26.10.15
Что получается сегодня с основной массой одаренных детей в спорте? - http://fotohomka.ru/112031-kartinki-deti-zanimajutsja-sportom-1-download.html

Мы много говорим о разрушении современного общества, о его нелепости и деградации людей. О трагических последствиях всего этого процесса. Но в чем же эта трагедия сегодня выражается? В чем современная глупость и деградация людей?

Все предельно просто. У нас в русской традиции и примеры, описывающие это, есть. Вспомните, глупого медведя из русской народной сказки «Вершки и корешки». Медведя, рассчитывающего на лучшую часть мужицкого труда, не делая для получения урожая или плодов фактически ничего. Вспомнили? В современной интерпретации, медведь претендовал сразу на прибыль, отказываясь брать на себя ответственность за целое и отказываясь от любых затрат и вложений. Мужику в сказке пришлось выкручиваться, а народ таким образом высмеивает глупость такого ограниченного подхода. И неважно, по сути, вершки или корешки медведь забирает. Пока он не видит целого и где что получается, он будет в проигрыше. Рыночная экономика, воспевающая «прибыль» и «сверхприбыль», работает как раз по этой схеме. Не учитывает и разваливает целое. В этом ее паразитическая сущность. Если взять такой растительный пример, ей сразу нужны «плоды» (прибыль, результат)! И неважно, на каком ресурсе они получены – на человеческом или природном. Ведь такой расчет - это нелепый, ограниченный, как бы «детский» подход – растаскивать то, что пока есть. Так разваливали систему образования, пока было что разрушать, пользуясь при этом ранее созданными «плодами». Образование, как одна из важных сфер общества все это ярко отражает и высвечивает.

Начнем с наглядного примера. Примера работы с одаренными детьми в спорте. На первый взгляд, все здесь понятно и предельно просто. Но это только на первый взгляд. Каждый тренер-преподаватель чем-то напоминает старателя на золотом прииске. Сколько нужно увидеть, отсмотреть детей, чтобы найти того или тех, с кем интересно, а сегодня еще и выгодно заниматься дальше. Работая уже не один год в физкультурно-спортивном образовании, внедряя свой проект, непосредственно общаясь с тренерами, родителями, детьми, постоянно сталкиваешься с неоправданным консерватизмом. Консерватизмом, основанным порой на простом страхе отойти от привычного, заученного, вдолбленного. И правда старатели. Упорные, трудолюбивые, работящие, но!

А вот этих самых «но» слишком много.

Спорт высших достижений и массовый спорт. То, что они могут качественно и очень эффективно дополнять друг друга, для одних уже решенная задача, найденный и наработанный опыт, а для других большой вопрос, пока что нерешенная и даже неразрешимая задача. Увлеченные тренеры, как правило, мечтают найти свою золотую жилку, «бриллиант», или, на худой конец, «жемчужинку». У каждого свои технологии поиска, хитрости, даже причуды. А проблема, думается, надуманная. Без массового спорта «жемчужины» и «бриллианты» не найти. Уж о золотой жиле и мечтать нечего! В современном спорте это видно достаточно ясно. Как правило, одаренных детей не хотят искать, отбирать, выращивать. Большинству хочется чуда – чтобы одаренный ребенок неожиданным образом «свалился» им на голову. Уже готовый, настроенный на серьезную работу, знающий свои возможности и предназначение. Но разве не ясно, что такой весь «готовый» и «одаренный» и искать будет такого же одаренного тренера. А вот это в голову искателям чуда как-то не приходит.

Наверное, сравнение тренера со старателем в данном случае несколько преувеличенное. Старателем, а может, и ювелиром, надо еще стать. Ведь в природе любой самородок слишком непригляден в состоянии руды, в еще необработанном виде. Его мало найти, его надо качественно обработать, правильно огранить. А для этого нужен талант мастера. Ювелиры ценились, ценятся и будут цениться всегда!..

В итоге, что получается сегодня с основной массой одаренных детей в спорте? В условиях, когда массовый спорт в загоне и когда дворовых клубов практически нет (они успешно развалены). Одаренные дети теряются, словно ценные самоцветы в отвалах пустой породы. Теряются, потому что одаренный ребенок, как правило, неудобен тренеру. И с этим почти неизбежным фактором мало кто из тренеров готов считаться. Убедить их в этом тяжело. Тренеру проще с обычным ребенком, со средними способностями. Тренеры готовы дрессировать, муштровать, ломать детей. Чем это кончается, тоже известно. Дети в этом случае бросают спорт, а тренеры критикуют современных детей, вот они такие-сякие - и набирают новых. Они совершенно не готовы отбирать их, учитывая психофизиологические особенности детей, их склонности и таланты…

Выходит, что мы одаренных детей в спорте теряем. Верней, мы их даже не находим. А найденных зачастую просто ломаем. И лишь единицам удается, пройдя все препоны, достичь того или иного результата. При этом в спорте еще неоправданно высокий травматизм.

 

А ведь по идее возможно достигать оптимальных результатов за счет более эффективного, более физиологичного использования детского, а может, и тренерского ресурса. Результат, который позволяет сохранять и развивать природные физиологические, психофизиологические задатки ребенка. И это получится, между прочим, в противовес результатам современного спорта, спорта высокого травматизма, приводящего порой даже к трагическому финалу.

