, как хитро! Вроде бы ответы и даны (кто бы сомневался, держа в руках эти толстые тома). А по сути ничего не сказано!

Но мы не зря перед этим, в начале книги, много страниц уделяли тому, чтобы описать, как современная лингвистика дошла до «морфемного анализа» слова и откуда растут ноги современной безграмотности большей части населения. Описали, чтобы потом не повторяться и не отвлекаться на это по каждому слову.

Вот теперь и продолжим дальше, не повторяясь и не уходя в сторону.

Кому что будет не совсем ясно в наших указаниях по ходу словообразовательного разбора, перечитайте статьи «ПОВТОРЕНИЯ» в начале книги.

Если этого мало, в конце книги есть СПИСОК НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ с итогами десяток лет исследований для обоснования того, что мы кратко указываем здесь для того или иного слова.

В данном случае для слова «Солнце».

 

3.

Дальше мы здесь о составе и смысле слова «солнце» расскажем давно позабытое, но очень важное. И этот рассказ навсегда заставит запомнить написание слова «солнце» без всяких там проверочных слов!

Для того чтобы узнать исконный состав слова, нужно восстановить все утраченные звуки до открытых слогов. В данном случае получится: «со-лЪЪ-це».

И проще простого узнать, а какие же гласные звуки «спрятались» за знаками «Ъ», т.е. редуцированы (не произносятся) в этом слове.

По современным правилам с этой целью можно подобрать проверочные слова, типа: «посОлОнь» («по солнцу»). Кто знает это проверочное слово, тот видит даже целый слог «ЛО», а не просто один согласный звук «Л», и поэтому уже никогда не ошибется в написании слова «соЛнце»!

Но знающие исконный состав слова не ошибутся и без проверочных слов. Они не нуждаются в формальной проверке. Потому что для них слово «Солнце» - это не просто слово. Для них это целая мысль! Более того - знание, посланное людям из глубин живой Древности, со времен единого для всех Языка изначального. Читайте сами:

СО ЛОНО ЦЕ

(в переводе на современный: СО - «совместная, общая», ЛОНО – «среда обитания, место или истоки рождения, чрево или недра», ЦЕ – «целого, или человека, или человеков»)

- в итоге, «общая среда человеков», или «общее место рождения человеков, родина человеков».

Современные люди еще могут сомневаться в этом из-за неполноты своего образования, а предки, владеющие знаниями о живой энергии и своей личной энергетикой, четко знали, что солнце и есть «общая для всего живого родина человеков»! Это как завещание потомкам помнить об этом. Завещание в одном слове.

В таком прочтении читатели даже формально не могут не увидеть родственного («однокоренного») слова «Солоно, Соль». Тем более в латыни и «солнце» обозначается этим же набором звуков: «sol». Отсюда у нас слова: «солярный, солярий». Тоже с солнцем связанные.

А вы знаете, что даже современный этимологический словарь указывает, что у слова «соль» тот же корень, что у слова «сладкий»?

«СоЛь» - «СъЛадость», потому что в начале современного слова «сладкий» стоит то же самое древнее слово «СО», которое сейчас выступает в словообразовании либо как предлог, либо как приставка.

Но что же все-таки общего между «солнцем», «соленым» и «сладким»?

Изначальный смысл звукосочетания «СОЛО» можно сформулировать как «общая энергия». А если расшифровывать полностью, по звукам, то можно передать приблизительно так: «С – суть, сосредоточение, О – слияние, совокупность, Л – внутренняя энергия, структура, содержание, О – слияние, совокупность», т.е. «средоточие общей внутренней энергии».

Эта «энергия жизни» есть и в соли, и в сладком, и в солнце! Вот почему настолько близки эти слова, что являются родственными по происхождению, по смыслу и отчасти даже по современной форме.

Разве кто ошибется в написании, если знает, что в слове «СОЛнце» есть «соЛь»?!

 

4.

Есть смысл остановиться и на второй (или уже третьей) части слова – на звукосочетании «ЦЕ» в слове «солнЦЕ». Надо сказать определенно, что оно является производным от слога (или даже древнего слова) «ЧЕ», потому что в паре близких по смыслу звуков речи «Ц» и «Ч», согласный звук «Ч» является основным, исходным.

Причины происхождения (выделения) из него звука «Ц» пока не совсем понятны. Да и звук речи «Ц» по историческим меркам «отвердел» совсем недавно, где-то на рубеже XVI-XVII веков, а до этого был достаточно «мягким», почти как звук «Ч».

Но даже сегодня мы четко видим в этом месте чередование согласных «Ц // Ч»: «солнЦе – солнеЧный».

Из-за этого сходства мы, хотя порой и указываем, что «ЦЕ» - можно понимать как «ЦЕлое», предпочитаем - по смыслу - видеть вместо «ЦЕ» все-таки «ЧЕ».

А вот «ЧЕ» наши предки предпочитали понимать в таком смысле, как мы сегодня понимаем слово «человек» (ведь и сегодня часть молодежи, как-то интуитивно что ли, слово «человек» в разговорной речи сокращает до «чел»).

Что звукосочетание «ЧЕ» точно связано с «человеком» ясно и по русскому сохранившемуся слову «Чело» (лоб), и по санскритскому «Чела» (ученик).

«ЧЕ» - это, по изначальному смыслу звуков, приблизительно «распространение живого во всей полноте», как бы рост. А если добавить еще смысл «ЛА» - «гармоничное состояние, ладное», то в мысли «распространение живого во всей полноте гармоничного состояния» не так трудно увидеть слово «чела» в значении «ученик»: ведь ученик растет и совершенствуется!

Более того, мы в предыдущих работах указывали, что даже современное слово «человек» - это на самом деле влюбленная пара полярно противоположных двух «ЧЕ», мужчины и женщины: ЧЕ + ЛАВЕ + ЧЕ.

И, наконец, надо в заключение добавить, что слово «солнЦЕ» не единственное в такой форме.

Если рассматривать форму слова, то есть еще такой же конструкции слово «сердЦЕ» - как «середина ЦЕлого». Или - после уточнения по чередованию согласных «Ц // Ч» - «середина ЧЕловека». Тем более и здесь есть современная проверочная форма по чередованию: «сердеЧный»...

(Продолжение следует)

(Внимание! Скачайте весь проект «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ» в виде электронной книги по ссылке на странице: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=273. Там гораздо больше материала, чем здесь, в журнале)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2165