Образование - великая вещь. Всех можно научить чему угодно. Но насколько это рентабельно? Возможно, крокодил, научившийся летать, - это здорово! Но какие потребуются затраты на обучение и достижение такого результата? И самое главное, насколько необходим крокодилу полет, насколько он физиологически оправдан для него?

Если пока не касаться всей системы образования, а посмотреть только на примере физкультурно-спортивного образования, то уже возможно изменить сложившуюся в этой сфере ситуацию или хотя бы скорректировать ее. Возможно отбирать и увлекать талантливых детей. Находить тот спорт, который будет подходить, соответствовать психофизиологическим особенностям ребенка. Спорт, который будет раскрывать, развивать способности, не ломая, а усиливая то, что дано природой. Опыт показывает, что одаренные дети есть везде.

Но тут как раз есть сложности.

Во-первых, вопрос в том, насколько это нужно сложившейся на сегодня «системе»?

Во-вторых, в устоявшейся «психологии» взрослых, непосредственно работающих сегодня с детьми. Например, знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы своих воспитанников? Правда же, странный вопрос, с точки зрения тех, кто уже годами работает с ними? А как же может быть иначе?

Вот так большинство родителей, педагогов, тренеров совершенно уверено в том, что прекрасно знают своих детей и воспитанников! А ведь реально они порой не только плохо знают детей или не знают детей вовсе. Немало среди них и тех, кто как бы придумывает детей, потому что не видит, какие они на самом деле. А уж отобрать одаренных для того или другого спорта или вида деятельности невозможно вовсе. Хотя наверно можно случайно угадать.

Тема эта неоднозначная и многоплановая. Поэтому показать здесь, в рамках небольшой статьи, все несоответствия между реальными детьми и представлениями взрослых о них невозможно. Лучше всего разбирать такие вещи конкретно, на практике или на совместных практических занятиях. На таких занятиях можно показывать новые возможности диалога между детьми и взрослыми, их совместное творчество, поиск новых форм взаимодействия.

 

Примеров можно привести много, но в данном случае их достаточно для общего представления о том, что есть и что возможно изменить в лучшую сторону. Поэтому можно на основе сказанного сделать ряд пока что общих выводов. Может быть, они будут касаться не только спорта, а всего «народного образования» в целом. Ведь в спорте проблема фактически лежит на поверхности. Одаренных детей в спортивной сфере отбирают плохо по ряду причин, основными из которых являются отказ от массового спорта и неверное представление о современных детях. Понятно, что они решаемы. Вопрос в «системе» и психологии тех, кто сегодня работает с детьми, что в нашем примере и показано.

Мы недаром указываем на это. На вопрос в данном случае нужно смотреть шире и глубже: А КАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО И КАК ЕГО ПОЛУЧИТЬ? Ведь здесь мы пишем не для тех, кто уповает на «систему», что бы там ни творилось. А пишем для тех, кто ищет новые, реальные возможности для себя и для своих детей, чтобы получать высококачественные знания для жизни.

В любом случае, учитываем это мы или не учитываем в своих рассуждениях, для получения результата нужно ЦЕЛОЕ и понимание этого целого. Необходим системный подход, который в современных представлениях и теориях завуалирован или нарочно игнорируется.

Ведь ясно, что спорт высоких достижений невозможен без массового спорта.

Точно так же, между прочим, невозможна никакая «рыночная экономика», если бы не была до этого живая система народного хозяйства и природопользования. Люди жили себе и жили, ориентируясь на житейскую здравую экономику. А потом, как медведь в сказке, пришла паразитическая, по сути, «рыночная экономика», чтобы делить и захватывать «плоды». Она сама по себе в принципе невозможна без живой основы – человеческого и природного естественного ресурса, который существует и восстанавливается совсем не так, как его описывают современные «рыночные» экономисты.

Так же и в образовательном процессе. Для жизни нужны настоящие знания, на уровне многовековой народной мудрости и наследия знаний предков. Это та основа, на которой держится всесторонняя и полноценная жизнь каждого человека и всего общества. Для реальной жизни нужны настоящие знания, естественные (их нужно искать и получать полноценное образование для себя, «для жизни»). Без них на самом деле не может существовать даже та официальная система образования, которая как бы обучает и выдает документы (как и в приведенных выше примерах по спорту и «рыночной экономике»). Но ведь при этом пока что мы вынуждены вписываться в ту «систему», которая есть, и учиться по современным стандартам образования для получения документа, без которого в систему не попасть. Хотя ясно, что ограничиваться только «образовательным стандартом» - это все равно, что быть «деталью» искусственной системы, от которой полностью зависишь.

Отсюда же следует и другой практический вывод. Будучи неполноценной (или искусственной, ограниченной), современная система образования не принимает (или отторгает) «системщиков», т.е. людей с полноценными знаниями, с системным мышлением. В этом смысле она «работает» на распад, разложение. И показывает на самом деле умным (т.е., по сути, «системщикам»), что им нужно искать свой путь, идти по своему пути. А это означает фактически возвращение к естественным Знаниям, по которым прежде фактически веками строилась человеческая жизнь, природосообразная и ладная.

Вот такая ситуация в современном обществе и современном образовании, на наш взгляд. Как быть в этой ситуации людям? Как учить своих детей? Как помогать детям в этом обществе жить, учиться и адаптироваться? Какие знания получать? Очень многое зависит от выбора, понимания и осознанности взрослых. И достойный результат возможен лишь при учете целого.

В любом случае, думать, решать и выбирать вам.

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2015г.)

 

Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2015

 

Все права сохранены  ©  Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=2170